10
Ретушь старых снимков и спецэффекты

Простые методы реставрации
Инструмент Пипетка (Eyedropper)
Инструмент Штамп (Rubber Stamp)
Очистка изображения шаг за шагом
Ретуширование в цвете
Добавление оттенков
Режим дуплекса
Раскрашивание фотографий вручную
Устранение эффекта "красных глаз"
"Редактирование" фотоснимка
Фильтры размытия
Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur)
Фильтр Радиальное размытие (Radial Blur)
Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur)
Фильтр Размытие в движении (Motion Blur)
Фильтр Ветер (Wind)
Резюме

Р еставрация поврежденных или "просто испорченных" фотографий - это причина номер один, по которой многие покупают Photoshop. Эта программа действительно способна творить чудеса со старыми, надорванными, поблекшими фотоснимками, а кроме того, с ее помощью можно устранить большую часть дефектов (если не все), присущих обычным фотографиям. Можно использовать Photoshop для исправления композиции снимка, на котором объект съемки сместился в сторону, расположился под наклоном, или снимка, на котором осталось слишком много пустого места. Можно также произвести цветокоррекцию фотографии, пожелтевшей от времени или имеющей преобладающий оттенок красного, зеленого или любого другого цвета. Вы можете компенсировать любые - от слабых до значительных - ошибки экспозиции, связанные как с "недодержкой", так и с "передержкой" снимков, но нельзя восстановить части изображения, которые вообще не зафиксировались на снимке, если только не пририсовать их.
Вы можете удалить с фотографии линии электропередач и пустые банки, которые портят пейзаж. Можно устранить эффект красных глаз, появившийся при съемке со вспышкой, или неземное зеленое свечение глаз вашей кошки. Вы даже можете удалить с семейных фотографий фигуру бывшего супруга, супруги или того самого дружка вашей дочери, которого она в конце концов бросила.
Интересуется ли ваш муж тем, как он будет выглядеть с бородой и усами или без всякой растительности на лице? Собирается ли ваша жена изменить цвет волос? Смоделируйте это вначале в электронном варианте. Когда изменения происходят только на экране, риск ошибиться гораздо меньше.

Простые методы реставрации

Начнем с рассмотрения методов, которые можно применить для улучшения качества старых фотографий, пожелтевших и выцветших от времени, а также, возможно, имеющих разрывы и иные повреждения. В первую очередь мы обратимся к паре старых снимков, нуждающихся в небольшой коррекции яркости и контраста, а также в легкой ретуши. Мы, образно говоря, пробежимся по основным этапам реставрации такого типа снимков и коснемся набора инструментов, которыми вы должны уметь пользоваться для этого. Не забывайте и о том, что вы всегда можете вернуться к главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания", чтобы освежить в памяти сведения об этих инструментах. В заключительной части этого раздела мы рассмотрим сильно поврежденный снимок и будем пытаться восстановить его шаг за шагом, пока он не станет смотреться как новый.
Некоторые фотографии не требуют особой реставрационной работы. Так, фотоснимок, представленный на рис. 10.1, был сделан в 1900 году, однако на протяжении большей части прошедших 97 лет он хранился в альбоме вдали от солнечных лучей. Он слегка пожелтел, но в целом, очевидно, вполне сохранился.


Рис. 10.1. Эта фотография нуждается лишь в небольшой реставрации

Чтобы восстановить качество этой фотокарточки, мы сначала обрежем ненужные края. Затем переключимся в режим Градации серого (Grayscale), что обеспечит устранение любых оттенков цвета, уловленных сканером. Тем самым будут немедленно удалены оттенки желтого и коричневого цветов, вызванные старением снимка. После этого мы воспользуемся окном диалога Кривые (Curves), вызываемого командой Изображение - Коррекция - Кривые (Image - Adjust - Curves), чтобы настроить контрастность. Пользуясь данным окном диалога, можно сделать светлые области снимка еще светлее, не затрагивая темные участки. Показанная на рис. 10.2 передаточная кривая имеет совсем незначительный изгиб, свидетельствующий о том, насколько тонкой является производимая коррекция. На рис. 10.3 показаны увеличенные фрагменты фотографии до и после коррекции, чтобы вы могли проследить за улучшением контраста.


Рис. 10.2. Корректировка формы передаточной кривой была очень незначительной

Рис. 10.3. Контраст и до коррекции был неплохим (снимок слева вверху), теперь он стал еще лучше (снимок справа внизу)

Ряд участков на снимке можно еще немного подправить. Воспользуемся инструментом Затемнитель (Burn), чтобы затемнить области фотографии, контраст которых должен быть несколько выше среднего. Применяя инструмент Затемнитель (Burn) только к теням (Shadows) при низком значении параметра Экспозиция (Exposure), мы можем сделать темнее пальцы на руке джентльмена, не трогая саму руку. Аналогично, применив инструмент к средним тонам (Midtones), мы можем выделить подбородок леди на фоне высокого воротника со вставками из китового уса. Результат показан на рис. 10.4.


Рис. 10.4. Студийная фотография даже по прошествии многих лет в целом выглядит хорошо

ЗАМЕЧАНИЕ Многие пользователи Photoshop имеют привычку применять фильтр Dust & Scratches (Пыль и царапины), вызываемый командой Фильтр - Шум - Пыль и царапины (Filter - Noise - Dust & Scratches), к любой фотографии, электронная версия которой получена с помощью сканера. Далеко не всегда это приводит к желаемым результатам, поскольку этот фильтр не только убирает следы пыли, но и заметно снижает резкость снимка. Если вы решите воспользоваться этим фильтром, тщательно проанализируйте ожидаемый результат, устанавливая и сбрасывая флажок Просмотр (Preview), чтобы включить и вновь выключить режим просмотра эффекта действия фильтра в окне документа, пока не убедитесь, что его применение действительно улучшает качество изображения.

Следующая фотография, свадебная, хотя и имеет всего 50-летний возраст, находится в гораздо худшей форме. Она пожелтела, выцвела и выглядит так, будто кто-то пытался ее отретушировать с помощью карандаша, но только ухудшил положение. Исходный вид фотографии представлен на рис. 10.5.


Рис. 10.5. Этот фотоснимок требует более серьезной работы

Вновь начнем с обрезки, а затем, как и в предыдущем случае, переключимся в режим Градации серого (Grayscale), чтобы избавиться от желтизны. Контраст этой фотографии не столь хорош, как предыдущей, поэтому нашим следующим шагом будет попытка улучшить этот контраст. Окно диалога Уровни (Levels) демонстрирует гистограмму данного снимка, показанную на рис. 10.6, из которой видно, что тона, которые должны быть светлыми, на деле слишком темны, а темные тона, наоборот, недостаточно темны. Перемещение ползунков, отмечающих положения уровней отсечки светлых и темных тонов, во многом улучшает ситуацию. Установка ползунка средних тонов в центр пика гистограммы делает контраст еще лучше. Оптимальный способ изучить подобные корректировки - это поработать над копией "плохой" фотографии и просто поэкспериментировать с установкой параметров до тех пор, пока вы не обнаружите, что картинка выглядит так, как вы хотели. При этом проследите за тем, что происходит с изображением при перемещении ползунков.


