Вы неплохо потрудились на первых занятиях и заслужили право немного
развлечься. Программа Photoshop, как вы, надеюсь, уже начали осознавать, в первую очередь и главным образом является редактором изображений. Именно для этого она была создана, и вполне соответствует своему предназначению. Однако Photoshop как приложение для работы с графикой способен не только на редактирование. С помощью этой уникальной программы можно создавать живописные произведения, что называется, с нуля, с чистого листа.
К числу инструментов программы Photoshop, составляющих арсенал художника, относятся:
Каждый из названных инструментов, показанных на рис. 3.1, допускает настройку по широкому спектру различных параметров: диаметру кисти, ее жесткости, форме, углу наклона, степени непрозрачности мазка и т. д. Все эти параметры просты для понимания. Вы узнаете о их назначении по прочтении нескольких следующих страниц.
Однако в первую очередь вам следует узнать, как производится выбор цвета, чтобы было, чем рисовать. Имеется несколько способов выбора цвета, и, кроме того, программа Photoshop поддерживает восемь различных цветовых режимов. Их мы рассмотрим на следующем уроке. Теперь же давайте просто научимся выбирать нужный цвет и приступим к рисованию.
Самый быстрый и простой способ выбора цветового оттенка заключается в использовании показанных на рис. 3.2 образцов основного и фонового цветов на панели инструментов. Левый верхний образец обозначает основной цвет, а правый нижний - фоновый. Для изменения любого из них достаточно щелкнуть на соответствующем образце.
Маленький значок, расположенный на панели инструментов левее и ниже цветовых образцов и похожий на их миниатюрную копию, служит для установки основного и фонового цветов, принятых по умолчанию (такими цветами являются соответственно черный и белый). Установить исходные значения цветов можно также нажатием на клавишу D. Маленькая дугообразная стрелка правее и выше цветовых образцов служит для взаимного обмена основного и фонового цветов. Клавиатурным эквивалентом данной операции является нажатие клавиши X.
Щелкните на образце основного цвета, и на экране появится окно диалога Палитра цветов (Color Picker), показанное на рис. 3.3. Переместите указатель в пределы цветового поля окна, и он примет вид кружка. Установите кружок в область нужного оттенка и щелкните кнопкой мыши, чтобы выбрать его.
Для настройки цвета вы можете использовать один из следующих приемов:
По умолчанию в окне диалога Палитра цветов (Color Picker) выбирается цветовая модель HSB, название которой происходит от слов Hue, Saturation, Brightness (цветовой тон, насыщенность, яркость). Никто, однако, не мешает вам выбрать модель RGB. Данная модель описывает процесс формирования цвета на экране компьютерного монитора, основанный на использовании трех световых лучей красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) цветов, подобно тому как это происходит в обычном цветном телевизоре.
Обратите внимание на изменения цветового поля в окне диалога при щелчке на одном из переключателей группы RGB. Указатель выбора цвета перемещается, но выбранный цветовой оттенок остается тем же (или почти тем же). Попробуйте выбрать насыщенный оттенок красного цвета, установив переключатель H в группе HSB. Затем щелкните на переключателе R из группы RGB (см. рис. 3.4 и 3.5). Заметьте, что все числовые значения компонентов цвета остаются неизменными.
Механизм выбора цвета, реализованный в программе Photoshop, вполне понятен на интуитивном уровне. Он позволяет указать нужный цветовой оттенок, а интерфейс окна диалога выбора цвета в значительной мере способствует расширению вашего представления о природе цвета, цветовых моделях, а также о том, каким образом выбор той или иной модели может сказаться на отображении цвета на экране монитора или странице печатной продукции. На следующем уроке мы поговорим об этом подробнее.
Хотя окно диалога Палитра цветов (Color Picker) играет важную роль в понимании механизма, с помощью которого программа Photoshop работает с цветом, и предоставляет отличный способ выбора цветовых оттенков, все же процесс, связанный с необходимостью открытия окна диалога, перемещения ползунков или перетаскивания указателя и последующим закрытием окна, представляется довольно утомительным.
