До какой бы то ни было работы с изображениями вам следует узнать, как от-
крывать и просматривать файлы в Photoshop. Эта программа умеет работать с множеством графических форматов, а у вас есть возможность различными способами отображать документы на экране, варьируя размеры окон и масштаб.
В этой главе будут также рассмотрены методы сохранения результатов работы, поскольку, если не сделать такого сохранения, все результаты будут утрачены при выходе из программы.
В заключение первого урока мы рассмотрим различные способы получения исходных изображений для обработки: сканирование, использование фотографических компакт-дисков или цифровых фотокамер - и сопоставим их, учитывая стоимость процесса и конечное назначение редактируемого изображения.
Программа Photoshop способна открывать файлы изображений, записанные в большом количестве форматов. Под форматами файлов понимают разнообразные способы хранения информации, различающиеся в зависимости от того, каким образом будут использоваться сохраняемые изображения: предназначаются ли они, скажем, для печати или для показа на страницах Web-узлов сети Internet (подробнее о форматах файлов см. Приложение В, "Форматы файлов").
В операционной системе Windows формат файла связан с расширением имени, подобно тому как расширение .doc соответствует файлам документов текстового процессора Word. Вот некоторые из распространенных форматов файлов изображений:
Пользователям компьютеров Macintosh везет больше: им не приходится задумываться о соответствии имен и форматов файлов. Файлы операционной системы Mac OS включают разделы, называемые ветвью ресурсов (resource fork) и ветвью данных (data fork). Последний раздел содержит, очевидно, данные, представляющие суть документа, а вилка ресурсов сообщает об информации, хранящейся в файле, будь то графика, текст или даже звук. Однако пользователям системы Windows нет смысла горевать по поводу необходимости обязательного использования расширений имен файлов. Расширения - это, конечно, определенное неудобство, но разобраться в них не так уж и сложно.
В программе Photoshop наиболее распространен "родной" для нее формат .psd. В нем хранятся собственные документы Photoshop. Этот формат позволяет сохранять изображения в любом из цветовых режимов (modes), поддерживаемых программой (подробное описание цветовых режимов и моделей вы найдете в главе "Урок 4: цветовые режимы и модели"). Пока что можете считать, что цветовые режимы - это различные способы передачи программой Photoshop информации о цвете в изображении. Файлы PSD также содержат информацию о слоях (layers) изображения. Никакие другие форматы не позволяют этого делать (обратитесь к главе "Урок 8: слои" за дополнительными сведениями о слоях). В большей части рассматриваемых в этой книге упражнений мы будем иметь дело с собственным форматом Photoshop.
Негативную сторону того, что формат .psd является собственным для Photoshop, составляют возможные затруднения при попытке загрузить файлы такого типа в другие программы обработки изображений. Поэтому, если вы хотите обмениваться информацией между приложениями, печатать или публиковать графику в World Wide Web, не сохраняйте изображения в формате .psd.
Ниже перечисляются некоторые типичные форматы с кратким описанием их особенностей.
Все эти форматы доступны в окнах диалога, вызываемых следующими командами сохранения файлов, располагающимися в разделе Файл (File) основного меню: Файл - Сохранить (File - Save), Файл - Сохранить как (File - Save As) и Файл - Сохранить копию (File - Save a copy).
Если формат файла распознается программой Photoshop, то все, что требуется сделать для открытия изображения, - это дважды щелкнуть на его имени. При этом автоматически запустится и программа Photoshop.
Бывает, что при двойном щелчке на имени файла определенного формата операционная система не распознает его как файл, который требуется открыть, запустив программу Photoshop. В подобный ситуации можно поступить двумя способами: открыть файл через меню Файл (File) программы Photoshop или, если вы работаете в системе Windows, зарегистрировать файл, связав его с Photoshop.
Чтобы открыть файл с помощью меню Файл (File) программы Photoshop, выполните следующие действия:
Операционная система Windows 95 внесла огромные усовершенствования в пользовательский интерфейс IBM-совместимых компьютеров, но для определения типов файлов, как мы уже говорили ранее, все еще требуются трехсимвольные расширения, так что, если имя файла не имеет расширения, следует его добавить.
Этот совет предполагает, однако, что вам известен тип файла, с которым вы работаете. Если это не так, можно попытаться открыть файл при помощи команды Файл - Открыть как (File - Open As). Если и это не поможет, то, скорее всего, файл поврежден и его структура нарушена.
Открыв файл, сохраните его, выбрав команду меню Файл - Сохранить (File - Save), и программа Photoshop автоматически добавит к имени файла нужное расширение.
В системе Windows открытие файлов изображений некоторых форматов может быть сопряжено с определенными проблемами, поскольку они связаны с другими прикладными программами. После двойного щелчка на имени файла c расширением .bmp по принятым в системе Windows соглашениям запускается встроенный графический редактор Paint. Или, как это имеет место на моем рабочем компьютере, при двойном щелчке на имени файла типа GIF загружается броузер Netscape, а не Photoshop. Это, конечно, не слишком большая неприятность, но она может вызывать раздражение. Для ее разрешения следует связать все типы графических файлов с программой Photoshop, выполнив перечисленные ниже действия.
