2
Выделение областей для редактирования и преобразования изображений

Инструменты группы Область (Marquee)
Перемещение выделяющей рамки
Клавиши-модификаторы инструментов выделения геометрически правильных областей
Параметры инструментов группы Область (Marquee)
Инструменты группы Лассо (Lasso)
Растушевка границ областей произвольной формы
Инструмент Мноугольное лассо (Polygon Lasso)
Манипулирование выделенными областями
Заливка выделенных областей
Обводка выделенных областей
Преобразования выделенных областей
Инструмент Волшебная палочка (Magic Wand): выделение областей по признаку цвета пикселей
Резюме

Теперь, когда вы знаете, насколько просто передавать изображения для обработки в программу Photoshop и получать их обратно, мы можем приступать к методам редактирования изображений. А они во многом связаны с выделением областей.
Выделенные области являются именно тем, чем кажутся с виду: участками изображения, окруженными выделяющей рамкой. Существует несколько способов выделения областей. С этой целью можно использовать инструменты Область (Marquee), Лассо (Lasso) или Волшебная палочка (Magic Wand). Инструменты группы Область (Marquee) позволяют выделять области правильной геометрической формы, подобные изображенной на рис. 2.1. Затем их можно вырезать из изображения, скопировать, переместить, повернуть, а также применить к ним многие другие операции.


Рис. 2.1. Область прямоугольной формы, выделенная инструментом Прямоугольная область (Rectangle Marquee)

ЗАМЕЧАНИЕ Выделенные области можно также строить с помощью инструментов группы Перо (Pen), однако об этом мы поговорим в главе "Урок 9: контуры".

Важно помнить, что когда мы имеем дело с выделенными областями, плохо это или хорошо, но редактированию может быть подвергнута только часть изображения, заключенная в пределах выделяющей рамки. Выделенная область, образно говоря, является единственной активной частью изображения. Таким образом, выделив область графического документа, вы можете произвести над ней какое угодно действие. Перед тем, однако, как продолжить обработку изображения, вы должны отменить выделение области, выбрав один из инструментов выделения и щелкнув в окне документа за пределами выделяющей рамки. Если этого не сделать, то и далее вы будете редактировать только участок изображения, ограниченный выделяющей рамкой.


ЗАМЕЧАНИЕ О необходимости сбрасывать выделенную область легко забыть. Скажем, вы выделяете область, модифицируете ее, а затем хотите продолжить работу над другим участком изображения, но обнаруживаете, что это не удается - ведь выделение не отменено, а значит, все остальное изображение недоступно. Возьмите на вооружение следующую простую последовательность действий в подобных ситуациях. Нажмите клавишу M в латинском регистре для активизации инструмента группы Область (Marquee). Затем щелкните за пределами выделенной области, и можете продолжать работу. За полным перечнем клавиатурных комбинаций, упрощающих работу с панелью инструментов, обратитесь к Приложению А.

На протяжении следующих нескольких страниц мы сосредоточимся на рассмотрении мощной группы инструментов выделения - Область (Marquee).

Инструменты группы Область (Marquee)

Инструменты группы Область (Marquee) - Прямоугольная область (Rectangle Marquee) и Овальная область (Ellipse Marquee) - располагаются в левом верхнем углу панели инструментов, как показано на рис. 2.2 и 2.3. Они столь важны для большинства пользователей программы Photoshop, что один из них, инструмент выделения прямоугольных областей, выбирается по умолчанию при запуске программы.


Рис. 2.2. Инструмент Прямоугольная область (Rectangle Marquee)

Рис. 2.3. Инструмент Овальная область (Ellipse Marquee)

Для переключения между инструментами выделения этой группы, в которую входит также инструмент Рамка (Crop), следует щелкнуть на инструменте и удержать кнопку мыши нажатой. При этом раскроется панель инструментов группы Область (Marquee) и можно будет выбрать то, что вам нужно. Кроме того, можно обратиться к раскрывающемуся списку Форма (Shape) палитры Область (Marquee Options), вызываемой командой меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options).
Кроме того, если один из инструментов этой группы активен, можно нажимать клавишу M в латинском регистре для последовательного переключения между инструментами. Инструмент Овальная область (Ellipse Marquee) действует совершенно аналогично инструменту выделения прямоугольных областей (см. рис. 2.4).


Рис. 2.4. Область эллиптической формы, выделенная инструментом Овальная область (Ellipse Marquee)

Чтобы поэкспериментировать с разнообразными инструментами группы Область (Marquee), создайте новый документ (если вы забыли, как это делается, обратитесь к первому уроку). В целях обеспечения достаточного места для работы установите размеры документа равными пяти дюймам (12,5 см) по каждой из сторон.

  1. Щелкните на кнопке инструмента Овальная область (Ellipse Marquee).
  2. Переместите указатель мыши в окно документа - он примет вид перекрестья.
  3. Оставаясь в пределах окна документа, щелкните кнопкой мыши и задержите ее в нажатом состоянии.
  4. Растяните рамку. Потренируйтесь в построении выделенных областей овальной формы. Постарайтесь почувствовать, каким образом они формируются на изображении. Попробуйте перетаскивать указатель мыши в различных направлениях.

Перемещение выделяющей рамки

Рамки выделенных областей можно произвольным образом перемещать в пределах изображения. Поместите указатель внутрь рамки. Правее и ниже указателя появится значок в виде маленького пунктирного прямоугольника, означающий, что можно перемещать рамку. Щелкните кнопкой мыши и удерживайте ее нажатой. Продолжая удерживать кнопку мыши, перетаскивайте рамку выделенной области в любое место изображения.
Итак, теперь вы знаете основы выделения областей, так что можно переходить к обсуждению вопроса о манипуляциях с такими областями. Это делается за счет нажатия различных клавиш в момент щелчка кнопкой мыши или перетаскивания указателя. Такие клавиши носят название модификаторов и будут рассмотрены в следующем разделе.