Рис. 10.6. Изменение уровней отсечки гистограммы влияет на контраст изображения

Инструмент Пипетка (Eyedropper)

Иногда возникает необходимость раскрашивания отдельных участков изображения либо с целью маскирования царапин, либо для удаления нежелательных линий, пятен или фигур бывших партнеров по браку. Используйте инструмент Пипетка (Eyedropper), чтобы взять образец цвета, которым будете рисовать. Просто установите его указатель на любой цвет (или, как в данном случае, на любой оттенок серого тона), который требуется воспроизвести, и щелкните кнопкой мыши. Выбранный оттенок станет основным цветом, готовым для нанесения на изображение с помощью Кисти (Paintbrush), Аэрографа (Airbrush) или любых других выбранных вами инструментов раскрашивания. Двойной щелчок на кнопке Пипетка (Eyedropper) раскрывает палитру параметров, показанную на рис. 10.7. Раскрывающийся список позволяет выбрать в качестве образца единственный пиксель (Point Sample) или задать область усреднения цвета размером 3 на 3 или 5 на 5 пикселей.


Рис. 10.7. Инструмент Пипетка (Eyedropper) и палитра его параметров

Как видно на снимке, показанном на рис. 10.5, кто-то (вероятно, сама невеста) пытался сделать талию женщины более стройной незатейливым способом - путем рисования по снимку обычным карандашом. Это лучше видно на увеличенном изображении, приведенном на рис. 10.8. С помощью инструментов Пипетка (Eyedropper), Кисть (Paintbrush) и Палец (Smudge) мы исправим неудачную ретушь и заодно придадим фигуре тот силуэт, к которому стремилась героиня фотографии. Все, что требуется сделать, - это взять образец нужного оттенка серого тона, закрасить им часть изображения, а затем слегка размазать края окрашенной области, чтобы переход цвета между нанесенными мазками и исходным изображением был более плавным. В то же время мы затемним край перчатки невесты, совсем немного, чтобы она не сливалась с ее платьем до такой степени, как на исходном снимке.


Рис. 10.8. Фотография до и после ретуширования

Использовать инструмент Пипетка (Eyedropper) в подобных ситуациях намного проще, чем пытаться подобрать подходящий оттенок цвета или серого тона на цветовом круге. В случае с пипеткой для окрашивания изображения от вас требуется только найти участок, цвет или серый тон которого соответствуют тем, какие вы хотите применить. Выберите инструмент Пипетка (Eyedropper) и щелкните на участке подходящего цвета, чтобы сделать этот цвет основным. Затем окрасьте требуемую область изображения с помощью кисти. При необходимости немного размажьте края окрашенной области, чтобы обеспечить плавный переход между новой окраской и цветом исходного изображения.
Внимательно взглянув на лица, мы обнаружим на них белые горизонтальные штрихи, являющиеся, очевидно, артефактами (то есть искусственно привнесенными деталями), появившимися на этапе сканирования, так как их нет на оригинале снимка. И снова на рис. 10.9 вы видите укрупненное изображение фрагментов снимка до и после ретуширования. Поскольку рабочая область имела слишком малые размеры, мы выбрали для инструмента Палец (Smudge) кисть с пятном всего в один пиксель и установили параметр Нажим (Pressure) в 20%, чтобы не размазать края штрихов больше, чем это требовалось. Работая над корректировкой таких маленьких участков изображения, гораздо проще и лучше добиваться результата постепенно и позволять эффекту нарастать, а не пытаться сделать все в один прием.


Рис. 10.9. Помимо прочего, мы слегка затемнили волосы мужчины, которые на фото оказались светлее, чем в жизни

Инструмент Штамп (Rubber Stamp)

Нет ничего лучше инструмента Штамп (Rubber Stamp), когда требуется скопировать мелкие участки изображения и вставить копии в произвольную точку. С технической точки зрения этот инструмент представляет собой кисть, обладающую свойством копирования. Запомнив образец окрестности выбранной точки изображения, данный инструмент штампует дубликаты скопированного образца точно так же, как если бы использовались команды копирования и вставки содержимого выделенной области. На рис. 10.10 показана кнопка инструмента Штамп (Rubber Stamp) и палитра его параметров. Чтобы указать точку изображения, которая будет служить центром образца штампа, удерживайте клавишу Option (в системе Mac OS) или Alt (в системе Windows) в момент щелчка кнопкой мыши на участке изображения, подлежащем копированию. Затем отпустите клавишу и начинайте штамповать, перемещая указатель в нужные точки изображения и щелкая кнопкой мыши или щелкнув и перетаскивая указатель при нажатой кнопке мыши. Можно вставить столько оттисков, сколько потребуется.


Рис. 10.10. Значок инструмента Штамп (Rubber Stamp) действительно изображает штамп

Поскольку инструмент Штамп (Rubber Stamp) действует подобно кисти, можно использовать любые установленные для кисти режимы наложения пикселей, такие как Растворение (Dissolve), Умножение (Multiply) и т. п. Размер и форма области, оттиски с которой создаются инструментом Штамп (Rubber Stamp), будут такими же, как размер и форма пятна выбранной в данный момент кисти. К штампу можно также применять настройки степени непрозрачности, аналогичные тем, какие применяются для любой кисти. Не стесняйтесь при необходимости вернуться к главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" и подробно пересмотреть материал, касающийся инструментов рисования и их параметров.
Палитра Штамп (Rubber Stamp Options) обеспечивает выбор любого режима работы данного инструмента:

Если вы используете Штамп (Rubber Stamp) для ретуши изображения, выбирайте кисть с мягким растушеванным пятном, диаметр которого лишь ненамного превышает поперечный размер царапины или крапа, которые требуется скрыть. Процесс ретуширования обычно упрощается, если предварительно увеличить масштаб изображения.
Для восстановления следующей фотографии нам потребуются как Штамп (Rubber Stamp), так, возможно, и все приемы редактирования изображений, уже описанные в книге. Как вы можете видеть на рис. 10.11, этот снимок был когда-то сложен, надорвался по швам, был чем-то залит и вообще изрядно потрепан. Мы будем восстанавливать его шаг за шагом, так что вы сможете видеть, что происходит на каждом этапе. Если вы хотите выполнить эту работу вместе с нами, то найдете изображение в файле 10file01.jpg на компакт-диске.


Рис. 10.11. Если это ее единственное фото, приложите все силы для его восстановления

Очистка изображения шаг за шагом

Чтобы заставить данную фотографию выглядеть как новую, выполните следующие действия:

  1. Обрежьте края изображения, чтобы удалить рамку и любые несущественные детали снимка. (Все, что вы удалите, не будет требовать ретуширования.) Для этого выберите инструмент Рамка (Crop). Его кнопка становится доступной, если задержать указатель мыши на инструменте Область (Marquee). Растяните рамку, перетаскивая указатель инструмента при нажатой кнопке мыши. Воспользуйтесь маркерами на рамке для уточнения размеров области обрезки, после чего дважды щелкните в пределах рамки, чтобы обрезать изображение.
  2. Установите цветовой режим Градации серого (Grayscale), выполнив команду Изображение - Режим - Градации серого (Image - Mode - Grayscale), чтобы удалить цветные пятна.
  3. Откройте окно гистограммы, выбрав команду меню Изображение - Гистограмма (Image - Histogram). Взгляните на гистограмму, показанную на рис. 10.12, и определите, что надо сделать для повышения контраста. В данном случае необходимо переустановить уровни отсечки белых и черных тонов, а также сместить уровень средних тонов в более светлую область. Чтобы внести такие изменения, следует воспользоваться окном диалога Уровни (Levels).

