Все, что окружает нас, имеет цвет, но только некоторым дано задумываться о его природе и пытаться распознать ее. Видеть цвет настолько же привычно для людей, обладающих нормальным зрением, как дышать воздухом. Однако стоит обратить внимание на цвет предметов, как вы сразу заметите различие оттенков. Обратите взгляд на оттенки зеленого цвета листьев на деревьях за окном. Посмотрите, как они отличаются от зеленого цвета травы. Присмотритесь к игре света и тени - это зрелище способно увлечь. Данная глава должна дать вам начальные знания о работе с цветом в программе Photoshop.
Итак, мы знаем, что такое цвет на уровне повседневного восприятия, но каким образом он воспроизводится на экране монитора, а тем более на бумаге (о чем речь пойдет несколько ниже)?
Представление информации в компьютере, как вы, вероятно, знаете, основывается на двоичной системе счисления, то есть, проще говоря, на комбинациях нулей и единиц. Элементарная логическая ячейка компьютера может быть только в двух состояниях: "включено" или "выключено". Разумеется, это чрезвычайно упрощенный взгляд на сложную машину, стоящую у вас на столе, но в разговоре о пикселях такой подход оказывается полезным.
Пиксель (это слово, напомним, происходит от английских слов "picture element", означающих "элемент изображения") - это элементарная ячейка, множество которых равномерно располагается в виде строк и столбцов на экране монитора. В одном дюйме экранного пространства размещается 72 пикселя. В простейшем случае эти пиксели могут быть "включены" или "выключены", передавая, таким образом, два цвета: белый и черный. Разумеется, на самом деле на экране большинства компьютеров может отображаться гораздо больше цветов.
Возможность демонстрировать множество цветовых оттенков (до 16,7 миллиона) на экранах современных мониторов является следствием того, что каждому пикселю присуща определенная глубина цвета. Она характеризует количество оттенков, которые может воспроизводить отдельный пиксель изображения. Пиксель с глубиной цвета в 8 бит может передавать 2 в восьмой степени, то есть 256 цветов. Глубина цвета в 16 бит обеспечивает уже возможность воспроизведения 65 536 оттенков. При глубине цвета в 24 бита допустимое число оттенков достигает более 16,7 миллиона, или, точнее, 2 в 24-й степени, цветов.
Глубина цвета оказывает решающее влияние на качество воспроизведения изображений, но у всего положительного есть и отрицательная сторона: чем четче, ярче и жизненнее выглядит изображение, тем больше компьютерной памяти требуется для его хранения. Не так уж редко приходится работать с изображениями, занимающими по 10 и более мегабайт, а если говорить об изображениях высокого разрешения, то придется столкнуться с еще большими объемами требуемой памяти.
Теперь, когда мы немного обсудили вопросы отображения цвета на экране вашего компьютера, вообразите, что вам предстоит построить систему, позволяющую описывать всю упомянутую совокупность цветов. С чего начать? Как разделить субъективный взгляд на цвет и объективное цветовое восприятие? Это совсем не просто.
Возможности воспроизведения цвета в рамках той или иной системы описания характеризуются так называемым цветовым пространством, или гаммой цветов, что схематически иллюстрируется на рис. 4.1. Эти понятия призваны охарактеризовать общий объем описываемых цветовых оттенков. Человеческий глаз воспринимает больше оттенков, чем может воспроизвести на экране или при печати компьютер. Таким образом, цветовые пространства разных моделей представления цвета - это лишь подпространства множества цветов, доступного человеческому глазу.
Цветовое пространство - это полный набор всех возможных цветов. Гамма цветов - это все оттенки цвета, которые могут быть представлены в рамках заданной цветовой модели. Итак, гамма цветов - это подмножество цветового пространства.
На данном уроке мы собираемся рассмотреть различные свойства цвета, проявляющиеся как в программе Photoshop, так и в реальной жизни. Некоторые сведения сначала могут показаться вам несколько экзотическими, но их полезно знать для дальнейшего продвижения по пути освоения программы Photoshop. Как бы там ни было, чем больше вы будете знать о природе цвета и о том, каким образом цвет представляется в программе Photoshop, тем лучше для вас. Но не расстраивайтесь, я постараюсь быть как можно более кратким и не заставлю вас мучаться.