Клавиши-модификаторы инструментов выделения геометрически правильных областей

Клавиши-модификаторы призваны беречь ваше время и помогать в работе. Простым нажатием такой клавиши можно изменить характер действия инструмента. Например, можно сделать так, что выделенная область будет вырезаться из изображения, вычитаться из уже имеющейся выделенной области или, наоборот, добавляться к ней. Клавиши-модификаторы не только сокращают время выполнения той или иной операции, но и обеспечивают дополнительные возможности управления поведением инструментов выделения областей - ведь такие области могут иметь не только форму квадратов или кругов.
Рассматриваемые далее клавиши-модификаторы одинаково успешно работают как с инструментами выделения геометрически правильных областей, так и с обоими типами инструментов группы Лассо (Lasso), о которых речь пойдет несколькими страницами ниже.

Одновременное выделение нескольких областей

Для начала убедитесь в том, что за пределами рамки выделенной области указатель мыши принимает форму перекрестья, указывая на готовность к выделению новой области. Тем не менее, если вы щелкнете кнопкой мыши и попытаетесь растянуть новую рамку, произойдет сброс прежней выделенной области - ее рамка исчезнет. Этого, однако, легко избежать. Как и в аналогичных программах, для выделения нескольких областей, показанных на рис. 2.5, следует нажать и удерживать клавишу Shift в момент растягивания очередной рамки. Обратите внимание, что при нажатии клавиши Shift рядом с указателем появляется маленький значок "плюс". Инструмент переходит в режим, который я называю добавочным выделением. Этот режим позволяет одновременно выделять на изображении произвольное число областей.


Рис. 2.5. Одновременное выделение нескольких областей
Вычитание из выделенной области

Программа Photoshop обеспечивает возможность вычитания новой выделенной области из существующей. Растяните рамку выделенной области, а затем нажмите и удерживайте клавишу Alt. Обратите внимание, что возле указателя инструмента появится значок "минус". Продолжая удерживать клавишу Alt, растягивайте новую выделяющую рамку, распространяя ее в пределах ранее выделенной области, как показано на рис. 2.6 и 2.7.


Рис. 2.6. Исходная выделенная область

Рис. 2.7. Результат вычитания новой выделенной области из исходной

ЗАМЕЧАНИЕ Самое время напомнить о преимуществах отлично проработанного интерфейса Photoshop. Если вы можете выполнить какую-то операцию, наподобие, к примеру, выделения области, то вы не только можете отменить ее, но и выполнить действие, противоположное ей по результату. Иными словами, если вам не удается выполнить какое-то действие в рамках возможностей Photoshop, это, скорее всего, означает, что такое действие просто некорректно. Под обложкой одной книги явно не хватит места, чтобы охватить все возможности этой очень устойчивой программы, но используйте ваше воображение. Не бойтесь пробовать применять ту или иную клавишу-модификатор, воспользоваться которой подсказывает логика действий. Обращайтесь к справочной системе, вызываемой из меню Помощь (Help).
Если можно представить себе какую-то операцию над изображением, то велика вероятность того, что Photoshop сможет ее осуществить.
Вырезание выделенных областей

Имеется два способа вырезания выделенных областей. Можно воспользоваться командой меню Редактирование - Вырезать (Edit - Cut) или удерживать клавишу Ctrl (Option в системе Mac OS) в процессе перетаскивания области. Обратите внимание на появление в последнем случае значка в виде маленьких ножниц под указателем инструмента.

  1. Откройте файл 02file01.psd, находящийся на сопровождающем книгу компакт-диске (см. рис. 2.8).
  2. Растяните эллиптическую выделяющую рамку в пределах красной сферы.
  3. Щелкните кнопкой мыши при нажатой клавише Ctrl.
  4. Теперь, продолжая удерживать клавишу Ctrl, перетаскивайте мышь.
  5. Перемещение указателя приведет к тому, что станет виден черный задний план изображения, как показано на рис. 2.9. Не отпускайте клавишу Ctrl до самого завершения операции. Если у вас возникнут сложности, откройте файл 02file02.psd, также находящийся на компакт-диске, чтобы увидеть результат операции вырезания области.

Рис. 2.8. Изображение перед вырезанием области

Рис. 2.9. Перетаскивание выделенной области. Обратите внимание на черный фон, выглядывающий из-под перемещаемого фрагмента
Растягивание рамки от центра к периферии

Вы должны были заметить, что до сих пор растяжение выделяющей рамки происходило в направлении перетаскивания указателя. Если вы перетаскивали указатель вправо вниз, то и рамка растягивалась соответствующим образом. Имеется, однако, другая возможность построения рамки. Если удерживать в момент перетаскивания указателя клавишу Alt (Option в системе Mac OS), то рамка будет разрастаться как в направлении перемещения указателя, так и в противоположном направлении. Иными словами, если вы будете растягивать рамку вправо и вниз, она ровно на столько же растянется влево и вверх, как показано на рис. 2.10.


Рис. 2.10. Направления растяжения рамки при удерживаемой клавише Alt (Option в системе Mac OS)

Параметры инструментов группы Область (Marquee)

Чтобы получить доступ к более развитым средствам управления инструментами группы Область (Marquee), щелкните дважды на кнопке инструмента данной группы или выберите команду меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options). Появится палитра параметров инструмента, показанная на рис. 2.11


Рис. 2.11. Палитра Область (Marquee Options)

В раскрывающемся списке Форма (Shape) можно выбрать форму рамки - Прямоугольник (Rectangular) или Эллипс (Elliptical). Кроме того, в этом списке имеются еще две разновидности рамок: Горизонтальная строка (Single Row) и Вертикальная строка (Single Column). Выбор одного из этих вариантов позволяет выделять единственную строку или единственный столбец пикселей изображения. Помимо того, что данные разновидности областей не могут иметь ширину или толщину, превышающую один пиксель, они ничем не отличаются от обычных выделяющих рамок. К ним также можно применять обводку, заливку и т. п. (Обводку выделенных областей, цветовую заливку и множество других действий над областями мы будем обсуждать несколькими страницами ниже.)
В раскрывающемся списке Режим (Style), помимо принятого по умолчанию варианта Нормальный (Normal), есть еще два варианта для выбора типа рамок. Попросту говоря, выбор варианта Заданные пропорции (Constrained Aspect Ratio) предполагает, что будут указаны пропорции рамки за счет ввода значений высоты и ширины. Они в дальнейшем будут строго поддерживаться при рисовании рамок выделенных областей вне зависимости от их размера. Если, например, задать число 10 в качестве высоты рамки и 1 - в качестве ширины, как было сделано при подготовке рис. 2.12, то рамки будут иметь высоту, в 10 раз превышающую их ширину.


