Работать с инструментами и материалами цифровой живописи гораздо легче,
чем традиционной. "Цифровые краски" не пахнут, они никогда не прольются на стол, а по завершении рисования у вас в руках не останется пучок грязных кисточек. Эти "краски" не застрянут под ногтями, и вам не придется ждать, когда мазки высохнут на холсте. Пользуясь программой Photoshop, можно рисовать с нуля, с чистого листа, подобно тому как это делается в любом графическом редакторе, но можно взять готовое цифровое изображение или фотографию и превратить их в живописное полотно. В ходе изучения данной главы мы рассмотрим оба способа.
Когда мы говорим о цифровой "живописи", то, разумеется, имеем в виду методы манипулирования пикселями изображения, всего лишь имитирующие традиционные живописные приемы, используемые в реальной жизни. Поскольку речь идет о подражании реальности, можно было бы подумать, что число методов цифровой живописи ограниченно, но это далеко не так. Например, вы не скованы необходимостью воспроизводить только результаты рисования акварелью или масляными красками. К богатому арсеналу мастера цифровой живописи можно отнести средства имитации рисунков цветными карандашами, пастелью, мелом и углем и даже неоновыми красками, которые широко используются современными художниками и студентами художественных училищ. Несмотря на то что методы цифровой живописи составляют действительно наиболее выразительную и наиболее интересную часть программы Photoshop, вы будете удивлены, увидев, насколько просты они в использовании. Овладение наиболее важными инструментами рисования программы Photoshop поможет вам существенно продвинуться на пути превращения в профессионального цифрового художника.
Среди традиционных живописцев пользуются особым уважением те, кто избрал акварельные краски в качестве средства художественного самовыражения. Акварель - это, вероятно, самая сложная техника живописи. Необходимо работать с "мокрыми" красками, чтобы обеспечить перетекание цвета от мазка к мазку, и в то же время краски на бумаге не должны быть мокрыми настолько, чтобы рисунок превратился в одну большую кляксу. В цифровом варианте работать с акварелью много проще. Photoshop включает фильтр, позволяющий преобразовать любое изображение в подобие акварельного рисунка. Команда вызова этого фильтра находится в подменю Фильтр - Имитация (Filter - Artistic), показанном на рис. 7.1.
Фильтр Акварель (Watercolor) наиболее эффективен для обработки изображений, состоящих из больших областей однородного цвета и не слишком перегруженных деталями. Кроме того, поскольку его использование обычно приводит к затемнению фона и теней, лучше всего применять его к изображениям со светлым фоном. На последующих рисунках действие фильтра будет проиллюстрировано на примере цифровой фотографии винтовой лестницы, огибающей металлический резервуар с водой.
При выборе команды Акварель (Watercolor) раскрывается окно диалога, показанное на рис. 7.2. (Похожие окна появляются при вызове практически любого фильтра программы Photoshop.) Вы видите миниатюрное поле просмотра фрагмента редактируемого изображения, а также ряд ползунков, позволяющих настраивать параметры преобразования изображения. Если щелкнуть на фрагменте изображения в поле просмотра и удерживать кнопку мыши нажатой, можно будет перетаскивать картинку и смотреть, как изменятся другие части изображения. Многие фильтры программы Photoshop имеют окна диалога, очень похожие на это и снабженные сходными средствами настройки параметров, поэтому, освоив один из фильтров, вы без труда справитесь с остальными.
Процесс обработки изображения тем или иным фильтром может длиться от нескольких секунд до минуты и более. Если вы не видите эффекта действия фильтра на картинку в поле просмотра немедленно сразу после появления окна диалога, то обратите внимание на мерцающую черту под цифрами коэффициента масштаба, расположенными ниже поля просмотра. Ее наличие указывает, что компьютер производит вычисления, необходимые для расчета воздействия фильтра на изображение. Когда она исчезает, эффект от воздействия фильтра проявляется в поле просмотра окна фильтра.
Параметр Детализация (Brush Detail) изменяется в диапазоне от 1 до 14, причем максимальное значение обеспечивает наилучшую проработку деталей изображения, а минимальное ведет к эффекту окрашенных брызг в стиле Джексона Поллока. В зависимости от содержания картины и от ваших собственных пристрастий можно рекомендовать начинать экспериментирование с выбора величины данного параметра в диапазоне 9-12. Параметр Глубина теней (Shadow Intensity) принимает значения от 0 до 10, но, за исключением случаев, когда требуется добиться эффекта глубокой стилизации изображения, рекомендую оставлять этот параметр равным нулю. Однако даже при нулевом значении фильтр Акварель (Watercolor) делает тени слишком темными. Если этот параметр будет превышать величину 3-4, изображение может стать почти сплошь черным. Параметр Текстура (Texture) может принимать значения из диапазона 1-3. Этот параметр работает достаточно тонко, и вы можете даже удивиться, совсем не заметив его влияния. Более заметным его действие становится в сочетании с небольшими величинами параметра Детализация (Brush Detail). На рис. 7.3 приведен набор изображений, иллюстрирующих эффект воздействия фильтра Акварель (Watercolor) при различных сочетаниях значений детализации и текстуры.
