В главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" вы узнали об ин-
струментах рисования, имеющихся в программе Photoshop. Итак, инструменты у вас в руках, и вопрос только в том, чтобы применить их на деле.
Но что делать после того, как мазки краски (вернее, следовало бы сказать "окрашенные пиксели") нанесены на холст? Или что делать, если изображение не вполне оправдало ваши ожидания? Полагаю, вы уже успели понять к данному моменту, что программа Photoshop способна исправить ошибки. На сегодняшнем уроке мы снова обратимся к панели инструментов Photoshop, чтобы рассмотреть те из них, которые, на мой взгляд, относятся к числу наиболее развитых. Развитых не в том смысле, что ими сложно пользоваться, а в том, что они позволяют делать с изображением. Мы собираемся также слегка коснуться вопроса использования фильтров семейства Размытие (Blur), но для подробного изучения фильтров придется подождать главы . А если вы проявляете здоровое любопытство по отношению к более развернутой информации о рисовании в программе Photoshop, то читайте главу "Урок 7: цифровая живопись".
Сегодняшний материал не будет касаться ни рисования, ни выделения областей (об этом уже шла речь на уроке 2 и пойдет на уроке 7). Вместо этого вы узнаете о методах правки тех пикселей, которые уже нанесены на холст, с помощью инструментов смазывания, тонирования и корректировки резкости изображения.
К числу инструментов тонирования изображения относятся:
Для коррекции резкости предназначены:
Большая часть операций, которые нам предстоит рассмотреть, может быть выполнена при помощи таких семейств фильтров Photoshop, как Размытие (Blur) или Резкость (Sharpen), однако инструменты обеспечивают гораздо более гибкие возможности коррекции изображения.
В процессе выполнения большинства упражнений данной главы мы будем пользоваться режимом большого увеличения. Это даст нам возможность сохранять твердость руки в процессе применения того или иного инструмента. Если вам потребуется освежить в памяти основы работы со средствами изменения масштаба изображений, обратитесь к главе "Урок 1: основы Photoshop".
Один из самых понятных на интуитивном уровне инструментов программы Photoshop является инструмент Палец (Smudge или, как его еще называют, Finger). Он помогает "размазывать краску". Этот инструмент отлично служит для размывания краев и стыков объектов изображения. Обладая понятным и очевидным интерфейсом, инструмент Палец (Smudge) дает возможность смешивать и размазывать пиксели изображения, смягчая резкие границы цветовых областей.
Большая часть практических упражнений в этой главе должна выполняться при увеличенном масштабе, чтобы отчетливее были видны возможности и ограничения инструмента Палец (Smudge). Чаще всего вам придется пользоваться им в тонкой, но очень значимой с точки зрения результатов манере, позволяющей добиться плавных переходов цвета между отдельными объектами изображения.
Дважды щелкните на кнопке инструмента Палец (Smudge), показанной на рис. 6.1, чтобы раскрыть палитру параметров (см. рис. 6.2).
Обратите внимание на ползунок Нажим (Pressure) в окне палитры параметров инструмента. С его помощью можно управлять "давлением пальца" на холст. Предпочтительно использовать средний нажим, скажем в диапазоне от 50% до 75%, так как в этом случае легче выполнять тонкое ретуширование с применением светлых мазков. Чтобы изменить размер пятна, раскройте палитру Кисти (Brushes) с помощью команды меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes). Выберите нужный размер кисти. За подробностями, касающимися палитры Кисти (Brushes), обратитесь к главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания". Рекомендую использовать пятно достаточно малого размера, поскольку инструмент Палец (Smudge) применяют обычно для тонкой правки деталей изображения.
Посмотрим на практике, что можно сделать с его помощью.
При высокой степени нажима инструмент Палец (Smudge) превращается почти что в инструмент рисования. В этом случае пиксели размазываются по всей длине следа, оставляемого им. С другой стороны, установка малой величины нажима делает действие инструмента гораздо более соответствующим его названию - на изображении действительно возникает смазанная область.
