3
Инструменты рисования и раскрашивания

Выбор оттенков цвета
Каталоги и цветовые палитры
Палитра Кисти (Brushes)
Параметр Интервалы (Spacing)
Параметры Угол (Angle) и Форма (Roundness)
Инструмент Аэрограф (Airbrush)
Использование выделенных областей, средств выбора цвета и инструмента Аэрограф (Airbrush)
Инструмент Кисть (Paintbrush)
Инструмент Ластик (Eraser)
Инструмент Карандаш (Pencil)
Инструмент Линия (Line)
Работа с инструментом Линия (Line)
Инструмент Градиент (Gradient)
Создание нового цветового градиента
Инструменты Пипетка (Eyedropper) и Заливка (Paint Bucket)
Инструмент Пипетка (Eyedropper)
Инструмент Заливка (Paint Bucket)
Резюме

Вы неплохо потрудились на первых занятиях и заслужили право немного развлечься. Программа Photoshop, как вы, надеюсь, уже начали осознавать, в первую очередь и главным образом является редактором изображений. Именно для этого она была создана, и вполне соответствует своему предназначению. Однако Photoshop как приложение для работы с графикой способен не только на редактирование. С помощью этой уникальной программы можно создавать живописные произведения, что называется, с нуля, с чистого листа.
К числу инструментов программы Photoshop, составляющих арсенал художника, относятся:

Каждый из названных инструментов, показанных на рис. 3.1, допускает настройку по широкому спектру различных параметров: диаметру кисти, ее жесткости, форме, углу наклона, степени непрозрачности мазка и т. д. Все эти параметры просты для понимания. Вы узнаете о их назначении по прочтении нескольких следующих страниц.


Рис. 3.1. Инструменты рисования и раскрашивания

Однако в первую очередь вам следует узнать, как производится выбор цвета, чтобы было, чем рисовать. Имеется несколько способов выбора цвета, и, кроме того, программа Photoshop поддерживает восемь различных цветовых режимов. Их мы рассмотрим на следующем уроке. Теперь же давайте просто научимся выбирать нужный цвет и приступим к рисованию.

Выбор оттенков цвета

Самый быстрый и простой способ выбора цветового оттенка заключается в использовании показанных на рис. 3.2 образцов основного и фонового цветов на панели инструментов. Левый верхний образец обозначает основной цвет, а правый нижний - фоновый. Для изменения любого из них достаточно щелкнуть на соответствующем образце.


ЗАМЕЧАНИЕ Образцы цвета - это квадратные значки в нижней части панели инструментов, заливка которых соответствует выбранным на данный момент основному и фоновому цветам. Щелкните на одном из них, чтобы установить новый цвет. Вы можете также просмотреть доступные образцы цвета, выбрав команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches). Это приводит к появлению палитры, разбитой на ячейки, каждая из которых демонстрирует один из цветовых образцов. Любой из них можно выбрать и использовать для рисования, раскрашивания, заливки и т. п. Это избавляет от необходимости вызывать окно диалога Палитра цветов (Color Picker) каждый раз, когда приходится выбирать новый цвет, экономя тем самым ваше время.

Рис. 3.2. Образцы основного и фонового цветов

Маленький значок, расположенный на панели инструментов левее и ниже цветовых образцов и похожий на их миниатюрную копию, служит для установки основного и фонового цветов, принятых по умолчанию (такими цветами являются соответственно черный и белый). Установить исходные значения цветов можно также нажатием на клавишу D. Маленькая дугообразная стрелка правее и выше цветовых образцов служит для взаимного обмена основного и фонового цветов. Клавиатурным эквивалентом данной операции является нажатие клавиши X.


ЗАМЕЧАНИЕ Если вы вдруг забудете клавиатурное сокращение для вызова того или иного инструмента, установите указатель мыши на кнопку данного инструмента и подождите секунду. Когда программа Photoshop "осознает", что вы не собираетесь выбирать этот инструмент, на экране появится небольшое окно с названием инструмента и наименованием клавиши, предназначенной для его выбора.
Вы можете также заглянуть в Приложение А, "Клавиатурные комбинации", где приведен перечень всех клавиш, служащих для выбора инструментов Photoshop.

Щелкните на образце основного цвета, и на экране появится окно диалога Палитра цветов (Color Picker), показанное на рис. 3.3. Переместите указатель в пределы цветового поля окна, и он примет вид кружка. Установите кружок в область нужного оттенка и щелкните кнопкой мыши, чтобы выбрать его.


Рис. 3.3. Окно диалога Палитра цветов (Color Picker). Маленький кружок слева отмечает текущий цвет. Такой же кружок справа - это указатель мыши, предназначенный для выбора нового оттенка

Для настройки цвета вы можете использовать один из следующих приемов:

По умолчанию в окне диалога Палитра цветов (Color Picker) выбирается цветовая модель HSB, название которой происходит от слов Hue, Saturation, Brightness (цветовой тон, насыщенность, яркость). Никто, однако, не мешает вам выбрать модель RGB. Данная модель описывает процесс формирования цвета на экране компьютерного монитора, основанный на использовании трех световых лучей красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) цветов, подобно тому как это происходит в обычном цветном телевизоре.


ЗАМЕЧАНИЕ Если вы выберете такой оттенок цвета, который не может быть абсолютно точно воспроизведен в цветовой модели CMYK, используемой при многослойной печати документов, в окне диалога появится небольшой предупредительный треугольный значок с восклицательным знаком внутри, показанный на рис. 3.4. Если щелкнуть на этом значке, то программа Photoshop автоматически переместит указатель выбора цвета в ближайшую точку цветового поля, соответствующую оттенку, который может быть воспроизведен в модели CMYK. Такой оттенок демонстрируется в маленьком квадратном поле под предупредительным треугольным значком.
Это не имеет существенного значения, если вы не собираетесь печатать вашу графическую работу, но если печать предусматривается, то данное замечание определенно следует иметь в виду. Обратитесь за подробностями к главе "Урок 4: цветовые режимы и модели".

Обратите внимание на изменения цветового поля в окне диалога при щелчке на одном из переключателей группы RGB. Указатель выбора цвета перемещается, но выбранный цветовой оттенок остается тем же (или почти тем же). Попробуйте выбрать насыщенный оттенок красного цвета, установив переключатель H в группе HSB. Затем щелкните на переключателе R из группы RGB (см. рис. 3.4 и 3.5). Заметьте, что все числовые значения компонентов цвета остаются неизменными.


Рис. 3.4. Выбор цвета в модели HSB

Рис. 3.5. Выбор того же оттенка цвета в модели RGB

ЗАМЕЧАНИЕ Вы нашли цветовой оттенок, который искали? Зафиксируйте для памяти числовые значения, появляющиеся в правой части окна диалога Палитра цветов (Color Picker). Имеется также возможность сохранить найденный оттенок в специальной цветовой палитре, о чем вы узнаете в ходе дальнейшего изложения.

Механизм выбора цвета, реализованный в программе Photoshop, вполне понятен на интуитивном уровне. Он позволяет указать нужный цветовой оттенок, а интерфейс окна диалога выбора цвета в значительной мере способствует расширению вашего представления о природе цвета, цветовых моделях, а также о том, каким образом выбор той или иной модели может сказаться на отображении цвета на экране монитора или странице печатной продукции. На следующем уроке мы поговорим об этом подробнее.