Рис. 2.12. Обратите внимание на постоянное отношение ширины к высоте рамок, равное 1:10

Вариант Заданный размер (Fixed Size) позволяет задать постоянный размер рамки. Задайте размер 72 на 72 пикселя, и вы всегда будете получать выделяющие рамки со стороной в 1 дюйм на экране монитора.

Растушевка границ выделенной области

Растушевка - это термин, означающий легкое размывание границы. Использование растушевки - отличный способ избежать резких краев объектов или обеспечить плавный переход цветовых оттенков.
Для растушевки границ выделенной области можно задать величину радиуса растушевки в поле параметра Растушевка (Feather) палитры Область (Marquee Options). На рис. 2.13 демонстрируются примеры растушевки в 5, 10 и 15 пикселей слева направо.


Рис. 2.13. Слева направо: растушевка радиусом в 5, 10 и 15 пикселей

Глядя на рамку выделенной области, нельзя увидеть каких-либо признаков растушевки, кроме закругления углов. Чем больше величина параметра растушевки, тем больше радиус. Растушевка проявляет себя только после заливки выделенной области цветом, поскольку она создается за счет плавного изменения цвета пикселей. Для того чтобы узнать о растушевке подробнее, читайте раздел "Инструменты группы Лассо (Lasso)".
Если вы предпочитаете не указывать величину радиуса растушевки в палитре Область (Marquee Options), так как это будет сказываться на растушевке границ всех выделяемых в дальнейшем областей, то можете применить растушевку к отдельной области, выбрав команду меню Выделение - Растушевка (Select - Feather). В окне диалога Растушевка границы (Feather Selection), показанном на рис. 2.14, можно задать любую величину радиуса растушевки вплоть до 250 пикселей.


Рис. 2.14. Окно диалога Растушевка границы (Feather Selection)

Инструменты группы Лассо (Lasso)

Как бы ни были полезны инструменты выделения областей правильной геометрической формы и клавиши-модификаторы, используемые совместно с ними, все же иногда возникает необходимость в выделении областей произвольной формы. Скажем, может потребоваться выделить фигуру человека на фоне толпы или контур цветка, как в рассматриваемых ниже примерах, со всеми лепестками неправильной формы.
Сделать это можно двумя способами, первый из которых требует более тщательной ручной работы. Итак, вы можете аккуратно нарисовать границу выделенной области, которая бы повторяла все изгибы контура объекта, с помощью инструмента Лассо (Lasso), показанного на рис. 2.15 (это непросто, но если удается, то приводит к отличным результатам). Другой вариант подходит для тех, кто обладает нетерпеливым нравом или кому бог не дал твердой руки художника. Ведь программа Photoshop учитывает также наши индивидуальные отличия. Так что смело приступайте к делу и стройте выделяющую рамку, не стараясь обеспечить слишком высокую точность. Ниже в ходе данного урока мы узнаем, как устранить погрешности построения выделенной области, при изучении раздела, посвященного инструменту Волшебная палочка (Magic Wand).


Рис. 2.15. Инструмент Лассо (Lasso)

ЗАМЕЧАНИЕ Я обнаружил, что, когда требуется повышенная точность построения выделенной области, да и при выполнении прочих операций в программе Photoshop, полезно понижать быстродействие мыши. Это можно сделать с помощью раздела Мышь (Mouse) служебной программы Панель управления (Control Panel).

В следующем упражнении нам предстоит вырезать изображение цветка из фотографии-оригинала и поместить цветок в новое изображение, применив растушевку (сглаживание) краев.

  1. Откройте файл 02file03.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске и показанный на рис. 2.16.
  2. Выберите инструмент Масштаб (Zoom) и растяните рамку вокруг внешних обводов цветка или просто введите число 300 (или что-то около этого, на ваше усмотрение) в текстовом поле на левом краю строки состояния (см. рис. 2.17).
  3. Теперь выберите инструмент Лассо (Lasso).
  4. Щелкните на краю цветка и тщательно обведите его контур, перетаскивая указатель инструмента Лассо (Lasso). Постарайтесь не отпускать раньше времени кнопку мыши. Если это случится, вы потеряете часть объекта: выделенная область автоматически замкнется по кратчайшей линии. Ну а если такое все же произошло, не расстраивайтесь. Поместите указатель инструмента внутрь выделенной области (возле него появится значок в виде пунктирного прямоугольника). Нажмите клавишу Shift и, удерживая ее, продолжайте рисовать рамку вдоль контура цвета.

Рис. 2.16. Фотография цветка

Рис. 2.17. Изображение цветка увеличено
    Когда вы приблизитесь к той точке, с которой начали рисование рамки, отпустите кнопку мыши. Рамка замкнется, и выделение цветка будет завершено, как показано на рис. 2.18.
  1. Выберите команду меню Редактирование - Скопировать (Edit - Copy). Это позволит создать копию изображения в пределах выделенной области без вырезания из оригинала.
  2. На этот раз выберите команду Файл - Новый (File - New). В окне диалога автоматически будут установлены нужные значения размеров изображения. Каждый раз, когда вы копируете или вырезаете выделенную область изображения в буфер обмена, а затем создаете новый документ, его размеры устанавливаются так, чтобы точно вместить скопированное изображение.