Рис. 10.12. Гистограмма демонстрирует преобладание темных тонов
  1. Откройте окно диалога Уровни (Levels), выполнив команду Изображение - Коррекция - Уровни (Image - Adjust - Levels), и настройте положение уровня теней, перетащив левый ползунок Уровень теней (Shadow) в виде черного треугольника вправо, к основанию пика темных оттенков гистограммы. Правый ползунок Уровень светов (Highlight) в виде светлого треугольника перетащите влево, установив его у конца основания пика светлых тонов. Результаты коррекции представлены на рис. 10.13.
  2. Теперь попробуйте применить фильтр Пыль и царапины (Dust & Scratches), выполнив команду Фильтр - Шум - Пыль и царапины (Filter - Noise - Dust & Scratches). Наверное, в данном случае польза от его применения уравновешивает вызываемую этим фильтром некоторую размытость изображения. Щелкните на кнопке Да (OK). Результат действия фильтра показан на рис. 10.14.

Рис. 10.13. Корректировка уровней улучшает контрастность

Рис. 10.14. Удаление следов пыли может привести и к исчезновению части деталей
  1. Фильтр помог устранить часть следов от пыли, но никак не подействовал на трещины и царапины. Для ретуширования следов царапин воспользуйтесь инструментом Штамп (Rubber Stamp). Выберите инструмент и раскройте палитры Кисти (Brushes) и Кисть (Paintbrush Options). Для этого вам, возможно, придется выполнить команды меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes) и Окно - Показать Параметры (Window - Show Options). Выберите кисть поменьше и установите степень непрозрачности в 90%. Установите режим Клон (без выравнивания) - Clone (non-aligned), возьмите за образец оттиска участок темного тона рядом с царапиной и приступайте к нанесению оттисков поверх царапины. Напомним, что для определения образца оттиска, то есть участка изображения, который будет копироваться с помощью штампа, следует установить указатель в центр участка и щелкнуть кнопкой мыши, удерживая нажатой клавишу Option (в системе Mac OS) или Alt (в системе Windows). На рис. 10.15 показано частично обработанное штампом изображение. Помните о необходимости устанавливать новые образцы для оттисков по мере того, как изменяется тональность областей, которые пересекает царапина.

Рис. 10.15. Отретушируйте исцарапанную фотографию с помощью штампа
  1. Лучший способ удалить повреждения эмульсии в области прически маленькой девочки - это применить инструмент Кисть (Paintbrush) и подрисовать волосы вместо того, чтобы пытаться замаскировать повреждения с помощью штампа. Для облегчения задачи увеличьте масштаб изображения, щелкнув на кнопке инструмента Масштаб (Zoom) с изображением увеличительного стекла и растянув рамку вокруг детской головки.
  2. Выберите инструмент Пипетка (Eyedropper) и щелкните на одной из прядей волос среднего серого тона в правой части головы. Затем переключитесь на инструмент Кисть (Paintbrush), выберите пятно маленького размера и закрашивайте повреждения, выбирая при необходимости новые оттенки серого цвета при помощи инструмента Пипетка (Eyedropper). На рис. 10.16 показано, как выглядело изображения до и как оно стало выглядеть после этого этапа ретуширования.

Рис. 10.16. Старайтесь не применять кисть слишком явно
  1. Работая с этим же увеличенным фрагментом, вы можете применить "палец" для удаления темных теней под припухшими глазами девочки. Выберите инструмент Палец (Smudge) и кисть очень маленького размера. Затем установите значение параметра Нажим (Pressure) в 40% и осторожно примените инструмент, действуя так же, как если бы вы стирали пятнышки настоящим пальцем. Этот инструмент может также обеспечить более плавные переходы оттенков серого цвета в пределах восстановленных прядей. Ретушируйте волосы аккуратно, короткими штрихами.
  2. Примените там, где необходимо, инструменты тонирования, чтобы стали лучше видны отдельные детали. Очевидно, Осветлитель (Dodge) делает изображение светлее, а Затемнитель (Burn) - темнее. Губка (Sponge) позволяет увеличить или уменьшить насыщенность цвета. Эти инструменты показаны на рис. 10.17. (Обратитесь к главе "Урок 6: редактирование на уровне пикселей", где они описаны более подробно.) А сейчас выберите инструмент Осветлитель (Dodge) и установите параметр Экспозиция (Exposure) равным 25%, чтобы постепенно наращивать эффект.

Рис. 10.17. Значок инструмента Осветлитель (Dodge) выглядит как леденец на палочке, инструмента Затемнитель (Burn) - как кисть руки, а инструмента Губка (Sponge) - как обычная губка
  1. Можно осветлить туфли, чтобы они не терялись на фоне травы, и сделать несколько темнее фон над головой девочки, чтобы оттенить светлые волосы. Эффект будет нарастать, если, перетащив указатель, отпустить кнопку мыши, щелкнуть снова и перетащить указатель по тому же месту еще раз. Только будьте осторожны и не переусердствуйте. Затемнение фона за головой девочки позволит к тому же избавиться от светлых пятен в местах дефектов. Окончательный вид отреставрированного изображения приведен на рис. 10.18. Не забудьте сохранить работу после ее завершения. Мы еще вернемся к этой фотографии.

Рис. 10.18. Сравните это изображение с исходным вариантом

Ретуширование в цвете

До сих пор мы работали с черно-белыми изображениями. Это, однако, не означает, что вы можете ретушировать только в режиме градаций серого. Те же самые инструменты и приемы можно применять и к цветному изображению, за исключением приема преобразования цветной картинки в черно-белую с целью избавления от нежелательных цветовых пятен и желтизны. Ведь, преобразуя цветное изображение в черно-белое, вы, очевидно, теряете всю информацию о цвете. Вместо этого следует применять настройку передаточных кривых отдельных цветовых компонентов и коррекцию цветового баланса, чтобы изменить общую цветность изображения.
На рис. 10.19 показан цифровой снимок, сделанный после обильного снегопада. Блеск снега привел к тому, что местами белый цвет выглядит розоватым. Используя окно диалога Кривые (Curves), показанное на рис. 10.20, мы можем настроить передаточную кривую канала красного цвета так, чтобы удалить большую часть розового оттенка. Вместо того чтобы стараться удалить розовый оттенок целиком, что может придать изображению голубой оттенок, лучше остановиться на компромиссе и оставить слабый чуть тепловатый цвет.


Рис. 10.19. Снег на дереве кажется розоватым

Рис. 10.20. Коррекция красного канала позволяет убрать красноватый оттенок с изображения

Чтобы откорректировать цвет с помощью передаточной кривой, выполните следующие действия:

  1. Откройте окно диалога Кривые (Curves), выбрав команду меню Изображение - Коррекция - Кривые (Image - Adjust - Curves).
  2. Выберите цветовой компонент, наиболее близкий или дополнительный к цвету, требующему коррекции, в раскрывающемся списке Канал (Channel). Это может быть Красный (Red), Зеленый (Green) или Синий (Blue), если требуется понизить интенсивность данных цветов. Если на изображении слишком много желтого цвета, добавьте синего. Если преобладает пурпурный оттенок, добавьте зеленого. Наконец, если многовато голубого цвета, добавьте красного.
  3. Перетаскивайте передаточную кривую вверх, чтобы увеличить интенсивность цветового компонента. Перетаскивайте ее вниз для уменьшения интенсивности цвета и добавления дополнительного оттенка. Перетаскивая кривую, следите за окном документа, отображающим предварительный результат. Щелкните на кнопке Да (OK), когда цвета станут выглядеть так, как требовалось.