Теперь при двойном щелчке на имени файла данного типа операционная система будет знать, что следует открыть его с помощью программы Photoshop. В итоге достигается реальная экономия времени.
Некоторые графические файлы нельзя открыть с помощью команды Файл - Открыть (File - Open). Их приходится импортировать в программу Photoshop. В основном это относится к файлам, отвечающим стандарту TWAIN и получаемым в результате ввода изображений с помощью сканеров. Выяснить подробности по данному вопросу можно, обратившись к документации на используемый вами сканер.
Импорт файлов требуется также в том случае, если предполагается их редактирование в так называемом режиме Quick Edit (Быстрое редактирование). Он позволяет выполнять обработку больших файлов формата TIFF или Scitex. В этом случае вместо того, чтобы загружать файл целиком, когда редактирование в связи с большим размером изображения будет идти медленно, можно открыть лишь часть файла, выбранную с помощью окна диалога, показанного на рис. 1.5.
Для импорта файлов с целью обработки в режиме Quick Edit (Быстрое редактирование) выполните следующие действия:
Чтобы сохранить изменения, внесенные при работе в режиме Quick Edit (Быстрое редактирование), выберите команду меню Файл - Экспортировать - Сохранить после Quick Edit (File - Export - Quick Edit Save). В результате файл будет обновлен с учетом внесенных изменений.
Программа Photoshop способна на большее, чем открытие готовых файлов. Создание нового изображения с помощью Photoshop не намного сложнее, чем открытие файла. При этом следует только задать несколько дополнительных параметров. Необходимость создания нового документа возникает в тех случаях, когда требуется начать рисование графической работы с чистого листа или когда такой чистый лист нужен в качестве основы для объединения нескольких изображений. Операция создания нового документа подобна раскрытию альбома для рисования на чистой странице.
Выберите команду меню Файл - Новый (File - New), и вы увидите окно диалога Новый (New), показанное на рис. 1.6.
Введите имя нового файла, например Test1, в текстовом поле в верхней части окна диалога. В последующих разделах содержится краткое описание остальных параметров данного окна, что поможет вам правильно выполнить действия по созданию нового файла.
В группе Размер изображения (Image Size) окна диалога Новый (New) устанавливаются размеры будущего изображения, то есть высота и ширина в пикселях, дюймах, сантиметрах, пунктах, пиках или колонках (последнее относится только к ширине). Выбор единиц измерения производится с помощью списков, раскрывающихся при щелчке на кнопке с маленькой треугольной стрелкой справа от наименования единицы измерения. Выберите наиболее удобную для вас единицу измерения.
Реальные размеры документа в пикселях зависят от разрешения изображения, заданного в текстовом поле Разрешение (Resolution) окна диалога Новый (New). Если, например, там указана величина 72 пикселя на дюйм, как принято при подготовке графики для Web-страниц, а высота и ширина установлены в 1 дюйм, то размер изображения составит 72x72 пикселя и его вид на экране будет совсем иным, чем при разрешении в 300 пикселей на дюйм, когда размер изображения будет составлять 300x300 пикселей (см. рис. 1.7).
Попробуйте проделать подобный фокус сами. Создайте несколько новых документов, установите для одних разрешение в 72 пикселя на дюйм, а для других - 300 пикселей на дюйм и посмотрите на результат. Можно сделать так, чтобы в окнах документов отображались линейки, как показано на рис. 1.7, выбрав команду меню Просмотр - Показать линейки (View - Show Rulers).
Заметьте, однако, что чем большие размеры будет иметь созданное изображение, тем больше памяти будет расходоваться для работы с ним: оперативной - чтобы открыть и редактировать файл, и дисковой - чтобы сохранить результаты обработки. В связи с этим имеет смысл принять некие разумные ограничения. Так, для рассмотренного на рис. 1.7 примера левое изображение занимает на диске 16 килобайт, а правое "весит" целых 264.
Чтобы как следует почувствовать связь размеров изображения и объема файла, создайте новый документ размерами 50 на 50 дюймов. Обратите внимание на его объем. Он должен составлять что-то около 37 мегабайт - и это пустой "холст" без единого информативного пикселя. Нетрудно представить, сколько места на жестком диске могут занимать подобные графические файлы.
Прочитайте в Приложении А некоторые рекомендации по выбору оборудования, необходимого для оптимальной работы с программой Photoshop, а также сведения о существующих внешних устройствах хранения информации, которые могут быть подключены к персональному компьютеру для записи больших по объему файлов изображений, создаваемых или редактируемых с помощью Photoshop.