Первое, что предстоит узнать: Photoshop описывает цвет в рамках различных цветовых моделей. Ниже перечисляются названия этих моделей:
Наиболее представительной из этих моделей является модель CIE Lab. Описываемая с ее помощью гамма цветов является самой широкой. Про цвета модели CIE Lab говорят, что они "аппаратно-независимы". Это означает, что разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати вне зависимости от типа устройства воспроизведения. Тем не менее не этой моделью вам придется пользоваться чаще всего.
Ну а теперь сосредоточим внимание на том, что требуется для практической работы и что необходимо знать, чтобы приступить к работе с цветом. Упомянутые три модели, HSB, RGB и CMYK, будут оказывать гораздо большее влияние на вашу работу с программой Photoshop. Рассмотрим использование этих моделей для отображения и формирования цветов, а затем перейдем к обсуждению цветовых режимов программы Photoshop. Цветовые режимы - это методы воспроизведения цвета, основывающиеся на соответствующих моделях. Фактически, цветовые режимы Photoshop точно соответствуют той или иной модели воспроизведения цвета.
Почему бы нам для интереса не попытаться решить какую-нибудь практическую задачку перед тем, как продолжить? Работа над приведенным ниже упражнением даст вам лучшее представление о совокупности идей, с которыми нам предстоит кратко познакомиться. Мы рассмотрим цветной снимок и проследим, как использование различных цветовых моделей сказывается на качестве воспроизведения цвета.
Попробуем выполнить преобразование одной цветовой модели в другую.
Если у вас есть в распоряжении цветной принтер, имеет смысл попробовать напечатать данный документ. Выглядит ли он так, как требовалось? Оказались ли напечатанные цвета такими же, какими они были на экране монитора? Если да, то считайте, что вам повезло: ваш монитор калиброван должным образом. Если же нет, то требуется произвести калибровку (цветовую коррекцию) монитора, чтобы демонстрируемые на нем цвета точно соответствовали цветам, воспроизводимым при печати.
Выполнение калибровки монитора мы рассмотрим несколько позже. А пока обратимся к цветовым режимам и моделям, чтобы понять, что мы делали в предыдущем упражнении.
Различие между цветовыми режимами и моделями очень просто. Понятием "режимы" характеризуются общие методы определения цвета, в то время как модели - это способы реализации данных методов в программе Photoshop. В данном разделе мы рассмотрим как модели, так и режимы.
Ниже перечисляются все цветовые режимы, реализованные в программе Photoshop, доступ к которым открывается посредством команды меню Изображение - Режим (Image - Mode):
Мы уже убедились, что цветовые модели RGB и CMYK имеют соответствующие режимы, реализованные в программе Photoshop. В этом разделе мы рассмотрим также режимы Градации серого (Grayscale) и Индексированные цвета (Indexed Color).
Перед тем как начать, необходимо заметить, что для лучшего усвоения данного материала следует запустить программу Photoshop и держать ее наготове. Конечно, определенные крупицы знаний вы получите и при обычном чтении текста, однако настоящее понимание не придет до тех пор, пока вы не начнете практически работать с программой Photoshop. Это определяется следующими причинами:
Начнем с наиболее простых цветовых режимов, реализованных в программе Photoshop, - Битовый (Bitmap) и Градации серого (Grayscale).
В режиме Битовый (Bitmap) для отображения графического документа используются лишь два цвета: черный и белый, в то время как в режиме Градации серого (Grayscale) для тех же целей предоставляются 256 градаций серого тона. Взгляните для примера на рис. 4.6 и 4.7.
Обратите внимание на существенную разницу в качестве представления изображений. Фотография в режиме Градации серого (Grayscale) выглядит чисто и четко, а в режиме Битовый (Bitmap) - отнюдь нет. Существует, однако, целый ряд вариантов преобразования изображений в режим Битовый (Bitmap), которые будут рассмотрены в ходе данного урока ниже (не следует путать битовый режим с форматом файлов Bitmap, о котором речь идет в Приложении В).
Дуплекс представляет собой смешанный цветовой режим, использующий помимо градаций черного и белого дополнительный цветовой оттенок. Если вам приходилось видеть старые фотоснимки, на которых щеки персонажей имеют розоватый оттенок, а глаза или волосы слегка окрашены в соответствующий цвет, то вы должны иметь представление о том, что такое дуплекс. Таким образом, дуплекс - это черно-белый полутоновой режим с добавкой дополнительного цвета. Но почему следует ограничиваться только одним дополнительным цветом? При желании можно добавлять до четырех цветов.