Провода линии электропередач в верхней части фотографии запросто можно удалить либо при помощи инструмента Ластик (Eraser), либо за счет выделения части изображения неба инструментом Лассо (Lasso) и помещения копии выделенной области поверх проводов. Последний вариант представляет собой простой способ ретуширования больших по площади и однородных по окраске участков изображения. Этот прием можно применять также для маскирования нежелательных деталей снимка, вроде пустых консервных банок, поверх которых помещается копия изображения куста.
Итак, выполните следующие действия:

  1. Выберите инструмент Лассо (Lasso). В палитре его параметров установите радиус растушевки равным 3-6 пикселям. Это поможет вам при копировании выделенной области добиться более плавного перехода цвета к фону оригинала на ее краях.
  2. Выделите часть небосвода того же цвета, какой имеет небо за проводами, окружив ее рамкой с помощью инструмента Лассо (Lasso).
  3. Когда на изображении появится мерцающая пунктирная рамка выделенной области, выберите инструмент Перемещение (Move) и, нажав и удерживая клавишу Option (в системе Mac OS) или Alt (в системе Windows), перетащите выделенную область, покрыв ею провода. Рассмотрите увеличенный фрагмент снимка в момент выполнения данной процедуры на рис. 10.21.

Рис. 10.21. Проследите, чтобы выделенная область накрыла провода целиком
  1. Повторите при необходимости выделение других участков по мере того, как цвет неба за проводами меняется. Можно использовать этот прием, чтобы скрыть другие нежелательные детали фотоснимка, вроде маленького серого предмета в нижней правой части изображения.
  2. Закончив перетаскивание выделенной области, нажмите комбинацию клавиш Cmd+D (Mac OS) или Ctrl+D (Windows), чтобы отменить выделение. На рис. 10.22 приведен вид фотографии после ретуширования.

Рис. 10.22. Итоговая картина без проводов и ненужных деталей неясного происхождения

Добавление оттенков

На заре развития традиционной фотографии было принято придавать снимку коричневатый, синеватый или серебристый оттенок вместо того, чтобы делать его чисто черно-белым. Тонирование сепией, дающей теплый красновато-коричневый оттенок, использовалось чаще всего, и именно такой цветовой тон мы обычно связываем с понятием "старое фото".
Если вы желаете придать оттенок сепии редактируемому изображению, программа Photoshop предоставит целый ряд способов решения этой задачи. Вероятно, проще всего переключиться в цветовой режим CMYK или RGB, в зависимости от того, будет ли итоговое изображение печататься на бумаге или демонстрироваться на экране компьютера, и воспользоваться окном диалога Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation), вызываемым командой Изображение - Коррекция - Цветовой тон/Насыщенность (Image - Adjust - Hue/Saturation), для добавления требуемого цветового тона. После открытия данного окна, показанного на рис. 10.23, установите флажки Тонирование (Colorize) и Просмотр (Preview). Затем перетаскивайте ползунки цветового тона, насыщенности и яркости, пока изображение не приобретет требуемый оттенок. Получив удовлетворительный результат, щелкните на кнопке Да (OK). Чтобы увидеть это изображение в цвете, откройте файл 10file02.jpg, находящийся на сопровождающем книгу компакт-диске.


Рис. 10.23. Этот старинный колесный пароход был заснят цифровой камерой в апреле 1997 года

Режим дуплекса

Более богатый выбор оттенков дает режим Дуплекс (Duotone), в котором черно-белое изображение сочетается с цветовой добавкой. Режим дуплекса часто применяется, чтобы расширить диапазон градаций, представленных на черно-белой фотографии, поскольку типичный фотонаборный процесс обеспечивает около 50 градаций, в то время как программа Photoshop в черно-белом режиме поддерживает 256 оттенков серого тона. Чтобы преобразовать снимок в режим дуплекса, начните с черно-белого варианта. Дуплекс позволяет добавлять и дополнительные цвета, создавая трех- и четырехкрасочные варианты изображения. Хотя дуплексы обычно состоят лишь из градаций черного цвета плюс один цветовой оттенок, как показано на рис. 10.24, никто не запрещает вам применить два дополнительных цвета, особенно если результат предстоит демонстрировать на странице Web-узла или в составе электронной презентации, а не печатать на бумаге.


Рис. 10.24. Чтобы создать трехцветный вариант, добавьте дополнительный цвет

Поскольку отреставрированный ранее снимок маленькой девочки с пандой на руках обладает богатым диапазоном черно-белых градаций, он может служить хорошим кандидатом на преобразование в дуплекс. Чтобы создать дуплекс из черно-белой фотографии, выполните следующие действия:

  1. Найдите на диске ранее сохраненный файл отреставрированной фотографии и откройте его. Раскройте окно диалога Параметры дуплекса (Duotone Options), выбрав команду меню Изображение - Режим - Дуплекс (Image - Mode - Duotone).
  2. Выберите вариант Двухкрасочный (Duotone) в раскрывающемся списке Тип (Type), если он не установлен по умолчанию. Этот список располагается в левом верхнем углу окна, как показано на рис. 10.24.
  3. Подберите цвета для дуплекса, щелкая на полях цветовых образцов. В качестве цвета 1 краска (Ink 1) выберите черный или иной темный цвет, а цвета 2 краска (Ink 2) - более светлый оттенок. Чтобы получить доступ к библиотеке цветов многослойной печати стандарта PANTONE, используйте окно выбора цвета программы Photoshop, а не операционной системы. Если вам потребуется переключиться на вариант окна Палитра цветов (Color Picker) программы Photoshop, закройте на время окно диалога Параметры дуплекса (Duotone Options), щелкнув на кнопке Отменить (Cancel), и раскройте окно Установки (Preferences), выбрав команду Файл - Установки - Основные (File - Preferences - General) или просто нажав клавиши Cmd+K (Mac OS) или Ctrl+K (Windows). Выберите вариант Photoshop в раскрывающемся списке Палитра цветов (Color Picker) и щелкните на кнопке Да (OK). После этого опять раскройте окно диалога Параметры дуплекса (Duotone Options) и продолжите настройку параметров, как описано выше.
  4. Используйте поля образцов передаточных кривых окна диалога Параметры дуплекса (Duotone Options), чтобы настроить передаточные кривые двух выбранных цветов дуплекса. (Эти поля представляют собой маленькие квадратные рамки с диагональными линиями, расположенные правее надписей 1 краска и 2 краска.) Если щелкнуть на поле образца кривой, появится окно диалога Кривая дуплекса (Duotone Curves) с полноразмерным вариантом передаточной кривой на фоне координатной сетки, показанное на рис. 10.25, которое действует аналогично обычному окну диалога Кривые (Curves). Щелкайте на кривой, чтобы добавить новые точки, и перетаскивайте кривую, настраивая ее форму. Вы не сможете мгновенно в окне документа увидеть действие настроек, но зато результат будет отображаться в полосе цветовой шкалы цвета окна диалога Параметры дуплекса (Duotone Options).