Разрешение является крайне важной характеристикой изображения. Чем выше разрешение, тем лучше визуальное качество изображения, но и памяти для работы с ним требуется больше. В основном печатная графическая продукция имеет разрешение, близкое к 300 dpi (от Dots Per Inch - точек на дюйм).
С другой стороны, стандартный монитор имеет разрешение в 72 dpi, что существенно меньше. Поэтому параметры графических файлов следует задавать в зависимости от их предназначения. Если вы планируете публиковать свои изображения на страницах Web-узлов, разрешение выше 72 dpi будет излишним. Компьютерный экран не способен адекватно отобразить файл с разрешением выше 72 dpi. Если же вам требуется подготовить графику для печати на высококачественном лазерном принтере, то устанавливайте разрешение в 200 dpi.
Разрешение в 300 dpi имеет смысл устанавливать только в том случае, если вы собираетесь готовить цветную печатную продукцию профессионального качества. Для большей части упражнений, которые нам предстоит выполнять по мере чтения книги, вполне достаточно 72 dpi. Это предохранит ваш компьютер от чрезмерного замедления работоспособности. Если же вас интересуют рекомендации по выбору разрешения для Web-графики, то обратитесь к главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц".
Выбор одного из вариантов в раскрывающемся списке Режим (Mode) определяет способ, в соответствии с которым Photoshop интерпретирует и создает значения, характеризующие цвет отдельных пикселей изображения. Программа поддерживает самые разнообразные цветовые режимы, от Градаций серого (Grayscale) до CMYK (аббревиатура терминов Cyan - бирюзовый, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый и blacK - черный). Для целей нашего обучения следует оставить выбираемый по умолчанию цветовой режим RGB (от Red - красный, Green - зеленый и Blue - синий). Он наиболее подходит для работы с цветом на компьютере, а кроме того, при необходимости всегда можно переключиться в другой цветовой режим. Более подробную информацию о цветовых режимах можно найти в главе "Урок 4: цветовые режимы и модели".
В группе Содержимое (Contents) окна диалога Новый (New) можно выбрать один из следующих вариантов заполнения заднего плана нового изображения:
Для завершения упражнения выберите вариант Белый цвет (White) и щелкните на кнопке Да (OK).
В каждый момент времени в основном окне программы Photoshop может быть открыто несколько окон документов, но только одно из них будет активным. Если окно документа активно, то его строка заголовка окрашена в цвет, принятый для активных окон в текущей цветовой схеме системы Windows; заголовки неактивных окон становятся серыми.
Холстом называют располагающееся в пределах окна документа поле, размеры и цвет которого определяются параметрами, установленными при создании нового изображения. Это поле подобно чистому листу или натянутому на подрамник холсту, на котором вам предстоит создавать и редактировать изображения. Холст может быть не только белым, но и прозрачным или имеющим текущий фоновый цвет (чтобы узнать, какой цвет в данный момент является фоновым, посмотрите на панель инструментов).
Установите указатель мыши на правый нижний угол рамки окна документа, щелкните кнопкой мыши и, удерживая ее, перетащите указатель. Окно документа увеличится в размерах, но - обратите внимание - размеры холста не изменятся. После создания документа изменить размеры холста можно единственным способом: выбрав команду меню Изображение - Размер холста (Image - Canvas Size). Эта команда дает возможность задать новые значения высоты и ширины холста, как показано на рис. 1.9. Раздел Расположение (Anchor) окна диалога Размер холста (Canvas Size) позволяет указать направления расширения или сжатия нового холста по отношению к текущему.
В нижней части окна Photoshop располагается строка состояния, показанная на рис. 1.10 и отображающая служебную информацию (на компьютерах типа Macintosh часть подобной информации отображается в каждом из окон документов). Строка состояния является очень полезным элементом интерфейса программы Photoshop, так как содержит напоминание о назначении выбранного инструмента и о клавишах-модификаторах, которые можно использовать с данным инструментом для доступа к дополнительным возможностям. Кроме того, строка состояния может сообщить вам, какой объем оперативной памяти (пространства на жестком диске) занимает изображение, какова эффективность использования оперативной памяти программой Photoshop, чему равен текущий размер файла подкачки на жестком диске и сколько времени затрачено программой на выполнение последней операции.
Строку состояния можно настроить на отображение следующей информации (выбор перечисляемых ниже вариантов производится в списке, раскрывающемся при щелчке на кнопке с треугольной стрелкой справа от информационного поля строки состояния):
Программа Photoshop обладает одной замечательной особенностью, позволяющей выбирать параметры и выполнять различные операции, не обращаясь к массе меню и диалоговых окон. Такой особенностью является использование в интерфейсе программы палитр (palettes), наличие или отсутствие которых на экране определяется, в свою очередь, выбором соответствующей команды меню Окно (Window). Существуют палитры с наборами параметров для всех инструментов Photoshop, палитры для работы с цветом, для выбора готовых цветовых образцов по каталогу и так далее, а также, как и в интересующем нас случае, для предоставления справочной информации о файле и точного размещения указателя в пределах активного окна документа. Палитры инструментов мы рассмотрим в главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания".