Разумеется, в программе Photoshop имеются и более простые, и более быстрые способы выбора цвета.
Откройте палитру Синтез (Color), показанную на рис. 3.6, выбрав команду меню Окно - Показать Синтез (Window - Show Color). Окно палитры представляет собой миниатюрную разновидность окна диалога Палитра цветов (Color Picker). С помощью меню, раскрывающегося при щелчке на расположенной в правом верхнем углу палитры кнопке с маленькой треугольной стрелкой, палитра может быть переключена в цветовые режимы Градации серого (Grayscale), RGB, HSB, CMYK или Lab (см. рис. 3.7).
Выбирайте нужный оттенок основного или фонового цветов, перемещая ползунки цветовых компонентов или щелкая в пределах шкалы цветов. Если возникнет необходимость вызвать окно диалога Палитра цветов (Color Picker), щелкните на выделенном рамкой значке основного или фонового цветов в окне палитры Синтез (Color).
Последней в меню палитры помещается команда Цветовая полоса (Color Bar). Цветовая полоса представляет весь спектр доступных оттенков в текущей цветовой модели. Выбор этой команды позволяет переключать шкалу в один из допустимых режимов, например Градации серого (Grayscale), RGB или CMYK. На данный момент вам не обязательно знать такие подробности. Данные цветовые режимы будут рассматриваться нами на следующем уроке.
Палитра Каталог (Swatches) представляет еще более быстрый способ выбора цвета. Здесь цветовые оттенки разлиты по ячейкам-образцам, и все, что требуется сделать для выбора одного из них, - это щелкнуть на ячейке соответствующего образца. Вы можете также добавлять цвета в состав каталога и сохранять собственные цветовые палитры. Для вызова палитры Каталог (Swatches) выберите команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches).
Если поместить указатель мыши над любой из ячеек образцов цвета, он превратится в указатель инструмента Пипетка (Eyedropper), с которым вам предстоит познакомиться в следующих разделах главы. Этот инструмент позволяет взять пробу выбранного цвета. Щелкните кнопкой мыши и обратите внимание на изменение образца основного цвета. Для выбора фонового цвета нажмите клавишу Alt (Option в системе Mac OS).
Для добавления в состав каталога новых оттенков выполните следующие действия:
Если вам часто приходится использовать несколько одних и тех же оттенков, не представленных в составе ни одной из стандартных цветовых палитр, поставляемых с программой Photoshop, имеет смысл просто сохранить собственную палитру. Выберите команду Сохранить каталог (Save Swatches) в меню палитры Каталог (Swatches). Тем самым вы сэкономите массу времени и избавите себя от головной боли, связанной с необходимостью раз за разом переопределять все ваши любимые цвета при каждом запуске Photoshop.
Для загрузки созданной вами или стандартной палитры Photoshop используйте следующие действия:
В результате новый каталог цветов будет добавлен к тому, который уже присутствует в палитре Каталог (Swatches). Если вы хотите, чтобы новый каталог заместил присутствующий в окне палитры, то вместо Загрузить каталог (Load Swatches) выберите команду Заменить каталог (Replace Swatches).
На мой взгляд, во время работы палитру Каталог (Swatches) лучше держать открытой. Это позволяет экономить время при смене текущего цвета, а кроме того, каталог цветов представляет собой справочную таблицу, позволяющую сразу оценить, насколько хорошо будут сочетаться между собой те или иные оттенки.
Помните также, что если в каталоге присутствует образец цвета, близкого к искомому, но не соответствующего ему полностью, то можно открыть окно диалога Палитра цветов (Color Picker), настроить оттенок и сохранить его в виде нового образца.