Рис. 10.25. Так производится настройка передаточной кривой цвета 2 краска
  1. Щелкните на кнопке Да (OK), чтобы применить режим дуплекса к изображению. К сожалению, в этом режиме не поддерживается возможность предварительного просмотра результата. Если результат вам не понравится, отмените операцию и попробуйте снова.

ЗАМЕЧАНИЕ Использование синего цвета в дополнение к черно-белым градациям воспроизводит изображение, напоминающее кадры черно-белых телевизоров первых моделей. Использование вдобавок к черно-белым градациям светлых или средней яркости коричневых тонов обеспечивает достаточно хорошую имитацию сепии, так же как и комбинация красного и зеленого цветов.

Раскрашивание фотографий вручную

Много лет назад, когда цветные фотопленки еще не имели широкого распространения, фотографии раскрашивались вручную поверх эмульсии сильно разведенными акварельными красками, что придавало изображению бледное подобие цвета. Инструменты программы Photoshop Кисть (Paintbrush) и Аэрограф (Airbrush) отлично подходят для имитации раскрашенных вручную фотоснимков. Вы можете даже сделать заставку к телеканалу Теда Тернера (Ted Turner), раскрасив кадры из вашего любимого кинофильма студии "Братья Маркс" или классических фильмов с Богартом. (Множество кадров из фильмов и фотографий известных кинозвезд, на которых можно попрактиковаться, разбросано по Web-узлам.)
После ретуширования снимка, который вы хотели бы раскрасить вручную, переключитесь снова в режим цвета RGB или CMYK, как вы это делали в предыдущем разделе перед созданием дуплекса. Дважды щелкните на кнопке инструмента Кисть (Paintbrush), чтобы вызвать палитру Кисть (Paintbrush Options), если она еще не раскрыта. Выберите вариант Цветность (Color) в раскрывающемся списке режимов наложения пикселей, а ползунок параметра Непрозрачность (Opacity) установите в 15-20%. Помните о необходимости все время удерживать кнопку мыши в процессе рисования, так как если ее отпустить и щелкнуть снова, то к изображению будут добавлены лишние 20% цвета.
Если на изображении имеются большие, несложные по форме участки однородного цвета, используйте Лассо (Lasso) или Волшебную палочку (Magic Wand), чтобы выделить такие участки. Установите нужный основной цвет и выберите в меню Редактирование (Edit) команду Выполнить заливку (Fill). Появится окно диалога, показанное на рис. 10.26.


Рис. 10.26. Используйте команду Выполнить заливку (Fill) для цветовой заливки больших участков: это и быстрее, чем ручное раскрашивание, и дает более качественный результат

В появившемся окне диалога установите параметр Непрозрачность (Opacity) равным приблизительно 25% и выберите вариант Цветность (Color) в раскрывающемся списке Режим (Mode). В поле Стиль (Use) установите вариант Основной цвет (Foreground Color). Щелкните на кнопке Да (OK), чтобы залить все выделенные области выбранным цветом с указанной непрозрачностью. Если этого будет недостаточно, либо откройте окно диалога Заливка (Fill) снова и повторите процедуру заливки еще раз, либо отмените предыдущее действие с помощью команды и повторите заливку, задав большую величину параметра непрозрачности. Чтобы увидеть цветной вариант снимка, откройте файл 10file03.jpg, находящийся на компакт-диске.

Устранение эффекта "красных глаз"

Вы, конечно, видели проявление эффекта "красных глаз". При раскрашивании черно-белых фотографий с такой проблемой сталкиваться не приходится, но она часто проявляется на цветных фотоснимках людей и животных, сделанных со вспышкой. Причина - отражение света вспышки от кровяных телец в толще глазного яблока и на его задней стенке, которое вызывает флуоресцирующее красное свечение зрачков глаз любого, кто смотрел в момент съемки прямо на вспышку. У кошек, между прочим, может возникать подобный эффект свечения, называемый эффектом "зеленых глаз", который связан с отражением света от светочувствительных кристаллов на обратной стороне глаза. Избежать этого эффекта можно, если перед съемкой проследить за тем, чтобы объект, будь то человек или животное, не смотрел на вспышку, а также за тем, чтобы в помещении, где ведется фотографирование, было достаточно света, вызывающего максимальное сужение зрачков.
На рис. 10.27 приведена фотография кошки, глаза которой имеют одновременно и красное, и зеленое свечение. Снимок сделан в темной комнате, и вспышка застигла кошку с широко раскрытыми зрачками. Если мы подправим неестественное свечение глаз, портрет будет вполне хорош.


Рис. 10.27. Даже в черно-белом варианте глаза кошки выглядят неестественно

Коррекция цвета глаз на деле оказывается совсем несложной. Ниже описывается, как она выполняется.

  1. Откройте изображение и увеличьте область глаз, используя для этого инструмент Масштаб (Zoom).
  2. Примените Волшебную палочку (Magic Wand), чтобы выделить участки глаз, подлежащие коррекции (см. рис. 10.28).

Рис. 10.28. Зрачки кошачьих глаз выделены при увеличении в 201%
  1. Выберите инструмент Заливка (Paint Bucket). Установите в качестве основного цвета черный. Дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы раскрыть палитру его параметров, установите режим наложения пикселей Замена темным (Darken) и задайте степень непрозрачности равной 80%. При таких параметрах глаза станут темнее, а все детали сохранятся.
  2. Залейте "краску" в зрачки глаз. При наличии областей, выделенных Волшебной палочкой (Magic Wand), вы сможете применить заливку только к этим областям, так что можете не беспокоиться о том, чтобы случайно не окрасить белые или цветные блики на поверхности глаз. Возможно, потребуется несколько раз щелкнуть на отдельных выделенных участках зрачков глаз, чтобы залить их целиком (см. рис. 10.29).

Рис. 10.29. Блики света в глазах кошки сверкают, как фонари
  1. Нажмите комбинацию клавиш Cmd+D (Mac OS) или Ctrl+D (Windows), чтобы отменить выделение, после чего оцените эффект от внесенных изменений.

Полупрозрачный черный цвет, примененный для заливки, эффективно затемняет цвет зрачков, не приводя к утрате деталей. Вы можете применять аналогичный прием всякий раз, когда требуется существенно изменить цвет маленького участка изображения. Следите только за тем, чтобы в пределы выделенной области не попали части изображения, которые не должны быть изменены.

"Редактирование" фотоснимка

Иногда с фотоснимка требуется удалить не просто царапину или небольшой дефект, а нечто большее. В ряде случаев возникает необходимость избавиться от крупноразмерных объектов, чтобы сохранить потенциально качественную фотографию. На рис. 10.30 показана такая фотография, снятая с движущегося автомобиля в момент, когда солнце скрылось за тучами, создав картину романтического заката.


Рис. 10.30. Многие элементы этой фотографии следует удалить

Однако в связи с тем, что снимок делался буквально на ходу, не было времени ни продумать композицию, ни даже остановить машину. Очень малое время выдержки помогло избежать размазывания изображения, вызванного движением камеры, а остальные проблемы мы подчистим с помощью программы Photoshop. Эта фотография записана на компакт-диске в файле 10file04.jpg, если вы хотите работать над ней вместе с нами.