Выберите команду меню Окно - Показать Инфо (Window - Show Info), чтобы отобразить на экране информационную палитру Инфо (Info), показанную на рис. 1.11. Давайте немного поупражняемся с этой палитрой и посмотрим, на что она годится.
Для начала откройте файл 01file01.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске. Переместите указатель мыши по изображению и проследите за изменениями значений параметров в окне палитры Инфо (Info).
Два верхних раздела палитры отображают информацию о цвете пикселей изображения. Если щелкнуть на треугольной стрелке рядом со значком пипетки, появится меню, в котором можно выбрать цветовой режим. Пока что нас вполне устроят установленные по умолчанию RGB и CMYK.
В режиме RGB для отображения любого оттенка используются комбинации красного, зеленого и синего цветов. В режиме CMYK для тех же целей используются сочетания бирюзового, пурпурного, желтого и черного. Таким образом, числа, отображающиеся в палитре Инфо (Info) правее букв RGB, обозначают величины интенсивностей, а правее букв CMYK - относительные (в процентах от максимально допустимого) значения интенсивностей составляющих цвета пикселя, над которым располагается в данный момент указатель мыши. Если вас интересуют более подробные сведения о режимах RGB и CMYK, обратитесь к главе "Урок 4: цветовые режимы и модели".
Раздел палитры Инфо (Info), располагающийся в левом нижнем углу, отображает координаты указателя в пределах границ изображения. Начало системы координат изображения (точка X=0, Y=0) совмещается с левым верхним углом холста. При смещении вправо увеличивается горизонтальная координата X. Вертикальная координата, Y, увеличивается при смещении указателя вниз по изображению. Если щелкнуть на маленькой треугольной стрелке, расположенной ниже и правее значка перекрестья, раскроется меню, позволяющее изменить единицы измерения координат с дюймов на пиксели, сантиметры, пункты или пики.
Правая нижняя часть окна палитры отображает информацию о размерах рамки кадрирования или выделения области изображения (см. рис. 1.12). Букве W соответствуют данные о ширине рамки, букве H - о ее высоте; впрочем, подробнее об инструментах выделения областей и кадрирования нам предстоит поговорить на следующем уроке.
Пока что достаточно иметь в виду, что палитра Инфо (Info) находится у вас под рукой и всегда готова к использованию. Она может вам очень пригодиться, когда потребуется выполнить точные измерения фрагментов изображения. Кроме того, эта палитра может здорово помочь решению задачи однозначной идентификации цвета.
К числу замечательных достоинств цифровых изображений относится не только бесконечное количество возможностей для редактирования, но и гибкость настройки режимов отображения графических документов на экране в зависимости от конкретной задачи.
Обратите внимание на нижнюю часть панели инструментов (см. рис. 1.13). Показанные на рисунке кнопки позволяют изменять режимы отображения холста документа на экране монитора.
Попробуйте все варианты и определите, какой из них вам нравится больше. Я, например, предпочитаю работать в режиме стандартного окна (Standard Screen Mode), так как в этом случае можно держать в поле зрения сразу несколько открытых документов. Это упрощает задачу перемещения от одного изображения к другому. Режим целого экрана с главным меню (Full Screen Mode with Menu Bar) довольно привлекателен, но только в том случае, если вы работаете над одним образцом графики и не желаете отвлекать внимание на окна других документов. Режим целого экрана без главного меню (Full Screen Mode), на мой взгляд, хорош только для отображения итогового результата работы над изображением, а в ходе такой работы он недостаточно удобен.
Ниже описываются все три варианта отображения на экране графических документов.
Большую часть команд настройки режимов отображения графических документов на экране Photoshop можно найти в меню Окно (Window). Если, к примеру, экран программы постепенно заполняется множеством открытых окон документов, попробуйте выбрать команду Окно - Каскад (Window - Cascade) или Окно - Мозаика (Window - Tile). Они должны показаться знакомыми пользователям операционной системы Windows, прошедшим школу работы с версией 3.1. Результаты действия названных команд представлены на рис. 1.17 и 1.18 соответственно.
Если одновременно открыто слишком много окон документов, так что ни одна из названных команд в достаточной мере не помогает, и в то же время требуется работать со всеми окнами, попробуйте свернуть часть документов, щелкая на кнопке Свернуть (Minimize) - левой из трех кнопок, расположенных в правой части строки заголовка окна (см. рис. 1.19).
Чтобы упорядочить свернутые окна документов, выберите команду меню Окно - Упорядочить значки (Window - Arrange Icons). Чтобы закрыть сразу все окна документов, обратитесь к команде Окно - Закрыть все (Window - Close All). При этом появится запрос на сохранение информации. Щелкните на кнопке Да (Yes), иначе результаты выполненной вами работы будут потеряны.