Вряд ли вам придет в голову превратить все свои цифровые фотографии в имитацию акварелей, однако некоторые фотоснимки действительно хорошо смотрятся после такой обработки.
Иногда бывает так, что или нет подходящей фотографии для преобразования в акварельный рисунок, или хочется самостоятельно поработать с акварелью. В этом случае фильтр вам не поможет. Программа Photoshop вполне хороша для рисования, хотя и не обладает таким разнообразием живописных средств, как, скажем, Fractal Painter. Теме не менее, если проявить упорство, можно добиться такого качества цифровой акварельной живописи, что она будет почти неотличима от традиционной, создаваемой с помощью обычной кисти. Давайте создадим в программе Photoshop новый документ, заполненный белым цветом, и попробуем нарисовать что-нибудь, имитируя акварельные краски.
В главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" вы уже познакомились с инструментом Кисть (Paintbrush). Как вы помните, палитры Кисти (Brushes) и Кисть (Paintbrush Options) могут оставаться открытыми в процессе работы над изображением, так что в любой момент можно сменить размер кисти и прозрачность мазка одним щелчком кнопки мыши. Кроме того, я предпочитаю держать раскрытой палитру Каталог (Swatches) и использовать ее в качестве коробки с красками для подбора нужных цветов вместо того, чтобы каждый раз обращаться к окну диалога Палитра цветов (Color Picker). Не стесняйтесь возвращаться к пройденному материалу каждый раз, когда ощущаете потребность освежить в памяти рассмотренные ранее приемы.
Один из важнейших признаков "настоящей" акварели - это прозрачность. Чтобы работать с "синтетической" акварелью, не следует устанавливать степень непрозрачности кисти выше чем 75%. Поскольку непрозрачность является свойством, противоположным прозрачности, установка такой величины означает, что мазки цвета будут иметь 25-процентную прозрачность, а это близко к характеристикам реальной акварели. Попробуйте нарисовать несколько мазков кистью на чистом холсте нового документа, и вы увидите, что при пересечении ранее нарисованного мазка цвет области пересечения темнеет. Установите флажок Мокрые края (Wet Edges) в палитре Кисть (Paintbrush Options), чтобы имитация настоящей акварели выглядела еще более естественно. Установка этого флажка заставляет цвет как бы "растекаться" к краям мазка, делая их более темными, подобно тому как происходит во время рисования настоящей акварельной кистью, если ее сильно смочить в воде. На рис. 7.5 показана разница между мазками цифровой акварели в обычном режиме и в режиме Мокрые края (Wet Edges).
Художники, рисующие (или, как говорят профессионалы, "пишущие") настоящей акварелью на обычной бумаге, часто начинают с рисования контуров предметов, а затем прорисовывают детали. На рис. 7.6 показана начальная стадия рисования акварелью цветка. Сначала были нарисованы контуры цветка, стебля и листьев, а теперь выполняется прорисовка внутренней тонкой структуры листьев при помощи маленькой кисти. Обычно подобные вещи проще делать в режиме увеличения. Между прочим, цветная версия данного рисунка хранится на сопроводительном компакт-диске. Если хотите посмотреть его, откройте файл 07file02.jpg.
Вот еще один полезный прием рисования цифровой акварелью: инструмент Ластик (Eraser) используется для частичной отмывки слишком темных цветов, словно это кисть, намоченная в чистой воде. Применяйте ластик при очень низкой степени непрозрачности, чтобы совсем немного высветлить цвет, и при высокой степени непрозрачности, если требуется подправить нанесенные мазки, вышедшие за пределы контура объекта. Помните, что ластик всегда стирает изображение до текущего фонового цвета. Если в процессе рисования фоновый цвет менялся, не забудьте установить оттенок, который должен появиться после стирания.