Посмотрите на раскрывающийся список в левом верхнем углу палитры Палец (Smudge Tool Options). В нем можно выбрать один из семи режимов наложения пикселей, допустимых для использования с этим инструментом:
Механизм действия первых трех режимов прост и понятен. Действительно, первый из них, Нормальный (Normal), мы уже многократно использовали. В режимах Замена темным (Darken) и Замена светлым (Lighten) действие инструмента распространяется только на пиксели, более светлые или более темные по отношению к размазываемому цвету (то есть к цвету той области изображения, в которой начинается перетаскивание указателя). Размазывается любой встретившийся на пути указателя перепад цветов, но при этом в режиме Замена темным (Darken) более светлые пиксели заменяются на темные, а в режиме Замена светлым (Lighten) - более темные на светлые.
В соответствии со сказанным, при перетаскивании указателя мыши из области неба вниз на стену здания в режиме Замена темным (Darken) действие будет распространяться только на те пиксели, цвет которых светлее цвета области, из которой началось перемещение указателя (см. рис. 6.6).
В режиме Замена светлым (Lighten) "палец" действует прямо противоположным по отношению к предыдущему случаю образом, как показано на рис. 6.7. Более светлым становится цвет только тех пикселей, которые оказываются темнее цвета области, откуда перетаскивается указатель. Если перемещение началось в области неба и привело в область стены здания, размазано будет достаточно много пикселей, темных по сравнению с цветом неба. Если же, однако, перетаскивать указатель мыши со стены здания в область неба, то ни один пиксель окраски неба не будет изменен, так как все они светлее стены. При этом не имеет значения, из какой точки стены начинать перетаскивание указателя.
Используйте рассмотренные режимы в тех случаях, когда требуется обеспечить высокий уровень контроля. В режимах воздействия на более светлые или более темные пиксели остальные пиксели на пути инструмента Палец (Smudge) останутся нетронутыми. Конечно, для определения случаев, в которых применение данных режимов является необходимым, требуется наметанный взгляд. Если, попробовав использовать один из режимов наложения, вы пришли не к тем результатам, на какие рассчитывали, отмените действие инструмента, выбрав команду меню Редактирование - Отменить (Edit - Undo) или Файл - Восстановить (File - Revert).
Нам осталось рассмотреть следующие режимы наложения:
В этих режимах происходит формирование новых цветовых оттенков на основе начального цвета и цвета области смешивания, в сторону которой и происходит размазывание пикселей. Вот простой способ запомнить действие "пальца" в каждом режиме наложения этой группы: рассматривайте название режима в качестве параметра цвета области смешивания, который будет добавлен к начальному цвету (вспомните главу "Урок 4: цветовые режимы и модели": цветовой тон, насыщенность, яркость - все это параметры цвета). Таким образом, в режиме Цветовой тон (Hue) инструмент Палец (Smudge) создает новый цвет на основе исходного цвета с добавлением цветового тона области изображения, в сторону которой производится размазывание. В режиме Насыщенность (Saturation) новый цвет создается на основе исходного с добавлением насыщенности цвета той области, в сторону которой производится размазывание. То же самое происходит и в режимах наложения Цветность (Color) и Яркость (Luminosity): новый цвет основывается на исходном, но получает соответствующие параметры цвета области смешивания.
Поскольку все иллюстрации в этой книге черно-белые, вы не увидите примеры действия смаза в перечисленных режимах наложения. Попробуйте применить их самостоятельно и рассмотрите получаемые результаты. Кроме того, обратитесь к главе "Урок 7: цифровая живопись" за более подробными сведениями о режимах наложения пикселей.
В окне палитры Палец (Smudge Tool Options) вы обнаружите несколько флажков. Совмещенные данные (Sample Merged) следует использовать, когда ведется работа с изображениями, состоящими из нескольких слоев. Глядя на рис. 6.8, обратите внимание на то, что если флажок Совмещенные данные (Sample Merged) сброшен, то обработка находящегося на отдельном слое изображения лилии ведет просто к тому, что сквозь него начинает просвечивать фон. Это связано с тем, что при формировании цвета размазываемых пикселей инструмент Палец (Smudge) не использует образцы цвета слоев, лежащих ниже слоя с изображением лилии. В итоге при перетаскивании указателя инструмента он оставляет за собой прозрачный след.
Если же установить флажок Совмещенные данные (Sample Merged), то у инструмента Палец (Smudge) появляется доступ к цвету как слоя переднего плана, так и заднего плана, что ведет к иной картине, показанной на рис. 6.9.
Размазывание цвета является, однако, не единственной операцией, которые можно выполнять с помощью инструмента Палец (Smudge). Также можно "рисовать пальцем". Установка флажка Рисование пальцем (Finger Painting) позволяет применять этот инструмент для рисования, используя текущий основной цвет.
