8
Слои

Общее понятие о слоях
Отображение/скрытие слоев
Активные слои
Непрозрачность
Создание и удаление слоев
Режимы наложения пикселей
Параметры слоев и параметры наложения пикселей
Макетные группы
Слой-маска
Корректирующие слои
Совмещение слоев и сохранение изображений
Создание коллажей
Резюме

Сегодняшний урок открывает собой новую учебную неделю. Вы уже успели достаточно много узнать о программе Photoshop, но, как всегда, есть еще много такого, с чем вам только предстоит познакомиться. Материал предстоящих уроков достаточно занимателен. Сегодня, например, мы собираемся обсудить один из наиболее важных, базовых элементов программы Photoshop - слои (layers).
На первых порах понятие "слои" применительно к изображениям может показаться непонятным и даже обескураживающим, но не расстраивайтесь: все не так уж сложно, как может показаться. Фактически, назначение данного элемента в точности соответствует его названию: слои представляют собой отдельные изображения в составе общей картины, как бы нарисованные на одинаковых кусках прозрачной пленки и наложенные одно поверх другого. Каждый слой может корректироваться и редактироваться независимо от других - именно это и придает оригинальность подходу к обработке изображений, основанному на слоях.
Если вам легче понять пример, то представьте себе следующую ситуацию. Вспомните известного мультипликационного героя, кролика Багса Банни, и то, как он постоянно бегает по лесу, городским улицам или, возможно, даже плывет в лодке по реке. Изображения всех этих разнообразных пейзажей создаются гениальными художниками-аниматорами компании Warner Bros, которые затем заставляют фигурку Багса Банни двигаться на фоне этих пейзажей. Таким образом, здесь мы имеем дело с двумя слоями: слой с изображением кролика и слой с изображением заднего плана.
Программа Photoshop обладает возможностью, напоминающей рассмотренный выше прием из области мультипликации. Она представляет любое изображение в виде совокупности слоев, однако при этом вы можете создать гораздо больше слоев, чем упомянутые два. Photoshop поддерживает до 100 слоев в составе одного изображения. Часть слоев можно сделать невидимыми, в то время как работа над остальными слоями будет продолжаться. Вы можете связать отдельные слои изображения или применить корректирующие слои, позволяющие производить цветовую и тоновую коррекцию изображений. Можно также использовать слои для создания интересных коллажей, о чем мы поговорим в конце урока.

Общее понятие о слоях

Лучший способ начать рассмотрение данного предмета - это открыть пару файлов изображений и продолжить изучение на практике. Итак, откройте файлы 08file01.jpg и 08file02.psd, находящиеся на компакт-диске, а затем выберите команду меню Окно - Показать Слои (Window - Show Layers). В результате на экране появится палитра Слои (Layers), показанная на рис. 8.1, с помощью которой можно выполнять различные действия над слоями: создавать их, совмещать, удалять, делать невидимыми и вновь обеспечивать их показ.


Рис. 8.1. Палитра Слои (Layers), содержащая два слоя: Слой 1 и Задний план. В большинстве случаев вновь открытое изображение состоит всего из одного слоя (мы добавили один слой в учебных целях)

Палитра Слои (Layers) - командный пункт управления работой со слоями. Уменьшенные копии изображений в левой части списка называются миниатюрами. Каждая из них демонстрирует содержимое соответствующего слоя изображения. Когда изображение открывается в первый раз, в палитре Слои (Layers), скорее всего, будет содержаться только одна миниатюра (это справедливо в том случае, если изображение не было ранее сохранено в виде совокупности слоев, о чем пойдет речь ниже в данной главе). Если размеры миниатюр слишком малы на ваш взгляд, выберите команду Параметры палитры (Palette Options) в меню палитры (оно раскрывается щелчком на кнопке с направленной вправо стрелкой в правом верхнем углу палитры) и ознакомьтесь с окном диалога Параметры палитры "Слои" (Layers Palette Options), показанным на рис. 8.2.


Рис. 8.2. Допустимые размеры миниатюр слоев

Вы можете выбрать один из трех допустимых типовых размеров миниатюр или вообще отключить режим их отображения. Помните о том, что любое изображение на экране монитора требует определенного количества памяти, которая имеется в распоряжении программы Photoshop. Так что, если можно обойтись миниатюрами малого размера, старайтесь работать именно в таком режиме. Кроме того, чем меньше размер миниатюр, тем меньше места будет занимать палитра на экране. Это важно, когда приходится работать одновременно с тремя, четырьмя, пятью и более изображениями одновременно.
Теперь, когда пара изображений открыта, палитра Слои (Layers) развернута, подходящий размер миниатюр выбран, давайте вставим одно изображение в другое, создав тем самым два слоя.

  1. Если вы еще не открыли файлы 08file01.jpg и 08file02.psd, находящиеся на компакт-диске, сделайте это сейчас.
  2. Щелкните на окне документа 08file02.psd, чтобы сделать его активным.
  3. С помощью инструмента Многоугольное лассо (Polygon Lasso) выделите изображение в файле 08file02.psd. Нажатие клавиш Ctrl+A (Windows) или Cmd+A (Mac OS) выделяет все изображение целиком. Скопируйте выделенную область в буфер обмена, выбрав команду меню Редактирование - Скопировать (Edit - Copy).
  4. Щелкните на окне документа 08file01.jpg.
  5. Выберите команду меню Редактирование - Вклеить (Edit - Paste). В результате овальная область с изображением грибов из документа 08file02.psd будет вставлена поверх изображения грибов из документа 08file01.jpg, как показано на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Результат вставки одного изображения поверх другого

Обратите внимание на палитру Слои (Layers). В ней появились слои Задний план (Background) и Слой 1 (Layer 1).
Каждый раз, когда в программе Photoshop 4.0 одно изображение вставляется в другое с помощью команд меню или методом перетаскивания мышью из окна в окно, автоматически создается новый слой. Слои могут также создаваться по вашему требованию. Об этом речь пойдет ниже.