Большая часть настоящих акварельных работ выполнена на специальной бумаге с сильно выраженной текстурой. Если вы захотите придать цифровой работе аналогичный характер, то можете по завершении рисования применить к изображению фильтр Текстуризатор (Texturizer), позволяющий имитировать шероховатую текстуру бумаги. Не следует применять этот фильтр до завершения работы над рисунком, поскольку любая дальнейшая правка после появления текстурного узора будет воздействовать также и на этот узор. На рис. 7.7 показано окно диалога Текстуризатор (Texturizer). Для имитации шероховатостей бумаги лучше всего подходит текстура типа Брезент (Canvas), особенно если немного уменьшить ее масштаб. Я предпочитаю задавать соответствующий параметр равным 70-80%, а Рельеф (Relief) - 3 или 4. Для установки этих параметров используйте соответствующие ползунки окна диалога фильтра. Я обнаружил, что повторное применение той же текстуры при противоположном направлении света (параметр Свет - Light Direction) дает наилучшую имитацию текстуры бумаги для рисования. Пример текстуры можно найти в файле 07file03.jpg на сопроводительном компакт-диске.
Живопись маслом имеем совсем иной вид, чем живопись акварелью, и программа Photoshop достаточно точно воспроизводит эту разницу. К числу качеств, отличающих работы маслом, относятся полная непрозрачность мазков, текстура холста, просматривающаяся в виде характерной тканевой основы сквозь изображение, и толщина мазков, которые в ряде случаев выглядят объемными. Чтобы полностью воспроизвести все эти особенности в программе Photoshop, необходимо применять целую совокупность различных методов. Начнем же мы, как это делают обычные живописцы, с нанесения цветовых пятен, или подмалевки.
Когда художник начинает рисовать масляными красками земной или морской пейзаж, он обычно сначала несколькими точными линиями набрасывает эскиз, пользуясь для этого угольным или обычным карандашом, чтобы зафиксировать положение линии горизонта и основных элементов пейзажа. Затем он окунает большую кисть в жидко разведенную краску и начинает подмалевку, то есть нанесение цветовых пятен. Они появляются там, где впоследствии будут находиться основные области сравнительно однородной окраски: небо, земля, вода, крупные элементы ландшафта, такие как скалы, утесы и любые другие масштабные объекты будущей картины. Цветовые пятна создают основу будущей картины, задавая тон и определяя границы объектов композиции. Примерно так же кладется фундамент и устанавливается каркас будущего строения перед тем, как начнется укладка кирпичей в стены дома. Подмалевка формирует общий облик всех фрагментов создаваемой картины. Завершив ее, можно переходить к прорисовке деталей.
Фильтр Рисование на обороте (Underpainting)1 программы Photoshop анализирует изображение и преобразует его в набор крупных однородных цветовых областей, уменьшая общее количество оттенков. На рис. 7.8 показан пример применения данного фильтра к фотографии морского побережья с горной грядой на заднем плане.
Для использования фильтра Рисование на обороте (Underpainting) необходимо правильно установить значения ряда параметров. Параметр Текстура (Texture) совершенно аналогичен такому же параметру фильтра Текстуризатор (Texturizer), рассмотренному выше. В данном случае, однако, проявление текстуры холста на изображении должно быть более выраженным, так что следует применять большую величину параметра Рельеф (Relief) и, возможно, больший масштаб текстуры, задаваемый параметром Масштаб (Scaling). С помощью раскрывающегося списка Текстура (Texture) можно выбрать в качестве основы для живописного полотна такие материалы, как мешковина, известняк или кирпич, а также выполнить импорт изображения, которое будет играть роль текстуры. Параметр Размер кисти (Brush Size) изменяется в диапазоне от 0 до 40. Выбор кисти меньшего размера позволяет сохранить большую детализацию изображения. Кисти большего размера дают картину, состоящую из отдельных пятен, с утраченными мелкими деталями. Параметр Текстурный фон (Texture Coverage) также изменяется в диапазоне 0-40. При малых значениях параметра текстура на изображении будет менее выражена, при больших - более заметна. При подмалевке текстура проявляется не по всей площади изображения, а только в тех местах, где есть цветовые пятна.
Чтобы преобразовать фотографию в имитацию подмалевки масляными красками, выполните следующие шаги:
После применения фильтра преобразования фотографии в совокупность цветовых пятен мы получаем расплывчатую картину, которая, может быть, и подходит для каких-то целей, но определенно выглядит незаконченной. Художник после подмалевки поступает следующим образом: он повторно проходит кистью по всем областям картины, прорисовывая необходимые детали. Именно это и предстоит нам проделать, чтобы завершить начатую выше картину морского пейзажа.