Программа Photoshop допускает практически неограниченную настройку под нужды конкретного пользователя, поэтому, если какой-то элемент программы, как это обычно бывает, не вполне вас устраивает, скорее всего, его можно изменить по вашему вкусу. Так что, не теряя времени даром, настраивайте программу в соответствии со своими предпочтениями.
Прежде чем перейти к обсуждению отдельных кистей, давайте бегло рассмотрим палитру Кисти (Brushes), показанную на рис. 3.11. Она появляется на экране после выбора команды меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes). Хотя каждый инструмент и имеет собственную палитру параметров, раскрывающуюся после двойного щелчка на кнопке инструмента или выбора команды меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options), тем не менее действие палитры Кисти (Brushes) распространяется на все инструменты, составляющие арсенал художника, от Аэрографа (Airbrush) до Осветлителя (Dodge).
Щелкните на одной из ячеек палитры для выбора стандартной кисти. Размеры пятен в ячейках соответствуют истинным размерам мазков кистей, за исключением тех, под которыми указаны числа. Эти числа обозначают диаметр мазка кисти в пикселях. Кисть может иметь диаметр до 999 пикселей, что соответствует почти 14 дюймам (около 35 см).
Двойной щелчок на значке кисти ведет к открытию окна диалога Параметры кисти (Brush Options), показанного на рис. 3.12. Здесь можно задать диаметр, жесткость кисти, установить интервалы между соседними штрихами, угол наклона и форму штриха.
Чем выше (ближе к 100%) жесткость кисти, тем более четкими будут края пятна, или штриха, оставляемого кистью. Кисть, для которой задана величина параметра Жесткость (Hardness) около 20%, будет создавать пятно с прозрачными краями.
Если флажок Интервалы (Spacing) не установлен, то оставляемый кистью след будет иметь вид либо сплошной полосы, либо отдельных штрихов, в зависимости от скорости перемещения мыши. Медленное перемещение мыши приведет к появлению непрерывного следа кисти. Если перемещать мышь быстрее, то след от кисти предстанет в виде отдельных пятен, разделенных интервалами.
Если же установить флажок Интервалы (Spacing), то появляется возможность задать постоянную величину интервала между последовательными штрихами кисти вне зависимости от скорости перемещения мыши. Значение порядка 25% соответствует очень гладкому следу кисти. При увеличении величины параметра (за счет перетаскивания ползунка или путем ввода значения в текстовое поле параметра) интервал между штрихами возрастает, как показано на рис. 3.13.
Наконец, можно задать угол наклона и настроить форму штриха кисти. Поиграйте с различными значениями параметров Угол (Angle) и Форма (Roundness). Немного поэкспериментировав, вы сумеете создать такую форму штриха, которая заставит вашу кисть рисовать, как настоящую, то есть так, что линия будет становиться толще или тоньше в зависимости от наклона (см. рис. 3.14).
Чтобы настроить форму и ориентацию штриха, можно вводить числовые значения в текстовые поля соответствующих параметров или просто щелкнуть на поле графического изображения пятна кисти в левом нижнем углу окна и настроить ориентацию и форму с помощью мыши.
Можно предложить, к примеру, следующие варианты сочетаний параметров Угол (Angle) и Форма (Roundness):
Установив значения всех параметров кисти, сохраните ее с помощью команды Сохранить кисти (Save Brushes) меню палитры Кисти (Brushes). Напомним, что это меню вызывается щелчком на кнопке с треугольной стрелкой в правом верхнем углу палитры. Задайте имя группе новых кистей, и вы всегда сможете при необходимости загрузить их в палитру Кисти (Brushes) и использовать для рисования.
Чтобы открыть набор ранее созданных заказных кистей, выберите в меню палитры команду Загрузить кисти (Load Brushes), в результате чего новые кисти будут добавлены к уже имеющимся, либо выберите команду Заменить кисти (Replace Brushes), что, естественно, приведет к замене текущего набора кистей новым.