Рис. 2.18. Выделенное изображение цветка
  1. В окне диалога Новый (New) не забудьте установить переключатель Прозрачная основа (Transparent) в разделе Содержимое (Contents). Прозрачные области изображаются шахматным фоном в окне вновь созданного документа.
  2. Выберите команду Редактирование - Вклеить (Edit - Paste).

На рис. 2.19 показан результат, полученный после вставки копии изображения цветка в новый документ.


Рис. 2.19. Копия изображения цветка вставлена в новый документ

Растушевка границ областей произвольной формы

Теперь попробуйте применить тот же метод, но на этот раз с растушевкой границ выделенной области.

  1. Вернитесь к исходному изображению цветка, содержащемуся в файле 02file03.jpg.
  2. Если ранее построенная выделенная область еще активна, щелкните за ее пределами, чтобы отменить выделение.
  3. Дважды щелкните на кнопке инструмента Лассо (Lasso). Появится палитра Лассо (Lasso Options), показанная на рис. 2.20.
  4. Введите число 10 в текстовое поле Растушевка (Feather). Оставьте флажок Сглаживание (Anti-Aliased) установленным для получения более гладких краев.

Рис. 2.20. Палитра Лассо (Lasso Options)
  1. Теперь с помощью инструмента Лассо (Lasso) выделите изображение цветка так же, как вы делали это в предыдущем упражнении, но, может быть, с несколько меньшей тщательностью.
  2. Выберите команду меню Редактирование - Скопировать (Edit - Copy).
  3. Выберите команду меню Файл - Новый (File - New). Установите переключатель Белый (White) в разделе Содержимое (Contents) окна диалога Новый (New).
  4. Выберите команду меню Редактирование - Вклеить (Edit - Paste). Результат показан на рис. 2.21.

Обратите внимание на мягкие, растушеванные края выделенной области. Этот эффект производит очень приятное впечатление, а достигается без каких бы то ни было дополнительных усилий. Попробуйте использовать другие значения радиуса растушевки. Попробуйте сбросить флажок Сглаживание (Anti-Aliased). Почитайте следующее замечание, где содержится дополнительная информация о сглаживании. Чтобы сравнить полученный результат с эталоном, откройте находящийся на компакт-диске файл 02file04.psd. Запомните использованную в этом упражнении методику растушевки, она пригодится в дальнейшем при создании коллажей в главе "Урок 8: слои".


Рис. 2.21. Выделенная область с растушеванной границей

ЗАМЕЧАНИЕ Сглаживание (anti-aliasing) обеспечивает получение более ровных, менее изрезанных краев объектов за счет интерполяции цвета граничных пикселей. Если вы вновь обратитесь ко Введению, где давалось пояснение понятия "пиксель", то вспомните, что каждый пиксель можно рассматривать как мельчайший элемент изображения, имеющий квадратную форму. В результате каждый изогнутый край объекта выглядит изрезанным, зазубренным. Метод сглаживания устраняет зазубренность за счет расчета промежуточных между цветом объекта и фона значений цветов пикселей, лежащих вдоль края объекта.
Не принимайте мои слова на веру. Увеличьте изображение кромки лепестка цветка. Обратите внимание на то, что при большом увеличении она совсем не выглядит резкой. Цвета пикселей, лежащих в сравнительно узкой полосе вдоль кромки объекта, представляют собой промежуточные оттенки между цветами объекта и фона. Это и есть сглаживание, которое при нормальном увеличении обеспечивает более реалистичный вид кромок объектов.

Инструмент Многоугольное лассо (Polygon Lasso)

Действие инструмента Многоугольное лассо (Polygon Lasso), показанного на рис. 2.22, во многом подобно действию обычного инструмента Лассо (Lasso). Разница состоит только в том, что, как следует из названия, этот инструмент предназначен для построения областей произвольной формы со сторонами в виде отрезков прямых линий. Он особенно удобен для грубого чернового выделения объектов.
Ниже перечисляются типичные действия с инструментом Многоугольное лассо (Polygon Lasso).


Рис. 2.22. Инструмент Многоугольное лассо (Polygon Lasso)
  1. Щелкните на кнопке инструмента Лассо (Lasso) и удерживайте ее нажатой, пока не раскроется панель инструмента, или нажмите клавишу L.
  2. Выберите инструмент Многоугольное лассо (Polygon Lasso).
  3. Создайте новый документ. Установите размер изображения на свое усмотрение, обеспечив достаточный простор для работы, так как результаты еще пригодятся нам в следующем разделе главы.
  4. Щелкните один раз в пределах окна документа. Перетащите указатель мыши. Обратите внимание на линию, которая тянется за указателем, куда бы вы его ни перемещали.
  5. Еще раз щелкните кнопкой мыши. При этом зафиксируется конец первого отрезка линии, который одновременно будет служить точкой начала следующего отрезка.
  6. На этом этапе, когда установлены две точки, появляется возможность выбора вариантов продолжения работы. Можно продолжить выделение области или нажать клавишу Ctrl и щелкнуть кнопкой мыши. При этом произойдет автоматическое замыкание выделенной области.
  7. В учебных целях продолжите выделение области, как показано на рис. 2.33.
  8. Достигнув точки начала построения рамки, обратите внимание на появление маленького кружка возле указателя инструмента. Он указывает на то, что при щелчке кнопкой мыши область будет замкнута.
  9. Щелкните кнопкой мыши, замкнув рамку выделенной области.

Рис. 2.23. Создание выделенной области с помощью инструмента Многоугольное лассо (Polygon Lasso)

Не спешите щелкнуть в какой-либо иной точке изображения. Выделенная область пригодится нам при выполнении следующих упражнений, когда мы будет испытывать методы цветовой заливки выделенных областей, обводки контуров, а также различных преобразований.