Отображение/скрытие слоев

Одним из замечательных свойств слоев является то, что, если у вас возникает потребность сосредоточиться на некоторой части изображения, относящейся к определенному слою, вы можете сделать все остальные слои невидимыми. В левой части строк слоев в палитре Слои (Layers) можно заметить значки в виде глаза (см. рис. 8.1). Если глаз есть, виден и слой в составе изображения. Если, однако, щелкнуть на этом значке, он исчезнет, а соответствующий слой перестанет быть видимым.
Попробуем испытать это на практике. Щелкните на значке в виде глаза в строке слоя Задний план только что созданного комбинированного изображения. Значок, а вместе с ним и изображение соответствующего слоя исчезнут. Щелкните еще раз на ячейке, в которой был значок глаза, и он появится вновь, а слой опять станет видимым.

Активные слои

Правее значка-глаза в строке слоя можно заметить ячейку со значком в виде кисти (см. рис. 8.4). Этот значок указывает на активный слой, то есть на слой, над которым можно работать. Вы можете рисовать по всему изображению, однако только активный слой воспримет мазки кистью.


Рис. 8.4. Активный слой

Рис. 8.5. Изменение активного слоя

Чтобы сделать активным один из слоев, щелкните на его имени (см. рис. 8.5). Если вы попытаетесь щелкнуть на пустой ячейке, в которой должен появиться значок в виде кисти, то вместо кисти увидите звенья цепи, указывающий, что данный слой теперь связан с активным слоем. Вопрос о связанных слоях мы рассмотрим несколькими страницами ниже, пока же нам нужно совсем другое.
Попытайтесь активизировать некоторый слой, щелкнув на части его строки правее миниатюры. Обратите внимание на то, что строка выделяется цветом, который в текущей системной палитре используется для выделения пунктов меню.
Можно изменять порядок следования слоев. Выполните следующие действия:

  1. Щелкните на окрашенной части строки активного слоя и удерживайте кнопку мыши нажатой. Цвета строки слоя и ее рамки изменятся на инверсные.
  2. Продолжая удерживать кнопку мыши, перетащите строку вверх или вниз, после чего отпустите кнопку. Теперь слой займет новое положение.

Непрозрачность

Обратите внимание на ползунок в верхней части окна палитры Слои (Layers), показанный на рис. 8.6. Он управляет степенью непрозрачности активного слоя, которую можно изменять от 0 до 100%, перетаскивая ползунок или просто нажимая на цифровые клавиши. Нажатие на клавишу 0 ведет к установке непрозрачности в 100%, 1 - 10%, 2 - 20% и т. д. Нулевая непрозрачность делает слой совершенно невидимым, а стопроцентная обеспечивает полную видимость слоя.


Рис. 8.6. Ползунок Непрозрачность (Opacity)

Попробуем воспользоваться ползунком Непрозрачность (Opacity). Изменение непрозрачности слоя - одна из самых фантастических возможностей, обеспечиваемых за счет использования слоев, но лишь одна из многих.

  1. Если вы еще не вставили одно изображение в окно другого, обратитесь к первому упражнению сегодняшнего урока. Если в окне программы Photoshop уже открыто изображение с несколькими слоями, переходите сразу к шагу 2. Кроме того, проверьте, чтобы активным был Слой 1 (Layer 1), непрозрачность которого мы будем изменять, наблюдая за видимостью слоя заднего плана сквозь него.
  2. Перетащите показанный на рис. 8.6 ползунок Непрозрачность (Opacity) на отметку приблизительно 50%. Ну что, становится слой заднего плана видимым?

Непрозрачность слоя заднего плана не может быть изменена с помощью ползунка Непрозрачность (Opacity) и всегда остается равной 100%. Есть, однако, способ обойти это ограничение. Существует разница между фоном изображения и тем, что программа Photoshop воспринимает в качестве слоя заднего плана.
Чтобы создать изображение с полупрозрачным фоном, выполните следующие действия:

  1. Откройте файлы 08man.jpg и 08wtrgrp.jpg, находящиеся на сопровождающем книгу компакт-диске.
  2. Выберите команду меню Файл - Новый (File - New).
  3. В окне диалога Новый (New), показанном на рис. 8.7, задайте пустой холст квадратной формы размером 6 на 6 дюймов (15 на 15 см), чтобы новый документ мог вместить изображения, загруженные с компакт-диска.

Рис. 8.7. Установка параметров нового документа

ЗАМЕЧАНИЕ Пока слой изображения называется Задний план, отсутствует возможность изменять его непрозрачность или применить к нему какой-то из режимов наложения пикселей. Для изменения свойств слоя заднего плана просто дважды щелкните на его строке в палитре Слои (Layers) и переименуйте слой.
  1. В разделе Содержимое (Contents) окна диалога Новый (New) установите переключатель Прозрачная основа (Transparent). При выборе такого варианта заполнения содержимого нового документа его единственный слой в палитре Слои (Layers) приобретет наименование Слой 1 (Layer 1).
  2. Активизируйте изображения 08man.jpg и 08wtrgrp.jpg и вставьте их по очереди в новый документ с прозрачным фоном. На рис. 8.8 показан вид палитры Слои (Layers), содержащей три слоя вновь созданного документа, среди которых нет слоя Задний план. Можете на свое усмотрение откорректировать степень непрозрачности вставленных изображений.

Рис. 8.8. Обратите внимание на то, что в палитре Слои (Layers) отсутствует слой с именем Задний план

Я использовал овальную выделяющую рамку с растушевкой границы на 2 пикселя, чтобы разместить в ней лицо. Говорю это на случай, если вы удивлены отличием вашего результата от того, что представлен на рис. 8.9.


Рис. 8.9. Итоговое изображение

Анализируя только что выполненное упражнение, вы можете видеть, что нам удалось "обмануть" Photoshop, заставив его считать, что в созданном документе отсутствует слой заднего плана, хотя на самом деле такой слой есть, он только является прозрачным. Роль слоя заднего плана в итоговом документе играет Слой 1 (Layer 1).


ЗАМЕЧАНИЕ Можно добавить слой заднего плана в состав документа, не имеющего такового, выбрав вариант Задний план (Background) в раскрывающемся списке режимов наложения пикселей окна диалога Новый слой (New Layer), о котором речь пойдет в следующем разделе.