Изменение масштаба - неоценимая возможность как для просмотра, так и для редактирования изображений. Увеличив изображение, вы можете выполнять операции, требующие высокой точности. При этом можно производить редактирование пиксель за пикселем, что обеспечивает предельный уровень контроля над графическими объектами.
Существует два способа изменения масштаба, один из которых связан с использованием меню Просмотр (View). Выберите одну из команд Просмотр - Увеличить (View - Zoom In) или Просмотр - Уменьшить (View - Zoom Out), чтобы увеличить или уменьшить масштаб изображения.
Инструмент Масштаб (Zoom) располагается в нижней части панели инструментов. Его значок изображает увеличительное стекло, а указатель выглядит как увеличительное стекло со знаком "плюс" в центре. Для увеличения масштаба изображения следует выбрать этот инструмент и щелкнуть в пределах окна документа.
Вместе с инструментом Масштаб (Zoom) можно использовать ряд клавиш-модификаторов. Если нажать и удерживать клавишу Alt (Cmd в системе Mac OS), то знак "плюс" в центре указателя инструмента изменится на "минус". Это означает, что щелчок кнопкой мыши в пределах окна документа приведет к уменьшению масштаба (удалению изображения от наблюдателя).
Главным отличием инструмента увеличения масштаба от соответствующей команды меню Просмотр (View) является то, что с помощью инструмента Масштаб (Zoom) можно увеличивать отдельные участки изображения, в то время как команда Просмотр - Увеличить (View - Zoom In) действует сразу на все изображение.
Для увеличения определенной области изображения с помощью инструмента Масштаб (Zoom) щелкните кнопкой мыши и удерживайте ее. Это позволит вам, перетаскивая указатель инструмента Масштаб (Zoom) по диагонали, нарисовать пунктирную рамку, называемую иногда "колонной марширующих муравьев", которая выделит область изображения, подлежащую увеличению. Выделив область, просто отпустите кнопку мыши, и часть изображения увеличится, заполнив все окно документа.
Попробуем увеличивать отдельные части изображения с помощью инструмента Масштаб (Zoom).
Обратите внимание на то, что изображение шва приобрело пикселизованный характер - оно состоит из явно заметных квадратиков. При таком увеличении все изображения выглядят достаточно размытыми. Квадратики - это увеличенные пиксели. Хотя изображение в данном случае выглядит не очень привлекательно, если возникнет необходимость в точной правке, вы оцените достоинства такого увеличения. К использованию рассмотренного метода увеличения мы вернемся в главе "Урок 10: ретушь старых снимков и спецэффекты", когда будем заниматься восстановлением старых, видавших виды фотографий.
Откройте палитру Масштаб (Zoom Options), показанную на рис. 1.23, щелкнув на кнопке инструмента Масштаб (Zoom) или выбрав команду меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options). С помощью этой палитры можно оперативно устанавливать некоторые типовые масштабы отображения графического документа.
Щелкните на кнопке По размеру экрана (Fit on Screen), и размер документа увеличится до размеров окна программы. Щелчок на кнопке Реальный размер (Actual Pixels) ведет к установке масштаба отображения с коэффициентом увеличения в 100%. Заметим при этом, что варианты отображения По размеру экрана (Fit on Screen) и Реальный размер (Actual Pixels) редко бывают эквивалентны.
Чтобы узнать величину текущего коэффициента масштаба, взгляните на строку заголовка в верхней части окна документа.
Откройте палитру Навигатор (Navigator), показанную на рис. 1.24, выбрав команду меню Окно - Показать Навигатор (Window - Show Navigator). В центре палитры отображается уменьшенная копия изображения, загруженного в активное окно документа.
Откройте находящийся на сопроводительном компакт-диске файл 01file01.jpg. Вы увидите миниатюрную копию содержащегося в этом файле изображения в центре палитры Навигатор (Navigator). Теперь щелкните на кнопке Увеличить (Zoom In) или перетащите ползунок палитры вправо. Масштаб изображения в активном окне документа увеличится, а на уменьшенной копии изображения в окне палитры появится рамка, указывающая границы области отображения, то есть области, выведенной в окне документа.
Установите указатель мыши в пределах копии изображения в окне палитры Навигатор (Navigator), но вне пределов рамки области отображения. Эта часть изображения, которая не видна в окне документа, но может быть показана в нем, называется допустимой областью отображения. При попадании в эту область указатель мыши принимает форму руки с вытянутым указательным пальцем. Щелкните кнопкой мыши, и область отображения переместится так, чтобы ее центр располагался как можно ближе к указанной точке.
Внутри рамки области отображения указатель мыши принимает форму руки, с помощью которой можно свободно перетаскивать рамку в пределах миниатюрной копии изображения. При этом изображение в активном окне документа также будет перемещаться в реальном времени (то есть практически мгновенно). Данный прием исключительно полезен при поиске фрагмента изображения при большом увеличении.
