Р еставрация поврежденных или "просто испорченных" фотографий - это
причина номер один, по которой многие покупают Photoshop. Эта программа действительно способна творить чудеса со старыми, надорванными, поблекшими фотоснимками, а кроме того, с ее помощью можно устранить большую часть дефектов (если не все), присущих обычным фотографиям. Можно использовать Photoshop для исправления композиции снимка, на котором объект съемки сместился в сторону, расположился под наклоном, или снимка, на котором осталось слишком много пустого места. Можно также произвести цветокоррекцию фотографии, пожелтевшей от времени или имеющей преобладающий оттенок красного, зеленого или любого другого цвета. Вы можете компенсировать любые - от слабых до значительных - ошибки экспозиции, связанные как с "недодержкой", так и с "передержкой" снимков, но нельзя восстановить части изображения, которые вообще не зафиксировались на снимке, если только не пририсовать их.
Вы можете удалить с фотографии линии электропередач и пустые банки, которые портят пейзаж. Можно устранить эффект красных глаз, появившийся при съемке со вспышкой, или неземное зеленое свечение глаз вашей кошки. Вы даже можете удалить с семейных фотографий фигуру бывшего супруга, супруги или того самого дружка вашей дочери, которого она в конце концов бросила.
Интересуется ли ваш муж тем, как он будет выглядеть с бородой и усами или без всякой растительности на лице? Собирается ли ваша жена изменить цвет волос? Смоделируйте это вначале в электронном варианте. Когда изменения происходят только на экране, риск ошибиться гораздо меньше.
Начнем с рассмотрения методов, которые можно применить для улучшения качества старых фотографий, пожелтевших и выцветших от времени, а также, возможно, имеющих разрывы и иные повреждения. В первую очередь мы обратимся к паре старых снимков, нуждающихся в небольшой коррекции яркости и контраста, а также в легкой ретуши. Мы, образно говоря, пробежимся по основным этапам реставрации такого типа снимков и коснемся набора инструментов, которыми вы должны уметь пользоваться для этого. Не забывайте и о том, что вы всегда можете вернуться к главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания", чтобы освежить в памяти сведения об этих инструментах. В заключительной части этого раздела мы рассмотрим сильно поврежденный снимок и будем пытаться восстановить его шаг за шагом, пока он не станет смотреться как новый.
Некоторые фотографии не требуют особой реставрационной работы. Так, фотоснимок, представленный на рис. 10.1, был сделан в 1900 году, однако на протяжении большей части прошедших 97 лет он хранился в альбоме вдали от солнечных лучей. Он слегка пожелтел, но в целом, очевидно, вполне сохранился.
Чтобы восстановить качество этой фотокарточки, мы сначала обрежем ненужные края. Затем переключимся в режим Градации серого (Grayscale), что обеспечит устранение любых оттенков цвета, уловленных сканером. Тем самым будут немедленно удалены оттенки желтого и коричневого цветов, вызванные старением снимка. После этого мы воспользуемся окном диалога Кривые (Curves), вызываемого командой Изображение - Коррекция - Кривые (Image - Adjust - Curves), чтобы настроить контрастность. Пользуясь данным окном диалога, можно сделать светлые области снимка еще светлее, не затрагивая темные участки. Показанная на рис. 10.2 передаточная кривая имеет совсем незначительный изгиб, свидетельствующий о том, насколько тонкой является производимая коррекция. На рис. 10.3 показаны увеличенные фрагменты фотографии до и после коррекции, чтобы вы могли проследить за улучшением контраста.
Ряд участков на снимке можно еще немного подправить. Воспользуемся инструментом Затемнитель (Burn), чтобы затемнить области фотографии, контраст которых должен быть несколько выше среднего. Применяя инструмент Затемнитель (Burn) только к теням (Shadows) при низком значении параметра Экспозиция (Exposure), мы можем сделать темнее пальцы на руке джентльмена, не трогая саму руку. Аналогично, применив инструмент к средним тонам (Midtones), мы можем выделить подбородок леди на фоне высокого воротника со вставками из китового уса. Результат показан на рис. 10.4.
Следующая фотография, свадебная, хотя и имеет всего 50-летний возраст, находится в гораздо худшей форме. Она пожелтела, выцвела и выглядит так, будто кто-то пытался ее отретушировать с помощью карандаша, но только ухудшил положение. Исходный вид фотографии представлен на рис. 10.5.