Ну а теперь давайте обратим наше внимание собственно на инструменты рисования.
Клавиши быстрой модификации для запоминания |
---|
Клавиша Alt превращает инструмент Кисть (Paintbrush) в инструмент Пипетка (Eyedropper).
Клавиша Caps Lock превращает стандартный курсор инструмента рисования в точный указатель в виде перекрестья. Клавиша Shift позволяет рисовать строго прямые линии. Для этого при удерживаемой клавише Shift щелкните кнопкой мыши, переместите указатель и снова щелкните. Клавиша Tab служит для удаления с экрана всех палитр и панели инструментов, чтобы они не мешали восприятию изображения. |
Этот инструмент, как можно догадаться по его названию, служит для "разбрызгивания краски", то есть окрашенных пикселей, по холсту документа. Аэрограф наносит на изображение цветовые пятна с неоднородными краями, причем плотность пикселей в пятне краски можно регулировать. Можно заставить аэрограф испускать "струю краски" постоянной интенсивности или сделать так, чтобы "струя" затухала на заданном интервале. Кроме того, чем дольше вы будете направлять аэрограф на фиксированную точку изображения, тем более плотным и насыщенным по цвету будет становиться пятно краски.
Нажмите клавишу A, чтобы выбрать инструмент Аэрограф (Airbrush), показанный на рис. 3.15. Дважды щелкните на кнопке инструмента, раскрыв палитру его параметров (см. рис. 3.16). Рассмотрим некоторые из них.
Первое, на что следует обратить внимание: в палитре имеется ползунок, позволяющий регулировать нажим. Малые значения параметра Нажим (Pressure) ведут к формированию разреженных, почти прозрачных пятен краски. Чем ближе величина параметра к 100%, тем плотнее выглядят пятна "аэрозоля", что иллюстрируется на рис. 3.17.
Следующий параметр палитры, флажок Переход (Fade), позволяет установить режим постепенного затухания "струи краски". Можно задавать значения от 1 до 999 в поле параметра к (Steps to), при этом величина 999 будет означать самый медленный вариант постепенного затухания следа краски, формируемого аэрографом. Каждый шаг представляет собой отдельное пятно краски, отстоящее от предыдущего на величину параметра Интервалы (Spacing). Затухание может происходить с переходом как к прозрачному, так и к фоновому цвету. На рис. 3.18 приведен пример зигзагообразной линии, нарисованной аэрографом при выборе достаточно большой кисти и установленном режиме перехода к фоновому цвету на интервале в 50 шагов. Задний план изображения залит синим цветом, чтобы лучше был виден переход от основного (белого) цвета к фоновому (черному).
Инструмент Аэрограф (Airbrush) особенно полезен для устранения огрехов на изображениях. С его помощью можно нанести столь легкий, нежный мазок, какого не сделаешь никакой кистью. Поскольку плотность цветового пятна, наносимого аэрографом, нарастает постепенно, появляется возможность визуально контролировать качество изображения и вовремя остановить применение инструмента, не допуская появления слишком большого количества окрашенных пикселей.
Ниже приводится небольшое упражнение, разработанное с целью совместного применения средств программы Photoshop, изученных вами на данный момент, включая выделение областей, выбор образцов цвета и инструмент Аэрограф (Airbrush). Надеюсь, это упражнение позволит вам немного отвлечься от сухой теории, а также обеспечит возможность применить на деле полученные знания.
Инструмент Кисть (Paintbrush), показанный на рис. 3.23, - это "рабочая лошадка" всего семейства инструментов рисования программы Photoshop. Кисть подобна аэрографу, но отличие состоит в том, что оставляемые этим инструментом цветовые пятна, или мазки, более однородны. Кроме того, следует заметить, что если после щелчка кнопкой мыши удерживать ее нажатой, то количество наносимой на изображение "краски" не будет увеличиваться, как в случае с аэрографом.