Теперь раскройте меню палитры Навигатор (Navigator), щелкнув на маленькой треугольной кнопке в правом верхнем углу палитры, и выберите команду Параметры палитры (Palette Options). Эта команда позволяет изменить цвет рамки области отображения. Иногда цвет редактируемого изображения совпадает с цветом рамки, в связи с чем рамка плохо видна. Здесь-то и пригодится возможность изменения цвета.
Последнее, на чем мне хотелось бы сосредоточить ваше внимание при рассмотрении палитры Навигатор (Navigator), - это то, что у нее есть аналог на панели инструментов. Фактически, палитра Навигатор (Navigator) может служить палитрой параметров этого инструмента. Я имею в виду не что иное, как инструмент Рука (Hand).
Он относится к числу тех удобств программы Photoshop, которые наверняка придутся вам по душе после их освоения. Это связано с тем, что при большом увеличении не очень-то удобно пользоваться для перемещения изображения в окне полосами прокрутки (так называются линейки с ползунками, расположенные вдоль правого и нижнего краев активного окна документа).
Давайте поэкспериментируем с инструментом Рука (Hand).
Перемещение изображения в окне происходит так, будто вы на самом деле перетаскиваете его рукой. Такая реакция интуитивно понятна, а само перемещение происходит очень плавно, если компьютер обладает достаточно высоким быстродействием. Обратите внимание на рамку области отображения в палитре Навигатор (Navigator). Она также перемещается, повторяя действия в окне документа. Используйте миниатюрную копию изображения в окне палитры Навигатор (Navigator) в качестве путеводной "карты".
Photoshop, как и большинство других приложений, требует сохранения результатов работы. Однако немного найдется прикладных программ, которые предоставляли бы столько различных вариантов сохранения, сколько Photoshop. Операция сохранения в Photoshop позволяет записать результаты редактирования поверх прежней версии файла, сохранить отредактированное изображение под новым именем или в новом формате. Какой бы вариант вы ни использовали, сохраняйте работу почаще. Если компьютер "зависнет" или произойдет сбой операционной системы, все изменения, внесенные в изображение позднее последнего сохранения файла, будут потеряны. Если вы сохраняли файл пять минут назад, то потеряете итоги пяти минут работы над изображением. Если же в последний раз вы делали сохранение утром, а время подошло к концу рабочего дня, то... ну, скажем только, что со мной такое было и это очень неприятно.
Откройте файл с каким-либо изображением из вашей собственной коллекции или из числа тех, что записаны на сопроводительном компакт-диске. Подойдет любое изображение. Ниже перечисляются допустимые варианты сохранения файла.
Сохранение результатов работы является действием первостепенной важности. Обязательно сохраняйте файл перед тем, как начать новый этап редактирования. В этом случае, если выбранный метод приведет к совершенно неприемлемым результатам, у вас всегда останется вариант, к которому можно вернуться.
Следите за тем, чтобы начать сохранять работу как можно раньше и делать это как можно чаще. Photoshop - мощная программа. Во время работы она требует значительных ресурсов компьютера и в связи с этим может "зависнуть" в самый неподходящий момент, так что не стоит удивляться, неожиданно обнаружив, что мышь "заснула", и получив предупреждение типа Приложение не отвечает на запросы (Application not Responding) при попытке выяснить состояние программы. Так что, еще раз - почаще сохраняйте результаты.
Альтернативой обычному сохранению файлов в Photoshop служит экспорт файлов. Вы можете экспортировать контуры объектов изображения, которые мы будем обсуждать в главе "Урок 9: контуры", в программу Illustrator. Помните, мы уже говорили, что это программа векторной графики, разработанная компанией Adobe. Если выполнить экспорт контуров, то Illustrator сможет благополучно открыть и прочесть файл.
Следующей важной разновидностью экспорта является цепочка команд Файл - Экспортировать - GIF89a Export (File - Export - GIF89a). Формат GIF89a является очень актуальным - он используется для хранения графики, предназначенной для публикации на Web-узлах (см. "Урок 14", где данный вопрос обсуждается подробно).
Еще одна возможность экспорта файлов появляется при выборе команды меню Файл - Экспортировать - Сохранить после Quick Edit (File - Export - Quick Edit Save). Чтобы получить доступ к этой команде, нужно предварительно импортировать изображение в режиме Quick Edit. Читайте об этом подробнее в разделе, посвященном импорту файлов.
Теперь, когда урок 1 близится к завершению, обратимся к следующему вопросу: где брать изображения для обработки? Хороший вопрос! Изображения и сюжеты для отличных изображений окружают нас повсюду - вопрос только в том, чтобы перенести их в компьютер, где эти изображения можно подправить, улучшить их качество и превратить в ваши авторские произведения.