Вновь начнем с обрезки, а затем, как и в предыдущем случае, переключимся в режим Градации серого (Grayscale), чтобы избавиться от желтизны. Контраст этой фотографии не столь хорош, как предыдущей, поэтому нашим следующим шагом будет попытка улучшить этот контраст. Окно диалога Уровни (Levels) демонстрирует гистограмму данного снимка, показанную на рис. 10.6, из которой видно, что тона, которые должны быть светлыми, на деле слишком темны, а темные тона, наоборот, недостаточно темны. Перемещение ползунков, отмечающих положения уровней отсечки светлых и темных тонов, во многом улучшает ситуацию. Установка ползунка средних тонов в центр пика гистограммы делает контраст еще лучше. Оптимальный способ изучить подобные корректировки - это поработать над копией "плохой" фотографии и просто поэкспериментировать с установкой параметров до тех пор, пока вы не обнаружите, что картинка выглядит так, как вы хотели. При этом проследите за тем, что происходит с изображением при перемещении ползунков.
Иногда возникает необходимость раскрашивания отдельных участков изображения либо с целью маскирования царапин, либо для удаления нежелательных линий, пятен или фигур бывших партнеров по браку. Используйте инструмент Пипетка (Eyedropper), чтобы взять образец цвета, которым будете рисовать. Просто установите его указатель на любой цвет (или, как в данном случае, на любой оттенок серого тона), который требуется воспроизвести, и щелкните кнопкой мыши. Выбранный оттенок станет основным цветом, готовым для нанесения на изображение с помощью Кисти (Paintbrush), Аэрографа (Airbrush) или любых других выбранных вами инструментов раскрашивания. Двойной щелчок на кнопке Пипетка (Eyedropper) раскрывает палитру параметров, показанную на рис. 10.7. Раскрывающийся список позволяет выбрать в качестве образца единственный пиксель (Point Sample) или задать область усреднения цвета размером 3 на 3 или 5 на 5 пикселей.
Как видно на снимке, показанном на рис. 10.5, кто-то (вероятно, сама невеста) пытался сделать талию женщины более стройной незатейливым способом - путем рисования по снимку обычным карандашом. Это лучше видно на увеличенном изображении, приведенном на рис. 10.8. С помощью инструментов Пипетка (Eyedropper), Кисть (Paintbrush) и Палец (Smudge) мы исправим неудачную ретушь и заодно придадим фигуре тот силуэт, к которому стремилась героиня фотографии. Все, что требуется сделать, - это взять образец нужного оттенка серого тона, закрасить им часть изображения, а затем слегка размазать края окрашенной области, чтобы переход цвета между нанесенными мазками и исходным изображением был более плавным. В то же время мы затемним край перчатки невесты, совсем немного, чтобы она не сливалась с ее платьем до такой степени, как на исходном снимке.
Использовать инструмент Пипетка (Eyedropper) в подобных ситуациях намного проще, чем пытаться подобрать подходящий оттенок цвета или серого тона на цветовом круге. В случае с пипеткой для окрашивания изображения от вас требуется только найти участок, цвет или серый тон которого соответствуют тем, какие вы хотите применить. Выберите инструмент Пипетка (Eyedropper) и щелкните на участке подходящего цвета, чтобы сделать этот цвет основным. Затем окрасьте требуемую область изображения с помощью кисти. При необходимости немного размажьте края окрашенной области, чтобы обеспечить плавный переход между новой окраской и цветом исходного изображения.
Внимательно взглянув на лица, мы обнаружим на них белые горизонтальные штрихи, являющиеся, очевидно, артефактами (то есть искусственно привнесенными деталями), появившимися на этапе сканирования, так как их нет на оригинале снимка. И снова на рис. 10.9 вы видите укрупненное изображение фрагментов снимка до и после ретуширования. Поскольку рабочая область имела слишком малые размеры, мы выбрали для инструмента Палец (Smudge) кисть с пятном всего в один пиксель и установили параметр Нажим (Pressure) в 20%, чтобы не размазать края штрихов больше, чем это требовалось. Работая над корректировкой таких маленьких участков изображения, гораздо проще и лучше добиваться результата постепенно и позволять эффекту нарастать, а не пытаться сделать все в один прием.