Манипулирование выделенными областями

До сих пор мы имели дело только с созданием выделенных областей, что само по себе важно для понимания принципов работы программы Photoshop, но теперь нам предстоит рассмотреть несколько способов заставить выделенную область действительно работать на нас.
К выделенным областям можно применять заливку однородным цветом или изображением из иного файла, к линии контура выделенной области можно применять обводку, а форму областей можно изменять с помощью команд меню Слой - Трансформирование (Layer - Transform). Начнем с методов заливки выделенных областей.

Заливка выделенных областей

Активную выделенную область можно залить цветом, произвольным изображением или текстурой. Для начала попробуем применить цветовую заливку.

  1. Воспользуйтесь выделенной областью, созданной в предыдущем упражнении, или постройте новую.
  2. Выберите, далее, команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill). Появится окно диалога Заливка (Fill), показанное на рис. 2.24, в котором можно выбрать стиль заполнения области (см. рис. 2.25).
  3. Выберите вариант Основной цвет (Foreground Color) и щелкните на кнопке Да (OK).

Рис. 2.24. Окно диалога Заливка (Fill)

Рис. 2.25. Параметры списка Стиль (Use) окна диалога Заливка (Fill)

Рис. 2.26. Образцы основного и фонового цветов на панели инструментов

Выделенная область заполнится текущим основным цветом (скорее всего, это будет черный), образец которого можно видеть на панели инструментов, как показано на рис. 2.26. (Мы рассмотрим вопрос выбора цвета на следующем уроке, в ходе обсуждения приемов рисования и раскрашивания. Пока что вам достаточно воспользоваться цветом, установленным по умолчанию, но никто не запрещает вам заглянуть вперед.)
В окне диалога Заливка (Fill) имеется целый ряд доступных для использования параметров. Очевидно, что можно с таким же успехом залить выделенную область фоновым цветом или цветом с заданной в процентах степенью непрозрачности (параметр Непрозрачность - Opacity). Давайте поэкспериментируем с этими возможностями, а также с некоторыми ранее рассмотренными в ходе данного урока методами.


ЗАМЕЧАНИЕ Нажмите клавиши Ctrl+Delete, чтобы залить выделенную область текущим фоновым цветом.
Нажатие клавиш Alt+Delete приводит к заливке области текущим основным цветом.
  1. Для начала создайте новый документ.
  2. При выбранном инструменте Прямоугольная область (Rectangle Marquee) растяните квадратную рамку выделенной области.
  3. Теперь выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill) и выберите стиль Основной цвет (Foreground Color).
  4. Щелкните на кнопке Да (OK) (см. рис. 2.27).

Рис. 2.27. Выделенная область, залитая основным цветом
  1. Выберите инструмент Овальная область (Ellipse Marquee). Для этого или нажмите клавишу M, или щелкните на кнопке инструмента Область (Marquee) и удерживайте кнопку мыши, пока не раскроется панель инструмента.
  2. Растяните рамку овальной формы внутри черного квадрата.
  3. Выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill).
  4. В окне диалога Заливка (Fill) выберите в качестве стиля Фоновый цвет (Background Color) и установите величину параметра Непрозрачность (Opacity) равной 50%, как показано на рис. 2.28.

Рис. 2.28. Окно диалога Заливка (Fill)
  1. Щелкните на кнопке Да (OK). Вы должны увидеть картину, напоминающую рис. 2.29.

Рис. 2.29. Овальная выделенная область залита полупрозрачным белым цветом, сквозь который просвечивает черный квадрат

Установка 50-процентной непрозрачности ведет к тому, что 50% черного цвета квадрата смешиваются с белой заливкой овала, приводя к серому оттенку в пределах выделенной области.
Не сбрасывая активной выделенной области, попробуем другой метод заливки. Для этого нам потребуется произвести вычитание из выделенной области.

  1. При выделенном овале нажмите клавишу Ctrl и растяните новую выделенную область так, чтобы получить результат, показанный на рис. 2.30.
  2. Отпустите клавишу-модификатор и кнопку мыши. Заметьте, что теперь выделенная область напоминает по форме лунный серп.
  3. Выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill).
  4. На этот раз примените к выделенной области заливку фоновым цветом со 100-процентной непрозрачностью (см. рис. 2.31 и рис. 2.32).

Рис. 2.30. Вычитание из выделенной области при нажатой клавише Ctrl

Рис. 2.31. Окно диалога Заливка (Fill) с выбором в качестве стиля фонового цвета (Background Color) со 100-процентной непрозрачностью

Рис. 2.32. Заливка разностной выделенной области

Как видите, в данном случае заливка выделенной области ведет к заполнению цветом участка, оставшегося от исходной выделенной области после "вырезки" из нее вычитаемой части. Таким образом, если вы построите выделенную область в виде круга, а затем вычтете из нее другую область также круглой формы, то при цветовой заливке разностной выделенной области фактически окрасится только пространство между двумя окружностями, как показано на рис. 2.33 и 2.34.


Рис. 2.33. Так выглядит исходная выделенная область с заливкой черным цветом 50-процентной непрозрачности

Рис. 2.34. Результат заливки разностной выделенной области

Выделенные области, впрочем, можно заливать не только основным или фоновым цветом. К ним можно также применить заливку изображением.
В следующем упражнении мы создадим выделенную область на изображении бархатной ткани и применим ее содержимое в качестве заливки области, выделенной на изображении стеклянных блоков (см. рис. 2.35).


ЗАМЕЧАНИЕ Еще один вариант манипулирования выделенными областями состоит в выборе команды меню Выделение - Инверсия (Select - Inverse). Это ведет к обращению выделенной области, то есть к выделению ранее не выделенных участков изображения и сбросу выделения ранее выделенных участков.
Допустим, вы собираетесь привлечь внимание зрителей к центральной части изображения, приглушив яркость окружающих участков. Для этого можно растянуть рамку (возможно, с растушеванной границей) вокруг центральной точки, а затем выбрать команду Выделение - Инверсия (Select - Inverse). После этого выделенным окажется все изображение за исключением ранее выделенного участка. Залейте полученную выделенную область цветом с малой непрозрачностью, и вы добьетесь своей цели.