Естественно, при создании изображений "с нуля" у вас не будет никаких проблем с легальностью, однако я подозреваю, что большинство из нас лишь с натяжкой может называться художниками и в ряде случаев нуждается в помощи профессионалов. Существует целый ряд источников, в которых мы можем найти как идеи для собственной графики, так и реальные изображения для обработки. Ниже перечисляются лишь некоторые из них.
Страницы Web-узлов переполнены иллюстрациями, графикой и другими образцами изобразительного искусства. Редко найдется Web-страница, где не было бы хотя бы нескольких графических вставок.
Все эти изображения вполне могут быть скопированы с удаленного сервера, на котором вы их обнаружите, на жесткий диск вашего компьютера, но, как уже упоминалось, существуют определенные ограничения на их использование. То, что вы можете запросто загрузить графику на свой компьютер и свободно манипулировать ею, еще не означает, что вы должны делать это. Подумайте о возможных последствиях перед тем, как копировать изображение.
Web-графика может выглядеть на экране монитора довольно четко и ясно, но на самом деле такие изображения имеют низкое разрешение (72 dpi). Основанием для выбора этой величины является то, что компьютерные мониторы не способны отображать более высокое разрешение. Собственное разрешение большинства мониторов составляет как раз около 72 dpi, так что изображения с более высоким разрешением не будут выглядеть лучше, но потребуют больше времени на загрузку, поскольку с ростом разрешения увеличивается и объем файла. По причине низкого разрешения Web-графика является неудачным выбором, если требуется напечатать изображение на принтере. С другой стороны, изображения, найденные на страницах Web-узлов, отлично подходят для экспериментов и отработки приемов редактирования. К тому же размер таких изображений обычно невелик, так что компьютер не будет особенно перегружаться во время "игр" с подобными картинками.
Найдя изображение, которое вы хотели бы загрузить на свой диск и использовать для экспериментирования (ведь его не увидит никакая пара глаз, кроме ваших, не так ли?), щелкните на нем и удержите нажатой кнопку мыши. Большинство броузеров после такого действия отображает контекстное меню. Выберите команду для сохранения изображения. Когда картинка загрузится на ваш диск, откройте ее и редактируйте на здоровье. Подробнее о работе над Web-графикой мы поговорим в главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц".
Единственный способ превратить изображение, реально существующее в виде фотографии или живописного произведения на бумаге, в цифровое - это сканирование. Предельно упрощая вопрос, можно сказать, что сканеры используют узкий луч света для построчного "осматривания" изображения. Затем отраженный луч принимается чувствительным элементом сканера и преобразуется в набор дискретных величин. Таким образом, в конечном счете компьютер получает цифровое изображение благодаря действующему в сканере световому лучу.
Данные устройства - сканеры - существенно различаются в цене от ширпотребовских сканеров, разработанных для фотографов, до более дорогих устройств для слайдов и крупноформатных изображений, а также совсем уж недоступных барабанных сканеров.
Если вы интересуетесь покупкой подобного устройства, то есть одна вещь, к которой следует отнестись с вниманием, - это интерполяция. Разрешение сканеров измеряется, как обычно, в числе точек на дюйм - dpi. В ряде случаев производители объявляют, что созданное ими устройство обладает интерполированным разрешением в 600 dpi. Такое заявление само по себе ничего плохого не означает, но может ввести в заблуждение относительно возможностей сканера. Интерполяция - это способ, каким сканер определяет значения цвета пикселей, искусственно подставляемых в промежутках между пикселями, реально полученными при сканировании. В связи с этим использование интерполяции означает, что результат сканирования может оказаться менее четким и менее достоверным по отношению к оригиналу.
Сканеры - мощное средство ввода изображений. Попробуйте отсканировать изображения различных объектов для достижения разнообразных графических эффектов. Попробуйте заложить в сканер какие-нибудь предметы (главное, не разбейте стекло). Отсканированный лист растения или наручные часы могут дать интересную текстуру или неожиданную игру бликов, отлично подходящую для фона сцены или для придания изображению реализма. Вы можете также попытаться производить сканирование при различных фонах позади объекта, находящегося в фокусе сканера.
Помните о том, что, хотя программа Photoshop и предоставляет обширные возможности для изменения внешнего вида изображений, тем не менее если вы начнете работу над изначально плохо отсканированным материалом, то, скорее всего, получите в результате плохое итоговое изображение. Старайтесь выполнять сканирование с максимальным качеством (это может означать необходимость дополнительно полистать руководство по сканеру, вооружившись чашкой кофе).
Если все же качество полученного после сканирования изображения будет не идеальным, попытайтесь применить фильтры группы Резкость (Sharpen) программы Photoshop. Они помогут вернуть резкость графике. Использование таких фильтров имеет, однако, и свои недостатки, так что не стоит рассчитывать на возможность исправить с их помощью сильно расфокусированное изображение. Photoshop может работать только с графическими объектами, реально присутствующими на изображении. Эта программа способна восстановить несколько недостающих пикселей, однако с ее помощью вы никогда не получите качественного изображения "Порше-994", отсканировав его с газетной репродукции.