Нет ничего лучше инструмента Штамп (Rubber Stamp), когда требуется скопировать мелкие участки изображения и вставить копии в произвольную точку. С технической точки зрения этот инструмент представляет собой кисть, обладающую свойством копирования. Запомнив образец окрестности выбранной точки изображения, данный инструмент штампует дубликаты скопированного образца точно так же, как если бы использовались команды копирования и вставки содержимого выделенной области. На рис. 10.10 показана кнопка инструмента Штамп (Rubber Stamp) и палитра его параметров. Чтобы указать точку изображения, которая будет служить центром образца штампа, удерживайте клавишу Option (в системе Mac OS) или Alt (в системе Windows) в момент щелчка кнопкой мыши на участке изображения, подлежащем копированию. Затем отпустите клавишу и начинайте штамповать, перемещая указатель в нужные точки изображения и щелкая кнопкой мыши или щелкнув и перетаскивая указатель при нажатой кнопке мыши. Можно вставить столько оттисков, сколько потребуется.
Поскольку инструмент Штамп (Rubber Stamp) действует подобно кисти, можно использовать любые установленные для кисти режимы наложения пикселей, такие как Растворение (Dissolve), Умножение (Multiply) и т. п. Размер и форма области, оттиски с которой создаются инструментом Штамп (Rubber Stamp), будут такими же, как размер и форма пятна выбранной в данный момент кисти. К штампу можно также применять настройки степени непрозрачности, аналогичные тем, какие применяются для любой кисти. Не стесняйтесь при необходимости вернуться к главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" и подробно пересмотреть материал, касающийся инструментов рисования и их параметров.
Палитра Штамп (Rubber Stamp Options) обеспечивает выбор любого режима работы данного инструмента:
Если вы используете Штамп (Rubber Stamp) для ретуши изображения, выбирайте кисть с мягким растушеванным пятном, диаметр которого лишь ненамного превышает поперечный размер царапины или крапа, которые требуется скрыть. Процесс ретуширования обычно упрощается, если предварительно увеличить масштаб изображения.
Для восстановления следующей фотографии нам потребуются как Штамп (Rubber Stamp), так, возможно, и все приемы редактирования изображений, уже описанные в книге. Как вы можете видеть на рис. 10.11, этот снимок был когда-то сложен, надорвался по швам, был чем-то залит и вообще изрядно потрепан. Мы будем восстанавливать его шаг за шагом, так что вы сможете видеть, что происходит на каждом этапе. Если вы хотите выполнить эту работу вместе с нами, то найдете изображение в файле 10file01.jpg на компакт-диске.
Чтобы заставить данную фотографию выглядеть как новую, выполните следующие действия:
До сих пор мы работали с черно-белыми изображениями. Это, однако, не означает, что вы можете ретушировать только в режиме градаций серого. Те же самые инструменты и приемы можно применять и к цветному изображению, за исключением приема преобразования цветной картинки в черно-белую с целью избавления от нежелательных цветовых пятен и желтизны. Ведь, преобразуя цветное изображение в черно-белое, вы, очевидно, теряете всю информацию о цвете. Вместо этого следует применять настройку передаточных кривых отдельных цветовых компонентов и коррекцию цветового баланса, чтобы изменить общую цветность изображения.
На рис. 10.19 показан цифровой снимок, сделанный после обильного снегопада. Блеск снега привел к тому, что местами белый цвет выглядит розоватым. Используя окно диалога Кривые (Curves), показанное на рис. 10.20, мы можем настроить передаточную кривую канала красного цвета так, чтобы удалить большую часть розового оттенка. Вместо того чтобы стараться удалить розовый оттенок целиком, что может придать изображению голубой оттенок, лучше остановиться на компромиссе и оставить слабый чуть тепловатый цвет.
Чтобы откорректировать цвет с помощью передаточной кривой, выполните следующие действия:
Провода линии электропередач в верхней части фотографии запросто можно удалить либо при помощи инструмента Ластик (Eraser), либо за счет выделения части изображения неба инструментом Лассо (Lasso) и помещения копии выделенной области поверх проводов. Последний вариант представляет собой простой способ ретуширования больших по площади и однородных по окраске участков изображения. Этот прием можно применять также для маскирования нежелательных деталей снимка, вроде пустых консервных банок, поверх которых помещается копия изображения куста.
Итак, выполните следующие действия:
На заре развития традиционной фотографии было принято придавать снимку коричневатый, синеватый или серебристый оттенок вместо того, чтобы делать его чисто черно-белым. Тонирование сепией, дающей теплый красновато-коричневый оттенок, использовалось чаще всего, и именно такой цветовой тон мы обычно связываем с понятием "старое фото".