Цветовая модель HSB основывается на принципах восприятия цвета человеческим глазом. Название HSB происходит от слов Hue, Saturation, Brightness (цветовой тон, насыщенность, яркость). Цветовой тон соответствует базовому цвету - красному, зеленому, синему и т. п. Насыщенность характеризует степень чистоты цвета, то есть долю чистого цветового тона в результирующем оттенке. Яркость позволяет делать цвет светлее или темнее.
Назначение этих компонентов становится очевидным, если выбрать команду меню Окно - Показать Синтез (Window - Show Color), открыв палитру Синтез (Color), показанную на рис. 4.5. Щелкните на кнопке с треугольной стрелкой в правом верхнем углу палитры, раскрыв ее меню, и выберите команду Модель HSB (HSB Sliders).
В верхней части палитры размещается ползунок H (Hue - цветовой тон). Выберите тот или иной цвет, щелкнув на шкале в нижней части палитры. Обратите внимание на значения величины цветового тона в текстовом поле справа от ползунка. Эти значения указывают положение цвета на цветовом круге (в градусах):
Средний ползунок управляет насыщенностью цвета. При его перемещении в крайнее правое положение будет наблюдаться чистый цветовой тон. Если же переместить ползунок в крайнее левое положение, цвет превратится в градацию серого тона или даже станет белым. Попробуйте перемещать ползунок взад-вперед и наблюдайте за образцом основного цвета. Обратите внимание на происходящие изменения цвета.
Перетаскивая ползунок, управляющий яркостью, можно делать цвет светлее или темнее. Значение данного параметра, равное 100%, соответствует наибольшей яркости цвета; при значении яркости, равном 0%, любой цветовой тон превращается в черный цвет.
В правом нижнем углу палитры время от времени будет появляться значок сообщения Цвет вне CMYK (Out of Gamut), означающий, что при многослойной печати данный оттенок не может быть точно воспроизведен. Щелкните на предупреждающем значке, чтобы автоматически выбрать ближайший к текущему оттенок цвета, входящий в цветовой охват модели. Более подробно о цветах CMYK и многослойной печати мы поговорим позднее.
Все три параметра - Hue, Saturation, Brightness (цветовой тон, насыщенность, яркость) - в комбинации определяют любой допустимый оттенок, что обеспечивает простой и интуитивно понятный способ выбора цветов. На рис. 4.8 показано окно диалога Палитра цветов (Color Picker), установленное в режим HSB (это видно по положению переключателя справа от цветового поля). Щелкните на переключателе S, чтобы перейти к настройке насыщенности (см. рис. 4.9). Обратите внимание, как при этом изменится вид цветового поля в окне диалога. На рис. 4.10 показано то же окно диалога при установленном переключателе B.
Работая в Photoshop, я обычно предпочитаю использовать цветовую модель HSB, поскольку достаточно просто настраивать цвет именно тем способом, каким его воспринимают наши глаза. Я знаю, что, перетаскивая ползунок Яркость (Brightness) влево, я получу более темные оттенки цвета, а увеличивая значение параметра Насыщенность (Saturation), добьюсь более чистого цвета.
Если вы планируете демонстрировать свои графические работы на страницах Web-узлов или в ходе мультимедиа-презентаций, модель HSB отлично подходит для работы над изображениями. Правда, при подготовке Web-графики в конце работы придется переключиться в режим Индексированные цвета (Indexed Color), о чем пойдет речь в главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления web-страниц". То, что вы видите на экране монитора, близко к тому, что увидят все остальные, но лишь отчасти, особенно в случае с Web-графикой. Мы обсудим несколько тем применительно к Web-графике в ходе урока 14.
Модель RGB базируется на трех основных цветах: красном, зеленом и синем. Именно так происходит отображение всего многообразия цветовых оттенков на экранах компьютерных мониторов (электронные лучи разной интенсивности заставляют светиться зерна люминофора трех названных цветов). Данная модель является аддитивной. Это означает, что при суммировании равных долей трех названных цветов 100-процентной интенсивности получается белый цвет. Это, разумеется, означает также и то, что если предельно уменьшить интенсивность всех трех цветовых компонентов (то есть установить ползунки красного, зеленого и синего цветов в положение 0), результатом будет черный цвет. Попробуем проделать это.
Выберите команду меню Окно - Показать Синтез (Window - Show Color). В меню палитры Синтез (Color), раскрывающемся после щелчка на кнопке в ее правом верхнем углу, выберите команду Модель RGB (RGB Sliders). Палитра примет вид, показанный на рис. 4.11. Это обеспечит нам уверенность в том, что мы с самого начала работаем в режиме RGB, предохраняя от необходимости преобразования режимов.