  1. Откройте изображение (файл 10file04.jpg). Для начала обрежем края снимка, чтобы улучшить композицию. Выберите инструмент Рамка (Crop) и растяните рамку, которая охватывала бы все изображение, кроме его нижней части, как показано на рис. 10.31. Дважды щелкните в пределах рамки или выберите команду Изображение - Кадрировать (Image - Crop), чтобы удалить часть снимка. Удаление дороги в нижней части фотографии снижает линию горизонта, делая изображение неба более значимым, а ведь именно небо является доминантой снимка.

Рис. 10.31. Небо, а не дорога - вот что здесь важно
  1. Следующим шагом явится удаление автомобилей. Проще всего для этого сделать дорогу темнее, чтобы машины почти исчезли из виду. Затем можно будет полностью замаскировать их силуэты, сделав так, чтобы они практически слились с фоном. Используя инструмент Волшебная палочка (Magic Wand), выделите темную часть дороги. Эта стадия редактирования показана на рис. 10.32.

Рис. 10.32. Щелкните несколько раз с помощью инструмента Волшебная палочка (Magic Wand), чтобы выделить темные части дороги
  1. Перейдите к меню Слой (Layer) и выберите команду Слой - Новый - Корректирующий слой (Layer - New - Adjustment Layer). В раскрывающемся списке Тип (Type) выберите Яркость/Контраст (Brightness/Contrast), а затем щелкните на кнопке Да (OK), чтобы появилось окно диалога Слой настройки Яркости/контраста (Brightness/Contrast Layer). Корректирующие слои позволяют воздействовать на характеристики как изображения в целом, так и отдельных его частей, но так, что в любой момент можно изменить принятое решение.
  2. Переместите ползунки параметров Яркость (Brightness) и Контраст (Contrast) в окне диалога так, чтобы уменьшить яркость и контраст выделенной области изображения. Можете остановиться на значении -48 для обоих параметров, как показано на рис. 10.33. Это позволит сделать дорогу темнее, оставив без изменения остальную часть снимка.

Рис. 10.33. Пока вы не преодолеете рубеж в -50, на изображении не появится существенных изменений
  1. Раскройте палитру Слои (Layers), выбрав команду меню Окно - Показать Слои (Window - Show Layers). Щелкните на строке слоя заднего плана, чтобы сделать его активным. Поскольку перед этим мы работали с корректирующим слоем, то он и был автоматически установлен в качестве активного.
  2. Теперь, чтобы полностью удалить автомобили, отвлекающие внимание, выделим участок дороги и перетащим его копию, положив ее поверх автомобилей, с помощью инструментов Лассо (Lasso) и Перемещение (Move). Сначала воспользуйтесь инструментом Лассо (Lasso), чтобы окружить рамкой участок дороги примерно того же размера и формы, что и автомобиль, который необходимо замаскировать. Затем щелкните на кнопке инструмента Перемещение (Move), расположенной в правом верхнем углу панели инструментов и имеющей значок в виде треугольного "клювика" с четырехсторонней стрелкой внизу. Нажав и удерживая клавишу Option (Mac OS) или Alt (Windows), перетащите копию выделенной области и накройте ею автомобиль. Удерживая клавишу Option/Alt, вы перемещаете не саму выделенную область, а ее копию.
  3. Накрыв оба автомобиля в правой части снимка, перетащите еще несколько копий "куска" дорожного покрытия, чтобы замаскировать линии разметки, как показано на рис. 10.34.

Рис. 10.34. Удерживайте клавишу Option (Mac OS) или Alt (Windows), чтобы с помощью инструмента Перемещение (Move) иметь возможность перетащить копию выделенной области
  1. На этом шаге требуется совместить слои, чтобы закрасить силуэт последнего автомобиля. Выберите команду Совместить видимые слои (Merge Visible) в меню Слой (Layer ) или в меню палитры Слои (Layers). Кроме того, можно нажать клавиши Shift+Cmd+E (Mac OS) или Shift+Ctrl+E (Windows).
  2. Используя инструмент Пипетка (Eyedropper), возьмите образец цвета воды, проглядывающей сквозь придорожный кустарник. Выберите кисть небольшого размера со 100-процентной непрозрачностью, которая устанавливается в палитре параметров инструмента, и закрасьте верхнюю часть автомобиля, заслоняющую собой воду. Затем выберите более темный цвет, соответствующий дальнему берегу озера, и поработайте им, восстанавливая линию побережья. Вид изображения на данном шаге показан на рис. 10.35.

Рис. 10.35. Для такой детальной работы используйте кисть малого размера
  1. Следующий шаг будет состоять в удалении туманного силуэта радиотрансляционной вышки или чего-то подобного, стоящего напротив гор в направлении, куда ведет дорога. Поскольку этот силуэт и без того едва виден, все, что нам потребуется для решения задачи, - это инструмент Палец (Smudge). Итак, выберите его, установив кисть с маленьким, растушеванным пятном. В палитре параметров инструмента задайте величину параметра Нажим (Pressure) равной не более чем 40%. Размазывайте силуэт вышки по изображению горной гряды, пока он совсем не исчезнет из виду.
  2. В качестве последнего "исправления" обратимся вновь к настройке передаточной кривой изображения, выполнив цепочку команд меню Изображение - Коррекция - Кривые (Image - Adjust - Curves), чтобы немного затемнить небо и добавить красного тона за счет коррекции канала Красный (Red), как показано на рис. 10.36. Это сделает картину заката более выразительной. Чтобы увидеть окончательный результат наших усилий, откройте файл 10file05.jpg, находящийся на компакт-диске.

Рис. 10.36. Небольшое повышение уровня красного цвета делает закат более заметным
Как определить допустимый предел редактирования?
Редактирование снимка с целью совершенствования композиции полностью оправдано, если он предназначен для личного использования. Однако именно такой вариант "доработки" фотографии послужил несколько лет назад причиной появления массы проблем у редакции уважаемого журнала National Geographic. Редакция готовила статью о Египте и послала фотографа сделать несколько снимков знаменитых пирамид. Художественный редактор изучил фотографии и решил, что композиция улучшится, если одну из пирамид переместить поближе к другой. После опубликования статьи проницательные читатели начали звонить и писать письма в редакцию, выражая свое недовольство. В следующем номере журнала были напечатаны извинения редакции, но простое осознание того факта, что манипулирование объектами фотографии могло иметь место, подействовало на множество людей в сфере издательского дела и вне ее как красная тряпка на быка. Вопрос дебатируется и по сей день. Как определить, что снимок достаточно отредактирован? Какие изменения можно считать излишними?
Ясно, что мы не всегда можем верить тому, что видим. Рекламные газетки, издаваемые крупными супермаркетами, часто публикуют картинки, выходящие за всякие границы правдоподобия. Помните ту самую фотографию, на которой один из Президентов пожимает руку "пришельцу из космоса"? Или снимок "снежного человека", несущего на руках полураздетую женщину? (Во всяком случае, почему она не одета по-зимнему?) С другой стороны, если фотомодель плохо причесана или на ее лице возникли пятна, то ретуширование необходимо и не будет выглядеть неожиданным. Так где же пролегает граница допустимости изменений? Ответ зависит от того, как предполагается использовать снимок. Газеты и журналы, обладающие хорошей репутацией и дорожащие ею, стараются строго определять вопрос о допустимости исправления фотографий. Считается, что основное правило таково: можно изменять только внешний вид фотографии, но недопустимо исправлять ее содержание. Так, вы можете сделать светлее передержанную фотографию политического деятеля, но не имеете права изменить банку лимонада в его руке на банку пива (или наоборот, сменить пиво на лимонад).