Если вы желаете придать оттенок сепии редактируемому изображению, программа Photoshop предоставит целый ряд способов решения этой задачи. Вероятно, проще всего переключиться в цветовой режим CMYK или RGB, в зависимости от того, будет ли итоговое изображение печататься на бумаге или демонстрироваться на экране компьютера, и воспользоваться окном диалога Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation), вызываемым командой Изображение - Коррекция - Цветовой тон/Насыщенность (Image - Adjust - Hue/Saturation), для добавления требуемого цветового тона. После открытия данного окна, показанного на рис. 10.23, установите флажки Тонирование (Colorize) и Просмотр (Preview). Затем перетаскивайте ползунки цветового тона, насыщенности и яркости, пока изображение не приобретет требуемый оттенок. Получив удовлетворительный результат, щелкните на кнопке Да (OK). Чтобы увидеть это изображение в цвете, откройте файл 10file02.jpg, находящийся на сопровождающем книгу компакт-диске.
Более богатый выбор оттенков дает режим Дуплекс (Duotone), в котором черно-белое изображение сочетается с цветовой добавкой. Режим дуплекса часто применяется, чтобы расширить диапазон градаций, представленных на черно-белой фотографии, поскольку типичный фотонаборный процесс обеспечивает около 50 градаций, в то время как программа Photoshop в черно-белом режиме поддерживает 256 оттенков серого тона. Чтобы преобразовать снимок в режим дуплекса, начните с черно-белого варианта. Дуплекс позволяет добавлять и дополнительные цвета, создавая трех- и четырехкрасочные варианты изображения. Хотя дуплексы обычно состоят лишь из градаций черного цвета плюс один цветовой оттенок, как показано на рис. 10.24, никто не запрещает вам применить два дополнительных цвета, особенно если результат предстоит демонстрировать на странице Web-узла или в составе электронной презентации, а не печатать на бумаге.
Поскольку отреставрированный ранее снимок маленькой девочки с пандой на руках обладает богатым диапазоном черно-белых градаций, он может служить хорошим кандидатом на преобразование в дуплекс. Чтобы создать дуплекс из черно-белой фотографии, выполните следующие действия:
Много лет назад, когда цветные фотопленки еще не имели широкого распространения, фотографии раскрашивались вручную поверх эмульсии сильно разведенными акварельными красками, что придавало изображению бледное подобие цвета. Инструменты программы Photoshop Кисть (Paintbrush) и Аэрограф (Airbrush) отлично подходят для имитации раскрашенных вручную фотоснимков. Вы можете даже сделать заставку к телеканалу Теда Тернера (Ted Turner), раскрасив кадры из вашего любимого кинофильма студии "Братья Маркс" или классических фильмов с Богартом. (Множество кадров из фильмов и фотографий известных кинозвезд, на которых можно попрактиковаться, разбросано по Web-узлам.)
После ретуширования снимка, который вы хотели бы раскрасить вручную, переключитесь снова в режим цвета RGB или CMYK, как вы это делали в предыдущем разделе перед созданием дуплекса. Дважды щелкните на кнопке инструмента Кисть (Paintbrush), чтобы вызвать палитру Кисть (Paintbrush Options), если она еще не раскрыта. Выберите вариант Цветность (Color) в раскрывающемся списке режимов наложения пикселей, а ползунок параметра Непрозрачность (Opacity) установите в 15-20%. Помните о необходимости все время удерживать кнопку мыши в процессе рисования, так как если ее отпустить и щелкнуть снова, то к изображению будут добавлены лишние 20% цвета.
Если на изображении имеются большие, несложные по форме участки однородного цвета, используйте Лассо (Lasso) или Волшебную палочку (Magic Wand), чтобы выделить такие участки. Установите нужный основной цвет и выберите в меню Редактирование (Edit) команду Выполнить заливку (Fill). Появится окно диалога, показанное на рис. 10.26.
В появившемся окне диалога установите параметр Непрозрачность (Opacity) равным приблизительно 25% и выберите вариант Цветность (Color) в раскрывающемся списке Режим (Mode). В поле Стиль (Use) установите вариант Основной цвет (Foreground Color). Щелкните на кнопке Да (OK), чтобы залить все выделенные области выбранным цветом с указанной непрозрачностью. Если этого будет недостаточно, либо откройте окно диалога Заливка (Fill) снова и повторите процедуру заливки еще раз, либо отмените предыдущее действие с помощью команды и повторите заливку, задав большую величину параметра непрозрачности. Чтобы увидеть цветной вариант снимка, откройте файл 10file03.jpg, находящийся на компакт-диске.