Создание и удаление слоев

Если вы хотите добавить в состав изображения новый слой до того, как в это изображение будет вставлено содержимое другого документа, раскройте меню палитры Слои (Layers), щелкнув на кнопке со стрелкой в правом верхнем углу палитры, и выберите команду Новый слой (New Layer). Появится окно диалога, показанное на рис. 8.10.


Рис. 8.10. Окно диалога Новый слой (New Layer)

Здесь можно дать имя вновь создаваемому слою (в текстовом поле Имя - Name), установить (в поле параметра Непрозрачность - Opacity) степень непрозрачности слоя, которую в любой момент можно будет изменить в ходе дальнейшей работы, и выбрать нужный режим наложения пикселей (в раскрывающемся списке Режим - Mode). Установка флажка Сгруппировать с предыдущим слоем (Group With Previous Layer) ведет к группированию текущего слоя с тем, что расположен непосредственно под ним.
Все эти характеристики важны, но они могут быть с легкостью изменены с помощью палитры Слои (Layers). В связи с этим настоятельно рекомендую вам в 99 случаях из 100 предоставлять программе Photoshop возможность автоматически создавать новые слои или применять при создании слоев параметры, установленные по умолчанию. В этом случае вам не придется тратить время на настройку тех параметров, действие которых невозможно мгновенно увидеть. Изменяйте степень непрозрачности слоя, режим наложения пикселей и устанавливайте связи с другими слоями после того, как новый слой займет свое место в составе изображения.
Если вы добавили новый слой путем создания или за счет вставки изображения из другого документа, но он выглядит очень неудачно, то не составляет никакого труда такой слой удалить. Удаление будет касаться только слоя, вызвавшего вопросы, а остальные слои (а значит, и остальные части изображения) останутся нетронутыми. Это даже лучше, чем действие команды Отменить (Undo). С такой возможностью Леонардо да Винчи мог бы написать 10 вариантов улыбок для своей знаменитой "Моны Лизы" и "примерить" их по очереди, не затрагивая остальных частей лица модели.
Чтобы удалить слой, щелкните на его строке. Затем, удерживая кнопку мыши, перетащите строку слоя на кнопку со значком мусорной корзины, располагающуюся на нижнем краю палитры (см. рис. 8.11). Можно просто выделить строку слоя и, не перетаскивая ее, щелкнуть на кнопке со значком в виде мусорной корзины. В этом случае появится окно диалога с запросом на подтверждение удаления.


Рис. 8.11. Кнопка Удалить текущий слой (Delete Current Layer), или Корзина (Trash)

Режимы наложения пикселей

Раскрывающийся список, содержащий допустимые для слоев варианты режимов наложения пикселей, находится в левом верхнем углу палитры Слои (Layers), как показано на рис. 8.12. Эти режимы наложения управляют способом взаимодействия "красок" слоя заднего плана с "красками" слоев переднего плана. Слово "краски" взято в кавычки, потому что программа Photoshop на самом деле не работает ни с какими красками. Она оперирует с цветами пикселей, образующимися за счет смешивания окрашенных световых лучей, - вот почему мы с такой легкостью можем комбинировать различные цвета и накладывать их друг на друга. Подробное описание режимов наложения пикселей вы можете найти в главе "Урок 7: цифровая живопись".


Рис. 8.12. Перечень допустимых режимов наложения пикселей

Параметры слоев и параметры наложения пикселей

Работая со слоями, вы найдете много полезных возможностей в окне диалога, вызываемом командой меню Слой - Параметры слоя (Layer - Layer Options) (см. рис. 8.13).


Рис. 8.13. Окно диалога Параметры слоя (Layer Options)

Три параметра этого окна диалога, Непрозрачность (Opacity), Режим (Mode) и Сгруппировать с предыдущим слоем (Group With Previous Layer), уже обсуждались выше и имеют свои аналоги в палитре Слои (Layers). Обратим внимание на нижнюю части окна диалога, содержащую параметры режимов наложения пикселей. На рис. 8.14 показано изображение, с которым мы будем работать далее в данном разделе.


Рис. 8.14. Исходный вид изображения

Шкала с ползунками Этот слой (This Layer) позволяет задать диапазон яркостей пикселей текущего слоя, которые будут участвовать в наложении на предыдущий слой. Границами диапазона служат величины 0 (нулевая яркость) и 255 (максимальная яркость). Поэтому, например, если вы установите на верхней шкале значения 55 и 255, как показано на рис. 8.15, на итоговом изображении появятся только пиксели текущего слоя, яркости цвета которых лежат в этом диапазоне (не забудьте установить флажок Просмотр - Preview!).


Рис. 8.15. На шкале Этот слой (This Layer) выставлены значения 55 и 255

Самые темные тона, лежащие в диапазоне от 0 до 49, в этом случае исключаются из просмотра. Теперь попытаемся сделать наоборот, исключив из процесса наложения самые яркие пиксели. Если изменить положение ползунков верхней шкалы, установив их на отметки 0 и 200, мы получим результат, показанный на рис. 8.16.


Рис. 8.16. На шкале Этот слой (This Layer) выставлены значения 0 и 200

Теперь попробуем разобраться, как влияет на итоговое изображение слой, лежащий ниже текущего. Поскольку большая часть изображения слоя заднего плана представлена светлыми тонами, давайте удалим самые светлые и самые темные тона из диапазона цветов, участвующих в наложении, установив ползунки нижней шкалы на отметки 90 и 135 (см. рис. 8.17).