Фильтры размытия

Фильтры данного семейства, сосредоточенные в подменю Фильтр - Размытие (Filter - Blur), полезны в тех случаях, когда требуется смягчить эффект действия ранее примененных к изображению фильтров или уменьшить резкость штрихов, нанесенных кистью. Размытие может сделать более приятным для глаза резко освещенный портрет или, если применить этот прием лишь к части изображения, помочь расфокусировать фон снимка, отвлекающий внимание зрителя. Средства размытия изображений представлены следующим набором фильтров:


Рис. 10.37. Слева: без размытия; в центре: применен фильтр Размытие (Blur); справа: применен фильтр Размытие+ (Blur More)
  1. Размытие (Blur);
  2. Размытие+ (Blur More);
  3. Размытие по Гауссу (Gaussian Blur);
  4. Размытие в движении (Motion Blur);
  5. Радиальное размытие (Radial Blur);
  6. "Умное" размытие (Smart Blur).

Основными фильтрами данного семейства являются Размытие (Blur) и Размытие+ (Blur More). Их действие в точности соответствует названиям. Эффект, оказываемый первым фильтром, очень незначителен. Действие фильтра Размытие+ (Blur More) ненамного сильнее. На рис. 10.37 показан пример действия обоих названных фильтров в сравнении с изображением-оригиналом. Как можете видеть, изменения незначительны.

Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur)

Вы можете применять базовый фильтр размытия несколько раз подряд, чтобы достичь требуемого эффекта, или обратиться к более гибкому фильтру, вызываемому командой Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian Blur). Для расчета значений цвета пикселей данный фильтр использует математическое выражение, называемое формулой распределения чисел по Гауссу и имеющее график в виде кривой колоколообразной формы. Результатом расчета является то, что пиксели на границе областей двух разных цветов приобретают оттенки, лежащие между исходными цветами, а резкие границы областей размываются по всему изображению без общего потемнения или осветления картины.
Окно диалога Размытие по Гауссу (Gaussian Blur), показанное на рис. 10.38, позволяет точно задать степень размытия при помощи параметра Радиус (Radius), изменяющегося в пределах от 0,1 до 255. Вы можете использовать этот фильтр для сглаживания неровных кромок объектов, а также для придания нечетких очертаний области тени, отбрасываемой объектом, если эффект тени имитируется искусственно. Даже при малых значениях параметра данный фильтр оказывает выразительное действие на изображение. Значения выше 5,0 могут сделать изображение совершенно неразборчивым.


Рис. 10.38. Малые значения параметра Радиус (Radius) обеспечивают меньшее размытие

Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) - отличный инструмент ретуширования, если требуется отвлечь внимание от некоторой области на снимке. Фотография, представленная на рис. 10.39, была сделана в природном парке Канады. Тигр, дремлющий на солнышке, выглядит вполне довольным, но мы может также заметить позади него звенья цепи, составляющие изгородь, и проволоку, привязанную к дереву, о которое опирается тигр. Общая картина только выиграет, если мы удалим эти следы цивилизации. В то же время, очевидно, ни к чему размазывать полоски на шкуре тигра. Поэтому нам необходимо выделить изгородь и дерево. Щелкая на проблемных участках Волшебной палочкой (Magic Wand), выделите эти участки, после чего можно будет настроить величину радиуса области размытия так, чтобы элементы изгороди исчезли из виду.


Рис. 10.39. Размытие заднего плана фотографии создает впечатление меньшей глубины резкости

Тщательный осмотр снимка показывает, что, хотя изгородь пропала, остались еще просветы в листве дерева, сквозь которые просматриваются звенья цепи. Применение инструмента Размытие (Blur) при установке параметра Нажим (Pressure) в 75% дает практически полное слияние этих деталей с фоном, так что тигр оказывается в окружении дикой природы.
Используйте фильтры семейства Размытие (Blur), когда требуется размыть большие области изображения, применяйте их и в том случае, когда нужно размыть маленькие участки. Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) наиболее управляем с точки зрения создаваемой им степени расфокусировки.

Фильтр Радиальное размытие (Radial Blur)

Фильтр Радиальное размытие (Radial Blur) может дать интересные результаты при продуманном использовании. Этот фильтр создает два типа эффектов: кольцевое размытие и линейное. Первое выглядит так, будто изображение вращается вокруг центра сцены. Эффект линейного размытия теоретически должен создавать впечатление быстрого наезда камеры на центр сцены или удаления от центра.
На рис. 10.40 приведено окно диалога Радиальное размытие (Radial Blur). В этом окне можно установить степень проявления эффекта (параметр Эффект - Amount), а также задать качество результата (Среднее - Draft, Хорошее - Good или Наилучшее - Best). Параметр Эффект фактически задает расстояние, на которое должны переместиться пиксели для создания впечатления размытия. В поле просмотра окна диалога можно наблюдать, как будет меняться изображение при изменении значения этого параметра. Это же поле просмотра можно использовать для изменения положения центральной точки радиального размытия.


Рис. 10.40. Одно и то же окно диалога позволяет применять оба метода размытия: Линейный (Zoom) и Кольцевой (Spin)

Переключатель Качество (Quality) задает точность расчета эффекта. Можно устанавливать следующие градации качества: Среднее (Draft), Хорошее (Good) или Наилучшее (Best). На рис. 10.41 показано сопоставление трех уровней качества результата на примере одного и того же изображения. Как вы можете убедиться, между уровнями качества Хорошее (Good) и Наилучшее (Best) разница невелика. На самом деле главное отличие состоит не в качестве изображения, а в том, как много времени требуется программе Photoshop для расчета и применения эффекта на конкретном уровне качества.


Рис. 10.41. Слева направо: качество Среднее (Draft), Хорошее (Good), Наилучшее (Best)

Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur)

Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur), вероятно, наиболее полезен из всех фильтров данной группы, особенно для редактирования изображений и восстановления некачественных фотоснимков. Он размывает на изображении или в пределах выделенной области все, за исключением краев объектов. Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur) анализирует различия цвета пикселей изображения в поисках границ между областями сравнительно однородной окраски, а затем обеспечивает сохранение резкости границ во время размытия изображения в пределах ограниченных областей. Этот фильтр отлично подходит в тех случаях, когда требуется сбросить лет 10 возраста персонажу, лицо которого приведено на фотопортрете, или сгладить текстуру ткани без потери складок.
На рис. 10.42 приведено окно диалога фильтра, а рис. 10.43 демонстрирует одно и то же лицо до и после его применения. Для задания степени проявления эффекта можно определить величины параметров Радиус (Radius) и Порог (Threshold), а для указания того, каким способом должен производиться расчет эффекта, можно выбрать вариант в раскрывающемся списке Качество (Quality), подобном аналогичным переключателям фильтра Радиальное размытие (Radial Blur).


Рис. 10.42. Если превысить допустимый предел действия фильтра, лицо будет выглядеть как пластиковая маска

Рис. 10.43. Слева - до применения фильтра, справа - после

Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur) может применяться в трех режимах:

Режимы Совмещение (Edge Overlay) и Только края (Edge Only) удобны для подбора величины параметра Порог (Threshold). Перед тем как щелкнуть на кнопке Да (OK), чтобы применить эффект к изображению, переключитесь в режим Нормальный (Normal).