Каталоги и цветовые палитры

Хотя окно диалога Палитра цветов (Color Picker) играет важную роль в понимании механизма, с помощью которого программа Photoshop работает с цветом, и предоставляет отличный способ выбора цветовых оттенков, все же процесс, связанный с необходимостью открытия окна диалога, перемещения ползунков или перетаскивания указателя и последующим закрытием окна, представляется довольно утомительным.
Разумеется, в программе Photoshop имеются и более простые, и более быстрые способы выбора цвета.

Палитра Синтез (Color)

Откройте палитру Синтез (Color), показанную на рис. 3.6, выбрав команду меню Окно - Показать Синтез (Window - Show Color). Окно палитры представляет собой миниатюрную разновидность окна диалога Палитра цветов (Color Picker). С помощью меню, раскрывающегося при щелчке на расположенной в правом верхнем углу палитры кнопке с маленькой треугольной стрелкой, палитра может быть переключена в цветовые режимы Градации серого (Grayscale), RGB, HSB, CMYK или Lab (см. рис. 3.7).


Рис. 3.6. Палитра Синтез (Color)

Рис. 3.7. Команды меню палитры Синтез (Color)

Выбирайте нужный оттенок основного или фонового цветов, перемещая ползунки цветовых компонентов или щелкая в пределах шкалы цветов. Если возникнет необходимость вызвать окно диалога Палитра цветов (Color Picker), щелкните на выделенном рамкой значке основного или фонового цветов в окне палитры Синтез (Color).
Последней в меню палитры помещается команда Цветовая полоса (Color Bar). Цветовая полоса представляет весь спектр доступных оттенков в текущей цветовой модели. Выбор этой команды позволяет переключать шкалу в один из допустимых режимов, например Градации серого (Grayscale), RGB или CMYK. На данный момент вам не обязательно знать такие подробности. Данные цветовые режимы будут рассматриваться нами на следующем уроке.


ЗАМЕЧАНИЕ Палитры Каталог (Swatches), Кисти (Brushes) и Синтез (Color) могут быть объединены в виде вкладок одной составной палитры. В этом случае для выбора одной из них следует щелкнуть на ярлычке нужной вкладки. Если же вам надоест без конца щелкать то на ярлычке палитры Кисти (Brushes), то на ярлычке палитры Каталог (Swatches), просто перетащите нужную палитру в сторону за ярлычок. Это приведет к отделению палитры от группы и размещению ее в отдельном собственном окне. Можно проделывать и обратную операцию: если перетащить отдельную палитру поверх группы, то она будет добавлена в состав этой группы.
Палитра Каталог (Swatches)

Палитра Каталог (Swatches) представляет еще более быстрый способ выбора цвета. Здесь цветовые оттенки разлиты по ячейкам-образцам, и все, что требуется сделать для выбора одного из них, - это щелкнуть на ячейке соответствующего образца. Вы можете также добавлять цвета в состав каталога и сохранять собственные цветовые палитры. Для вызова палитры Каталог (Swatches) выберите команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches).


Рис. 3.8. Палитра Каталог (Swatches)

Если поместить указатель мыши над любой из ячеек образцов цвета, он превратится в указатель инструмента Пипетка (Eyedropper), с которым вам предстоит познакомиться в следующих разделах главы. Этот инструмент позволяет взять пробу выбранного цвета. Щелкните кнопкой мыши и обратите внимание на изменение образца основного цвета. Для выбора фонового цвета нажмите клавишу Alt (Option в системе Mac OS).
Для добавления в состав каталога новых оттенков выполните следующие действия:

  1. Щелкните на образце основного цвета на панели инструментов.
  2. Используйте окно диалога Палитра цветов (Color Picker) для выбора нужного оттенка, после чего щелкните на кнопке Да (OK).
  3. Откройте палитру Каталог (Swatches), выбрав команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches).
  4. Перетащите вниз нижнюю сторону рамки окна палитры Каталог (Swatches), чтобы она выглядела примерно так, как изображено на рис. 3.9.
  5. Переместите указатель мыши в пустую область окна палитры ниже ячеек образцов. Указатель примет вид значка инструмента Заливка (Paint Bucket).
  6. Щелкните кнопкой мыши, и в каталоге появится новый образец.
  7. Нажав на клавишу Shift, вы сможете добавить новый цвет в любую ячейку, на которой будет выполнен щелчок кнопкой мыши, заменив представленный в ней цветовой оттенок.

Рис. 3.9. Добавление новых цветовых оттенков в состав палитры Каталог (Swatches)

Если вам часто приходится использовать несколько одних и тех же оттенков, не представленных в составе ни одной из стандартных цветовых палитр, поставляемых с программой Photoshop, имеет смысл просто сохранить собственную палитру. Выберите команду Сохранить каталог (Save Swatches) в меню палитры Каталог (Swatches). Тем самым вы сэкономите массу времени и избавите себя от головной боли, связанной с необходимостью раз за разом переопределять все ваши любимые цвета при каждом запуске Photoshop.


ЗАМЕЧАНИЕ Об инструментах Пипетка (Eyedropper) и Заливка (Paint Bucket) мы поговорим немного позже. Пока что достаточно помнить, что Пипетка (Eyedropper) служит для выбора или "взятия пробы" цвета, а с помощью инструмента Заливка (Paint Bucket) можно "налить краску" на холст документа или в ячейку образца каталога.

Для загрузки созданной вами или стандартной палитры Photoshop используйте следующие действия:

  1. Выберите команду Загрузить каталог (Load Swatches) в меню палитры Каталог (Swatches), которое раскрывается при щелчке на кнопке со стрелкой в правом верхнем углу палитры.
  2. В окне диалога Добавить каталог (Append Swatches), показанном на рис. 3.10, переместитесь к папке, содержащей файлы программы Photoshop, и откройте ее.
  3. Внутри папки должна находиться папка с названием Palettes. Откройте ее.
  4. Выделите один из файлов цветовых палитр с расширением .aco и щелкните на кнопке Открыть (Open).

Рис. 3.10. Загрузка каталога цветов в окно палитры Каталог (Swatches)

В результате новый каталог цветов будет добавлен к тому, который уже присутствует в палитре Каталог (Swatches). Если вы хотите, чтобы новый каталог заместил присутствующий в окне палитры, то вместо Загрузить каталог (Load Swatches) выберите команду Заменить каталог (Replace Swatches).
На мой взгляд, во время работы палитру Каталог (Swatches) лучше держать открытой. Это позволяет экономить время при смене текущего цвета, а кроме того, каталог цветов представляет собой справочную таблицу, позволяющую сразу оценить, насколько хорошо будут сочетаться между собой те или иные оттенки.
Помните также, что если в каталоге присутствует образец цвета, близкого к искомому, но не соответствующего ему полностью, то можно открыть окно диалога Палитра цветов (Color Picker), настроить оттенок и сохранить его в виде нового образца.
Программа Photoshop допускает практически неограниченную настройку под нужды конкретного пользователя, поэтому, если какой-то элемент программы, как это обычно бывает, не вполне вас устраивает, скорее всего, его можно изменить по вашему вкусу. Так что, не теряя времени даром, настраивайте программу в соответствии со своими предпочтениями.

Палитра Кисти (Brushes)

Прежде чем перейти к обсуждению отдельных кистей, давайте бегло рассмотрим палитру Кисти (Brushes), показанную на рис. 3.11. Она появляется на экране после выбора команды меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes). Хотя каждый инструмент и имеет собственную палитру параметров, раскрывающуюся после двойного щелчка на кнопке инструмента или выбора команды меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options), тем не менее действие палитры Кисти (Brushes) распространяется на все инструменты, составляющие арсенал художника, от Аэрографа (Airbrush) до Осветлителя (Dodge).