Вы, конечно, видели проявление эффекта "красных глаз". При раскрашивании черно-белых фотографий с такой проблемой сталкиваться не приходится, но она часто проявляется на цветных фотоснимках людей и животных, сделанных со вспышкой. Причина - отражение света вспышки от кровяных телец в толще глазного яблока и на его задней стенке, которое вызывает флуоресцирующее красное свечение зрачков глаз любого, кто смотрел в момент съемки прямо на вспышку. У кошек, между прочим, может возникать подобный эффект свечения, называемый эффектом "зеленых глаз", который связан с отражением света от светочувствительных кристаллов на обратной стороне глаза. Избежать этого эффекта можно, если перед съемкой проследить за тем, чтобы объект, будь то человек или животное, не смотрел на вспышку, а также за тем, чтобы в помещении, где ведется фотографирование, было достаточно света, вызывающего максимальное сужение зрачков.
На рис. 10.27 приведена фотография кошки, глаза которой имеют одновременно и красное, и зеленое свечение. Снимок сделан в темной комнате, и вспышка застигла кошку с широко раскрытыми зрачками. Если мы подправим неестественное свечение глаз, портрет будет вполне хорош.
Коррекция цвета глаз на деле оказывается совсем несложной. Ниже описывается, как она выполняется.
Полупрозрачный черный цвет, примененный для заливки, эффективно затемняет цвет зрачков, не приводя к утрате деталей. Вы можете применять аналогичный прием всякий раз, когда требуется существенно изменить цвет маленького участка изображения. Следите только за тем, чтобы в пределы выделенной области не попали части изображения, которые не должны быть изменены.
Иногда с фотоснимка требуется удалить не просто царапину или небольшой дефект, а нечто большее. В ряде случаев возникает необходимость избавиться от крупноразмерных объектов, чтобы сохранить потенциально качественную фотографию. На рис. 10.30 показана такая фотография, снятая с движущегося автомобиля в момент, когда солнце скрылось за тучами, создав картину романтического заката.
Однако в связи с тем, что снимок делался буквально на ходу, не было времени ни продумать композицию, ни даже остановить машину. Очень малое время выдержки помогло избежать размазывания изображения, вызванного движением камеры, а остальные проблемы мы подчистим с помощью программы Photoshop. Эта фотография записана на компакт-диске в файле 10file04.jpg, если вы хотите работать над ней вместе с нами.
Как определить допустимый предел редактирования? |
---|
Редактирование снимка с целью совершенствования композиции полностью оправдано, если он предназначен для личного использования. Однако именно такой вариант "доработки" фотографии послужил несколько лет назад причиной появления массы проблем у редакции уважаемого журнала National Geographic. Редакция готовила статью о Египте и послала фотографа сделать несколько снимков знаменитых пирамид. Художественный редактор изучил фотографии и решил, что композиция улучшится, если одну из пирамид переместить поближе к другой. После опубликования статьи проницательные читатели начали звонить и писать письма в редакцию, выражая свое недовольство. В следующем номере журнала были напечатаны извинения редакции, но простое осознание того факта, что манипулирование объектами фотографии могло иметь место, подействовало на множество людей в сфере издательского дела и вне ее как красная тряпка на быка. Вопрос дебатируется и по сей день. Как определить, что снимок достаточно отредактирован? Какие изменения можно считать излишними?