Рис. 8.17. На шкале Предыдущий (Underlying) выставлены значения 90 и 135

Как видите, при полном диапазоне яркостей текущего слоя, заданном установкой ползунков верхней шкалы на отметки 0 и 255, и установке на нижней шкале значений 90 и 135 в итоговое изображение без всякого наложения попадают пиксели нижнего слоя из диапазонов от 0 до 89 и от 136 до 255. Пиксели верхнего слоя, лежащие непосредственно над самыми темными (с яркостями из диапазона от 0 до 89) и самыми светлыми (от 136 до 255) пикселями нижнего слоя, не участвуют в наложении и не попадают на результирующее изображение.
Вывод такой: в текущем слое все пиксели, яркость которых попадает в границы, обозначенные на шкале Этот слой (This Layer), участвуют в наложении и попадают на итоговое изображение. В слоях, расположенных ниже текущего, в результирующее изображение без наложения включаются пиксели, яркость которых лежит за пределами диапазона, обозначенного на шкале Предыдущий (Underlying). Таким образом, если вы установите на шкале текущего слоя (This Layer) значения 100 и 200, это будут граничные значения яркости пикселей, участвующих в наложении на лежащие ниже слои и включаемых в итоговое изображение. Если, с другой стороны, установить значения 100 и 200 на шкале предыдущего слоя (Underlying), то на выходном изображении появятся пиксели слоев, расположенных ниже текущего, с яркостью из диапазонов 0-99 и 201-255.
В окне диалога Параметры слоя (Layer Options) можно задать диапазоны яркости для наложения пикселей отдельно по каждому RGB-каналу цвета изображения, и программа запомнит и использует эти установки.
Настройка параметров наложения пикселей в окне диалога Параметры слоя (Layer Options) позволяет управлять наложением пикселей отдельных слоев многослойных изображений. Однако, как можно видеть на рис. 8.17, слишком сильное сужение диапазона яркостей при наложении может привести почти к полному разрушению структуры изображения. Используйте эту возможность умеренно, если, конечно, результат, показанный на рис. 8.17, не является тем, к чему вы и стремились.

Макетные группы

Термин макетная группа (clipping group) относится к особой методике использования слоев многослойных изображений: один из расположенных ниже слоев, называемый базовым, служит маской для слоев, расположенных выше него. Этот метод отлично подходит в тех случаях, когда, например, требуется выполнить заливку текста некоторым изображением. На первый взгляд это выглядит несколько непонятно, однако тут нет ничего сложного.
Чтобы создать макетную группу, выполните следующие действия:

  1. Откройте файлы 08flower.tif и 08sky.jpg, находящиеся на сопровождающем книгу компакт-диске.
  2. Щелкните на окне с изображением неба, сделав его активным.
  3. Давайте создадим новый слой. Выведите на экран палитру Слои (Layers), показанную на рис. 8.18, выбрав команду меню Окно - Показать Слои (Window - Show Layers). Выберите команду Новый слой (New Layer) в меню палитры или щелкните на расположенной на нижнем краю окна палитры кнопке Создать новый слой (Create New Layer), чтобы вызвать окно диалога Новый слой (New Layer).

Рис. 8.18. Палитра Слои (Layers)
  1. В окне диалога Новый слой (New Layer) введите имя. Я выбрал "Text", как показано на рис. 8.19, поскольку мы собираемся добавить надпись на изображение.

Рис. 8.19. Окно диалога Новый слой (New Layer)
  1. Щелкните на кнопке Да (OK) в окне диалога Новый слой (New Layer), и новый слой появится в палитре Слои (Layers).
  2. Выберите инструмент Текст-маска (Type Mask), показанный на рис. 8.20, и щелкните в пределах окна документа.

Рис. 8.20. Инструмент Текст-маска (Type Mask)
  1. Выберите шрифт. Я использовал Arial. Вы можете попробовать шрифты Geneva, Helvetica или Times New Roman. Главное, чтобы начертание символов было достаточно простым, так как их высота будет установлена в 300 пунктов. В качестве интервала установите 5 (см. рис. 8.21).

Рис. 8.21. Окно диалога Инструмент <Текст> (Type Tool)
  1. Залейте символы текста белым (или, как в моем случае, фоновым) цветом. Для этого выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill), вызывающую появление окна диалога, показанного на рис. 8.22.

Рис. 8.22. Окно диалога Заливка (Fill)
  1. К данному моменту вы должны получить картину, подобную показанной на рис. 8.23.

Рис. 8.23. Текущий вид изображения
  1. Теперь щелкните на окне с изображением цветка, чтобы сделать его активным.
  2. Выберите инструмент Овальная область (Ellipse Marquee), показанный на рис. 8.24. Дважды щелкните на его кнопке, чтобы раскрыть палитру параметров. Установите радиус растушевки (Feather) в 5 пикселей, как показано на рис. 8.25.

Рис. 8.24. Инструмент Овальная область (Ellipse Marquee)

Рис. 8.25. Палитра Область (Marquee Options)
  1. Растяните овальную рамку на изображении цветов и выберите команду меню Редактирование - Скопировать (Edit - Copy).
  2. Щелкните на окне с изображением неба и выберите команду меню Редактирование - Вклеить (Edit - Paste). В окне появится изображение цветов, как показано на рис. 8.26, а в палитре Слои (Layers), как вы можете заметить, - новый слой (см. рис. 8.27).

Рис. 8.26. Изображение цветов вставлено поверх подготовленной композиции

Рис. 8.27. Вновь созданный слой появился в палитре Слои (Layers)
  1. Теперь, когда изображение подготовлено, пора связать часть слоев и создать макетную группы.
  2. С целью создания макетной группы, во-первых, свяжите слои с надписью и с изображением цветов (за подробностями о выполнении такой операции обратитесь к началу данной главы). Щелкните на ячейке, расположенной левее миниатюры слоя Text в палитре Слои (Layers).
  3. Выберите команду меню Слой - Сгруппировать связанные (Layer - Group Linked). Миниатюра первого слоя сдвинется вправо, а между строками слоев Слой 1 (Layer 1) и Text появится пунктирная линия из точек, как показано на рис. 8.28. Это значит, что слои текста и цветов образовали макетную группу, в которой базовым стал слой текста (наименование базового слоя в палитре Слои (Layers) подчеркивается, как видно из рис. 8.28).

Рис. 8.28. Макетная группа слоев

Обратите внимание, что изображение цветов теперь наблюдается только в пределах контуров символов текста: текстовая надпись базового слоя стала маской для изображения цветов.