Рис. 2.35. Изображения стеклянных блоков и бархата
  1. Откройте файлы glass.tif и redvelv.tif, находящиеся на сопровождающем книгу компакт-диске в папке \IMAGES\DPIX\MEDIUM.
  2. Щелкните на окне документа с изображением бархата, чтобы сделать его активным.

ЗАМЕЧАНИЕЧтобы скопировать изображение целиком, можно растянуть выделяющую рамку вдоль края холста или выбрать команду меню Выделение - Все выделено (Select - All).
  1. Дважды щелкните на кнопке инструмента Область (Marquee), чтобы вызвать палитру Область (Marquee Options). Введите величину радиуса растушевки в поле параметра Растушевка (Feather). Я установил 10 пикселей, но вы можете задать больше или меньше на свое усмотрение.
  2. Выделите область в виде горизонтальной полосы, проходящей через все изображение, и выберите команду меню Редактирование - Скопировать (Edit - Copy).
  3. Теперь щелкните на окне документа glass.tif.
  4. Растяните прямоугольную выделенную область поперек изображения стеклянных блоков (для достижения лучшего эффекта постарайтесь сделать так, чтобы границы области совпали с краями блоков). Пока вы не построите выделенную область на изображении-приемнике, команда меню Редактирование - Вклеить в (Edit - Paste Into) не будет доступна. Для выбора этой команды нужно иметь выделенную область в активном окне документа.
  5. Выберите команду меню Редактирование - Вклеить в (Edit - Paste Into). Результат можно видеть на рис. 2.36.

Рис. 2.36. Изображение бархата вставлено в область, выделенную на изображении стеклоблоков

Использование команды Редактирование - Вклеить в (Edit - Paste Into) при наличии выделенной области - отличный способ нанесения текстуры на объект. Комбинированному изображению, полученному в предыдущем упражнении, не хватает, однако, плавности перехода от бархата к стеклоблокам. Растушевка помогает решению проблемы, но не решает ее полностью. Мы рассмотрим методы придания большего реализма комбинированным изображениям в главе "Урок 6: редактирование на уровне пикселей".


ЗАМЕЧАНИЕ Наиболее любопытным читателям предлагаем взглянуть на палитру Слои (Layers), вызываемую по команде меню Окно - Показать Слои (Window - Show Layers). Глядя на миниатюрные изображения в окне палитры, вы увидите, что исходная фотография и добавленный к ней фрагмент располагаются на разных слоях документа. Слои, которые мы будем подробно рассматривать в главе "Урок 8: слои", являются неоценимым подспорьем при создании составных изображений и композиций. Каждый фрагмент составного изображения может занимать отдельный слой и редактироваться совершенно независимо от других фрагментов.
Благодаря такому подходу при допущении непоправимой ошибки в редактировании фрагмента композиции можно просто удалить соответствующий слой, не повредив оставшуюся часть графического проекта.

Обводка выделенных областей

После освоения заливки выделенных областей обводка покажется простым делом, да это так и есть. Под обводкой выделенной области понимается построение линии вдоль границы области. Если необходимо обвести выделенную область в виде окружности, квадрата или лунного серпа (область такой формы строится методом вычитания, который обсуждался в одном из предыдущих разделов), все, что от вас требуется, - это выбрать команду меню Редактирование - Выполнить обводку (Edit - Stroke). На экране появится окно диалога Обводка (Stroke), показанное на рис. 2.37.
Если выделенная область имеет скругленные углы, это, скорее всего, связано с тем, что вы забыли переустановить величину параметра Растушевка (Feather). Выполнение обводки требует, чтобы в качестве параметра растушевки была установлена величина 0, и я полагаю, что вы это сделали.
С помощью окна диалога Обводка (Stroke) можно задать ширину линии обводки (в поле параметра Толщина - Width), указать, должна ли эта линия прилегать к границе области изнутри (позиция Внутри - Inside переключателя Положение - Location), снаружи (Outside) или проходить точно по границе (Center), а также задать режим наложения пикселей (Mode) обводки на основное изображение и степень непрозрачности (Opacity) линии. На рис. 2.38 приведен пример обводки выделенных областей.


Рис. 2.37. Окно диалога Обводка (Stroke)

ЗАМЕЧАНИЕ Помните, что линия обводки всегда приобретает цвет, установленный в данный момент в качестве текущего основного цвета. (Читайте главу "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания", где подробно рассматривается вопрос выбора цвета.)

Рис. 2.38. Обведенные рамки выделенных областей

Преобразования выделенных областей

Это последний раздел, касающийся выделенных областей. Затем нам предстоит временно проститься с ними, пока потребность в выделенных областях снова не возникнет в главе "Урок 8: слои", где мы будем рассматривать вопросы их сохранения и загрузки для достижения различных эффектов.
Теперь же мы собираемся познакомиться с вопросом преобразования выделенных областей с помощью таких команд меню Слой (Layer), как Свободное трансформирование (Free Transform) и Трансформирование (Transform). Для начала взглянем повнимательнее на команду Свободное трансформирование (Free Transform).

Команда Свободное трансформирование (Free Transform)

Команда Свободное трансформирование (Free Transform), располагающаяся в меню Слой (Layer), - это рабочая лошадка всей упряжки команд преобразований, по крайней мере двумерных. Ее выбор ведет к появлению вокруг выделенной области прямоугольной габаритной рамки, снабженной по углам и серединам сторон маркерами, которые можно перетаскивать мышью (см. рис. 2.39 и 2.40).


Рис. 2.39. Обратите внимание на появление управляющих точек - маркеров

Рис. 2.40. Поворот выделенной области с помощью команды Свободное трансформирование (Free Transform). Видна "дырка" в изображении, сквозь которую проступает задний план композиции

ЗАМЕЧАНИЕ Чтобы попрактиковаться в выполнении преобразований, используйте любые изображения, которые могут быть найдены на сопроводительном компакт-диске.