Когда в реальной жизни вы касаетесь кистью холста, на который уже нанесен красочный слой, результат взаимодействия красок может различаться в зависимости от того, насколько непрозрачна наносимая краска, просох ли ранее нанесенный красочный слой и т. д. В программе Photoshop управление взаимодействием красок осуществляется за счет выбора одного из так называемых режимов наложения пикселей. Перечень допустимых режимов можно найти в раскрывающемся списке в правом верхнем углу палитры Кисть (Paintbrush Options), как показано на рис. 7.9. Как видите, в списке перечислено множество режимов. Рассмотрим вкратце отдельные режимы и их назначение.
Предположим, что мы работаем всего с двумя цветами. Один из них будет считаться базовым - это тот цвет, который уже нанесен на холст. Второй - налагаемый, тот, который будет наноситься поверх базового с использованием одного из режимов наложения пикселей. В итоге, после наложения одного цвета на другой, получается третий, результирующий цвет, меняющийся в зависимости от режима наложения исходных цветов.
Ниже описывается, что происходит при выборе того или иного режима.
Для работы над морским пейзажем наибольшую пользу даст режим Растворение (Dissolve). Используйте его для того, чтобы, как показано на рис. 7.10, нанести цветовые детали поверх подмалевки. Изменяйте размеры кисти и непрозрачность для нанесения большего или меньшего количества "краски" при каждом мазке.
Вы можете продолжить рисование, пока изображение не приобретет точный вид картины, написанной маслом, или использовать полученную заготовку для экспериментирования с использованием различных фильтров и графических эффектов. Как показано на рис. 7.11, мы попробовали применить к нашему морскому пейзажу фильтр Растушевка (Smudge Stick), вызываемый одноименной командой подменю Фильтр - Имитация (Filter - Artistic). При использовании малых значений параметра Длина штриха (Stroke Length) этот фильтр придает изображению красивый текстурный эффект. Кроме того, он немного затемняет изображение, так что имеет смысл вернуться на шаг назад и подкорректировать вид переходной кривой, чтобы снова придать изображению солнечную атмосферу. Можно также повысить интенсивность цвета изображения, чтобы предотвратить его потемнение. Это, однако, скажется и на результате действия фильтра. Поэкспериментируйте с набором значений параметров, пока не найдете комбинацию, наиболее подходящую для обрабатываемого изображения. Цветную версию итогового результата можно увидеть, если открыть файл 07file04.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске и содержащий изображение окна Photoshop с редактируемым снимком.
Шпатель в арсенале обычных, не цифровых живописцев используется исключительно при письме масляными, а не акварельными красками. Тем не менее фильтр Шпатель (Palette Knife) программы Photoshop делает изображение, к которому он применяется, в гораздо большей мере похожим на работу акварелью или темперой, чем на картину, написанную масляными красками. Пользуясь данным фильтром, сохраняйте малые значения всех параметров: Размер мазка (Stroke Size), Детализация (Stroke Detail) и Сглаживание (Softness). Фотография, представленная на рис. 7.12, была обработана фильтром Шпатель (Palette Knife) при размере мазка, равном 3, детализации, равной 2, и нулевом сглаживании.
Фильтр Пуантилизм (Pointilize) находится в подменю Оформление (Pixelate). Полная команда вызова данного фильтра выглядит так: Фильтр - Оформление - Пуантилизм (Filter - Pixelate - Pointilize). Все фильтры этого семейства действуют посредством разбиения изображения на группы пикселей, представляющих собой случайные штрихи (фильтр Меццо-тинто - Mezzotint), нерегулярные ячейки (фильтр Кристаллизация - Crystallize) или квадратные плитки (Мозаика - Mosaic). Они способствуют стилизации изображения, если применяются при малых значениях параметров, и могут полностью разрушить картину при передозировке. Пуантилизм (Pointilize) является, возможно, одним из наиболее полезных фильтров в данной группе, особенно если вам нравится творчество Жоржа Сера (Georges Seurat), создателя стиля, названного впоследствии пуантилизмом. Действие фильтра демонстрируется на примере рис. 7.13. Фильтр Кристаллизация (Crystallize) при малых значениях параметров действует примерно так же, как и Растушевка (Smudge Stick). С ростом значений параметров структура изображения упрощается, постепенно теряет все детали и превращается в набор цветных пятен. Рисунок, обработанный фильтром Мозаика (Mosaic), и впрямь не походит ни на что, кроме как на узор из мозаичных плиток. Данный фильтр всего лишь увеличивает размеры пикселей, одновременно усредняя цвет в пределах каждой плитки. Этот эффект мало отличается от того, что используется во время интервью в телевизионных новостях, чтобы скрыть лицо персонажа, который должен остаться инкогнито.