Добавление слоя в состав макетной группы

Иногда возникает необходимость добавить к макетной группе еще один слой, но имейте в виду, что, если одна макетная группа уже существует, другая должна занимать иное место в палитре Слои (Layers) или она будет невидимой, пока вы не упорядочите слои должным образом. Чтобы добавить слой в состав макетной группы, проделайте следующее:

  1. Откройте изображение 08wtrgrp.jpg, находящееся на компакт-диске.
  2. Выберите команду меню Выделение - Все выделено (Select - All).
  3. Теперь выберите команду Редактирование - Скопировать (Edit - Copy), а затем - Редактирование - Вклеить (Edit - Paste), вставив изображение воды в окно документа с композицией, созданной в предыдущем упражнении.

Добавив изображение (а следовательно, и новый слой) в окно документа, просто выберите команду меню Слой - Сгруппировать с предыдущим (Layer - Group with Previous).
Итоговый вид композиции показан на рис. 8.29, а на рис. 8.30 приведен вид палитры Слои (Layers) с новым составом слоев. Возможно, что для получения требуемого эффекта вам понадобится поменять местами слои в составе макетной группы. Экспериментируйте и свободно манипулируйте слоями, пока не добьетесь требуемого эффекта.


Рис. 8.29. Итоговое изображение

Рис. 8.30. Палитра Слои (Layers) после добавления нового слоя изображения

Слой-маска

Отчасти напоминая метод макетных групп, описанный в предыдущем разделе, слой-маска позволяет скрывать или, наоборот, отображать часть содержимого слоев, а также с высокой точностью управлять процессом применения к слоям специальных эффектов, таких как фильтры.
Давайте поработаем с композицией, созданной в предыдущем разделе. Если же вы уже уничтожили ее, откройте файл skyblend.psd, находящийся на сопроводительном компакт-диске.

  1. Убедитесь в том, что слой с изображением цветов располагается в верхней строке списка слоев (выше текстового слоя), как показано на рис. 8.31.

Рис. 8.31. Палитра Слои (Layers)
  1. Выберите инструмент Овальная область (Ellipse Marquee) и растяните овальную рамку в средней части изображения цветов, как показано на рис. 8.32.

Рис. 8.32. Рамка выделенной области на слое с изображением цветов
  1. После этого выберите команду меню Слой - Добавить слой-маску - Cпрятать выделенную область (Layer - Add Layer Mask - Hide Selection) и взгляните на рис. 8.33.

Рис. 8.33. Слой-маска, скрывающая часть слоя с изображением цветов

Упомянутая команда, однако, является лишь одной из четырех команд подменю Слой - Добавить слой-маску (Layer - Add Layer Mask). Попробуем применить остальные команды, наблюдая за результатом. Вначале применим команду Слой - Добавить слой-маску - Показать выделенную область (Layer - Add Layer Mask - Reveal Selection).

  1. Восстановите изображение (Файл - Восстановить - File - Revert) и создайте новую выделенную область на слое с изображением цветов точно так же, как вы делали это в предыдущем упражнении, или просто выберите команду Редактирование - Отменить Добавить слой-маску (Edit - Undo Add Layer Mask).
  2. Выберите команду меню Слой - Добавить слой-маску - Показать выделенную область (Layer - Add Layer Mask - Reveal Selection) и посмотрите на результат, представленный на рис. 8.34.

Рис. 8.34. Слой-маска, демонстрирующая только содержимое выделенной области

Действие этой команды ровно противоположно действию предыдущей команды, Скрыть выделенную область (Hide Selection). Команда Показать выделенную область (Reveal Selection) делает невидимым все изображение слоя, за исключением части, содержащейся в пределах выделенной области.


ЗАМЕЧАНИЕ Чтобы создать слой-маску, не обязательно каждый раз обращаться к меню. Просто щелкните на кнопке Добавить слой-маску (Add Layer Mask) в нижней части палитры (см. рис. 8.1).

Две другие команды, Cпрятать все (Hide All) и Показать все (Reveal All), действуют несколько иначе. Их действие основывается на изображении слоя в целом.
Посмотрим, что можно сделать при помощи этих команд.

  1. Откройте заново файл skyblend.psd, находящийся на компакт-диске, выбрав команду Файл - Восстановить (File - Revert).
  2. После этого щелкните на строке слоя Text в палитре Слои (Layers) и перетащите его так, чтобы он оказался наверху списка слоев палитры.
  3. Выберите команду меню Слой - Добавить слой-маску - Показать все (Layer - Add Layer Mask - Reveal All). В строке слоя Text появится дополнительная миниатюра, изображающая слой-маску (см. рис. 8.35).

Рис. 8.35.Палитра Слои (Layers) со слоем Text
  1. Теперь щелкните на маленьком значке, изображающем образцы основного и фонового цветов на панели инструментов, чтобы восстановить основной и фоновый цвета, принятые по умолчанию (когда активна слоймаска, то по умолчанию фоновым является белый цвет, а основным - черный).
  2. Установив черный цвет в качестве основного щелчком на изогнутой стрелке правее и выше образцов цвета на панели инструментов, начните рисовать поверх изображения композиции. Не пугайтесь, мазки черного цвета не появятся на изображении. При активной слой-маске рисование черным цветом делает слой-маску непрозрачной для слоя и ведет к исчезновению части изображения, скрытого под черными участками маски, а рисование белым цветом снова делает маску прозрачной и восстанавливает видимость слоя (см. рис. 8.36).

Рис. 8.36. Скрытие части верхнего слоя за счет рисования черным цветом по белой слой-маске

В заключение обратим внимание на команду Спрятать все (Hide All), также доступную в меню Слой - Добавить слой-маску (Layer - Add Layer Mask).

  1. Для начала, как и в предыдущих случаях, примените команду Отменить (Undo) или Восстановить (Revert), чтобы восстановить исходный вид изображения skyblend.psd, находящегося на компакт-диске.
  2. Убедившись, что слой Text все еще стоит первым в списке слоев, выберите команду меню Слой - Добавить слой-маску - Спрятать все (Layer - Add Layer Mask - Hide All). Слово "Sky" исчезнет, так как в этом режиме слоймаска изначально сплошь заливается черным цветом.
  3. Теперь, выбрав инструмент Кисть (Paintbrush) и установив белый цвет в качестве основного (для этого опять можно воспользоваться маленькой изогнутой стрелкой правее и выше образцов цвета на панели инструментов), начните рисовать на изображении. Результат показан на рис. 8.37: слой-маска в местах нанесения мазков белого цвета приобретает прозрачность.