Фильтр Размытие в движении (Motion Blur)

Когда мы видим штриховые линии, тянущиеся за изображением машины, кота или героя комиксов, то инстинктивно понимаем, что эти объекты находятся в движении. Подобные линии означают "размытие объекта, вызванное движением", а фактически связаны с ошибкой, связанной с выбором недостаточно короткой выдержки при съемке стремительно движущегося объекта. Изображение объекта оказывается размытым на фоне неподвижных предметов заднего плана в связи с тем, что объект успевает переместиться на какое-то расстояние за ту долю секунды, в течение которой затвор фотоаппарата остается открытым. На раннем этапе развития фотографии размытие, вызванное движением объекта, было обычным явлением просто потому, что затворы фотокамер действовали слишком медленно, а чувствительность фотоматериалов была слишком низкой. Сегодня размытие практически не встречается, если только фотограф не стремился вызвать его специально, используя фотопленку низкой чувствительности или уменьшая отверстие объектива и, соответственно, используя более длительное время экспонирования. Если, однако, вы хотите имитировать эффект размытия, вызванного движением, то программа Photoshop готова предоставить вам для этого все необходимое.
Фильтр Размытие в движении (Motion Blur), вызываемый командой меню Фильтр - Размытие - Размытие в движении (Filter - Blur - Motion Blur), способен создать впечатление быстрого перемещения неподвижного объекта, добавляя шлейф, тянущийся за объектом на определенное расстояние в заданном направлении. В окне диалога Размытие в движении (Motion Blur), показанном на рис. 10.44, можно установить как расстояние, так и направление шлейфа в соответствии с тем, насколько быстро и в какую сторону должен "двигаться" объект. Искусство, однако, состоит в правильном выборе области, к которой должен быть применен эффект. Чтобы снимок выглядел правдоподобно, следует размыть изображение объекта на протяжении всей области, через которую он якобы переместился за время съемки.


Рис. 10.44. Использование фильтра Размытие в движении (Motion Blur) требует, как минимум, хороших навыков

Мы выделили область изображения за машиной скорой помощи, а также и саму машину. Проблема состоит в том, что такие действия ведут также к размытию неподвижных деталей снимка, вроде столба на заднем плане. Таким образом, невозможно просто выделить объект и придать ему видимость, поскольку фильтр будет применен ко всем объектам, попавшим в пределы выделенной области. (Разумеется, мы могли бы закрасить столб и другие детали, которые кажутся вовлеченными в движение.) Если, с другой стороны, попытаться применить фильтр к изображению в целом, то создастся впечатление, что не сцена, а фотограф в момент съемки находился в движении. Такой прием тоже иногда полезен, но не к нему мы стремились, пытаясь изобразить машину скорой помощи, мчащуюся в потоке городского транспорта.
Гораздо более качественный инструмент для имитации движения входит в состав пакета Eye Candy компании Alien Skin Software. Это набор дополнительных модулей для программы Photoshop, которые можно применять для создания любых типов изящных графических эффектов. Вы можете приобрести Eye Candy у ближайшего распространителя программного обеспечения или загрузить демо-версию с Web-узла www.alienskin.com.
Фильтр Motion Trail (Шлейф движения) из пакета Eye Candy может применяться только к нужному объекту и имитирует шлейф заданной длины в указанном направлении (см. рис. 10.45).


Рис. 10.45. Величина параметра Length (Длина) должна зависеть от скорости движения

Однако даже этот фильтр не является пределом совершенства. Он пририсовывает линии, имитирующие размытие, только к заднему краю движущегося объекта. Результат выглядит так, будто объект двигался, но остановился в момент съемки. Шлейф есть на снимке, но сам-то объект выглядит резко. Это означает, что для полной имитации эффекта движения следует использовать оба рассмотренных фильтра в комбинации. На рис. 10.46 показан результат - машина скорой помощи, мчащаяся по вызову.


Рис. 10.46. Проследите за тем, чтобы оба фильтра применялись под одним и тем же углом

Фильтр Ветер (Wind)

Встроенный в программу Photoshop фильтр Ветер (Wind), вызываемый командой Фильтр - Стилизация - Ветер (Filter - Stylize - Wind), представляется аналогом фильтра Motion Trail (Шлейф от движения). Подобно ему Ветер (Wind) вызывает размытие краев объекта, хотя и не имеет тонких средств управления эффектом, определяющих качество и работоспособность фильтра компании Eye Candy. На рис. 10.47 показано окно диалога Ветер (Wind).


Рис. 10.47. Окно диалога Ветер (Wind)

Выбор направления ветра небогат: всего лишь слева или справа. Если вы хотите воспроизвести эффект в ином направлении, поверните изображение, примените фильтр, а затем восстановите исходную ориентацию. Что касается степени проявления эффекта, то здесь у вас выбор из трех вариантов. Вариант Ветер (Wind) создает изображение с наиболее равномерно размытыми краями. Вариант Ураган (Blast) вызывает появление длинных горизонтальных "тянучек" позади объекта. Вариант Колебания (Stagger) объединяет оба эффекта. На рис. 10.48 иллюстрируется сравнение всех трех режимов имитации ветра.


Рис. 10.48. Слева направо: Ветер (Wind), Ураган (Blast), Колебания (Stagger)

Очевидно, что данный эффект выглядит по меньшей мере искусственно. Настоящий ветер не оказывает такого действия на объекты. Однако данный фильтр может оказаться полезным при решении задач, не связанных с ветром, таких как размытие текстур или добавление узора поверх тени, помещенной позади символов текста. Используйте фильтр Ветер (Wind) с осторожностью или забудьте о нем и пользуйтесь вместо него пакетом Eye Candy.

Резюме

В этой главе мы рассмотрели способы восстановления качества фотоснимков, нуждающихся в реставрации. Если у вас есть старые, помятые, надорванные или потускневшие фотографии, вы можете воспользоваться разнообразными средствами программы Photoshop, чтобы замаскировать повреждения и восстановить исходное качество снимков. Пипетка (Eyedropper) позволяет взять пробу цвета прямо с изображения и применить этот цвет для раскрашивания изображения с помощью любого инструмента рисования. Инструмент Штамп (Rubber Stamp) копирует выбранный участок и помещает в указанные места большее или меньшее число копий, необходимых для того, чтобы закрыть следы разрывов, заполнить пустые участки или замаскировать объекты, которые вы хотели бы удалить со снимка.
Подкрашивание старинных фотографий может производиться несколькими способами. Тонирование цветом можно произвести как за счет настройки цветового тона, так и за счет преобразования изображения в режим дуплекса, а также в трехкрасочный или четырехкрасочный режим. Раскрашивание фотографий вручную поможет придать им "старинный" вид.
Фильтры размытия изображения имеют ряд разновидностей и оказываются наиболее полезными, когда требуется отвлечь внимание зрителя от нежелательных деталей снимка за счет их расфокусировки, а также для смягчения резких кромок цветовых областей. Фильтр Размытие в движении (Motion Blur) позволяет создать иллюзию движения объектов, которые на самом деле в момент съемки были неподвижны.

Содержание | Далее