Щелкните дважды на кнопке инструмента Кисть (Paintbrush), чтобы вызвать палитру параметров (см. рис. 3.24).
Параметры инструмента Кисть (Paintbrush) почти полностью совпадают с параметрами инструмента Аэрограф (Airbrush), так что нет необходимости тратить время и страницы на повторение. Если вам требуется освежить в памяти назначение отдельных элементов палитры Кисть (Paintbrush Options), обратитесь к разделу, описывающему инструмент Аэрограф (Airbrush).
Одним из отличительных элементов палитры Кисть (Paintbrush Options) является флажок Мокрые края (Wet Edges). Этот замечательный параметр заставляет кисть рисовать так, будто с ее помощью наносятся настоящие акварельные краски. Цвет растекается к краям мазка, причем, пока кнопка мыши не отпущена, края продолжают оставаться "мокрыми". Это значит, что если вы наложите очередной мазок с перекрытием предыдущего, то краска растечется к краям суммарного мазка. Стоит, однако, только отпустить кнопку мыши и начать рисование заново, как новые мазки перестают сливаться с предыдущими: новый слой "акварели" наносится как бы на подсохшие мазки.
Попробуем выполнить упражнение, которое даст нам возможность поработать инструментом Кисть (Paintbrush). Мы создадим неоновую вывеску, выполнив следующие действия:
Следующим инструментом, ожидающим знакомства, является тот, который я, к сожалению, использую слишком часто, - Ластик (Eraser). Он показан на рис. 3.28.
Его приятным достоинством служит то, что и его действие можно отменить, так что если вы нечаянно сотрете с холста важный элемент изображения, то просто выберите команду меню Редактирование - Отменить (Edit - Undo).
Клавишу активизации Ластика (Eraser) я советую держать в памяти - это E в латинском регистре. Ее нажатие вызывает ластик, с каким бы инструментом вы ни работали. А теперь дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы раскрыть палитру его параметров, показанную на рис. 3.29.
Можно настроить ластик так, чтобы он стирал в режимах Кисть (Paintbrush), Аэрограф (Airbrush), Карандаш (Pencil) или Ластик (Block). При этом на первые три варианта распространяется действие параметров, заданных в палитре Кисти (Brushes), - размера кисти, ее жесткости и т. д.
Ползунок Непрозрачность (Opacity) позволяет установить, до какого уровня непрозрачности будут стираться пиксели. Это полезно для создания плавных переходов между фрагментами изображения, а кроме того, так можно сымитировать красивый эффект живописи акварельными красками (подробнее об этом читайте в главе "Урок 7: цифровая живопись").
Параметр Обесцвеч. (Fade) действует аналогично параметру Переход (Fade) инструмента Аэрограф (Airbrush). После заданного числа шагов ластик перестает стирать изображение. Этот режим полезен для создания ореола растушевки вокруг объекта произвольной формы. Установите степень непрозрачности ластика равной приблизительно 75%, а значение параметра Обесцвеч. (Fade) равным 8, а затем перетаскивайте ластик в сторону от границы объекта, края которого нужно растушевать.
Кнопка Стереть все (Erase Image) - большое подспорье в тех случаях, когда изображение испорчено целиком и требуется начать все с нуля. Щелкните на ней, а когда Photoshop запросит подтверждения, либо щелкните на кнопке Да (OK), либо нажмите клавишу Enter или Пробел.
В процессе выполнения следующего упражнения вам предстоит применить инструмент Ластик (Eraser) в пределах нескольких точно размещенных выделенных областей, чтобы создать совершенную картину заката солнца над океанской гладью.
Имеются, конечно, и другие способы удаления фигуры купальщика, но для данного урока инструмент Ластик (Eraser) является вполне подходящим.