Никогда не рисовали методом отмывки? А вот создатели программы Photoshop, должно быть, хорошо овладели этим методом рисования, так как снабдили нас отличным фильтром для его имитации. Подобно большинству фильтров, губку лучше всего применять к достаточно светлому изображению, так как под ее действием рисунок имеет тенденцию становиться темнее. Наилучших результатов при использовании фильтра Губка (Sponge) удается добиться при выборе малых значений параметра Размер мазка (Brush Size), хотя его величина и может меняться в диапазоне от 1 до 10. Параметру Контрастность (Definition) лучше придавать значения из середины допустимого диапазона и начинать с малых величин параметра Размытость (Smoothness). Экспериментируйте, пока не подберете совокупность значений параметров, подходящую для конкретного изображения. Пример картины, полученной посредством обработки фотографии фильтром отмывки, приведен на рис. 7.14.
Помните, что все рассмотренные фильтры могут быть применены "в полную силу" или с определенным ослаблением эффекта. Ослабление эффекта действия фильтра следует применять в том случае, если вам нравится результат, производимый данным фильтром на изображении, но вы находите его несколько чрезмерным. Скажем, в рассмотренном выше примере стилизация изображения с помощью фильтра Губка (Sponge) выглядит чуть-чуть грубоватой. Ослабление его действия делает картину гораздо более привлекательной.
В процессе ослабления изображения к нему можно применить один из рассмотренных выше режимов наложения пикселей. После этого программа Photoshop наложит отфильтрованное и ослабленное в заданной мере изображение на исходное с использованием выбранного режима наложения.
Перед ослаблением эффекта действия фильтра нужно, естественно, применить фильтр к изображению. Если вы хотите вместе с нами проделать упражнение по использованию фильтра отмывки, откройте какое-либо цифровое изображение из числа имеющихся в вашей коллекции или на сопровождающем книгу компакт-диске. Чтобы применить фильтр и ослабить его эффект, выполните следующие действия:
Инструмент Карандаш (Pencil) являлся непременным атрибутом всех графических программ. Он исключительно полезен, если, конечно, вы умеете им пользоваться. Первое, что следует знать при использовании данного инструмента, - это то, что, удерживая нажатой клавишу Shift, вы обеспечите рисование линий, выровненных точно по вертикали, по горизонтали или по диагонали, под углом в 45°. Второй секрет инструмента Карандаш (Pencil) состоит в том, что его можно использовать в качестве ластика, если установить флажок Автоматическое стирание (Auto-Erase) в палитре параметров. Если этот режим включен, то щелчок кнопкой мыши вызывает стирание пикселя изображения, на который установлен указатель инструмента. Пользуйтесь этой возможностью для подчистки краев рисунка или для стирания прямых линий.
Инструмент Карандаш (Pencil) хорош для ретуширования или рисования линий толщиной в один пиксель, но его сложно использовать для настоящего художественного рисования. Эта задача несколько упрощается, если установить режим увеличения в 200%, когда на экране становятся видны отдельные пиксели. Помогает также установка скорости перемещения указателя мыши в режим Медленно (Slow), которая производится на Панели управления (Control Panel) операционной системы, однако наилучших результатов позволяет добиться использование графического планшета вместо мыши.
Если вы хотите безо всяких усилий придать изображению вид карандашного рисунка, попробуйте воспользоваться фильтром Цветные карандаши (Colored Pencil), команда вызова которого располагается в меню Фильтр - Имитация (Filter - Artistic), или фильтром, вызываемым командой Фильтр - Штрихи - Перекрестные штрихи (Filter - Brush Strokes - Crosshatch). В результате действия фильтра Цветные карандаши (Colored Pencil), как показано на рис. 7.16, на основе изображения-оригинала получается светлый, несколько стилизованный рисунок, воспроизводящий манеру рисования цветными карандашами. Действие фильтра Перекрестные штрихи (Crosshatch), иллюстрируемое на примере того же изображения на рис. 7.17, позволяет сохранить цвет и детали оригинала в менее искаженном виде, однако все же придает изображению вид графической работы, выполненной с помощью пера и цветных чернил.
Техника рисования мелом и углем зародилась в доисторические времена. Когда древние обитатели пещеры Ласко (Lascaux), расположенной на территории нынешней Франции, решили украсить стены своего жилища, они использовали цветную глину, мел и уголь, а в качестве связующего вещества - животный жир. Нынешние художники используют практически ту же технику за исключением того, что мел спрессовывается, чтобы можно было обойтись без жирового наполнителя. В сегодняшней жизни рисунки мелом можно встретить практически на любых типах поверхностей, от шероховатой бумаги до кирпичных стен и асфальтовых тротуаров. Рисование мелом в программе Photoshop позволяет вам в максимальное мере использовать возможности текстурных фильтров. Вы можете помещать рисунки на подложку в виде известняка, мешковины или на текстуру, импортированную из внешнего графического файла.