Рис. 3.11. Палитра Кисти (Brushes)

Щелкните на одной из ячеек палитры для выбора стандартной кисти. Размеры пятен в ячейках соответствуют истинным размерам мазков кистей, за исключением тех, под которыми указаны числа. Эти числа обозначают диаметр мазка кисти в пикселях. Кисть может иметь диаметр до 999 пикселей, что соответствует почти 14 дюймам (около 35 см).
Двойной щелчок на значке кисти ведет к открытию окна диалога Параметры кисти (Brush Options), показанного на рис. 3.12. Здесь можно задать диаметр, жесткость кисти, установить интервалы между соседними штрихами, угол наклона и форму штриха.


Рис. 3.12. Пример настройки параметра Жесткость (Hardness)

Чем выше (ближе к 100%) жесткость кисти, тем более четкими будут края пятна, или штриха, оставляемого кистью. Кисть, для которой задана величина параметра Жесткость (Hardness) около 20%, будет создавать пятно с прозрачными краями.

Параметр Интервалы (Spacing)

Если флажок Интервалы (Spacing) не установлен, то оставляемый кистью след будет иметь вид либо сплошной полосы, либо отдельных штрихов, в зависимости от скорости перемещения мыши. Медленное перемещение мыши приведет к появлению непрерывного следа кисти. Если перемещать мышь быстрее, то след от кисти предстанет в виде отдельных пятен, разделенных интервалами.
Если же установить флажок Интервалы (Spacing), то появляется возможность задать постоянную величину интервала между последовательными штрихами кисти вне зависимости от скорости перемещения мыши. Значение порядка 25% соответствует очень гладкому следу кисти. При увеличении величины параметра (за счет перетаскивания ползунка или путем ввода значения в текстовое поле параметра) интервал между штрихами возрастает, как показано на рис. 3.13.


Рис. 3.13. Результат установки параметра Интервалы (Spacing) равным 50%, 100% и 200% соответственно

Параметры Угол (Angle) и Форма (Roundness)

Наконец, можно задать угол наклона и настроить форму штриха кисти. Поиграйте с различными значениями параметров Угол (Angle) и Форма (Roundness). Немного поэкспериментировав, вы сумеете создать такую форму штриха, которая заставит вашу кисть рисовать, как настоящую, то есть так, что линия будет становиться толще или тоньше в зависимости от наклона (см. рис. 3.14).


Рис. 3.14. Поэкспериментируйте с настройкой параметров, пока не получите требуемую форму штриха кисти

Чтобы настроить форму и ориентацию штриха, можно вводить числовые значения в текстовые поля соответствующих параметров или просто щелкнуть на поле графического изображения пятна кисти в левом нижнем углу окна и настроить ориентацию и форму с помощью мыши.
Можно предложить, к примеру, следующие варианты сочетаний параметров Угол (Angle) и Форма (Roundness):

Установив значения всех параметров кисти, сохраните ее с помощью команды Сохранить кисти (Save Brushes) меню палитры Кисти (Brushes). Напомним, что это меню вызывается щелчком на кнопке с треугольной стрелкой в правом верхнем углу палитры. Задайте имя группе новых кистей, и вы всегда сможете при необходимости загрузить их в палитру Кисти (Brushes) и использовать для рисования.
Чтобы открыть набор ранее созданных заказных кистей, выберите в меню палитры команду Загрузить кисти (Load Brushes), в результате чего новые кисти будут добавлены к уже имеющимся, либо выберите команду Заменить кисти (Replace Brushes), что, естественно, приведет к замене текущего набора кистей новым.
Ну а теперь давайте обратим наше внимание собственно на инструменты рисования.

Клавиши быстрой модификации для запоминания
Клавиша Alt превращает инструмент Кисть (Paintbrush) в инструмент Пипетка (Eyedropper).
Клавиша Caps Lock превращает стандартный курсор инструмента рисования в точный указатель в виде перекрестья.
Клавиша Shift позволяет рисовать строго прямые линии. Для этого при удерживаемой клавише Shift щелкните кнопкой мыши, переместите указатель и снова щелкните.
Клавиша Tab служит для удаления с экрана всех палитр и панели инструментов, чтобы они не мешали восприятию изображения.

Инструмент Аэрограф (Airbrush)

Этот инструмент, как можно догадаться по его названию, служит для "разбрызгивания краски", то есть окрашенных пикселей, по холсту документа. Аэрограф наносит на изображение цветовые пятна с неоднородными краями, причем плотность пикселей в пятне краски можно регулировать. Можно заставить аэрограф испускать "струю краски" постоянной интенсивности или сделать так, чтобы "струя" затухала на заданном интервале. Кроме того, чем дольше вы будете направлять аэрограф на фиксированную точку изображения, тем более плотным и насыщенным по цвету будет становиться пятно краски.
Нажмите клавишу A, чтобы выбрать инструмент Аэрограф (Airbrush), показанный на рис. 3.15. Дважды щелкните на кнопке инструмента, раскрыв палитру его параметров (см. рис. 3.16). Рассмотрим некоторые из них.


Рис. 3.15. Инструмент Аэрограф (Airbrush)

Рис. 3.16. Палитра Аэрограф (Airbrush Options)

Первое, на что следует обратить внимание: в палитре имеется ползунок, позволяющий регулировать нажим. Малые значения параметра Нажим (Pressure) ведут к формированию разреженных, почти прозрачных пятен краски. Чем ближе величина параметра к 100%, тем плотнее выглядят пятна "аэрозоля", что иллюстрируется на рис. 3.17.


Рис. 3.17. Пример использования аэрографа при значении параметра Нажим (Pressure), равном 20% (вверху) и 95% (внизу)

Следующий параметр палитры, флажок Переход (Fade), позволяет установить режим постепенного затухания "струи краски". Можно задавать значения от 1 до 999 в поле параметра к (Steps to), при этом величина 999 будет означать самый медленный вариант постепенного затухания следа краски, формируемого аэрографом. Каждый шаг представляет собой отдельное пятно краски, отстоящее от предыдущего на величину параметра Интервалы (Spacing). Затухание может происходить с переходом как к прозрачному, так и к фоновому цвету. На рис. 3.18 приведен пример зигзагообразной линии, нарисованной аэрографом при выборе достаточно большой кисти и установленном режиме перехода к фоновому цвету на интервале в 50 шагов. Задний план изображения залит синим цветом, чтобы лучше был виден переход от основного (белого) цвета к фоновому (черному).


Рис. 3.18. Переход от основного к фоновому цвету линии

ЗАМЕЧАНИЕ Чтобы получить действительно необычный эффект, попробуйте изменить еще и режим наложения пикселей, выбираемый в раскрывающемся списке палитры параметров аэрографа, с варианта Нормальный (Normal) на Растворение (Dissolve). Результат приведен на рис. 3.19. Вам предстоит познакомиться с режимами наложения пикселей в главе "Урок 7: цифровая живопись", но это не мешает уже сейчас немного поэкспериментировать.

Рис. 3.19. Результат применения инструмента Аэрограф (Airbrush) в режиме наложения пикселей Растворение (Dissolve), установленном для достижения интересного графического эффекта

Инструмент Аэрограф (Airbrush) особенно полезен для устранения огрехов на изображениях. С его помощью можно нанести столь легкий, нежный мазок, какого не сделаешь никакой кистью. Поскольку плотность цветового пятна, наносимого аэрографом, нарастает постепенно, появляется возможность визуально контролировать качество изображения и вовремя остановить применение инструмента, не допуская появления слишком большого количества окрашенных пикселей.