Чтобы подчистить оставшиеся несколько пикселей, имеет смысл увеличить изображение, чтобы лучше видеть предмет, на который предстоит воздействовать. Не забывайте, что программе Photoshop доступно редактирование изображения по пикселям. Увеличьте масштаб документа с помощью инструмента Масштаб (Zoom). Далее активизируйте инструмент Ластик (Eraser), а затем, в палитре Кисти (Brushes), создайте кисть (то есть, в данном случае, ластик) диаметром в несколько пикселей, что иллюстрируется на рис. 3.32.
Если хотите, можете сохранить полученное изображение. При изучении главы "Урок 10: ретушь старых снимков и спецэффекты" вы узнаете, как можно заполнить пустое место, оставшееся после удаления фигуры купальщика.
Действие инструмента Карандаш (Pencil) практически не отличается от действия Кисти (Paintbrush) за тем исключением, что с помощью карандаша можно рисовать только линии с резко очерченными краями, в то время как Кисть (Paintbrush) или Аэрограф (Airbrush) способны рисовать линии с мягкими, растушеванными кромками. Для выбора инструмента Карандаш (Pencil) щелкните на его кнопке на панели инструментов (см. рис. 3.33). Двойной щелчок на кнопке инструмента вызывает появление палитры параметров, показанной на рис. 3.34.
В палитре Кисти (Brushes), которая вызывается по команде меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes), можно выбрать диаметр "грифеля". Помните, что на данный инструмент не распространяется действие параметра Жесткость (Hardness). В то же время остальные параметры, рассмотренные выше применительно к другим инструментам рисования (не будем тратить время на их повторное перечисление), могут быть применены и к инструменту Карандаш (Pencil). Перечень параметров можно найти в разделе, посвященном описанию инструмента Аэрограф (Airbrush).
Карандаш обладает одним параметром, не встречавшимся нам до сих пор. Это флажок Автоматическое стирание (Auto Erase), находящийся в левом нижнем углу палитры Карандаш (Pencil Options).
Режим автостирания позволяет рисовать фоновым цветом в пределах областей, залитых основным цветом. На рис. 3.35 показан пример изображения, которое было залито фоновым цветом. Затем был нарисован зигзаг. После этого был установлен флажок Автоматическое стирание (Auto Erase) и было нарисовано несколько кружков, в пределах которых произошла инверсия цвета (основной цвет был стерт, и стала видна фоновая окраска).
Инструмент Линия (Line) - определенное решение проблемы рисования абсолютно прямых линий. Все, что требуется для этого сделать, - это щелкнуть кнопкой мыши и перетащить указатель. После отпускания кнопки мыши на изображении появится идеально прямая линия.
Но если бы инструмент Линия (Line) годился только на это, он не слишком отличался бы от инструмента Карандаш (Pencil) в комбинации с клавишей Shift. Photoshop предоставляет и другие способы рисования прямых линий.
Дважды щелкните на кнопке инструмента Линия (Line), чтобы раскрыть палитру параметров, показанную на рис. 3.36. Рассмотрим ее.
Первое, на что следует обратить внимание, - это наличие в данной палитре, как и у всех ранее рассмотренных инструментов, параметра Непрозрачность (Opacity), обеспечивающего возможность рисовать более или менее прозрачные линии. Следующий ряд параметров палитры позволяет задавать толщину линии в пикселях (параметр Толщина - Line Width) и устанавливать режим сглаживания (флажок Сглаживание - Anti-aliased). Если все линии на рисунке будут располагаться строго горизонтально или вертикально, то установка этого флажка не даст никаких преимуществ. Однако в случае рисования линий под наклоном режим сглаживания заставит их выглядеть гораздо ровнее, как видно из рис. 3.37.
Еще одним из достоинств этого инструмента является возможность добавления стрелок на концах линий. Их можно разместить в начале линии (флажок В начале - Start), в конце (флажок В конце - End), а также с обеих сторон. Кроме того, щелкнув на кнопке Форма (Shape) в палитре Линия (Line Tool Options), можно задать длину, ширину и вогнутость стрелок.