Мел и уголь - материалы для рисования линий и штрихов, а не для раскрашивания больших областей изображения, как в случае с краской. Выбирая объекты для ваших картин, не забывайте об этом. Разумеется, можно изображать полутоновые оттенки в виде узора линий или пересекающихся штрихов, размазывая мел, сколько душе угодно. Начиная рисунок с чистого листа, выполните упрощенный набросок несколькими базовыми линиями, а затем наносите штриховку. Если же вы собираетесь преобразовать в рисунок мелом или углем цифровую фотографию или сканированное изображение, выбирайте такой оригинал, в котором отчетливо прослеживаются линейные структуры и имеются четко очерченные детали.
Применив к изображению фильтр Мел и уголь (Chalk and Charcoal), команда вызова которого располагается в подменю Фильтр - Эскиз (Filter - Sketch), вы обнаружите, что в результате на изображении останется только три цветовых оттенка: темно-серый плюс текущие основной и фоновый цвета, установленные на панели инструментов. Штрихи, наносимые "мелом", приобретают фоновый цвет, а "углем" - окрашиваются в основной цвет. Области, свободные от штрихов, становятся серыми. Иногда приходится немного поэкспериментировать, прежде чем удастся подобрать "правильные" цвета для данного фильтра. Дело в том, что использование цветов этим фильтром несколько противоречит логике: темный основной цвет он помещает на светлые участки изображения-оригинала.
Окно диалога Мел и уголь (Chalk and Charcoal), посредством которого осуществляется настройка параметров фильтра, показано на рис. 7.18. С помощью ползунков Уголь (Charcoal Area) и Мел (Chalk Area) можно задать долю площади снимка, которая будет занята штриховкой. Диапазон этих параметров - от 0 до 20. Начинайте с установки средних значений и изменяйте их, пока не подберете комбинацию, наиболее подходящую для обрабатываемого изображения. Параметр Нажим (Storke Pressure) изменяется от 1 до 5. Если вы не хотите, чтобы картинка превратилась в набор пятен однородной окраски, выбирайте величину 1 или 2. При использовании данного фильтра интенсивность цвета штрихов нарастает очень быстро.
Применив фильтр к изображению, затем можно пройтись по нему с помощью инструментов Кисть (Paintbrush) и Ластик (Eraser), восстанавливая важные детали, утраченные в ходе преобразования, или производя окончательную отделку, если в этом есть необходимость. На рис. 7.19 показан результат применения рассматриваемого фильтра к изображению цветка кактуса. В процессе последующей ручной правки мы можем стереть часть рисунка до уровня фонового цвета или нанести на нужные места основной цвет при помощи кисти. Однако, чтобы расширить области, окрашенные серым тоном, потребуется воспользоваться сначала инструментом Пипетка (Eyedropper) для взятия пробы этого цвета, а уже после этого - кистью для раскрашивания изображения. Серый тон, используемый фильтром, является фиксированным и не может быть изменен пользователем.
Для преобразования фотографии в рисунок, выполненный углем и мелом, выполните следующие действия:
Инструмент Палец (Smudge) дает красивый эффект, если его применять к рисунку мелом и углем. Пользуйтесь им точно так же, как вы делаете это настоящим пальцем или рукой на реальном рисунке, когда хотите размазать резкую линию или обеспечить плавный переход одного оттенка цвета в другой. Такие инструменты программы Photoshop, как Размытие (Blur) и Резкость (Sharpen), также можно с успехом применять к рисунку в тех случаях, когда требуется подчеркнуть кромки предметов или смягчить чересчур резкую линию, не размазывая ее. Итоговый вид рисунка после корректировки показан на рис. 7.20.
Используйте фильтр Уголь (Charcoal), вызываемый через подменю Фильтр - Эскиз (Filter - Sketch), для преобразования изображения в достаточно хорошую имитацию рисунка угольным карандашом. Поскольку рисунки углем не содержат никаких иных цветов, кроме цвета бумаги и цвета угольного грифеля, результаты, получаемые с помощью данного фильтра, обычно наиболее удачны при использовании черного основного и белого фонового цветов. В качестве фонового можно выбрать также бледный оттенок произвольного цвета, если вы хотите сымитировать рисование углем на цветной бумаге. Окно диалога фильтра Уголь (Charcoal) показано на рис. 7.21. Параметр Интенсивность (Charcoal Thickness) можно изменять от 1 до 7, а Детализация (Detail) - от 0 до 5. Баланс между светлыми и темными областями рисунка настраивается ползунком Тоновый баланс (Light/Dark Balance), позволяющим устанавливать значения в диапазоне 0-100.