Рис. 8.37. Восстановление видимости части верхнего слоя за счет рисования белым цветом по черной слой-маске

С помощью слой-масок можно добиваться отличных эффектов. Помните, что для скрытия части изображения слоя нужно рисовать по слой-маске черным цветом. Попробуйте выбирать кисти с различной прозрачностью и менять режимы наложения пикселей, чтобы добиться разнообразных эффектов.

Фильтрация слой-маски

Ниже описывается оригинальный и в то же время простой способ создания великолепных эффектов на изображениях. Он состоит в совместном использования слой-масок и мощных фильтров из комплекта программы Photoshop. На изображении, приведенном на рис. 8.38, я использовал фильтр Фильтр - Деформация - Скручивание (Filter - Distort - Twirl). В результате получился вполне оригинальный эффект.


Рис. 8.38.Фильтр скручивания применен к слой-маске

В качестве основного правила (хотя все мы знаем, что правила, особенно устанавливаемые авторами компьютерных книг, обречены на забвение) рекомендую применять к слой-маскам фильтры из семейства Фильтр - Деформация (Filter - Distort). Кроме того, достаточно интересные эффекты дает фильтр Эффекты освещения (Lighting Effects).
Чтобы узнать побольше о фильтрах, обратитесь к главе "Урок 12: фильтры Photoshop". Пока что я просто не хотел упустить случай рассказать об этой простой возможности, позволяющей на деле реально улучшить визуальное впечатление от изображения. Попробуйте немного поэкспериментировать самостоятельно, и вы увидите, что ваши мечты сбываются.

Маски и палитра Каналы (Channels)

Каждая маска, добавляемая к изображению, образует его новый канал. За более подробными сведениями о каналах обратитесь к главе "Урок 5: коррекция цвета". Добавьте маску и выберите команду меню Окно - Показать Каналы (Window - Show Channels).
Щелкните на значке в виде глаза в строке канала маски палитры Каналы (Channels), и маска появится на изображении в виде полупрозрачного флера рубиново-красного цвета (см. рис. 8.39), напоминающего те старые дни, когда фотографические эффекты создавались при красном свете в темноте фотолабораторий реального, а не кибернетического мира.


Рис. 8.39. Изображение с полупрозрачной рубиновой маской

Дважды щелкните на строке маски в палитре Каналы (Channels). В результате появится окно диалога, показанное на рис. 8.40, с помощью которого можно изменять прозрачность маски и, если вам не нравится красный, выбрать для нее другой цвет. Доступ к данному окну диалога можно также получить, произведя двойной щелчок на миниатюре слой-маски в палитре Слои (Layers).


Рис. 8.40. Окно диалога Отображениe слой-маски (Layer Mask Display Options)
Удаление слой-маски

Существует два способа избавиться от слой-маски, когда вы закончите работу с ней или пожелаете начать ее заново.
Первый способ, вероятно самый простой, состоит в том, чтобы просто перетащить значок миниатюры слой-маски в палитре Слои (Layers) на кнопку с изображением мусорной корзины в нижней части палитры (см. рис. 8.41).


Рис. 8.41. Удаление слой-маски

Удалить слой-маску можно также посредством выбора команды Слой - Удалить слой-маску (Layer - Remove Layer Mask). Какой бы способ ни был выбран, на экране в любом случае появится показанное на рис. 8.42 окно сообщения, содержащее запрос о том, следует ли применить к слою эффект, созданный с помощью маски, перед ее удалением (в это случае нужно щелкнуть на кнопке Применить - Apply) или просто сбросить маску, не применяя ее (кнопка Удалить - Discard).


Рис. 8.42. Окно сообщения с кнопками Применить (Apply), Удалить (Discard) и Отменить (Cancel)

ЗАМЕЧАНИЕ Команда Слой - Выключить слой-маску (Layer - Disable Layer Mask) временно отменяет действие слой-маски. Когда потребуется вновь восстановить действие маски, достаточно выбрать команду меню Слой - Включить слой-маску (Layer - Inable Layer Mask), и она тут же проявится на изображении слоя.

Корректирующие слои

К настоящему моменту вы уже поработали со слоями и слой-масками, попробовали создать многослойное изображение, сделали попытку применить оригинальный фильтр к слой-маске, но тем не менее что-то еще не позволяет считать изучение слоев завершенным. И это что-то - цвет изображения.
Разумеется, вы не хотели бы столкнуться с необходимостью возврата к началу работы и коррекции цвета всех изображений, вошедших в виде отдельных слоев в состав этой прекрасной композиции, представленной на экране вашего монитора. Но что же делать?
Корректирующие слои - вот решение проблемы. Именно они помогут вам произвести необходимые изменения в цвете и тоне изображения и при этом избежать необходимости повторно разбивать его на отдельные составные части. Итак, выполните коррекцию и, если она вам понравится, сохраните ее. Если же она не придется вам по душе, просто отмените ее.
Попробуем испытать корректирующие слои.

  1. Откройте файлы 08sky.jpg и Angler.psd, находящиеся на сопровождающем книгу компакт-диске.
  2. Щелкните на окне документа Angler.psd и выберите команду меню Выделение - Все выделено (Select - All).
  3. Выберите команду Скопировать (Copy) в меню Редактирование (Edit).
  4. Щелкните на окне с изображением неба (документ 08sky.jpg) и выберите команду Редактирование - Вклеить (Edit - Paste). Результат показан на рис. 8.43.

Рис. 8.43. Вид композиции на данный момент
  1. Теперь выберите команду меню Слой - Новый - Корректирующий слой (Layer - New - Adjustment Layer). Перед вами появится окно диалога Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) с набором параметров (см. рис. 8.44).

Рис. 8.44. Окно диалога Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer)
  1. Здесь можно выбрать ряд вариантов коррекции цвета и тона изображения. В этом упражнении мы рассмотрим вариант Уровни (Levels). За более подробными сведениями о методах цветокоррекции обратитесь к главе "Урок 5: коррекция цвета".
  2. Выберите вариант Уровни (Levels) в раскрывающемся списке Тип (Type) и щелкните на кнопке Да (OK). Появится окно диалога, показанное на рис. 8.45.