Ясно, что мы не всегда можем верить тому, что видим. Рекламные газетки, издаваемые крупными супермаркетами, часто публикуют картинки, выходящие за всякие границы правдоподобия. Помните ту самую фотографию, на которой один из Президентов пожимает руку "пришельцу из космоса"? Или снимок "снежного человека", несущего на руках полураздетую женщину? (Во всяком случае, почему она не одета по-зимнему?) С другой стороны, если фотомодель плохо причесана или на ее лице возникли пятна, то ретуширование необходимо и не будет выглядеть неожиданным. Так где же пролегает граница допустимости изменений? Ответ зависит от того, как предполагается использовать снимок. Газеты и журналы, обладающие хорошей репутацией и дорожащие ею, стараются строго определять вопрос о допустимости исправления фотографий. Считается, что основное правило таково: можно изменять только внешний вид фотографии, но недопустимо исправлять ее содержание. Так, вы можете сделать светлее передержанную фотографию политического деятеля, но не имеете права изменить банку лимонада в его руке на банку пива (или наоборот, сменить пиво на лимонад). |
Фильтры данного семейства, сосредоточенные в подменю Фильтр - Размытие (Filter - Blur), полезны в тех случаях, когда требуется смягчить эффект действия ранее примененных к изображению фильтров или уменьшить резкость штрихов, нанесенных кистью. Размытие может сделать более приятным для глаза резко освещенный портрет или, если применить этот прием лишь к части изображения, помочь расфокусировать фон снимка, отвлекающий внимание зрителя. Средства размытия изображений представлены следующим набором фильтров:
Основными фильтрами данного семейства являются Размытие (Blur) и Размытие+ (Blur More). Их действие в точности соответствует названиям. Эффект, оказываемый первым фильтром, очень незначителен. Действие фильтра Размытие+ (Blur More) ненамного сильнее. На рис. 10.37 показан пример действия обоих названных фильтров в сравнении с изображением-оригиналом. Как можете видеть, изменения незначительны.
Вы можете применять базовый фильтр размытия несколько раз подряд, чтобы достичь требуемого эффекта, или обратиться к более гибкому фильтру, вызываемому командой Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian Blur). Для расчета значений цвета пикселей данный фильтр использует математическое выражение, называемое формулой распределения чисел по Гауссу и имеющее график в виде кривой колоколообразной формы. Результатом расчета является то, что пиксели на границе областей двух разных цветов приобретают оттенки, лежащие между исходными цветами, а резкие границы областей размываются по всему изображению без общего потемнения или осветления картины.
Окно диалога Размытие по Гауссу (Gaussian Blur), показанное на рис. 10.38, позволяет точно задать степень размытия при помощи параметра Радиус (Radius), изменяющегося в пределах от 0,1 до 255. Вы можете использовать этот фильтр для сглаживания неровных кромок объектов, а также для придания нечетких очертаний области тени, отбрасываемой объектом, если эффект тени имитируется искусственно. Даже при малых значениях параметра данный фильтр оказывает выразительное действие на изображение. Значения выше 5,0 могут сделать изображение совершенно неразборчивым.
Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) - отличный инструмент ретуширования, если требуется отвлечь внимание от некоторой области на снимке. Фотография, представленная на рис. 10.39, была сделана в природном парке Канады. Тигр, дремлющий на солнышке, выглядит вполне довольным, но мы может также заметить позади него звенья цепи, составляющие изгородь, и проволоку, привязанную к дереву, о которое опирается тигр. Общая картина только выиграет, если мы удалим эти следы цивилизации. В то же время, очевидно, ни к чему размазывать полоски на шкуре тигра. Поэтому нам необходимо выделить изгородь и дерево. Щелкая на проблемных участках Волшебной палочкой (Magic Wand), выделите эти участки, после чего можно будет настроить величину радиуса области размытия так, чтобы элементы изгороди исчезли из виду.
Тщательный осмотр снимка показывает, что, хотя изгородь пропала, остались еще просветы в листве дерева, сквозь которые просматриваются звенья цепи. Применение инструмента Размытие (Blur) при установке параметра Нажим (Pressure) в 75% дает практически полное слияние этих деталей с фоном, так что тигр оказывается в окружении дикой природы.
Используйте фильтры семейства Размытие (Blur), когда требуется размыть большие области изображения, применяйте их и в том случае, когда нужно размыть маленькие участки. Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) наиболее управляем с точки зрения создаваемой им степени расфокусировки.
Фильтр Радиальное размытие (Radial Blur) может дать интересные результаты при продуманном использовании. Этот фильтр создает два типа эффектов: кольцевое размытие и линейное. Первое выглядит так, будто изображение вращается вокруг центра сцены. Эффект линейного размытия теоретически должен создавать впечатление быстрого наезда камеры на центр сцены или удаления от центра.
На рис. 10.40 приведено окно диалога Радиальное размытие (Radial Blur). В этом окне можно установить степень проявления эффекта (параметр Эффект - Amount), а также задать качество результата (Среднее - Draft, Хорошее - Good или Наилучшее - Best). Параметр Эффект фактически задает расстояние, на которое должны переместиться пиксели для создания впечатления размытия. В поле просмотра окна диалога можно наблюдать, как будет меняться изображение при изменении значения этого параметра. Это же поле просмотра можно использовать для изменения положения центральной точки радиального размытия.