Использование выделенных областей, средств выбора цвета и инструмента Аэрограф (Airbrush)

Ниже приводится небольшое упражнение, разработанное с целью совместного применения средств программы Photoshop, изученных вами на данный момент, включая выделение областей, выбор образцов цвета и инструмент Аэрограф (Airbrush). Надеюсь, это упражнение позволит вам немного отвлечься от сухой теории, а также обеспечит возможность применить на деле полученные знания.

  1. Создайте новый документ, выбрав команду меню Файл - Новый (File - New). Придайте ему форму квадрата со сторонами по 5 дюймов и залейте фон белым цветом.
  2. Выберите инструмент Лассо (Lasso) и нарисуйте контур горной цепи в нижней части изображения. Достигнув противоположного края холста, перетащите указатель за пределы окна документа, продолжая удерживать кнопку мыши. Далее, оставаясь за пределами окна документа, переместите указатель к точке начала линии, обозначающей горную цепь. Замкните линию границы выделенной области, чтобы можно было приступить к ее заливке цветом.
  3. Текущим основным цветом должен быть черный, в чем можно убедиться, взглянув на образец основного цвета на панели инструментов. Если это не так, щелкните на маленьком значке восстановления принятых по умолчанию основного и фонового цветов, который имеет вид миниатюрной копии образцов этих цветов и располагается левее и ниже их на панели инструментов.
  4. Выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill) и задайте вариант заливки основным цветом со 100-процентной непрозрачностью. Силуэт горной цепи зальется черным цветом. Теперь необходимо выполнить инверсию выделенной области, чтобы появилась возможность залить область неба синим цветом.
  5. При все еще активной выделенной области горной цепи (о чем должны свидетельствовать "муравьи", "марширующие" вдоль контура рамки области) выберите команду меню Выделение - Инверсия (Select - Inverse). Произойдет инверсия выделенной области, что обеспечит возможность применить цветовую заливку изображенного на рисунке неба.
  6. Смените основной цвет на темно-синий. Для этого щелкните на образце основного цвета, чтобы вызвать окно диалога Палитра цветов (Color Picker) или воспользуйтесь палитрой Каталог (Swatches).
  7. Подобрав красивый темно-синий цвет, хорошо подходящий для ночного неба, снова выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill) и задайте вариант заливки основным цветом со 100-процентной непрозрачностью.

Рис. 3.20. Ночное небо и силуэт горной цепи
  1. Щелкните в пределах окна документа, чтобы отменить выделение области. Если в этот момент кнопкой мыши вы случайно сдвинете руку и переместите рамку выделенной области, то просто выберите команду Редактирование - Отменить (Edit - Undo), и все вернется на свои места.
  2. Выберите инструмент Овальная область (Ellipse Marquee). Дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы вызвать палитру его параметров, и установите радиус растушевки, равный 2.
  3. Растяните овальную рамку в левом верхнем углу окна документа. На ее основе мы создадим изображение лунного серпа.
  4. Нажмите клавишу Alt и растяните еще одну овальную рамку, которая должна быть вычтена из первой, создав выделенную область в форме полумесяца. Для достижения нужного результата может потребоваться несколько попыток, так что не расстраивайтесь, допустив ошибку.
  5. Когда выделенная область в форме лунного серпа будет готова, выберите команду меню Редактирование - Вырезать (Edit - Cut). Благодаря растушевке границы выделенной области это приведет к получению красиво очерченного изображения полумесяца с мягким сиянием по краям, как показано на рис. 3.21.

Рис. 3.21. Месяц с мягким сиянием по краям
    Теперь остается добавить в нашу сцену пригоршню звезд.
  1. Выберите инструмент Аэрограф (Airbrush). Дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы вызвать палитру параметров, показанную на рис. 3.22.
  2. Установите параметр Нажим (Pressure) равным 50% и выберите самую маленькую кисть. При желании можете даже создать собственную кисть меньших размеров.
  3. Установите принятые по умолчанию основной и фоновый цвета, щелкнув на значке в виде миниатюрной копии образцов основного и фонового цветов, располагающемся левее и ниже этих образцов на панели инструментов (см. рис. 3.2). После этого поменяйте местами основной и фоновый цвета, щелкнув на маленькой дугообразной стрелке, располагающейся правее и выше образцов цветов.

Рис. 3.22. Палитры Кисти (Brushes) и Аэрограф (Airbrush Options)
  1. В заключение добавьте на "небо" несколько звезд. Не забывайте некоторое время удерживать кнопку мыши в нажатом положении, чтобы аэрограф успевал "разбрызгивать краску".

ЗАМЕЧАНИЕ Если хотите попробовать усовершенствовать графическую композицию с помощью одного из фильтров программы Photoshop, выберите команду меню Фильтр - Эскиз - Рельеф (Filter - Sketch - Bas Relief). Нажмите клавишу Tab, чтобы изображения палитр и панели инструментов временно исчезли с экрана и не мешали воспринимать изображение в окне документа. Файлы изображений, созданных в данном упражнении, находятся на сопровождающем книгу компакт-диске под именами 03file01.pcx, 03file02.pcx и 03file03.pcx.

Инструмент Кисть (Paintbrush)

Инструмент Кисть (Paintbrush), показанный на рис. 3.23, - это "рабочая лошадка" всего семейства инструментов рисования программы Photoshop. Кисть подобна аэрографу, но отличие состоит в том, что оставляемые этим инструментом цветовые пятна, или мазки, более однородны. Кроме того, следует заметить, что если после щелчка кнопкой мыши удерживать ее нажатой, то количество наносимой на изображение "краски" не будет увеличиваться, как в случае с аэрографом.
Щелкните дважды на кнопке инструмента Кисть (Paintbrush), чтобы вызвать палитру параметров (см. рис. 3.24).
Параметры инструмента Кисть (Paintbrush) почти полностью совпадают с параметрами инструмента Аэрограф (Airbrush), так что нет необходимости тратить время и страницы на повторение. Если вам требуется освежить в памяти назначение отдельных элементов палитры Кисть (Paintbrush Options), обратитесь к разделу, описывающему инструмент Аэрограф (Airbrush).


Рис. 3.23. Инструмент Кисть (Paintbrush)

Рис. 3.24. Палитра Кисть (Paintbrush Options)

ЗАМЕЧАНИЕ Хотя нажатием клавиши CapsLock можно преобразовывать курсор инструмента рисования в точный указатель в виде перекрестья, имеется, по моему скромному мнению, еще более удачный выбор. Итак, выполните команду меню Файл - Установки - Отображение и курсоры (File - Preferences - Display & Cursors). Обратите внимание на раздел Рисующие (Painting Cursors). Он содержит переключатель, позволяющий выбирать один из следующих вариантов указателей: Стандартный (Standard), Точный (Precize) и Кисть (Brush Size). Установите последний, поскольку в этом случае указатель мыши изменит свой вид не на значок инструмента или перекрестье, а на кружок, точно соответствующий по размеру пятну кисти.