Обратите внимание на то, что при перемещении одного из ползунков меняется цвет шкал остальных двух ползунков. Но если в режиме HSB регулирование ползунка Цветовой тон (Hue) вело к интуитивно предсказуемому изменению цвета шкалы ползунка Яркость (Brightness), то настройка цвета в режиме RGB не столь очевидна. Нам, однако, не требуется становиться экспертами цвета, пока в нашем распоряжении есть цветовая шкала в нижней части палитры. Избегая необходимости слишком глубоко вникать в секреты манипулирования цветом, мы можем щелчком в пределах этой шкалы сразу получить если не нужный цвет, то достаточно хорошее приближение к нему.
Цвета модели CMYK (от слов Cyan, Magenta, Yellow, blacK - голубой, пурпурный, желтый, черный) известны как цвета многослойной печати. Именно с использованием чернил из этого набора базовых цветов сделана большая часть печатной продукции, с которой вы сталкиваетесь каждый день, от афиш до журнальных иллюстраций. Чтобы получить все разнообразие красок, которое наблюдается, скажем, на страницах журнала мод, в разных сочетаниях комбинируются четыре базовых цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный.
На печатной странице эти цвета появляются в виде элементов растра, причем их максимальный размер и наклон строк можно изменять. Чем меньше размер точек растра при неизменном расстоянии между ними, тем меньше концентрация цвета. За счет угла наклона линий растра можно управлять тем, как будет происходить смешивание чернил разного цвета.
Еще не так давно специалисты по фотонаборному процессу проделывали вручную работу по подбору частоты и угла наклона линий растра, но успехи в развитии компьютерной техники и настольных издательских систем привели к тому, что необходимость в выполнении подобных операций вручную отпала.
Чтобы понять, что же на самом деле происходит при подготовке к четырехцветной, или многослойной, печати, читайте следующий раздел. В нем мы тщательно рассмотрим, на что похоже изображение в режиме CMYK.
Цвета модели CMYK используются при профессиональной цветной печати, а также реализуются в виде набора цветных чернил, используемых в большинстве относительно недорогих моделей цветных принтеров. Правда, в принтерах, предназначенных для домашнего использования, применяются, как правило, только чернила CMY-цветов.
Возьмите для примера любой журнал с цветными иллюстрациями. Найдите подходящую картинку (для такой цели отлично подходят телесные тона), и рассмотрите ее через увеличительное стекло. Печатники и специалисты по предпечатной подготовке имеют для этого специальные лупы.
Если вы присмотритесь достаточно внимательно, то заметите муаровые узоры. Они образованы точками растра, формирующегося в процессе четырехслойной печати. С помощью элементов растра, размещаемых на различных интервалах и под разными углами, можно воспроизвести практически любой цвет. Попробуйте проделать следующее упражнение:
Ниже приводится еще один пример, призванный дать вам лучшее представление о том, как точки растра, состоящего из цветов CMYK, воспроизводят на изображении все многообразие цветовых оттенков.
Представленный на рисунке результат - это как бы увеличенное для большего впечатления изображение того, что реально происходит при четырехцветной печати. Обратите внимание на различный размер точек разного цвета. Кроме того, отметьте углы, под которыми строки точек разного цвета пересекаются друг с другом. Именно таким образом и воспроизводится при печати спектр цветов, наблюдаемый на страницах печатной продукции.
Как уже говорилось, лучше всего для изучения принципов работы с программой Photoshop запустить это приложение и раскрыть палитру Синтез (Color), положив перед собой эту книгу и, возможно, вооружившись бокалом любимого напитка.
Итак, для начала выберите команду меню Окно - Показать Синтез (Window - Show Color). В меню палитры Синтез (Color), раскрывающемся по щелчку на кнопке в правом верхнем углу палитры, выберите команду Модель CMYK (CMYK Sliders). Это позволит нам с самого начала работать в режиме CMYK, не выходя за пределы гаммы цветов этой модели.
CMYK не относится к числу интуитивно-понятных цветовых режимов. Как и в случае цветов RGB, каждое изменение, производимое одним из ползунков, сказывается на цвете шкал остальных компонентов цвета. Предположим, что вы перетащили ползунок C (Cyan - Голубой) в крайнее правое положение, увеличив интенсивность голубой составляющей до 100%. Остальные компоненты приобретут голубоватый оттенок. Если же вы перетащите ползунок Cyan (Голубой) в крайнее левое положение, вообще удалив голубую составляющую, то остальные составляющие станут розоватыми - при условии, что черный цветовой компонент имеет не слишком высокую интенсивность.