Переключатель Качество (Quality) задает точность расчета эффекта. Можно устанавливать следующие градации качества: Среднее (Draft), Хорошее (Good) или Наилучшее (Best). На рис. 10.41 показано сопоставление трех уровней качества результата на примере одного и того же изображения. Как вы можете убедиться, между уровнями качества Хорошее (Good) и Наилучшее (Best) разница невелика. На самом деле главное отличие состоит не в качестве изображения, а в том, как много времени требуется программе Photoshop для расчета и применения эффекта на конкретном уровне качества.
Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur), вероятно, наиболее полезен из всех фильтров данной группы, особенно для редактирования изображений и восстановления некачественных фотоснимков. Он размывает на изображении или в пределах выделенной области все, за исключением краев объектов. Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur) анализирует различия цвета пикселей изображения в поисках границ между областями сравнительно однородной окраски, а затем обеспечивает сохранение резкости границ во время размытия изображения в пределах ограниченных областей. Этот фильтр отлично подходит в тех случаях, когда требуется сбросить лет 10 возраста персонажу, лицо которого приведено на фотопортрете, или сгладить текстуру ткани без потери складок.
На рис. 10.42 приведено окно диалога фильтра, а рис. 10.43 демонстрирует одно и то же лицо до и после его применения. Для задания степени проявления эффекта можно определить величины параметров Радиус (Radius) и Порог (Threshold), а для указания того, каким способом должен производиться расчет эффекта, можно выбрать вариант в раскрывающемся списке Качество (Quality), подобном аналогичным переключателям фильтра Радиальное размытие (Radial Blur).
Фильтр "Умное" размытие (Smart Blur) может применяться в трех режимах:
Режимы Совмещение (Edge Overlay) и Только края (Edge Only) удобны для подбора величины параметра Порог (Threshold). Перед тем как щелкнуть на кнопке Да (OK), чтобы применить эффект к изображению, переключитесь в режим Нормальный (Normal).
Когда мы видим штриховые линии, тянущиеся за изображением машины, кота или героя комиксов, то инстинктивно понимаем, что эти объекты находятся в движении. Подобные линии означают "размытие объекта, вызванное движением", а фактически связаны с ошибкой, связанной с выбором недостаточно короткой выдержки при съемке стремительно движущегося объекта. Изображение объекта оказывается размытым на фоне неподвижных предметов заднего плана в связи с тем, что объект успевает переместиться на какое-то расстояние за ту долю секунды, в течение которой затвор фотоаппарата остается открытым. На раннем этапе развития фотографии размытие, вызванное движением объекта, было обычным явлением просто потому, что затворы фотокамер действовали слишком медленно, а чувствительность фотоматериалов была слишком низкой. Сегодня размытие практически не встречается, если только фотограф не стремился вызвать его специально, используя фотопленку низкой чувствительности или уменьшая отверстие объектива и, соответственно, используя более длительное время экспонирования. Если, однако, вы хотите имитировать эффект размытия, вызванного движением, то программа Photoshop готова предоставить вам для этого все необходимое.
Фильтр Размытие в движении (Motion Blur), вызываемый командой меню Фильтр - Размытие - Размытие в движении (Filter - Blur - Motion Blur), способен создать впечатление быстрого перемещения неподвижного объекта, добавляя шлейф, тянущийся за объектом на определенное расстояние в заданном направлении. В окне диалога Размытие в движении (Motion Blur), показанном на рис. 10.44, можно установить как расстояние, так и направление шлейфа в соответствии с тем, насколько быстро и в какую сторону должен "двигаться" объект. Искусство, однако, состоит в правильном выборе области, к которой должен быть применен эффект. Чтобы снимок выглядел правдоподобно, следует размыть изображение объекта на протяжении всей области, через которую он якобы переместился за время съемки.