Одним из отличительных элементов палитры Кисть (Paintbrush Options) является флажок Мокрые края (Wet Edges). Этот замечательный параметр заставляет кисть рисовать так, будто с ее помощью наносятся настоящие акварельные краски. Цвет растекается к краям мазка, причем, пока кнопка мыши не отпущена, края продолжают оставаться "мокрыми". Это значит, что если вы наложите очередной мазок с перекрытием предыдущего, то краска растечется к краям суммарного мазка. Стоит, однако, только отпустить кнопку мыши и начать рисование заново, как новые мазки перестают сливаться с предыдущими: новый слой "акварели" наносится как бы на подсохшие мазки.
Попробуем выполнить упражнение, которое даст нам возможность поработать инструментом Кисть (Paintbrush). Мы создадим неоновую вывеску, выполнив следующие действия:

  1. Создайте новый документ. Сделайте его шириной в 6 дюймов (15 см) и высотой в 2 дюйма (5 см). Проследите за тем, чтобы был установлен цветовой режим RGB, выбрав его в раскрывающемся списке окна диалога Новый (New).
  2. Если текущие основной и фоновый цвета отличаются от принятых по умолчанию, щелкните на значке в виде миниатюрной копии образцов этих цветов, расположенном на панели инструментов левее и ниже самих образцов. Восстановятся исходные черный и белый цвета.
  3. Выберите команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill). Выберите в списке Стиль (Use) вариант Основной цвет (Foreground Color) при 100-процентной непрозрачности, как показано на рис. 3.25.

Рис. 3.25. Выбор параметров заливки
  1. Щелкните на образце основного цвета на панели инструментов. Выберите цвет, подходящий для неоновой вывески, например голубой или красный.

ЗАМЕЧАНИЕ Цвет, хорошо подходящий для неоновых вывесок, приведет к появлению предупреждения Цвет вне CMYK (Out of Gamut), поскольку в режиме CMYK трудно воспроизвести цвет неонового свечения. Так что, если в окне диалога Палитра цветов (Color Picker) появится маленький предупреждающий значок в виде треугольника с восклицательным знаком, значит, вы на верном пути в выборе цвета для неоновой вывески.
  1. Дважды щелкните на кнопке инструмента Кисть (Paintbrush), чтобы раскрыть палитру его свойств. Установите флажок Мокрые края (Wet Edges).
  2. Откройте палитру Кисти (Brushes), выбрав команду Окно - Показать Кисти (меню Window - Show Brushes). Выберите или, при желании, создайте кисть с растушеванным пятном.
  3. Теперь твердой рукой напишите какое-нибудь слово, например "NEON", как показано на рис. 3.26.

Рис. 3.26. Надпись для создания неоновой вывески

ЗАМЕЧАНИЕ При рисовании линий можно воспользоваться помощью клавиши Shift. Если удерживать ее нажатой, то можно щелкнуть кнопкой мыши, затем переместить мышь, не нажимая ее кнопку, и щелкнуть еще раз. Это помогает решить проблему рисования ровных линий тем, чьи руки не обладают достаточной твердостью.
Однако при использовании кисти в режиме Мокрые края (Wet Edges) данный прием, пожалуй, лишен смысла. Ведь если в процессе рисования отпустить кнопку мыши, то при пересечении ранее нарисованных линий их края уже не "растекутся" и пересечение будет заметно.
    Надпись уже должна смотреться вполне хорошо. Однако при наличии заинтересованности можно сделать еще несколько действий для ее усовершенствования.
  1. Выберите инструмент Волшебная палочка (Magic Wand) и щелкните в пределах широкой линии, изображающей каждую из букв надписи, при нажатой клавише Shift. Благодаря малой величине параметра Допуск (Tolerance) выделение не затронет растушевку краев, ограничившись внутренним контуром букв.
  2. В меню Выделение (Select) выберите команду Выделение - Модификация - Сжать (Select - Modify - Contract). В появившемся окне диалога введите число 3 и щелкните на кнопке Да (OK). Мы еще не знакомились с этой командой. Это будет сделано в главе "Урок 8: слои". Имейте пока в виду, что выполнение данной команды ведет к сжатию выделенной области, и этого достаточно.
  3. Щелкните на образце фонового цвета на панели инструментов. Выберите черный цвет.
  4. Выполните команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill), выбрав для заливки фоновый цвет. Вы должны получить в итоге нечто наподобие изображения на рис. 3.27.

Рис. 3.27. Еще одна разновидность неоновой вывески

ЗАМЕЧАНИЕ Если вам понравилось последнее упражнение и вы хотели бы найти более совершенные методы такого же сорта, обратитесь к серии публикаций под названием "Photoshop Magic" ("Магия Photoshop"), также выпущенных издательством Hayden Books.

Инструмент Ластик (Eraser)

Следующим инструментом, ожидающим знакомства, является тот, который я, к сожалению, использую слишком часто, - Ластик (Eraser). Он показан на рис. 3.28.


Рис. 3.28. Инструмент Ластик (Eraser)

Его приятным достоинством служит то, что и его действие можно отменить, так что если вы нечаянно сотрете с холста важный элемент изображения, то просто выберите команду меню Редактирование - Отменить (Edit - Undo).
Клавишу активизации Ластика (Eraser) я советую держать в памяти - это E в латинском регистре. Ее нажатие вызывает ластик, с каким бы инструментом вы ни работали. А теперь дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы раскрыть палитру его параметров, показанную на рис. 3.29.


Рис. 3.29. Палитра Ластик (Eraser Options)

Можно настроить ластик так, чтобы он стирал в режимах Кисть (Paintbrush), Аэрограф (Airbrush), Карандаш (Pencil) или Ластик (Block). При этом на первые три варианта распространяется действие параметров, заданных в палитре Кисти (Brushes), - размера кисти, ее жесткости и т. д.
Ползунок Непрозрачность (Opacity) позволяет установить, до какого уровня непрозрачности будут стираться пиксели. Это полезно для создания плавных переходов между фрагментами изображения, а кроме того, так можно сымитировать красивый эффект живописи акварельными красками (подробнее об этом читайте в главе "Урок 7: цифровая живопись").
Параметр Обесцвеч. (Fade) действует аналогично параметру Переход (Fade) инструмента Аэрограф (Airbrush). После заданного числа шагов ластик перестает стирать изображение. Этот режим полезен для создания ореола растушевки вокруг объекта произвольной формы. Установите степень непрозрачности ластика равной приблизительно 75%, а значение параметра Обесцвеч. (Fade) равным 8, а затем перетаскивайте ластик в сторону от границы объекта, края которого нужно растушевать.
Кнопка Стереть все (Erase Image) - большое подспорье в тех случаях, когда изображение испорчено целиком и требуется начать все с нуля. Щелкните на ней, а когда Photoshop запросит подтверждения, либо щелкните на кнопке Да (OK), либо нажмите клавишу Enter или Пробел.
В процессе выполнения следующего упражнения вам предстоит применить инструмент Ластик (Eraser) в пределах нескольких точно размещенных выделенных областей, чтобы создать совершенную картину заката солнца над океанской гладью.

  1. Откройте файл 03file08, находящийся на сопроводительном компакт-диске.
  2. Выберите инструмент Волшебная палочка (Magic Wand).
  3. Щелкните в пределах силуэта фигуры, чтобы выделить ее.
    Такое действие ведет к выделению не только фигуры персонажа снимка, но и камня, на котором он сидит. Предположим, что камень должен остаться на снимке. Необходимо удалить только фигуру купальщика.
  4. Теперь, когда выделенная область активна, а в качестве фонового установлен исходный белый цвет, сотрите фигуру купальщика широкими мазками. Обратите внимание на то, что за пределами выделенной области ластик не оказывает на изображение никакого воздействия.