На рис. 7.22 показаны исходный вид изображения и его вид после обработки фильтром Уголь (Charcoal) и небольшого ретуширования с помощью инструментов Кисть (Paintbrush), Размытие (Blur) и Резкость (Sharpen). Если для ретуширования использовать не мышь, а графический планшет, то будет проще воспроизвести пересекающиеся штрихи, созданные фильтром.
Чтобы создать графическую работу, имитирующую рисунок угольным карандашом, начиная с чистого листа, можно воспользоваться инструментом Кисть (Paintbrush). Я пришел к заключению, что рисование черным цветом с использованием кистей с малым или средним размером пятна и 100-процентной непрозрачностью в режиме наложения пикселей Растворение (Dissolve) обеспечивает получение штрихов и линий, наиболее соответствующих угольному карандашу. Это впечатление еще усиливается, если по завершении рисования применить инструмент Размытие (Blur) и слегка обработать резкие края линий, как это происходит естественным образом при рисовании настоящим углем, когда рука скользит по рисунку. Пример рисунка углем, начатого с чистого листа, приведен на рис. 7.23.
Фильтр Волшебный карандаш (Conte Crayon) имитирует рисование художественными мелками, изготавливаемыми в виде прессованных брусочков серого, черного цвета или цвета сепии. Этот фильтр эффективен в тех случаях, когда требуется упростить перегруженное деталями изображение, а также когда необходимо понизить количество цветовых оттенков изображения до трех. Наилучших результатов с помощью этого фильтра можно добиться при использовании черного, белого цветов и оттенка серого, просто потому что данный фильтр, подобно фильтру Мел и уголь (Chalk and Charcoal), применяет серый тон средней яркости ко всем полутонам, обнаруженным на изображении. Можно заменить серый тон на другой цвет и работать с ним. Фильтр Волшебный карандаш (Conte Crayon) позволяет добавить к изображению текстурную основу, создавая впечатление, что рисунок выполнен мелками на холсте или кирпичной стене. Пример применения фильтра Волшебный карандаш (Conte Crayon) к фотографии приведен на рис. 7.24.
Пастель - тоже разновидность мела, но совсем с другими свойствами. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета. Известные французские художники-импрессионисты Дега и Ренуар в свое время много работали пастелью. Выполненные пастелью зарисовки танцовщиц балета относятся к числу наиболее известных работ Дега.
Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами используется обычно шероховатая бумага. Фильтр Пастель (Rough Pastels) программы Photoshop содержит средства для настройки текстуры материала, на который наносится рисунок, аналогичные тем, с которыми вы уже познакомились ранее при рассмотрении фильтров нанесения цветовых пятен и имитации рисунков мелом и углем. Текстурная основа на рисунках пастелью хорошо смотрится при умеренном использовании. На рис. 7.25 приведена фотография букета гвоздик, а на рис. 7.26 - та же фотография после преобразования в рисунок пастелью. Текстура умышленно применена на незначительном уровне, чтобы в рисунке не появились посторонние детали.
На рис. 7.27 показано окно диалога Пастель (Rough Pastels) со значениями параметров, использованными при обработке фотографии букета гвоздик. Изменяя их, принимайте во внимание следующее:
Рисование цифровой "пастелью" с чистого листа представляет наибольшую трудность. Нанося мазки кистью по ровной поверхности, вы не сможете добиться требуемой бархатистости пастельного рисунка. В связи с этим имеет смысл нарисовать набросок в контурных линиях или цветовой эскиз, а затем применить к изображению фильтр Пастель (Rough Pastels), чтобы добиться желанного эффекта. Если вы намерены воспользоваться данным советом, то готовьте исходное изображение в светлых, ярких тонах. Рисунок после применения фильтра имеет тенденцию становиться темнее оригинала.
Одной из основных отличительных черт рисунка пастелью является то, что цвета практически непрозрачны, если штрихи наносятся с нажимом, и вполне прозрачны, если штрихи наносятся легко, без нажима или один цвет размазывается поверх другого. Если вы используете широкую кисть и твердой рукой наносите штрих "пастелью" в виде линии, не забудьте выбрать 100-процентную степень непрозрачности, а кроме того, проверьте, чтобы не был установлен режим Мокрые края (Wet Edges). Ползунок Нажим (Pressure) инструмента Палец (Smudge) должен стоять на отметке не более 50%. Тогда ваше изображение больше будет походить на рисунок пастелью.