Индексированные цвета прекрасно проявляют себя в тех случаях, когда вы заставляете их работать на вас. В этом режиме вам предоставляется палитра цветов, или, лучше сказать, набор из 7 палитр, каждая из которых содержит по 256 цветов. Работая в этом режиме, вы точно знаете, с какими цветами имеете дело, а если вас не устраивает ни одна из цветовых палитр, заготовленных разработчиками программы Photoshop, можете создать свою собственную.
В первую очередь режим индексированных цветов незаменим для разработки Web-графики. Броузеры точно воспроизводят всего 216 оттенков цвета, и эти цвета заготовлены в палитрах режима Индексированные цвета (Indexed Color).
Перед тем как вы глубоко задумаетесь о том, что в этом режиме в вашем распоряжении оказывается всего 256 цветов, позвольте мне несколько успокоить вас, сказав, что это не совсем так. На изображениях в режиме индексированных цветов применяются различные методы настройки растра (dithering). Это означает, что отдельные цвета палитры чередуются друг с другом таким образом, что, сливаясь на экране, производят впечатление появления дополнительных (257-го и далее) оттенков. Взгляните на окно диалога Индексированный цвет (Indexed Color), показанное на рис. 4.15. Чтобы вызвать его, выберите команду меню Изображение - Режим - Индексированные цвета (Image - Mode - Indexed Color).
Работая с индексированным цветом, вы имеете возможность выбора одной из следующих цветовых палитр:
Для создания заказной палитры проделайте следующее:
Это, однако, еще не то, что мы хотели бы иметь. Нам нужно создать свою палитру цветов. Вот как это делается:
Итак, выбранный цвет стал частью цветовой таблицы, но было бы слишком утомительно многократно повторять описанную процедуру заполнения палитры, связанную с необходимостью вручную открывать каждую ячейку и выбирать нужный цвет. Программа Photoshop упрощает эту задачу следующим образом:
Программа Photoshop произведет необходимые расчеты, самостоятельно определив цвета со 2-го по 255-й и поместив их в соответствующие ячейки палитры. Ну как, можно считать это упрощением?
Составив цветовую таблицу, полностью удовлетворяющую вашим запросам, сохраните ее, щелкнув на кнопке Сохранить (Save) в окне диалога Таблица цветов (Color Table). Щелкнув на кнопке Загрузить (Load), можно открыть ранее сохраненную таблицу цветов.
Истинное искусство работы с цветом состоит в том, чтобы знать, какой цветовой режим требуется для решения той или иной задачи, какой режим в наибольшей мере способствует достижению задуманных планов. Если вы собираетесь печатать графическую работу, выбирайте режим CMYK. Если же вы планируете публиковать свои произведения на страницах web-узлов, то, полагаю, вы будете работать в режиме RGB, преобразовывая графику на заключительном этапе в режим индексированных цветов.
Все, что требуется проделать для преобразования цветового режима графики, если иметь в виду чисто механические действия, не учитывающие возможных изменений качества изображения, - это раскрыть подменю Изображение - Режим (Image - Mode) и выбрать нужную команду преобразования.
Хотя программа Photoshop использует режим с самой широкой гаммой цветов (режим Lab) в качестве промежуточного эталона при взаимном преобразовании цветовых режимов, нет никаких гарантий, что какие-то оттенки цвета в ходе преобразования не будут искажены.
Еще раз хочу подчеркнуть, что основное правило получения хороших результатов в работе с цветом состоит в следующем: не работайте в режиме RGB, если вы собираетесь печатать изображение. Вместо этого необходимо с самого начала работать в режиме CMYK. Если же вы готовите образцы Web-графики, выбирайте режим Индексированные цвета (Indexed Color) или работайте в RGB, а затем преобразуйте результат в режим индексированных цветов. Понимание этого поможет вам сберечь многие часы драгоценного времени, которое иначе может уйти на то, чтобы разобраться, почему столь странно выглядит в окне броузера Web-страница, которая отлично смотрелась на домашнем компьютере в системе Windows, или почему желтый цвет после печати кажется коричневым.