Если уменьшить величину параметра Нажим (Pressure), цвет мазка становится менее насыщенным, а его длина сокращается - краска как бы быстрее высыхает. Подобного эффекта можно достичь с помощью инструмента Кисть (Paintbrush), соответствующим образом настроив величину параметра Переход (Fade) в окне параметров кисти, однако инструмент Палец (Smudge) позволяет делать то же самое на гораздо более интуитивно понятном уровне.
Хотя первичное назначение инструмента Палец (Smudge) состоит в сглаживании резких перепадов цвета между соседними элементами изображения, его можно применять и для рисования, как только что было показано. Это всего лишь один пример того, что всякую задачу в программе Photoshop можно решить множеством способов.
Теперь давайте рассмотрим группу инструментов коррекции резкости изображений. Размытие (Blur) и Резкость (Sharpen) отлично подходят как для окончательной отделки или устранения мелких дефектов, так и для восстановления резкости отдельных фрагментов изображения. Не забудьте заглянуть в главу "Урок 12: фильтры Photoshop", где описываются фильтры семейств Размытие (Blur) и Резкость (Sharpen), и в главу "Урок 10: ретушь старых снимков и спецэффекты", где рассматриваются методы устранения дефектов и обновления фотографий и других изображений.
Инструмент Размытие (Blur), попросту говоря, предназначен для создания размытых областей. Под размытием понимается придание участкам изображения впечатления недостаточной резкости, расфокусированности. Выберите инструмент Размытие (Blur) на панели инструментов (см. рис. 6.10). Дважды щелкните на его кнопке, чтобы раскрыть палитру параметров, показанную на рис. 6.11.
В ходе следующего упражнения мы постараемся отвлечь внимание зрителя от заднего плана изображения за счет размытия фона. Помимо всего прочего, этот эффект поможет создать впечатление, что изображение переднего плана имеет лучшую фокусировку, чем это есть на самом деле.
Следите за тем, чтобы размытие распределялось равномерно по всей площади участка. Пропущенные пятна слишком бросаются в глаза. Кроме того, не забывайте о возможности изменять размер пятна инструмента методом выбора нужной кисти в палитре Кисти (Brushes), показанной на рис. 6.14. В данном случае я рекомендую пользоваться кистью с мягким, растушеванным пятном, что совершенно не годится для инструмента Резкость (Sharpen). При корректировке резкости целесообразно пользоваться кистью с четко очерченным пятном, чтобы точно контролировать границы эффекта. Итоговое изображение с размытым задним планом представлено на рис. 6.15.
Обратите внимание, насколько лучше фокусируется внимание на изображении переднего плана теперь, когда ярко окрашенное фоновое изображение выглядит более приглушенно.
В следующем разделе мы с помощью инструмента Резкость (Sharpen) попытаемся сделать более четким изображение куполов храма, так что не закрывайте пока документ.
Назначение инструмента Резкость (Sharpen) с точностью до наоборот соответствует назначению инструмента Размытие (Blur). В то время как последний вызывает размывание цвета между соседними пикселями изображения, Резкость (Sharpen), напротив, делает границы цветовых областей более резкими, а само изображение - более четким и рельефным за счет усиления таких параметров цвета, как насыщенность и яркость. По причине столь тесной связи оба инструмента скрываются под одной и той же кнопкой.
Если вы выполняли упражнение на размытие фона, воспользуйтесь открытым ранее изображением. Если же нет, откройте файл 06file02.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске (см. рис. 6.17). В ходе следующего упражнения мы постараемся увеличить резкость строений храма, расположенных на переднем плане снимка, повысив их роль в композиции фотографии.
При корректировке резкости проявляйте осторожность. Стоит слишком сильно заехать за край объекта или установить чересчур большую величину нажима, и можно получить чужеродные для данной области изображения оттенки, что в итоге приведет к ухудшению вида изображения по сравнению с начальным вариантом.
На рис. 6.20 приведен итоговый, слегка улучшенный вид фотографии.
Инструмент Резкость (Sharpen) отлично проявляет себя, когда применяется в малых дозах. Как я уже подчеркивал, Photoshop может воздействовать только на имеющуюся на изображении информацию. Нельзя взять смазанное, полностью расфокусированное изображение и добиться четкости и ясности. В связи с этим всегда старайтесь работать с максимально четким и резким изображением, какое только можно получить в результате сканирования или цифровой съемки.