Рис. 3.30. Выделены купальщик и камень, на котором он сидит

Рис. 3.31. Фигура купальщика стерта

Имеются, конечно, и другие способы удаления фигуры купальщика, но для данного урока инструмент Ластик (Eraser) является вполне подходящим.
Чтобы подчистить оставшиеся несколько пикселей, имеет смысл увеличить изображение, чтобы лучше видеть предмет, на который предстоит воздействовать. Не забывайте, что программе Photoshop доступно редактирование изображения по пикселям. Увеличьте масштаб документа с помощью инструмента Масштаб (Zoom). Далее активизируйте инструмент Ластик (Eraser), а затем, в палитре Кисти (Brushes), создайте кисть (то есть, в данном случае, ластик) диаметром в несколько пикселей, что иллюстрируется на рис. 3.32.
Если хотите, можете сохранить полученное изображение. При изучении главы "Урок 10: ретушь старых снимков и спецэффекты" вы узнаете, как можно заполнить пустое место, оставшееся после удаления фигуры купальщика.


Рис. 3.32. Редактирование изображения пиксель за пикселем

Инструмент Карандаш (Pencil)

Действие инструмента Карандаш (Pencil) практически не отличается от действия Кисти (Paintbrush) за тем исключением, что с помощью карандаша можно рисовать только линии с резко очерченными краями, в то время как Кисть (Paintbrush) или Аэрограф (Airbrush) способны рисовать линии с мягкими, растушеванными кромками. Для выбора инструмента Карандаш (Pencil) щелкните на его кнопке на панели инструментов (см. рис. 3.33). Двойной щелчок на кнопке инструмента вызывает появление палитры параметров, показанной на рис. 3.34.


Рис. 3.33. Инструмент Карандаш (Pencil)

Рис. 3.34. Палитра Карандаш (Pencil Options)

В палитре Кисти (Brushes), которая вызывается по команде меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes), можно выбрать диаметр "грифеля". Помните, что на данный инструмент не распространяется действие параметра Жесткость (Hardness). В то же время остальные параметры, рассмотренные выше применительно к другим инструментам рисования (не будем тратить время на их повторное перечисление), могут быть применены и к инструменту Карандаш (Pencil). Перечень параметров можно найти в разделе, посвященном описанию инструмента Аэрограф (Airbrush).
Карандаш обладает одним параметром, не встречавшимся нам до сих пор. Это флажок Автоматическое стирание (Auto Erase), находящийся в левом нижнем углу палитры Карандаш (Pencil Options).


ЗАМЕЧАНИЕ Не удается нарисовать абсолютно прямую линию? Так не забывайте удерживать при этом клавишу Shift. С ее помощью можно заставить программу автоматически соединять две точки прямой. Просто нажмите клавишу Shift, щелкните кнопкой мыши, переместите указатель в точку конца линии и щелкните еще раз.

Режим автостирания позволяет рисовать фоновым цветом в пределах областей, залитых основным цветом. На рис. 3.35 показан пример изображения, которое было залито фоновым цветом. Затем был нарисован зигзаг. После этого был установлен флажок Автоматическое стирание (Auto Erase) и было нарисовано несколько кружков, в пределах которых произошла инверсия цвета (основной цвет был стерт, и стала видна фоновая окраска).


Рис. 3.35. Пример использования режима Автоматическое стирание (Auto Erase)

Инструмент Линия (Line)

Инструмент Линия (Line) - определенное решение проблемы рисования абсолютно прямых линий. Все, что требуется для этого сделать, - это щелкнуть кнопкой мыши и перетащить указатель. После отпускания кнопки мыши на изображении появится идеально прямая линия.
Но если бы инструмент Линия (Line) годился только на это, он не слишком отличался бы от инструмента Карандаш (Pencil) в комбинации с клавишей Shift. Photoshop предоставляет и другие способы рисования прямых линий.
Дважды щелкните на кнопке инструмента Линия (Line), чтобы раскрыть палитру параметров, показанную на рис. 3.36. Рассмотрим ее.


Рис. 3.36. Палитра Линия (Line Tool Options)

Первое, на что следует обратить внимание, - это наличие в данной палитре, как и у всех ранее рассмотренных инструментов, параметра Непрозрачность (Opacity), обеспечивающего возможность рисовать более или менее прозрачные линии. Следующий ряд параметров палитры позволяет задавать толщину линии в пикселях (параметр Толщина - Line Width) и устанавливать режим сглаживания (флажок Сглаживание - Anti-aliased). Если все линии на рисунке будут располагаться строго горизонтально или вертикально, то установка этого флажка не даст никаких преимуществ. Однако в случае рисования линий под наклоном режим сглаживания заставит их выглядеть гораздо ровнее, как видно из рис. 3.37.


Рис. 3.37. Линии, нарисованные с использованием и без использования сглаживания

Еще одним из достоинств этого инструмента является возможность добавления стрелок на концах линий. Их можно разместить в начале линии (флажок В начале - Start), в конце (флажок В конце - End), а также с обеих сторон. Кроме того, щелкнув на кнопке Форма (Shape) в палитре Линия (Line Tool Options), можно задать длину, ширину и вогнутость стрелок.
Попробуем применить инструмент Линия (Line) для создания фирменного знака.

Работа с инструментом Линия (Line)

  1. Создайте новый документ. Сделайте его квадратной формы со стороной порядка 5 дюймов (12,5 см) и заполните фон белым цветом.
  2. Выберите команды меню Просмотр - Показать сетку (View - Show Grid), а также Просмотр - Выровнять по сетке (View - Snap to Grid).
  3. Щелкните на кнопке Овальная область (Ellipse Marquee) и растяните круглую рамку выделенной области в центре холста документа. Удерживая при этом клавишу Alt нажатой, вы сможете построить окружность из центра, а наличие в окне координатной сетки поможет аккуратно расположить ее.
  4. Теперь нам потребуется обвести рамку выделенной области. Выберите команду меню Редактирование - Выполнить обводку (Edit - Stroke) и задайте ширину линии обводки равной 2 пикселям. Если окажется, что линия имеет размытую границу, дважды щелкните на кнопке Овальная область (Ellipse Marquee) и установите в палитре параметров величину Растушевка (Feather Radius) равной 0. (Обратитесь к главе "Урок 2: выделение областей для редактирования и преобразования изображений" за подробным описанием приемов выделения областей.)
  5. Выберите вновь команду меню Просмотр - Выровнять по сетке (View - Snap to Grid), чтобы отключить режим привязки объектов к координатной сетке. Этот режим полезен при рисовании окружности, однако он окажется помехой, когда потребуется изобразить линии, выходящие за пределы окружности, как показано на рис. 3.38.

Рис. 3.38. Изображение логотипа должно выглядеть примерно так
  1. Выберите инструмент Линия (Line). Дважды щелкните на его кнопке, чтобы вызвать палитру параметров.
  2. Задайте ширину линии (Width) равной 2 пикселям и установите в группе Стрелки (Arrowheads) флажок В конце (End).
  3. Щелкните на кнопке Форма (Shape) и задайте ширину (Width) и длину (Length) стрелок равной 100%, а кривизну (Concativity) - 50%.
  4. Щелкните на левом краю окружности и растяните линию вправо, выведя ее за пределы окружности. Повторите эту операцию еще два раза, ориентируясь на рис. 3.38.
  5. Завершив рисование, выберите команду меню Просмотр - Спрятать сетку (View - Hide Grid).

Поэкспериментируйте с различными размерами стрелок на концах линий, а также попробуйте использовать линии разной толщины. Попробуйте применить собственные идеи при рисовании дополнительных деталей рассмотренного выше простого логотипа.


ЗАМЕЧАНИЕ Если вы хотите усовершенствовать логотип, выделите окружность с помощью инструментов Прямоугольная область (Rectangle Marquee) или Овальная область (Ellipse Marquee). Затем выберите команду меню Фильтр - Деформация - Сферизация (Filter - Distort - Spherize). Вы получите интересный графический эффект, но помните, что, если он вам не понравится, всегда можно воспользоваться командой Редактирование - Отменить (Edit - Undo).