Если у вас нет собственной цифровой фотокамеры или сканера, то имеется иная возможность получения изображений. Множество компаний, занимающихся распространением коллекций цифровых фотографий, имеют собственные Web-узлы. Обычно можно предварительно просмотреть коллекцию на Web-узле компании, а затем обратиться в саму компанию и приобрести нужные изображения. Иногда такие компании даже предоставляют бесплатные изображения, используемые художниками-оформителями при подготовке макетов книжных иллюстраций, рекламных объявлений и т. п.
Попробуйте, например, направить свой броузер по следующим адресам:
Если вы хотите использовать в графических проектах собственные изображения, вы найдете множество специализированных организаций, готовых выполнить сканирование на заказ. Загляните в справочник "Желтые страницы" или попытайтесь применить один из механизмов тематического поиска по страницам Web-узлов наподобие Yahoo! (http://www.yahoo.com). Огромное количество компаний предоставляют услуги по сканированию изображений, так что вы наверняка найдете что-нибудь подходящее.
Информация только для пользователей компьютеров Macintosh: если у вас возникнут проблемы с Photoshop - программа не может открыть файлы или отказывается открывать их, - вы можете перетащить в корзину файл Photoshop Preferences, находящийся в папке System.
Удалив файл, попробуйте заново перезапустить Photoshop. В процессе открытия программа должна создать новый файл Preferences с установками параметров, принятыми по умолчанию. Затем можно будет изменить настройки в файле Preferences по своему усмотрению, однако данный способ позволяет начать работу с программой с исходной точки и в ряде случаев помогает решить странные необъяснимые проблемы в поведении Photoshop.
Если вы получите предупреждающее сообщение Первичный файл подкачки переполнен (Primary Scratch Disk Full), это означает, что на диске, где размещен файл подкачки, не осталось свободного места. Файл подкачки - это часть пространства жесткого диска, используемого в качестве виртуальной памяти. Иными словами, если файл изображения превышает объем доступной виртуальной памяти, его остаток записывается на жесткий диск.
Для решения проблемы с памятью следует указать новый диск для размещения файла подкачки (если есть свободный диск), выполнив цепочку команд меню Файл - Установки - Дополнения и рабочие диски (File - Preferences - Plug-Ins & Scratch Disks), или освободить часть пространства жесткого диска за счет удаления ненужных файлов.
Итак, первый урок по освоению программы Photoshop подошел к концу. Надеюсь, вы заинтригованы возможностями этого удивительного приложения. Мы немного разобрались в том, как Photoshop работает с изображениями, как открывать имеющиеся изображения и как создавать новые файлы для ваших будущих графических работ.
Помимо этого мы рассмотрели, как выполнять настройку вариантов отображения документа в окне программы Photoshop с помощью меню Просмотр (View) и Окно (Window), а также инструмента Масштаб (Zoom). Эти средства позволяют выбрать такой вариант отображения файла, который будет способствовать наилучшему выполнению работы над изображением.
Мы обсудили также использование палитр Инфо (Info) и Навигатор (Navigator). Впереди нас ждет множество других палитр. Подробное обсуждение части из них вы найдете в главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания", где будут рассматриваться имеющиеся в программе Photoshop средства рисования.
В заключительной части урока мы вкратце коснулись вопроса об источниках изображений. Серверы World Wide Web - это настоящая ярмарка изображений. В качестве примера посетите некоторые Web-узлы, рекламирующие коллекции цифровых фотографий. Попробуйте воспользоваться механизмом поиска по сети Internet типа Yahoo! для отыскания дополнительных компаний, торгующих цифровыми изображениями. И не забудьте навестить "Дядю Сэма". Вы сможете найти массу качественных изображений низкого разрешения на Web-узле правительства США. Не забывайте только всегда проверять наличие авторских прав на любое изображение перед тем, как воспользоваться им в своих целях. Возможно, кто-то где-то является владельцем данного изображения, и если он узнает, что вы использовали его без разрешения, то...
Неплохое начало, однако все еще впереди. Программа Photoshop невероятно занимательна. Данная книга рассчитана на последовательное прочтение от первой до последней страницы, но я бы слукавил, если бы стал утверждать, что именно таким способом вы и обязаны ее читать. Постарайтесь по возможности извлечь из книги максимум пользы. Если вы уже знакомы с содержанием какой-то главы, пропустите ее. Изучайте материал книги, как вам будет угодно, и экспериментируйте.
На следующем уроке вам предстоит заняться выделением областей изображения. Умение выделять области -основа эффективной работы с Photoshop. Выделенные области обеспечивают возможность редактировать отдельные части изображения и манипулировать ими, а навыки работы с выделенными областями составляют фундаментальную часть общего объема знаний по программе Photoshop. Итак, встретимся на следующем уроке.