Семейство инструментов тонирования включает такие инструменты, как Осветлитель (Dodge), Затемнитель (Burn) и Губка (Sponge). По предназначению эти инструменты аналогичны средствам из арсенала традиционной фотографии, с помощью которых корректируются ошибки экспонирования. Пользуясь ими, можно добиться осветления или затемнения, а также воздействовать на насыщенность цвета отдельных частей изображения.
Инструменты тонирования наиболее пригодны в тех случаях, когда требуется произвести тонкую коррекцию, изобразить тени или усилить блики. Чтобы добиться улучшения визуального качества графической информации, применяйте эти средства в малых дозах.
Нам предстоит тонкая работа, поэтому настоятельно рекомендую изменить форму указателей инструментов, установив переключатель Кисть (Brush Size) в окне диалога, вызываемом цепочкой команд Файл - Установки - Отображение и курсоры (File - Preferences - Display & Cursors) и показанном на рис. 6.21.
Это позволит точно видеть размер пятна, ограничивающего область действия, а это важно, так как инструменты тонирования требуют точности. Помимо этого, предлагаю использовать кисть с растушеванным пятном, не имеющим резкой кромки. Благодаря этому тонирование даст более естественные результаты. Вы, однако, можете попробовать применять для имитации различных эффектов разные кисти, чтобы подобрать наиболее подходящий для каждого конкретного случая вариант.
Сначала мы рассмотрим инструмент Осветлитель (Dodge), предназначенный для осветления отдельных участков изображения. Его указатель в стандартном режиме выглядит подобно леденцу на палочке, как показано на рис. 6.22.
Как обычно, дважды щелкните на кнопке инструмента или выберите команду меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options), чтобы вызвать палитру параметров, показанную на рис. 6.23.
Обратите внимание на раскрывающийся список в верхней части окна палитры. Он содержит три варианта:
Эти варианты указывают на диапазоны яркости цвета пикселей, на которые будет распространяться действие инструмента. Если вы хотите воздействовать только на тени, делая их светлее и оставляя более светлые пиксели нетронутыми, то выберите вариант Тени (Shadows). По умолчанию для инструмента Осветлитель (Dodge) выбирается вариант Средние тона (Midtones). Он наиболее подходит в тех случаях, когда нужно высветлить средние тона изображения или когда нет ясности в вопросе о том, каким образом обрабатывать изображение. Выбирайте вариант Света (Highlights), если требуется сделать еще светлее и без того светлые области изображения, оставляя темные нетронутыми.
Следующее упражнение призвано продемонстрировать использование инструмента Осветлитель (Dodge) в режиме Света (Highlights) с целью осветления воротничка рубашки на фотографии элегантного джентльмена, в то время как тон его пиджака останется нетронутым.
В следующем упражнении мы попробуем сделать светлее темные участки того же самого снимка. На этот раз, установив режим Тени (Shadows) в палитре параметров инструмента, мы получим возможность воздействовать только на темные пиксели изображения, оставляя светлые без изменения.
Инструмент Осветлитель (Dodge) отлично подходит для коррекции фотографий, имеющих дефекты экспозиции, или изображений, полученных методом сканирования и оказавшихся чересчур темными. Его использование дает лучшие результаты, чем корректировка яркости, выполняемая "вручную", поскольку Осветлитель (Dodge) анализирует весь набор яркостей снимка и выбирает наиболее подходящий вариант коррекции.
Теперь мы обратимся к инструменту Затемнитель (Burn), показанному на рис. 6.28. По действию он совершенно противоположен Осветлителю (Dodge). Как вы уже догадались, если последний осветляет, то первый затемняет участки изображения.
Выберите инструмент Затемнитель (Burn), щелкнув на его кнопке на панели инструментов или выбрав название этого инструмента в раскрывающемся списке, расположенном в средней части палитры параметров инструментов тонирования (см. рис. 6.29).
В следующем упражнении мы воспользуемся инструментом Затемнитель (Burn) для коррекции некоторых передержанных и в итоге чрезмерно светлых участков фотографии.
Замечаете изменения? Увеличьте изображение - перемены выражены не ярко, но явно улучшают качество снимка (см. рис. 6.32). Теперь униформа правого бойца с глубокими тенями и слегка приглушенными яркими участками выглядит гораздо живее.