Габаритные рамки произвольного преобразования и находящиеся в них участки изображения могут быть перекошены, растянуты и повернуты для придания им бесчисленного множества различных форм.
Чтобы закрепить преобразование, щелкните на любой из кнопок панели инструментов. Появится окно, содержащее запрос Выполнить трансформирование? (Apply the transformation?). Если изображение выглядит так, как вы и хотели, щелкните на кнопке Применить (Apply).


ЗАМЕЧАНИЕ Если вы применили преобразование и потом спохватились, что рассчитывали совсем на другой результат, немедленно выберите команду Редактирование - Отменить (Edit - Undo), пока не выполнено никакое другое действие. После выполнения любой операции преобразование примет необратимый характер, и останется только воспользоваться командой Файл - Восстановить (File - Revert), чтобы вернуться к последней сохраненной версии файла.
Отдельные команды преобразований

Команды подменю Слой - Трансформирование (Layer - Transform) легко доступны, а их назначение большей частью интуитивно понятно. Чтобы изменить масштаб изображения в сторону увеличения или уменьшения, выберите команду Масштабирование (Scale). Чтобы повернуть изображение, выберите команду Поворот (Rotate) или примените одну из команд поворота на фиксированный угол - Поворот на 180° (Rotate 180°), Поворот на 90° по часовой (Rotate 90° CW) или Поворот на 90° против часовой (Rotate 90° CCW).
Имеется, однако, несколько команд преобразований, действие которых не столь очевидно. В качестве первой из них хочу обсудить команду Наклон (Skew).
Наклон выделенной области
Команда Наклон (Skew), располагающаяся в подменю Слой - Трансформирование (Layer - Transform), позволяет реализовать множество различных вариантов наклона выделенной области, как показано на рис. 2.41 и 2.42. Для выполнения преобразования достаточно щелкнуть на одном из маркеров и перетащить его. Чтобы применить преобразование, щелкните на любой из кнопок панели инструментов.


Рис. 2.41. Наклон выделенной области

Рис. 2.42. Другой вариант наклона

Деформация выделенной области
Все средства преобразования выделенных областей действуют схожим образом. Небольшие отличия есть только в допустимых вариантах перемещения сторон и вершин габаритной рамки преобразования. Команда Искажение (Distort), "полное имя" которой выглядит как Слой - Трансформирование - Искажение (Layer - Transform - Distort), позволяет перемещать стороны рамки в чем-то подобно команде Масштаб (Scale), но вместо изменения размера изображения ведет к его неравномерному сжатию или растяжению, как показано на рис. 2.43 и 2.44.


Рис. 2.43. Деформация выделенной области

Рис. 2.44. Еще один вариант деформации

Изменение перспективной проекции выделенной области
Команда перспективного преобразования относится к числу моих самых любимых из арсенала средств программы Photoshop. Если вы хотите создать изображение, которое уменьшается в размерах по мере удаления от зрителя, вам не обойтись без команды Перспектива (Perspective). Перемещения сторон и вершин габаритной рамки, производимые данной командой, интуитивно вполне понятны и предсказуемы. Если перетаскивать один из углов рамки, то второй, прилегающий к той же стороне, будет перемещаться зеркально-симметричным образом в противоположном направлении. Таким образом, если вы тащите один из углов рамки наружу, то и второй будет перетаскиваться наружу. Если же вы перетаскиваете угол внутрь, то и второй угол смещается внутрь (см. рис. 2.45 и 2.46). Нам еще придется иметь дело с данной командой в главе "Урок 11: усиливаем выразительность изображений", когда мы займемся имитацией объемных изображений.


Рис. 2.45. Использование команды Перспектива (Perspective)

Рис. 2.46. Еще один вариант перспективного преобразования (использован файл \IMAGES\DPIX\MEDIUM\glass.tif с компакт-диска)

Численные преобразования
Это, вероятно, наименее очевидная из всех команд преобразований, поскольку при ее использовании вместо наглядного перетаскивания маркеров вам предлагается окно диалога, показанное на рис. 2.47, в котором требуется указать численные значения параметров положения, масштаба, наклона и поворота.
Это отличное средство для тех, кто привык мыслить в категориях точных чисел. Мы же, простые смертные, будем довольствоваться остальными командами преобразований, вновь воздавая хвалу компании Adobe, которая думает о самых разных пользователях.


Рис. 2.47. Окно диалога Трансформирование с числовыми значениями (Numeric Transform)

Инструмент Волшебная палочка (Magic Wand): выделение областей по признаку цвета пикселей

Разработчики программного обеспечения из компании Adobe, должно быть, не могли придумать более подходящего названия для этого фантастического инструмента, и выбрали то, что говорит само за себя: Волшебная палочка (Magic Wand). Может быть, это и на самом деле лучший вариант.


Рис. 2.48. Инструмент Волшебная палочка (Magic Wand)

Волшебная палочка (Magic Wand) - еще одна разновидность инструментов выделения областей. До сих пор мы рассматривали только инструменты, выделяющие пиксели по признаку их пространственного расположения в матрице точек изображения. Волшебная палочка выделяет пиксели иначе, а именно по признаку их цвета. Это дает возможность, например, отделять объекты переднего плана изображения, наподобие показанного на рис. 2.49 цветка, от контрастного фона.


Рис. 2.49. Изображение цветка на контрастном фоне

Поскольку в данном случае весь фон имеет практически один и тот же цвет, инструмент Волшебная палочка (Magic Wand) работает великолепно. Если же фон изображения менее однороден, лучше начинать с грубого оконтуривания объекта с помощью инструмента Лассо (Lasso), а уж затем продолжать выделение с помощью инструмента Волшебная палочка (Magic Wand).
Инструмент Волшебная палочка (Magic Wand) способен выделять соседние пиксели по признаку подобия их цветовых оттенков. Его чувствительность к различиям в цветах пикселей может регулироваться за счет изменения параметра Допуск (Tolerance) в окне палитры Волшебная палочка (Magic Wand Options), показанной на рис. 2.50. Для вызова этой палитры следует дважды щелкнуть на кнопке инструмента Волшебная палочка (Magic Wand) или активизировать этот инструмент, а затем выбрать команду меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options).