Рис. 8.45. Окно диалога Уровни (Levels)
  1. Перетащите левый ползунок под диаграммой вправо, чтобы сделать изображение более темным (см. рис. 8.45), или правый ползунок влево, чтобы сделать изображение светлее.

Теперь, когда вы знаете, как применить к изображению корректирующий слой, давайте посмотрим, чего можно добиться с помощью таких слоев и чем определяется их практическая польза и многофункциональность.

  1. Если изображения, использовавшиеся вами в предыдущем упражнении, все еще открыты, выберите команду меню Файл - Восстановить (File - Revert). Если же на экране программы Photoshop еще присутствует окно диалога Уровни (Levels), нажмите и удерживайте клавишу Alt (в системе Windows) или Cmd (в системе Mac OS). В результате кнопка Отменить (Cancel) окна диалога изменится на кнопку Восстановить (Reset). Щелкните на ней, отпустите клавишу Alt (Cmd) и щелкните на кнопке Отменить (Cancel).

Рис. 8.46. Предварительный просмотр корректируемого изображения
  1. Растяните овальную рамку выделенной области вокруг фигуры рыболова.
  2. Выберите команду меню Слой - Новый - Корректирующий слой (Layer - New - Adjustment Layer).
  3. На этот раз выберите вариант Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) в раскрывающемся списке Тип (Type) окна диалога Новый корректирующий слй (New Adjustment Layer). Щелкните на кнопке Да (OK). Появится окно диалога коррекции цветового тона и насыщенности, показанное на рис. 8.47.

Рис. 8.47. Окно диалога Слой настройки цветового тона/насыщенности (Hue/Saturation)

ЗАМЕЧАНИЕ Большинство окон диалога настройки параметров корректирующих слоев имеет флажок Просмотр (Preview). Не забывайте устанавливать этот флажок, чтобы иметь возможность немедленно видеть в окне документа действие изменений параметров.
  1. Перетащите вправо ползунок Яркость (Lightness). Закончив выполнение корректировок и получив удовлетворительный результат, щелкните на кнопке Да (OK), но не закрывайте изображение. Оно пригодится нам в следующих упражнениях.

На изображении вы видите рыболова, окруженного ореолом более светлого цвета. Кроме этого, однако, вы должны еще обратить внимание на то, что даже после щелчка на кнопке Да (OK) в окне диалога Слой настройки цветового тона/насыщенности (Hue/Saturation) или любом другом окне цветокоррекции, если был выбран другой вариант, корректирующий слой не исчезает. Он остается на изображении и готов к дальнейшему использованию. В ходе следующего упражнения мы займемся, как уже делали это в предыдущем разделе, посвященном слой-маскам, рисованием по корректирующему слою с целью расширения области его действия на изображение или придания прозрачности отдельным частям корректирующего слоя.


Рис. 8.48. Фигура рыболова окружена светлым ореолом
  1. Надеюсь, что вы не закрыли изображение, созданное в предыдущем упражнении. (Если вы все-таки сделали это, то проделайте действия из предыдущего упражнения, чтобы создать многослойное изображение с корректирующим слоем.)
  2. Проследите за тем, чтобы корректирующий слой, помеченный в палитре Слои (Layers) значком в виде кружка, разделенного на темную и светлую половины, был выделен, как показано на рис. 8.49.

Рис. 8.49. Палитра Слои (Layers)
  1. Выберите на панели инструментов инструмент Кисть (Paintbrush).
  2. Щелкните на маленьком значке, расположенном на панели инструментов левее и ниже этих образцов основного и фонового цветов, чтобы установить значения по умолчанию, как показано на рис. 8.50. (При активном корректирующем слое основным цветом по умолчанию является белый, а фоновым - черный.)

Рис. 8.50. Инструмент Кисть (Paintbrush) и образцы основного и фонового цветов, принятых по умолчанию
  1. Выберите белый цвет (если установлены цвета, принятые по умолчанию, он уже выбран в качестве основного) и нарисуйте что-нибудь на изображении, как показано на рис. 8.51. Что произошло с изображением? Там, где были нанесены белые мазки, корректирующий слой активизировался и стал воздействовать на изображение.

Рис. 8.51. Результат рисования по корректирующему слою белым цветом
  1. Теперь переключите основной цвет на черный и порисуйте этим цветом (см. рис. 8.52). Что произошло с изображением на этот раз? Там, где нанесены мазки черного цвета, корректирующий слой перестает действовать на изображение.

Рис. 8.52. Результат рисования по корректирующему слою черным цветом

Как вы узнали в ходе работы со слой-масками, рисование белым цветом расширяет область действия маски, а рисование черным цветом делает ее невидимой. То же происходит и корректирующим слоем. Если требуется частично активизировать корректирующий слой, а частично сохранить исходный цвет изображения, рисуйте по корректирующему слою серым тоном.


ЗАМЕЧАНИЕ Если вам перестало нравиться то, каким образом корректирующий слой действует на изображение, не переживайте. Просто выделите этот слой в палитре Слои (Layers) и выберите команду меню Слой - Параметры коррекции (Layer - Adjustment Options). Это позволит внести любые необходимые изменения в параметры корректирующего слоя, причем делать это можно столько раз, сколько потребуется.

Совмещение слоев и сохранение изображений

Размер файла изображения растет при увеличении числа слоев и количества эффектов, добавленных с их помощью. Если в вашем распоряжении имеется жесткий диск большой емкости и есть возможность периодически сбрасывать данные на внешний архивный носитель информации, то это не проблема.
Ситуация с размером файла, однако, резко меняется, если предполагается использовать графические файлы для таких целей, как печать или публикация на страницах Web-узлов. Многослойные изображения можно сохранять только в собственном формате Photoshop, который отлично подходит для самой программы, но плох для иных применений. Распространение файлов по страницам Web-узлов предполагает форматы GIF или JPEG. Для печати, скорее всего, потребуется использовать формат TIFF.
В связи с этим, когда работа над изображением, на ваш взгляд, завершается и вы собираетесь уменьшить размер файла и (или) обеспечить возможность его просмотра с помощью иных программ, необходимо выполнить сведение изображения, или совместить его слои.