Попробуем применить инструмент Линия (Line) для создания фирменного знака.
Поэкспериментируйте с различными размерами стрелок на концах линий, а также попробуйте использовать линии разной толщины. Попробуйте применить собственные идеи при рисовании дополнительных деталей рассмотренного выше простого логотипа.
Инструмент Градиент (Gradient), показанный на рис. 3.39, дает возможность создания интересных цветовых заливок с эффектом плавного перехода одного цвета в другой. Этот инструмент отлично подходит для оформления заднего плана изображений и для создания текстур.
Имеется целый ряд готовых градиентных заливок, а кроме того, можно создавать свои собственные. Щелкните дважды на кнопке инструмента Градиент (Gradient), чтобы вызвать палитру параметров, показанную на рис. 3.40.
В состав параметров входят стандартные средства выбора режимов наложения пикселей (раскрывающийся список в левой верхней части палитры) и регулирования степени непрозрачности (ползунок Непрозрачность - Opacity), а также раскрывающийся список Стиль (Gradient), содержащий целый набор готовых вариантов. Градиентные переходы могут осуществляться от заданного цвета к полной прозрачности, от основного цвета к фоновому, с использованием спектра цветов или одного монохромного цвета, а также с использованием от одного до четырех цветов, которые можно настраивать по вашему желанию. Хотя на рис. 3.41 не видны цвета, вы можете разглядеть плавный переход оттенков серого.
При выборе линейного типа градиента переход цвета происходит вдоль прямой, которую вы указываете, перетаскивая мышь. Это означает, что если вы, скажем, желая создать плавный переход от красного цвета к зеленому, щелкаете кнопкой мыши на левом краю холста, перетаскиваете указатель на правый край и отпускаете кнопку мыши, то левый край изображения станет красным, постепенно переходящим в зеленый в направлении правого края. Если же вы щелкнете на правом краю холста и перетащите указатель мыши на левый край, то направление перехода цветов изменится на противоположное: красный цвет окажется на правом краю, а зеленый - на левом.
Чем на большее расстояние растянута линия, обозначающая направление градиента, тем более плавным будет переход цвета, как показано на рис. 3.42.
Вы можете определить начальный цвет перехода, глядя на полосу предварительного просмотра эффекта градиента в палитре параметров. Цвет, расположенный на полосе слева, всегда будет начальным, а расположенный справа - конечным цветом перехода.
Для обеспечения большей плавности перехода, при которой становятся невидимыми отдельные цветовые полосы, можно установить флажок Настройка (Dither). А для создания градиента с переходом цвета вдоль радиальных направлений, как показано на рис. 3.43, выберите в раскрывающемся списке Тип (Type) вариант Радиальный (Radial).
Можно создать собственный, отличающийся от стандартных вариант градиента, щелкнув на кнопке Редактор (Edit) в палитре параметров. Ниже мы создадим новый вариант градиента, а затем отредактируем маску его прозрачности, что позволит обеспечить различные степени непрозрачности участков области изображения, занятой градиентом. Ведь ползунок Непрозрачность (Opacity) оказывает влияние на общую прозрачность всего участка градиента. С помощью маски можно изменять и корректировать прозрачность в отдельных точках.
Рассмотрим оба упомянутых в заголовке инструмента (см. рис. 3.50) в одном разделе, поскольку они в некотором смысле противоположны по назначению. Инструмент Пипетка (Eyedropper) позволяет брать образцы цвета из заданных участков изображения, в то время как Заливка (Paint Bucket) позволяет заливать цветом выделенные области изображения.
Рассмотрим инструмент Пипетка (Eyedropper).
Этот инструмент оказывает неоценимую помощь в ходе работы с программой Photoshop. Пусть, скажем, вы работаете над редактированием фотографии и вам требуется устранить пятно или замаскировать место разрыва. Можно было бы потратить целый день в поисках цвета, точно соответствующего цвету области, окружающей дефект, но достаточно применить инструмент Пипетка (Eyedropper), чтобы взять образец именно того цвета, какой требуется, как показано на рис. 3.51.
