Семь уроков назад вы узнали о методах выделения областей и о том, что выделение части изображения изолирует ее, так что оказывается возможным применять редактирующие действия только к ней, а не к изображению в целом. Проблема с выделенной областью состоит в том, что, если вы удаляете ее границу, выделение теряется безвозвратно. Единственным способом восстановить выделение объектов изображения является выбор соответствующих инструментов (Область, Лассо и/или Волшебная палочка) и повторение процесса заново.
Контуры позволяют решить проблему сохранения границ выделенных областей. С помощью контуров (а также такой их разновидности, как обтравочные контуры) можно создавать линии границ выделенных областей и сохранять их для дальнейшего использования. При этом контуры сохраняются в составе документа Photoshop подобно слоям изображения. Что еще более важно, контуры Photoshop могут использоваться в других приложениях, таких как Adobe Illustrator, Adobe PageMaker и QuarkXPress. Более подробно об этом будет рассказываться ниже в данной главе. Наконец, контуры могут быть полезны в случае, когда требуется выделить объект сложной формы с помощью инструмента Перо (Pen).
Давайте начнем с рассмотрения двух различных способов создания контуров, а затем перейдем к методам их правки и использования в рамках программы Photoshop и вне нее.
Существует два способа создания контуров:
В зависимости от типа изображения данный способ может быть самым простым и быстрым. При его использовании следует просто создать выделенную область и преобразовать ее в контур.
Давайте рассмотрим пример. На рис. 9.1 показано тестовое изображение - раскрытая старинная книга на однородном фоне. Если требуется отделить изображение книги от фона, это делается методом выделения книги.
Как вы помните из главы "Урок 2: выделение областей для редактирования и преобразования изображений", выделить часть изображения можно при помощи целого ряда инструментов. В данном случае лучше всего подойдет Волшебная палочка (Magic Wand), поскольку практически все пиксели фона имеют один цвет. Установите величину параметра Допуск (Tolerance) в 25, чтобы обеспечить попадание всех пикселей фона в выделенную область несмотря на некоторый разброс цветов, выделите фон, а затем обратите выделенную область, выбрав команду Выделение - Инверсия (Select - Inverse) В итоге книга окажется окруженной рамкой выделенной области, как показано на рис. 9.2.
Теперь преобразуем область в контур:
Следует иметь в виду, что сложные контуры занимают достаточно много ресурсов компьютера. Под словом "сложные" подразумеваются контуры с большим числом узловых точек, изгибов, криволинейных сегментов и т. д. Их построение может привести к замедлению обработки изображения компьютером, увеличению размера файлов, а также, возможно, проблемам с печатью изображений. Определенно, остерегайтесь сложных контуров.
В нашем примере я сначала попробовал использовать допуск в 5 пикселей. Как видно из рис. 9.5, качество результата оказалось неприемлемым. Photoshop строил контур слишком произвольно и приблизительно. Видно, что его сглаженная линия не повторяет с достаточной точностью всех изгибов края изображения книги.
Если результат оказался неудачным, выберите одну из моих самых любимых команд программы Photoshop: Редактирование - Отменить (Edit - Undo). Отменив построение контура на базе выделенной области, попробуйте использовать меньшую величину Допуск (Tolerance). После нескольких экспериментов я обнаружил, что допуск в 1 пиксель является вполне удовлетворительным (см. рис. 9.6).
Вы можете переименовать контур на свой вкус, выполнив двойной щелчок на его имени в палитре Контуры (Paths). В окне диалога Сохранить контур (Save Path), показанном на рис. 9.7, введите новое имя и щелкните на кнопке Да (OK). Контур "сохранен" в составе файла, так что название окна диалога звучит несколько странно.
Следует помнить одну особенность: ни один из созданных вами контуров на самом деле не входит в изображение. Это означает, что в изображение при создании контуров вообще не вносится изменений. Можете считать, что контуры располагаются на отдельных слоях, будто они нарисованы на листах прозрачной пленки и имеют единственную цель: облегчить работу с изображением, при этом не оказывая на него никакого влияния.