Создание коллажей

В качестве последнего замечания, призванного завершить данную главу, разрешите предложить вам краткий обзор методов создания коллажей, в работе над которыми Photoshop проявляет себя просто отлично, благодаря наличию слоев. Коллажи - это композиции, составленные из разных изображений, противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее собой нечто большее, чем простая сумма составных частей. Узнав об эффективных методах составления коллажей, вы, без сомнения, обеспечите себе рынок сбыта ваших ценных навыков.
Комбинирование изображений не требует особых усилий. Составными частями композиции легко манипулировать, равно как и удалять, если результат не оправдал ваших ожиданий. Разумеется, основная хитрость заключается в том, чтобы найти источник вдохновения.


ЗАМЕЧАНИЕ Если вы хотите узнать подробнее об искусстве составления коллажей с помощью программы Photoshop, то, надеюсь, сумеете найти книгу Грега Хона (Greg Haun) "Photoshop Collage Techniques" ("Коллажи в Photoshop"), также выпущенную издательством Hayden Books.

В ходе следующего упражнения мы проследуем по этапам создания простого коллажа. Вы можете совершенно свободно заменить те изображения, которые использовались мною, на другие или добавить в состав композиции дополнительные изображения. В вашем распоряжении имеется вплоть до 99 слоев, так что не стесняйтесь. Растягивайте удовольствие, занимаясь этой увлекательной игрой, - это действительно забавно.

  1. Откройте по крайней мере три изображения с сопроводительного компакт-диска или из вашей личной коллекции. Я использовал файлы 08water.jpg, 08paint.jpg и \IMAGES\PHOTO24\WALLS\012.jpg, но, как уже было сказано, не бойтесь добавить свои изображения к этому набору или использовать другой состав частей будущего коллажа.
  2. Выберите инструмент Овальная область (Ellipse Marquee). Дважды щелкните на кнопке инструмента. В палитре параметров введите 5 в поле Растушевка (Feather).
  3. Растяните овальную рамку в окне с изображением водной поверхности. Скопируйте область.
  4. Вставьте ее в окно с изображением стены, как показано на рис. 8.53.

Рис. 8.53. Выделенная область вставлена в изображение стены
  1. Теперь слегка откорректируем детали изображения, подготовив их к созданию итоговой композиции.
  2. Во-первых, сделайте верхний слой изображения невидимым, щелкнув на значке в виде глаза в палитре Слои (Layers). Кроме того, щелкните в правой части строки слоя заднего плана, чтобы активизировать его (левее миниатюры слоя появится значок в виде маленькой кисти).
  3. Пока видимым является только слой заднего плана, попытайтесь применить к изображению фильтр. Предлагаю выполнить команду меню Фильтр - Деформация - Стекло (Filter - Distort - Glass). Окно диалога фильтра приведено на рис. 8.54. В данном упражнении я использовал значения параметров, установленные по умолчанию.

Рис. 8.54. Окно диалога Стекло (Glass)
  1. Завершив работу с фильтром, вернемся к слою с изображением воды.
  2. Выберите инструмент Овальная область (Ellipse Marquee) и растяните рамку внутри овала с изображением воды. Постарайтесь точно отцентрировать ее относительно границ овальной области, поскольку если вы попытаетесь переместить ее с помощью инструмента Перемещение (Move), то передвинете весь слой1.
  3. Выберите команду меню Слой - Добавить слой-маску - Спрятать выделенную область (Layer - Add Layer Mask - Hide Selection). Результат показан на рис. 8.55.

Рис. 8.55. К изображению воды добавлена слой-маска
  1. Теперь выполните команду Фильтр - Деформация - Океанские волны (Filter - Distort - Ocean Ripple). Подождите минутку до завершения преобразования.
  2. Далее, выделите изображение 08paint.jpg, используя команду меню Выделение - Все выделено (Select - All). Скопируйте изображение в буфер обмена и вставьте в окно нашей композиции.
  3. Уменьшите непрозрачность вставленного изображения примерно до 80%.
  4. Щелкните на кнопке Добавить слой-маску (Add Layer Mask) в нижней части палитры Слои (Layers) или выберите команду Слой - Добавить слой-маску - Показать все (Layer - Add Layer Mask - Reveal All).
  5. Чтобы создать оригинальный графический эффект, состоящий в том, что углы живописной картины поочередно оказываются то позади кольца с изображением воды, то впереди него, окрасьте соответствующие участки слой-маски черным цветом, чтобы сделать видимыми слои, лежащие ниже нее, или белым, чтобы сделать слой с изображением картины непрозрачным. Результат вы видите на рис. 8.56.

Рис. 8.56. Итоговое изображение

Поистине беспредельно число композиций, которые можно подготовить средствами создания коллажей программы Photoshop. Попробуйте создавать композиции с картинами из реальной жизни или абстрактные, обычные и необычные. Только не позволяйте программе Photoshop стать препятствием на пути реализации ваших замыслов. Помните: если вы можете вообразить какую-то картину, программа Photoshop, скорее всего, способна ее создать. Ну, и всегда старайтесь найти более быстрый путь достижения результатов.

Резюме

Еще до написания данной книги я говорил коллегам, что им требуется всего лишь хорошее руководство по использованию слоев. Надеюсь, данная глава в чем-то послужит решению их и ваших проблем. На первых порах слои могут немного озадачить, но, думаю, только по той причине, что для них трудно сразу подобрать аналогию из реальной жизни. Если в реальности вы накладываете часть одной картинки поверх другой, она так и будет лежать сверху. Изображение, лежащее поверх остальных, будет видно, перекрывая собой остальные фрагменты, и нет простого способа переместить его на несколько уровней вниз или, наоборот, поднять фрагмент заднего плана наверх. Программа Photoshop позволяет делать это. Каждым слоем можно манипулировать до бесконечности. Добавляйте и удаляйте слои как вашей душе угодно. Делайте некоторые из них непрозрачными, другие - прозрачными, применяйте фильтры и используйте корректирующие слои, пока не почувствуете, что работа закончена.

Содержание | Далее