Инструмент Пипетка (Eyedropper) столь полезен, что, с каким бы из инструментов рисования вы ни работали, нажатие клавиши Alt временно превращает его в Пипетка (Eyedropper). Это позволяет быстро взять образец цвета и продолжить работу.
В палитре параметров инструмента Пипетка (Eyedropper) можно указать, должен ли образец соответствовать цвету единственного пикселя или усредняться в пределах участка размером 3 на 3 или 5 на 5 пикселей. Для получения более точных результатов определения цвета выбирайте первый вариант. Для получения результатов, более устойчивых к случайным отклонениям цвета, предлагаю использовать вариант усреднения на площадке 5 на 5 пикселей.
Попробуем применить инструмент Пипетка (Eyedropper) на реальном изображении, чтобы посмотреть, на что он способен.
Этот инструмент - реальное средство экономии времени. Если на изображении имеется большая область одинакового или близкого по оттенкам цвета, который требуется изменить, то ничто не поможет вам лучше, чем инструмент Заливка (Paint Bucket). Конечно, можно воспользоваться и кистью, но в этом случае существует риск случайно затронуть участки изображения, которые не требовалось перекрашивать. Да и кроме того, с помощью кисти перекрашивание потребует гораздо большего времени.
Получив нужный цветовой оттенок, выбранный с помощью окна диалога Палитра цветов (Color Picker) или взятый прямо с изображения с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper), следует дважды щелкнуть на инструмента Заливка (Paint Bucket), чтобы раскрыть палитру его параметров, показанную на рис. 3.52.
Параметр заливки Допуск (Tolerance) может принимать значения от 0 до 255. Чем ниже величина допуска, тем уже диапазон оттенков смежных пикселей, цвет которых будет изменяться на цвет заливки. С другой стороны, чем больше значение допуска, тем большее число пикселей, имеющих сходные цветовые оттенки, будет залито новым цветом.
Попробуем испытать этот инструмент на деле.
Вам необходимо натренировать глаз, чтобы правильно определять необходимую величину допуска при использовании инструмента Заливка (Paint Bucket). Если получившийся результат не удовлетворяет вас, выберите команду меню Редактирование - Отменить (Edit - Undo) и попробуйте изменить величину параметра Допуск (Tolerance). Заливка не всегда приводит к идеальным результатам, но если площадь изображения, окрашенная в сходные цвета, достаточно велика, обычно удается подобрать такую величину допуска, при которой заливка окажется удачной.
Еще один прием, который можно попробовать, если инструмент Заливка (Paint Bucket) изменяет цвет тех пикселей, на которые вы не хотели бы распространять его действие, состоит в построении рамки выделенной области вокруг участка изображения, подлежащего перекрашиванию. Рамка поможет ограничить область действия инструмента.
Помните одно: что бы вы ни хотели сделать с изображением, в программе Photoshop, скорее всего, есть способ добиться этого.
Надеюсь, вы получили удовольствие от этого урока и немного расширили свои знания о программе Photoshop и ее инструментах для рисования и раскрашивания. Мы едва заглянули в сокровищницу методов, которые может предоставить вам эта программа. Предлагаю вам пополнить полученные знания в ходе небольшого эксперимента. Попытайтесь самостоятельно раскрасить что-нибудь, создать собственный каталог из образцов наиболее любимых цветов, попробуйте нарисовать несколько картинок, используя знания об инструментах из арсенала художника и средств выделения областей.
Как я уже говорил, данное руководство призвано лишь направить вас на верный путь. Наилучшие знания приобретаются, когда вы неожиданно для себя самостоятельно открываете метод, вносящий ясность в понимание двух других и укрепляющий ваши познания в области Photoshop.
До встречи на следующем уроке.