Имеется и другой способ создания контура на базе выделенной области. Для этого выделите область, а затем щелкните на кнопке Образовать рабочий контур из выделенной области (Make Work Path from Selection) в нижней части палитры Контуры (Paths). Программа Photoshop в этом случае создает контур автоматически (см. рис. 9.8), используя ранее установленное значение параметра Допуск (Tolerance). Не забудьте переименовать контур с помощью окна диалога Сохранить контур (Save Path)!
В ряде случаев создать выделенную область бывает слишком сложно или же это требует слишком много работы над изображением. В этом случае вспомните об инструменте Перо (Pen) и нарисуйте контур вручную.
Если вы имеете опыт работы с программами векторной графики, наподобие Adobe Illustrator или Macromedia FreeHand, то наверняка знаете об инструментах рисования кривых Безье, подобных инструменту Перо (Pen). Если же вам не приходилось до сих пор работать с такого рода инструментами, то следует знать, что их применение требует определенных практических навыков, хотя результаты окупают все усилия.
Лучший способ разобраться в том, как пользоваться инструментом Перо (Pen), - это "поиграть" с ним, создав пустой документ Photoshop. Именно этим мы и собираемся заняться в следующем упражнении.
Взгляните на узел, созданный на шаге 5. На экране появилась красивая плавная кривая, соединяющая только что созданный фрагмент контура и отрезок, начерченный на шаге 4. Именно в этом и состоит предназначение сглаженных узлов.
Как вы, наверное, уже заметили, создание сглаженных узлов сопровождается появлением пары управляющих отрезков, снабженных маркерами на концах. Последние можно использовать для изменения кривизны и направления фрагмента контура после его создания. Подробнее об этом вы узнаете в разделе "Редактирование контуров".
Ну вот мы и узнали основы строения контуров: прямолинейные отрезки проходят через угловые узлы, а криволинейные - через сглаженные узлы. Однако для того, чтобы корректно использовать оба типа узлов, о них нужно знать еще кое-что.
Угловые узлы просты для понимания. Одним из примыкающих к узлу фрагментов контура обязательно является прямолинейный отрезок, а второй может быть как прямолинейным, так и криволинейным, причем между фрагментами в узле образуется излом, а не плавный стык. Если к угловому узлу примыкает кривая, направление ее входа в угловой узел управляется сглаженным узлом на другом ее конце, как показано на рис. 9.13.
Между прочим, если вы хотите зафиксировать положение углового узла, заставив его располагаться по отношению к предыдущему узлу строго под углами в 0°, 45° или 90°, удерживайте клавишу Shift в момент щелчка кнопкой мыши, которым создается очередной узел.
Как вы видели в первом примере, демонстрирующем работу инструмента Перо (Pen), сглаженные узлы имеют несколько более сложные свойства, а их использование требует определенных навыков. В сглаженном узле программа стремится обеспечить максимальную гладкость стыка двух кривых, встречающихся в этом узле (см. рис. 9.14).
Существует еще одна разновидность узлов, обеспечивающая менее гладкие стыки фрагментов и полезная в особых ситуациях. Такие узлы носят название точек перегиба, и в рассмотренном ниже упражнении описывается, как их создавать.
Имеется возможность предварительного просмотра линий контура, которая может оказаться очень полезной в процессе создания всех рассмотренных выше типов узлов и фрагментов. Щелкните дважды на кнопке инструмента Перо (Pen), чтобы вызвать палитру Перо (Pen Tool Options). Единственный параметр здесь - это флажок Предварительный просмотр (Rubber Band). Его установка позволяет видеть как прямолинейные, так и криволинейные фрагменты будущего контура еще до того, как будет выполнен щелчок кнопкой мыши, устанавливающий точку очередного узла. Поэкспериментируйте с данным режимом, чтобы разобраться в том, как он действует.