Раскрывающийся список палитры параметров, содержащий варианты режимов коррекции - Тени (Shadows), Средние тона (Midtones) и Света (Highlights), - используется аналогично тому, как это было рассмотрено выше применительно к инструменту Осветлитель (Dodge). Решите, на пиксели какой яркости вы хотели бы воздействовать, после чего установите соответствующий режим.
Последний из инструментов, которые нам предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке, - это Губка (Sponge). Последний по порядку следования, но не по значимости в семействе инструментов тонирования. Он обладает рядом удивительных качеств. С его помощью можно увеличивать или уменьшать насыщенность цвета в пределах участков изображения.
Если вы вернетесь к уроку 4, то вспомните, что насыщенность цвета характеризует его чистоту, или долю серого тона, подмешанного к чистому цвету. Обратите внимание на величину параметра Насыщенность (Saturation) на представленных ниже рисунках. На рис. 6.33 эта величина равна 97, но по мере перемещения указателя выбора цвета в область более темных оттенков значение насыщенности падает до 13, как показано на рис. 6.34. Таким образом, по мере добавления серого тона значение насыщенности цвета падает.
Инструмент Губка (Sponge) дает возможность управлять насыщенностью цвета участка изображения с минимальными затратами усилий. Просто щелкните на кнопке инструмента, чтобы выбрать его, а затем дважды щелкните на ней же, чтобы раскрыть палитру параметров (см. рис. 6.35 и 6.36).
Попробуем применить инструмент Губка (Sponge) для изменения насыщенности цвета изображения.
Попробуем понизить насыщенность части изображения. Это сделает цвета менее густыми, менее ярко выраженными. Результат будет подобен тому, как если бы мы добавили серого тона в цвет той части изображения, к которой будет применен инструмент Губка (Sponge).
Обратите внимание на то, как яркие цвета изображения лыж как бы утрачивают свой глянец. Я прошелся по фотографии лыжника несколько раз, удалив почти весь исходный цвет его костюма (см. рис. 6.41).
Режим Уменьшить (Desaturate) обеспечивает гибкие возможности выделения ключевых деталей изображения. Часто благодаря игре света фоновое изображение выглядит столь же ярко, как изображение переднего плана. Снижение насыщенности цвета фона и повышение насыщенности цвета объектов переднего плана помогает сфокусировать внимание зрителей на центральных объектах снимка.
В ходе данного урока мы узнали, как воздействовать на цвет пикселей, которые уже нанесены на холст изображения. Инструмент Палец (Smudge) великолепно подходит для окончательной отделки световых пятен, сглаживания краев объектов и стыков цветовых областей. И еще - этот инструмент может использоваться для рисования, если установлен режим Рисование пальцем (Finger Painting).
Затем мы рассмотрели инструменты семейства средств коррекции резкости: Резкость (Sharpen) и Размытие (Blur). Они также отлично подходят для ретуширования изображений, но требуют ограниченного применения. Слишком сильное размытие сразу же бросается в глаза, а чрезмерное использование инструмента Резкость (Sharpen) может привести к появлению неестественных оттенков.
Заключительная часть урока была посвящена инструментам тонирования, к которым относятся Осветлитель (Dodge), Затемнитель (Burn) и Губка (Sponge). Они аналогичны средствам традиционной фотографии, предназначенным для корректировки погрешностей экспонирования снимка. Осветлитель как бы увеличивает время экспозиции, делая изображение более светлым. Затемнитель действует наоборот, как бы уменьшая время экспозиции, затемняя изображение. Инструмент Губка позволяет повышать или понижать насыщенность цвета изображения. Насыщенность - это степень чистоты цветового тона. Ее уменьшение повышает содержание серого тона в цвете по отношению к чистому тону.
Все эти средства и методы могут помочь вам произвести коррекцию цвета пикселей, уже нанесенных тем или иным способом на цифровое изображение. Однако следует помнить, что Photoshop может работать только с материалом, присутствующим на изображении. Если после применения одного из рассмотренных методов вы не получите желаемых результатов, возможно, вам придется испытать свои силы на другом изображении. Однако, отработав сдержанную манеру нанесения продуманных мазков, с помощью данных инструментов любое изображение можно довести до профессионального качества.
Ну а теперь двинемся дальше и попробуем заставить все рассмотренные инструменты работать. Увидимся на следующем уроке!