Инструмент Градиент (Gradient)

Инструмент Градиент (Gradient), показанный на рис. 3.39, дает возможность создания интересных цветовых заливок с эффектом плавного перехода одного цвета в другой. Этот инструмент отлично подходит для оформления заднего плана изображений и для создания текстур.


Рис. 3.39. Инструмент Градиент (Gradient)

Имеется целый ряд готовых градиентных заливок, а кроме того, можно создавать свои собственные. Щелкните дважды на кнопке инструмента Градиент (Gradient), чтобы вызвать палитру параметров, показанную на рис. 3.40.


Рис. 3.40. Палитра Градиент (Gradient Tool Options)

В состав параметров входят стандартные средства выбора режимов наложения пикселей (раскрывающийся список в левой верхней части палитры) и регулирования степени непрозрачности (ползунок Непрозрачность - Opacity), а также раскрывающийся список Стиль (Gradient), содержащий целый набор готовых вариантов. Градиентные переходы могут осуществляться от заданного цвета к полной прозрачности, от основного цвета к фоновому, с использованием спектра цветов или одного монохромного цвета, а также с использованием от одного до четырех цветов, которые можно настраивать по вашему желанию. Хотя на рис. 3.41 не видны цвета, вы можете разглядеть плавный переход оттенков серого.


Рис. 3.41. Пример градиентной заливки

При выборе линейного типа градиента переход цвета происходит вдоль прямой, которую вы указываете, перетаскивая мышь. Это означает, что если вы, скажем, желая создать плавный переход от красного цвета к зеленому, щелкаете кнопкой мыши на левом краю холста, перетаскиваете указатель на правый край и отпускаете кнопку мыши, то левый край изображения станет красным, постепенно переходящим в зеленый в направлении правого края. Если же вы щелкнете на правом краю холста и перетащите указатель мыши на левый край, то направление перехода цветов изменится на противоположное: красный цвет окажется на правом краю, а зеленый - на левом.
Чем на большее расстояние растянута линия, обозначающая направление градиента, тем более плавным будет переход цвета, как показано на рис. 3.42.


Рис. 3.42. Плавный переход одного цвета в другой

Вы можете определить начальный цвет перехода, глядя на полосу предварительного просмотра эффекта градиента в палитре параметров. Цвет, расположенный на полосе слева, всегда будет начальным, а расположенный справа - конечным цветом перехода.
Для обеспечения большей плавности перехода, при которой становятся невидимыми отдельные цветовые полосы, можно установить флажок Настройка (Dither). А для создания градиента с переходом цвета вдоль радиальных направлений, как показано на рис. 3.43, выберите в раскрывающемся списке Тип (Type) вариант Радиальный (Radial).


Рис. 3.43. Радиальный градиент

Можно создать собственный, отличающийся от стандартных вариант градиента, щелкнув на кнопке Редактор (Edit) в палитре параметров. Ниже мы создадим новый вариант градиента, а затем отредактируем маску его прозрачности, что позволит обеспечить различные степени непрозрачности участков области изображения, занятой градиентом. Ведь ползунок Непрозрачность (Opacity) оказывает влияние на общую прозрачность всего участка градиента. С помощью маски можно изменять и корректировать прозрачность в отдельных точках.

Создание нового цветового градиента

  1. Выберите инструмент Градиент (Gradient), щелкнув на его кнопке на панели инструментов. Затем дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы раскрыть палитру параметров.
  2. Убедитесь в том, что ползунок Непрозрачность (Opacity) стоит на отметке 100%, а оба флажка - Маска (Mask) и Настройка (Dither) - установлены.
  3. Откройте файл 03file04.psd, находящийся на компакт-диске.
  4. Щелкните на кнопке Редактор (Edit) в палитре параметров инструмента Градиент (Gradient).
  5. Теперь щелкните на кнопке Новый (New) в окне диалога Редактор градиентов (Gradient Editor), показанном на рис. 3.44. (В учебных целях мы собираемся создать новый вариант градиента, но если вы хотите всего лишь отредактировать существующий вариант, то щелкните на кнопке Дубликат - Rename.)

Рис. 3.44. Настройка нового градиента в окне диалога Редактор градиентов (Gradient Editor)
  1. Щелкните на значке в виде мелка, управляющем начальным цветом градиента и расположенном на левом конце цветовой полосы. Имеется целый ряд способов определения цветов, которые будут использованы в составе градиента. Можно задать цвет, щелкнув на цветовом образце в окне Редактор градиентов (Gradient Editor), или, как предстоит узнать из следующих нескольких пунктов, можно взять образцы цвета из уже открытых окон документов.

ЗАМЕЧАНИЕОпробование означает, помимо всего прочего, взятие образца цвета. Это делается с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper), который будет рассматриваться в следующем разделе.
  1. Переместите указатель мыши в окно документа. Он примет вид значка инструмента Пипетка (Eyedropper). Эта пипетка позволяет вам взять образец цвета в той точке, где будет выполнен щелчок кнопкой мыши.
  2. Щелкните на красной части одеяния женщины (см. рис. 3.45). Обратите внимание на изменение цвета в поле образца и на левом краю полосы предварительного просмотра окна диалога Редактор градиентов (Gradient Editor). Они должны приобрести красный цвет.
  3. Вслед за этим щелкните на значке в виде мелка, представляющем конечный цвет градиента и расположенном на правом конце цветовой полосы. Возьмите пробу зеленого цвета с одеяния женщины таким же способом, как вы делали это на шагах 7 и 8.

Рис. 3.45. Взятие образца цвета
    Теперь у вас есть вариант градиента, готовый к применению, но дело пока не завершено. Требуется еще настроить прозрачность градиента.
  1. Щелкните на переключателе Прозрачность (Transparency) в окне диалога Редактор градиентов (Gradient Editor), как показано на рис. 3.46.

Рис. 3.46. Настройка прозрачности градиента
  1. Щелкните на значке мелка начального цвета.
  2. Установите в поле параметра Непрозрачность (Opacity) величину 75%. Вы должны при этом заметить изменения в полосе предварительного просмотра. Перетащите мелок вправо (это равносильно вводу значения в поле параметра Позиция - Location), чтобы эти изменения стали еще более очевидными.
  3. Я предполагал, что степень непрозрачности конечного цвета градиента останется равной 100%, но если вы хотите ее изменить, то ничто не мешает это сделать. Щелкните на мелке конечного цвета и введите степень непрозрачности в процентах. В заключение щелкните на кнопке Да (OK).
    Для завершения упражнения давайте создадим новый документ, нанесем на его холст подготовленную градиентную заливку в качестве заднего плана композиции, а затем перенесем на новый фон изображение танцовщицы.
  4. Во-первых, необходимо выделить изображение танцовщицы, как показано на рис. 3.47. Используйте для этого инструмент Лассо (Lasso). Дважды щелкните на кнопке инструмента, чтобы раскрыть палитру его параметров, и установите параметр Растушевка (Feather Radius) равным 5 или что-то около этого, на свое усмотрение. За подробностями о выделении областей обратитесь к главе "Урок 2: выделение областей для редактирования и преобразования изображений".