Мы выделили область изображения за машиной скорой помощи, а также и саму машину. Проблема состоит в том, что такие действия ведут также к размытию неподвижных деталей снимка, вроде столба на заднем плане. Таким образом, невозможно просто выделить объект и придать ему видимость, поскольку фильтр будет применен ко всем объектам, попавшим в пределы выделенной области. (Разумеется, мы могли бы закрасить столб и другие детали, которые кажутся вовлеченными в движение.) Если, с другой стороны, попытаться применить фильтр к изображению в целом, то создастся впечатление, что не сцена, а фотограф в момент съемки находился в движении. Такой прием тоже иногда полезен, но не к нему мы стремились, пытаясь изобразить машину скорой помощи, мчащуюся в потоке городского транспорта.
Гораздо более качественный инструмент для имитации движения входит в состав пакета Eye Candy компании Alien Skin Software. Это набор дополнительных модулей для программы Photoshop, которые можно применять для создания любых типов изящных графических эффектов. Вы можете приобрести Eye Candy у ближайшего распространителя программного обеспечения или загрузить демо-версию с Web-узла www.alienskin.com.
Фильтр Motion Trail (Шлейф движения) из пакета Eye Candy может применяться только к нужному объекту и имитирует шлейф заданной длины в указанном направлении (см. рис. 10.45).
Однако даже этот фильтр не является пределом совершенства. Он пририсовывает линии, имитирующие размытие, только к заднему краю движущегося объекта. Результат выглядит так, будто объект двигался, но остановился в момент съемки. Шлейф есть на снимке, но сам-то объект выглядит резко. Это означает, что для полной имитации эффекта движения следует использовать оба рассмотренных фильтра в комбинации. На рис. 10.46 показан результат - машина скорой помощи, мчащаяся по вызову.
Встроенный в программу Photoshop фильтр Ветер (Wind), вызываемый командой Фильтр - Стилизация - Ветер (Filter - Stylize - Wind), представляется аналогом фильтра Motion Trail (Шлейф от движения). Подобно ему Ветер (Wind) вызывает размытие краев объекта, хотя и не имеет тонких средств управления эффектом, определяющих качество и работоспособность фильтра компании Eye Candy. На рис. 10.47 показано окно диалога Ветер (Wind).
Выбор направления ветра небогат: всего лишь слева или справа. Если вы хотите воспроизвести эффект в ином направлении, поверните изображение, примените фильтр, а затем восстановите исходную ориентацию. Что касается степени проявления эффекта, то здесь у вас выбор из трех вариантов. Вариант Ветер (Wind) создает изображение с наиболее равномерно размытыми краями. Вариант Ураган (Blast) вызывает появление длинных горизонтальных "тянучек" позади объекта. Вариант Колебания (Stagger) объединяет оба эффекта. На рис. 10.48 иллюстрируется сравнение всех трех режимов имитации ветра.
Очевидно, что данный эффект выглядит по меньшей мере искусственно. Настоящий ветер не оказывает такого действия на объекты. Однако данный фильтр может оказаться полезным при решении задач, не связанных с ветром, таких как размытие текстур или добавление узора поверх тени, помещенной позади символов текста. Используйте фильтр Ветер (Wind) с осторожностью или забудьте о нем и пользуйтесь вместо него пакетом Eye Candy.
В этой главе мы рассмотрели способы восстановления качества фотоснимков, нуждающихся в реставрации. Если у вас есть старые, помятые, надорванные или потускневшие фотографии, вы можете воспользоваться разнообразными средствами программы Photoshop, чтобы замаскировать повреждения и восстановить исходное качество снимков. Пипетка (Eyedropper) позволяет взять пробу цвета прямо с изображения и применить этот цвет для раскрашивания изображения с помощью любого инструмента рисования. Инструмент Штамп (Rubber Stamp) копирует выбранный участок и помещает в указанные места большее или меньшее число копий, необходимых для того, чтобы закрыть следы разрывов, заполнить пустые участки или замаскировать объекты, которые вы хотели бы удалить со снимка.
Подкрашивание старинных фотографий может производиться несколькими способами. Тонирование цветом можно произвести как за счет настройки цветового тона, так и за счет преобразования изображения в режим дуплекса, а также в трехкрасочный или четырехкрасочный режим. Раскрашивание фотографий вручную поможет придать им "старинный" вид.
Фильтры размытия изображения имеют ряд разновидностей и оказываются наиболее полезными, когда требуется отвлечь внимание зрителя от нежелательных деталей снимка за счет их расфокусировки, а также для смягчения резких кромок цветовых областей. Фильтр Размытие в движении (Motion Blur) позволяет создать иллюзию движения объектов, которые на самом деле в момент съемки были неподвижны.