Существует два варианта завершения контура: можно создать "замкнутый" контур, соединив конечную точку с начальной, или оставить контур "разомкнутым".
Замкнутый контур представляет собой петлю, не имеющую ни начала, ни конца. Чтобы замкнуть контур, выполните следующие действия:
Открытый контур имеет начало и конец. Все контуры на рис. 9.10 - 9.16 являются открытыми. Чтобы завершить работу над контуром, который должен остаться открытым, выполните следующие действия:
Если вновь щелкнуть на изображении, то вместо продолжения предыдущего контура будет установлена начальная точка нового.
В большей части случаев первоначальный контур, созданный на основе выделенной области или нарисованный инструментом Перо (Pen), не получается идеальным. Часто бывает трудно точно выполнить выделение области или с первой попытки правильно расположить фрагменты контура, придав им к тому же требуемую кривизну. Вы, вероятно, уже почувствовали это, выполняя предыдущие упражнения.
К счастью, контуры достаточно просто редактировать. Для этого используется, опять-таки, инструмент Перо (Pen) и другие инструменты из его группы.
Давайте рассмотрим всю группу инструментов Photoshop, предназначенных для работы с контурами. Они показаны на рис. 9.18.
Можно использовать два способа переключения между перечисленными инструментами: либо щелкнув на кнопке активного инструмента работы с контурами и удержав кнопку мыши некоторое время нажатой, что ведет к появлению дополнительной панели инструментов, либо последовательно нажимая на клавишу P в латинском регистре, в результате чего происходит циклическая активизация инструментов группы Перо (Pen).
Лучший способ изучить данные инструменты - это испытать их на практике, так что приступим к выполнению упражнения. Я думаю воспользоваться примером изображения объекта с криволинейными границами: вам придется потрудиться и отделить от фона изображение головы и плеч персонажа книжной графики, представленного на рис. 9.19. (Данное изображение записано на компакт-диске в файле под названием head.psd.)
Используя инструмент Перо+ (Add Anchor Point), помните, что, если вам нужен угловой узел, он добавляется простым щелчком. Но если вам нужен сглаженный узел, необходимо щелкнуть и протащить мышь. Кроме того, учитывайте, что нельзя сразу же создать узел - точку перегиба. Вместо этого следует добавить сглаженный узел, а затем преобразовать его в точку перегиба с помощью инструмента Угол (Convert Anchor Point). Подробнее речь об этом пойдет в следующем разделе.
Если вам потребуется удалить узловую точку, то это очень просто сделать при помощи инструмента Перо- (Delete Anchor Point). Просто щелкните на узле, и он тут же исчезнет. При этом кривая контура изменит форму в соответствии со свойствами оставшихся узлов.
Но и это еще не все! Инструментарий редактирования контуров далеко не исчерпан. Помимо рассмотренных действий над контурами можно еще изменять свойства готовых узлов, удалять фрагменты линий, дополнять готовый контур новыми фрагментами и делать множество других фокусов.
Если вам потребуется изменить тип узла, используйте инструмент Угол (Convert Anchor Point). Чтобы превратить сглаженный узел или точку перегиба в угловой узел, просто щелкните на узле. Чтобы превратить угловой узел в сглаженный или в точку перегиба, щелкните на узле и протащите мышь. Наконец, чтобы превратить сглаженный узел в точку перегиба, переместите один из управляющих маркеров узла.
Если вам нужно удалить только один фрагмент контура, то все, что потребуется сделать, - это выделить фрагмент между двумя узлами с помощью инструмента Стрелка (Direct Selection) и нажать клавишу Delete (в системе Mac OS) или Backspace (в системе Windows): фрагмент исчезнет.
Когда возникнет необходимость удалить контур целиком, перетащите строку с именем контура в палитре Контуры (Paths) на кнопку Корзина (Trash) в нижней части палитры точно так же, как при удалении слоев.