Рис. 2.50. Палитра Волшебная палочка (Magic Wand Options)

При этом следует помнить простое правило: чем меньше величина допуска, тем более чувствительным становится инструмент к отличиям в цветовых оттенках. Таким образом, если, к примеру, установить достаточно большую величину этого параметра, допустимый диапазон значений которого лежит в пределах от 0 до 255, то применение инструмента Волшебная палочка (Magic Wand) приведет к выделению смежных пикселей со всеми возможными вариациями оттенков цвета того пикселя, на который будет указывать курсор в момент щелчка кнопкой мыши.
Выделите с помощью волшебной палочки фон, окружающий цветок, и удалите его из исходного изображения.

  1. Откройте файл 006.jpg, находящийся на компакт-диске в папке \IMAGES\ PHOTO24\FLOWERS.
  2. Выберите инструмент Волшебная палочка (Magic Wand).
  3. Можете при желании изменить величину параметра Допуск (Tolerance), но я оставил исходное значение 32.
  4. Щелкните на фоне изображения.
  5. Как вы можете видеть, выделенная область охватила почти весь фон, но не распространилась на лепестки цветка.
  6. Нажмите клавишу Shift и еще раз щелкните кнопкой мыши, поместив указатель инструмента в пределы одного из участков фона, не попавшего в состав выделенной области. Продолжайте аналогичные действия, пока практически весь фон не окажется выделенным, как показано на рис. 2.51.
  7. Выберите команду меню Редактирование - Вырезать (Edit - Cut).

Рис. 2.51. Фон изображения выделен с помощью инструмента Волшебная палочка (Magic Wand)

В результате почти весь фон будет удален, но, как можно видеть на рис. 2.52, отдельные пиксели фона все же остаются на изображении. Для их устранения воспользуйтесь инструментом Ластик (Eraser). Посмотрите на содержимое файлов 02file11.tif и 02file12.tif, находящихся на компакт-диске, чтобы получить представление, как выглядят изображения цветка с неочищенным и очищенным фоном.
Чтобы воспользоваться инструментом Ластик (Eraser), просто щелкните на кнопке панели инструментов с изображением обычной стирательной резинки и перетаскивайте указатель ластика поверх артефактов, или огрехов выделения области, оставшихся на изображении.


Рис. 2.52. Очистка фона с помощью инструмента Ластик (Eraser)

ЗАМЕЧАНИЕ Артефакты - это понятие, используемое для обозначения деталей изображения, искусственно привнесенных в результате выполнения какой-то операции, например сканирования при наличии пыли и ворсинок на стекле сканера или выделения области, в пределах которой остались отдельные пропущенные пиксели.

Работая с инструментом Ластик (Eraser), имеет смысл увеличить масштаб изображения, так как это позволит произвести очистку изображения более тщательно.


ЗАМЕЧАНИЕ Размер инструмента Ластик (Eraser) можно настроить, выбрав его и выполнив команду меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes). Палитра Кисти (Brushes) служит для настройки параметров не только инструмента Кисть (Paintbrush), но и остальных инструментов, относящихся к арсеналу художника. Чтобы уменьшить размер ластика, щелкните на значке кисти меньшего размера. Ячейка выбранной кисти выделяется в окне палитры рамкой. Более подробно о кистях и палитре Кисти (Brushes) вы узнаете при прочтении главы "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания".

Другой способ отделения изображения цветка от фона состоит в выделении изображения самого цветка с помощью инструмента Волшебная палочка (Magic Wand).

  1. Откройте вновь файл 006.jpg, находящийся на компакт-диске в папке \IMAGES\PHOTO24\FLOWERS.
  2. Снова выделите фон, используя клавишу Shift при выделении дополнительных участков вокруг лепестков (см. рис. 2.53).
  3. Выберите команду меню Выделение - Инверсия (Select - Inverse). При этом произойдет инверсия выделенной области, в результате чего можно будет вместо удаления фона вырезать сам цветок.
  4. Выберите команду меню Редактирование - Вырезать (Edit - Cut).

Рис. 2.53. Выделенная область фона
  1. Создайте новый документ, выбрав команду меню Файл - Новый (File - New), и не забудьте задать прозрачное заполнение фона, установив переключатель Прозрачная основа (Transparent) в нижней части окна диалога Новый (New).
  2. Выберите команду меню Редактирование - Вклеить (Edit - Paste). В окне документа появится изображение цветка на прозрачном фоне, подобное тому, которое показано на рис. 2.54.

Рис. 2.54. Цветок, отделенный от фона

Полученное изображение выглядит вполне качественно, но нуждается в небольшой чистке с помощью инструмента Ластик (Eraser), применение которого мы рассмотрим в следующей главе. Если хотите, можете сохранить изображение в файле под новым именем или просто закройте его. На этом урок завершен.

Резюме

Инструменты и команды выделения областей относятся к числу наиболее мощных средств обработки изображений программы Photoshop. Они позволяют выполнять выборочное редактирование отдельных участков изображения, а также создавать интересные графические эффекты с помощью команд преобразования.
В ходе данного урока вы узнали, как выделять области, растушевывать их границы, вырезать выделенные области и вставлять их в новые документы. Мы произвели обзор инструментов, которые могут понадобиться вам в практической работе, а также изучили основные приемы выделения областей средствами Photoshop.
Постарайтесь развить у себя чувство того, в каких ситуациях редактирования изображений могут потребоваться выделенные области. Выделение областей может сберечь массу времени, когда нужно залить отдельный участок изображения цветом или графикой из другого файла, выполнить преобразование части картинки или вырезать фрагмент более крупного изображения.
Мы постоянно будем обращаться к средствам выделения областей в оставшейся части книги, так что, если потребуется, вернитесь на несколько страниц назад. До следующего урока!

Содержание | Далее