Фильтр Текстуризатор (Texturizer) и прочие фильтры, применяющие его в качестве своей составной части, хорошо подходят для создания текстурных изображений, которые затем можно сохранить в виде служебных файлов программы Photoshop. Процесс создания текстуры не сложнее, чем сканирование листа шероховатой бумаги или картона. Вы можете пройтись по окрестностям с фотокамерой и найти массу интересных образцов текстур, достойных фотографирования и включения в коллекцию. Можно даже попробовать извлечь текстурную основу из готовых изображений или начать с чистого листа и создать образец текстуры за счет последовательного применения ряда фильтров.
Если у вас есть набор инструментов программы Photoshop и дополнительные модули из семейства Kai's Power Tools компании Meta Tools (MetaCreations), вы можете создавать бесчисленное множество текстурных узоров на основе любого изображения с помощью программы Texture Explorer, входящей в названное семейство. Рабочее окно программы представлено на рис. 7.28.
Предполагается, что KPT-текстуры должны применяться к готовым изображениям, но если вы примените их к сплошной заливке однородным цветом, то получите в итоге совершенно новую комбинацию цвета и текстуры. Если хотите, после этого можно применить дополнительные фильтры или преобразовать изображение в черно-белый вид. Затем, если результат окажется удачным, его можно будет сохранить в виде файла документа Photoshop.
Если же в вашем распоряжении нет KPT 3.0, вы, тем не менее, можете изобретать собственные текстуры за счет комбинирования действия различных фильтров на существующую текстуру или произвольное изображение.
На рис. 7.29 показан результат, работа над которым началась с применения фильтра Цветная плитка (Patchwork), вызываемого из подменю Фильтр - Текстура (Filter - Texture) и являющегося в общем случае одним из наименее полезных. После заполнения листа рельефными плитками небольшого размера мы применили располагающийся в подменю Фильтр - Деформация (Filter - Distort) фильтр Океанские волны (Ocean Ripple), настроенный на волны малых размеров. В завершение мы вызвали фильтр Фильтр - Стилизация - Барельеф (Filter - Stylize - Emboss) и получили результат, показанный на рисунке и напоминающий тканевую основу линолеума. Этот результат был сохранен в качестве документа Photoshop (см. файл 07file03.jpg на сопроводительном компакт-диске). Теперь можно применить его к любому изображению. На рис. 7.30 демонстрируется пример наложения этой текстуры на ранее подготовленный пастельный рисунок букета гвоздик.
Чтобы попрактиковаться в применении текстурной основы к готовым изображениям, выберите один из подходящих цифровых файлов, а также найдите на сопровождающем книгу компакт-диске файл с изображением текстуры (07file03.jpg). Мы воспользуемся ранее полученным рисунком с букетом гвоздик.
Точно так же, как в рассмотренном выше примере мы использовали комбинацию различных фильтров для создания новой текстуры, можно применять несколько фильтров для обработки изображения. Можно применять один и тот же фильтр по нескольку раз, если при первом применении эффект проявился в недостаточной мере. В ряде случаев бывает так, что применение первого фильтра не дает желаемого результата, но применение второго, иного фильтра придает изображению уникальный вид. В примере, представленном на рис. 7.32, мы взяли за основу ранее созданный пастельный рисунок букета гвоздик, а затем применили к нему фильтры Сухая кисть (Dry Brush), Шпатель (Palette Knife), Губка (Sponge) и Аэрограф (Sprayed Strokes). Это рисунок можно увидеть в цвете, если открыть файл 07file05.jpg, помещенный на сопроводительный компакт-диск.
Если вы собираетесь применить два или более фильтра, начинайте с того, действие которого проявляется слабее. В противном случае вы можете прийти к такому абстрактному результату, что никто не в силах будет догадаться, как изначально выглядело изображение. Иногда, правда, именно это и требуется - тогда все в порядке. Все зависит от вашей цели: усилить художественное впечатление от готового изображения или создать новое.
Цифровая живопись - это область, в которой Photoshop проявляет себя поистине великолепно. Вы можете начать рисование с чистого листа или пытаться преобразовать в живописное произведение цифровые фотографии, сканированные изображения или графику, подготовленную в других программах, совместимых по форматам с Photoshop. После того как изображение загружено в окно документа Photoshop, разнообразные фильтры и кисти позволят вам превратить его в отличную имитацию живописного полотна, написанного маслом, акварелью или нарисованного карандашом.