Добавление новых фрагментов к существующему контуру тоже довольно просто. Выбрав инструмент Перо (Pen), щелкните на конечном узле контура. После этого можете продолжать рисование контура так, будто вы и не прерывали этого процесса, по мере необходимости добавляя новые узлы.
Имеется даже возможность копировать контуры, как целиком, так и по частям. Инструментом Стрелка (Direct Selection) выделите часть контура, а затем просто скопируйте ее и вставьте в окно документа. На изображении мгновенно появится копия части контура, как показано на рис. 9.25.
Возможно, вы и так уже открыли для себя то, о чем сейчас пойдет речь, но на всякий случай стоит перечислить ряд базовых методов манипулирования контурами и их редактирования:
Так зачем же нужны контуры, если на их рисование и правку уходит столько сил? Программа Photoshop позволяет применять контуры для сохранения границ выделенных областей, которые бывает необходимо использовать повторно. Можно также выполнить цветовую заливку внутренней области контура или обводку контура линией, задав ее тип, цвет и другие атрибуты.
Кроме того, можно передавать контуры, созданные в программе Photoshop, в другие приложения. В частности, для работы с контурами очень полезна программа Illustrator, в чем вы сможете убедиться несколько позже. Наконец, в других приложениях, особенно в программах компьютерной верстки, можно использовать такую разновидность контуров, как обтравочные контуры, о чем пойдет речь в конце главы.
Существует три главные области использования контуров в программе Photoshop: сохранение границ выделенных областей, ограничение участков изображения для заливки цветом и обводка границы контура.
Из всех вариантов применения контуров в программе Photoshop наиболее полезна возможность сохранения границ выделенных областей. Польза от этой возможности просто неоценима в тех случаях, когда вы подозреваете, что в дальнейшем, возможно, придется повторно производить выделение той или иной области. Если такие сомнения закрались в душу, создайте на основе выделенной области контур, и она в любой момент будет в вашем распоряжении!
Вы уже знаете, как выделенная область преобразуется в контур. Ниже рассказывается, как создать выделенную область на основе контура.
Щелкните на кнопке Да (OK), и вы увидите, что контур превратился в выделенную область.
Есть еще два ускоренных способа преобразования контура в выделенную область:
При использовании двух последних методов Photoshop не вызывает окно диалога Образовать выделенную область (Make Selection), поэтому используется ранее установленное значение параметра Радиус растушевки (Feather Radius).
Заливка контура цветом означает именно то, что следует из названия операции. Выделите контур, выберите команду Залить контур (Fill Path) в меню палитры, и перед вами появится показанное на рис. 9.28 окно диалога с тем же набором параметров, какой используется для заливки выделенной области. Здесь можно выбрать для заливки подходящий цвет, образец узора (Pattern) или снимок с экрана (Snapshot). Кроме того, можно выбрать режим наложения пикселей (Blending Mode), задать степень непрозрачности (Opacity), указать, следует ли сохранять прозрачные области (Preserve Transparancy), установить режим сглаживания (Anti-aliased) и определить радиус растушевки границы (Feather Radius). Все эти параметры должны быть знакомы вам по предыдущим урокам.
Обводка означает воздействие только на линию контура, а не на всю область, ограниченную им. Выделите контур, а затем выберите команду Обвести контур (Stroke Path) в меню палитры. Окно диалога позволяет выбрать любой подходящий инструмент для обводки, от Карандаш (Pencil) или Кисть (Paintbrush) до Размытие (Blur) или Губка (Sponge).
Какой бы инструмент вы ни выбрали в раскрывающемся списке окна диалога, программа Photoshop использует при обводке его текущие параметры. Поэтому, если вы желаете, скажем, обвести контур с помощью инструмента Аэрограф (Airbrush) при величине нажима (Pressure), равной 60%, позаботьтесь о том, чтобы она была установлена в палитре Аэрограф (Airbrush Options) до того, как вы выберете команду Обвести контур (Stroke Path).