Рис. 3.47. Выделение изображения танцовщицы
  1. Выберите команду меню Редактирование - Вырезать (Edit - Cut).
  2. Создайте новый документ, выбрав команду меню Файл - Новый (File - New), придав ему форму квадрата размером около 5 дюймов, а затем дважды щелкните на кнопке инструмента Градиент (Gradient).
  3. В палитре параметров инструмента Градиент (Gradient) выберите вариант Радиальный (Radial).
  4. Растяните линию радиуса градиента в окне нового документа, как показано на рис. 3.48.
  5. Выберите команду меню Редактирование - Вклеить (Edit - Paste). Танцовщица появится в окне нового документа, как показано на рис. 3.49.
  6. Используйте инструмент Волшебная палочка (Magic Wand), чтобы удалить синий ореол, окружающий фигуру женщины. Обратитесь к главе "Урок 2: выделение областей для редактирования и преобразования изображений", где подробно описан этот инструмент.

Рис. 3.48. Радиальный градиент

Рис. 3.49. Изображение женщины размещено на новом фоне
    Градиентные цветовые заливки великолепно подходят для оформления фона изображений. Нам предстоит еще раз обратиться к рассмотренным в данном разделе приемам при создании фона для Web-страниц в главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц".

Инструменты Пипетка (Eyedropper) и Заливка (Paint Bucket)

Рассмотрим оба упомянутых в заголовке инструмента (см. рис. 3.50) в одном разделе, поскольку они в некотором смысле противоположны по назначению. Инструмент Пипетка (Eyedropper) позволяет брать образцы цвета из заданных участков изображения, в то время как Заливка (Paint Bucket) позволяет заливать цветом выделенные области изображения.


Рис. 3.50. Инструменты Пипетка (Eyedropper) и Заливка (Paint Bucket)

Рассмотрим инструмент Пипетка (Eyedropper).

Инструмент Пипетка (Eyedropper)

Этот инструмент оказывает неоценимую помощь в ходе работы с программой Photoshop. Пусть, скажем, вы работаете над редактированием фотографии и вам требуется устранить пятно или замаскировать место разрыва. Можно было бы потратить целый день в поисках цвета, точно соответствующего цвету области, окружающей дефект, но достаточно применить инструмент Пипетка (Eyedropper), чтобы взять образец именно того цвета, какой требуется, как показано на рис. 3.51.


Рис. 3.51. Взятие образца цвета с изображения цветка

Инструмент Пипетка (Eyedropper) столь полезен, что, с каким бы из инструментов рисования вы ни работали, нажатие клавиши Alt временно превращает его в Пипетка (Eyedropper). Это позволяет быстро взять образец цвета и продолжить работу.
В палитре параметров инструмента Пипетка (Eyedropper) можно указать, должен ли образец соответствовать цвету единственного пикселя или усредняться в пределах участка размером 3 на 3 или 5 на 5 пикселей. Для получения более точных результатов определения цвета выбирайте первый вариант. Для получения результатов, более устойчивых к случайным отклонениям цвета, предлагаю использовать вариант усреднения на площадке 5 на 5 пикселей.
Попробуем применить инструмент Пипетка (Eyedropper) на реальном изображении, чтобы посмотреть, на что он способен.

  1. Откройте файл 03file06.jpg, располагающийся на компакт-диске.
  2. Выберите инструмент Пипетка (Eyedropper) на панели инструментов.
  3. Щелкните на одном из лепестков цветка.
  4. Обратите внимание на изменение образца основного цвета на панели инструментов. Попробуйте взять образцы цвета с других участков изображения.
  5. Откройте файл 03file07.jpg и переходите к следующему разделу.

Инструмент Paint Bucket (Заливка)

Этот инструмент - реальное средство экономии времени. Если на изображении имеется большая область одинакового или близкого по оттенкам цвета, который требуется изменить, то ничто не поможет вам лучше, чем инструмент Заливка (Paint Bucket). Конечно, можно воспользоваться и кистью, но в этом случае существует риск случайно затронуть участки изображения, которые не требовалось перекрашивать. Да и кроме того, с помощью кисти перекрашивание потребует гораздо большего времени.
Получив нужный цветовой оттенок, выбранный с помощью окна диалога Палитра цветов (Color Picker) или взятый прямо с изображения с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper), следует дважды щелкнуть на инструмента Заливка (Paint Bucket), чтобы раскрыть палитру его параметров, показанную на рис. 3.52.


Рис. 3.52. Палитра Заливка (Paint Bucket Options)

Параметр заливки Допуск (Tolerance) может принимать значения от 0 до 255. Чем ниже величина допуска, тем уже диапазон оттенков смежных пикселей, цвет которых будет изменяться на цвет заливки. С другой стороны, чем больше значение допуска, тем большее число пикселей, имеющих сходные цветовые оттенки, будет залито новым цветом.
Попробуем испытать этот инструмент на деле.

  1. Если файл 03file06.jpg еще не открыт, то откройте его сейчас вместе с файлом 03file07.jpg.
  2. Щелкните на окне документа 03file06.jpg, чтобы сделать его активным.
  3. Щелкните на кнопке инструмента Пипетка (Eyedropper) и постарайтесь взять образец какого-нибудь оттенка на лепестках цветков.
  4. Теперь активизируйте окно документа 03file07.jpg.
  5. Выберите инструмент Заливка (Paint Bucket) или просто нажмите клавишу K в латинском регистре.
  6. Поместите указатель на изображение одуванчика, как показано на рис. 3.53, и щелкните кнопкой мыши.
  7. Откройте палитру параметров инструмента и установите Непрозрачность (Opacity) равной примерно 60%, а Допуск (Tolerance) - приблизительно 75%.

Рис. 3.53. Цветовая заливка головки одуванчика

ЗАМЕЧАНИЕ Если требуется изменить величину параметра Непрозрачность (Opacity) в палитре параметров любого из инструментов, можно нажать одну из цифровых клавиш от 0 до 9. Введенное число будет соответствовать десяткам процентов непрозрачности, например 2 - 20%, 7 - 70%, а 0 - 100%.

Вам необходимо натренировать глаз, чтобы правильно определять необходимую величину допуска при использовании инструмента Заливка (Paint Bucket). Если получившийся результат не удовлетворяет вас, выберите команду меню Редактирование - Отменить (Edit - Undo) и попробуйте изменить величину параметра Допуск (Tolerance). Заливка не всегда приводит к идеальным результатам, но если площадь изображения, окрашенная в сходные цвета, достаточно велика, обычно удается подобрать такую величину допуска, при которой заливка окажется удачной.
Еще один прием, который можно попробовать, если инструмент Заливка (Paint Bucket) изменяет цвет тех пикселей, на которые вы не хотели бы распространять его действие, состоит в построении рамки выделенной области вокруг участка изображения, подлежащего перекрашиванию. Рамка поможет ограничить область действия инструмента.
Помните одно: что бы вы ни хотели сделать с изображением, в программе Photoshop, скорее всего, есть способ добиться этого.

Резюме

Надеюсь, вы получили удовольствие от этого урока и немного расширили свои знания о программе Photoshop и ее инструментах для рисования и раскрашивания. Мы едва заглянули в сокровищницу методов, которые может предоставить вам эта программа. Предлагаю вам пополнить полученные знания в ходе небольшого эксперимента. Попытайтесь самостоятельно раскрасить что-нибудь, создать собственный каталог из образцов наиболее любимых цветов, попробуйте нарисовать несколько картинок, используя знания об инструментах из арсенала художника и средств выделения областей.
Как я уже говорил, данное руководство призвано лишь направить вас на верный путь. Наилучшие знания приобретаются, когда вы неожиданно для себя самостоятельно открываете метод, вносящий ясность в понимание двух других и укрепляющий ваши познания в области Photoshop.
До встречи на следующем уроке.

Содержание | Далее