Кстати говоря, существуют ускоренные методы заливки и обводки контуров. Задержите указатель мыши на той или иной кнопке в нижней части палитры Контуры (Paths), и всплывающая подсказка поможет вам узнать назначение кнопок и найти те, что обеспечивают заливку и обводку.
Adobe Illustrator, если вы помните, является программой векторной графики, а это означает, что она работает с изображениями, описываемыми как совокупность узловых точек, линий и кривых. Таким образом, эта программа отлично приспособлена для работы с контурами, и вы можете производить обмен контурами между Photoshop и Illustrator.
Что может заставить вас использовать контуры Photoshop в программе Illustrator? В первую очередь дело в том, что у каждой программы имеются свои сильные стороны, и есть смысл в полной мере использовать их. Если контуры требуют существенного редактирования, то имеет резон переслать их в Illustrator, поскольку эта программа обладает более надежными и гибкими возможностями по редактированию контуров. Закончив редактирование, вы сможете переслать контуры обратно в программу Photoshop.
С другой стороны, программа Photoshop при первоначальном создании контуров обеспечивает более точные результаты, чем Illustrator. Механизм автоматической трассировки приложения Illustrator не всегда достаточно точен, а в программе Photoshop вы можете обеспечить при выделении областей любую требуемую точность, после чего преобразовать эти области в контуры. Таким образом, имеет смысл создавать в программе Photoshop контуры, которые позднее будут использованы в программе Illustrator для построения графических образов наподобие логотипов или значков.
Для экспорта контура в программу Illustrator выполните следующие действия:
Я уже упоминал одну из причин, которые могут заставить вас передавать контуры из программы Illustrator в программу Photoshop: Photoshop более точен в определении контуров1. Каждый раз, когда вы передаете изображение из программы Illustrator в программу Photoshop, контуры, необходимые для выделения областей в программе Photoshop, уже содержатся в файле программы Illustrator.
Ниже описываются действия по преобразованию контуров программы Illustrator.
Контур готов к использованию. Все очень просто!
Последним из рассматриваемых нами вариантов применения контуров будет их использование в программах компьютерной верстки, подобных PageMaker или QuarkXPress. Если передаваемое в Adobe PageMaker изображение снабжено обтравочным контуром, вы можете смело вставлять его на страницу верстаемого документа: все, что располагается за пределами контура, будет прозрачно.
Если вы собираетесь использовать обтравочный контур именно таким образом, рекомендуется применять для записи изображения формат EPS. TIFF также поддерживает хранение обтравочных контуров, но не все приложения способны читать файлы TIFF с обтравочными контурами, так что лучше пользуйтесь форматом EPS.
Ниже описывается, как выполняется запись файла в формате EPS с обтравочным контуром.
Между прочим, если вы, как было рекомендовано, остановились на формате EPS, то можете пропустить шаги 2 и 3 и активизировать обтравочный контур непосредственно в окне диалога Формат EPS (EPS Format), показанном на рис. 9.33, которое появляется при сохранении файла в формате Photoshop EPS. Выберите имя контура, установите величину параметра Спрямление (Flatness), щелкните на кнопке Да (OK), и вы получите тот же результат.
Контуры - это магическое средство, имеющее множество применений в повседневной работе с программой Photoshop. Можно использовать их для запоминания границ выделенных областей Photoshop с целью последующего повторного выделения, для цветовой заливки или обводки части изображения, для преобразования части изображения в формат, доступный программе Illustrator, или в качестве обтравочных контуров, которые можно пересылать в программу компьютерной верстки. Программа Photoshop предоставляет целый набор средств и параметров для создания контуров: это можно сделать посредством преобразования в контур границы выделенной области или путем рисования контура вручную "с нуля" с помощью инструмента Перо (Pen). Можно также редактировать существующие контуры, пользуясь инструментами из группы Перо (Pen).
Контуры - еще один шаг, приближающий вас к сияющим контурам вершин Photoshop!