Но что делать, если окажется, что требуемый цветовой режим недоступен в подменю Изображение - Режим (Image - Mode)? Нет никаких причин для беспокойства. Действительно, в ряде случаев команда преобразования в необходимый цветовой режим может оказаться недоступной, но эту ситуацию всегда можно исправить, выполнив сначала преобразование в режим Lab (Lab Color), а после этого - в требуемый режим. Например, если вы создадите или импортируете изображение в режиме Индексированные цвета (Indexed Color), то команда CMYK (CMYK Color) будет недоступна для выбора. При этом существует два варианта действий. Преобразуйте изображение сначала в режим Lab или RGB, а уже затем - в CMYK, но при этом будьте осторожны. Следите, чтобы цвета после преобразования были такими, на которые вы рассчитывали.
Большая часть преобразований цветового режима сводится к простому выбору одной из команд подменю Изображение - Режим (Image - Mode), после чего стоит на всякий случай скрестить пальцы: "Только бы получилось!" При взаимном преобразовании битового режима и режима градаций серого имеется, тем не менее, целый ряд возможностей (в битовый режим можно перейти только из режима градаций серого). На рис. 4.18 показано изображение, с которым мы будем экспериментировать в данном разделе.
На рис. 4.19 приведено окно диалога Битовый формат (Bitmap), появляющееся при выборе команды меню Изображение - Режим - Битовый (Image - Mode - Bitmap).
Рассмотрим набор параметров, доступных для использования в этом режиме.
Ниже описывается еще один вариант преобразования изображения в режим Битовый (Bitmap). Он подразумевает заливку изображения узором, состоящим из повторяющихся фрагментов другого изображения.
В данном случае программа использует образец определенного вами узора и создает на его основе черно-белое изображение из преобразуемого полутонового оригинала. При этом возникает интересный графический эффект, который можно применять в сочетании со специальными фильтрами (за сведениями о фильтрах обратитесь к главе "Урок 12: фильтры Photoshop").
Цветовые каналы являются великолепным подспорьем в работе с цветом. Вспомните начало данного урока, когда вы пытались откорректировать отдельные компоненты цвета CMYK, но не могли сделать это без случайного воздействия на остальные компоненты. Так вот, с помощью цветовых каналов, иногда называемых также альфа-каналами, можно корректировать каждый цветовой компонент изображения независимо от других.
Каналы представляют собой копии исходного изображения, образованные отдельными составляющими цвета. Изображения в режимах Битовый (Bitmap), Градации серого (Grayscale), Дуплекс (Duotone) и Индексированные цвета (Indexed Color) имеют всего по одному цветовому каналу, в то время как в режиме RGB - три канала, а в режиме CMYK - четыре.
Попробуйте выключить один из цветовых каналов многоканального изображения, щелкнув на принадлежащем этому каналу значке в виде глаза в левой части палитры Каналы (Channels). Изображение в окне документа утратит составляющую цвета, соответствующего данному каналу. Все изменения, вносимые после этого в изображение (о методах внесения таких изменений мы поговорим на следующем уроке), не повлияют на компонент цвета выключенного канала.
Чтобы создать новый канал, щелкните на кнопке Создать новый канал (Create New Channel) в нижней части палитры Каналы (Channels). Для удаления канала следует выделить его строку в окне палитры Каналы (Channels), а затем перетащить эту строку на кнопку Удалить текущий канал (Delete Current Channel) со значком в виде мусорной корзины в нижней части палитры.
Во-первых, давайте сразу оговорим следующее: если вас полностью устраивает качество четырехцветной (или трехцветной, в зависимости от типа принтера) печати документов, у вас нет проблем с калибровкой монитора и нет необходимости читать данный раздел. Он предназначен только для тех, кто испытывает затруднения, пытаясь установить причину расхождений между цветами изображения на экране монитора и на листах бумаги после печати, или тех, кто стремится улучшить качество печати, как, вероятно, стремимся время от времени мы все.
Для начала необходимо напечатать файл testpict.jpg (или файл под названием Ole no Moire в системе Mac OS). Вы найдете этот файл в папке Calibrat, вложенной в папку Photoshop. Ну, как он выглядит после печати? Отлично? Или не очень? Что ж, посмотрим, что можно предпринять для улучшения качества печатной копии изображения.
Перед тем как приступать к калибровке, необходимо, во-первых, убедиться в том, что монитор хорошо прогрет, для чего он должен находиться во включенном состоянии по крайней мере час. Во-вторых, следует убрать какие бы то ни было фоновые узоры и рисунки с поверхности рабочего стола операционной системы. Хотя эти элементы оформления иногда выглядят красиво, тем не менее они могут помешать объективному восприятию цветов тестового изображения. На восприятие цвета некоторого объекта существенное влияние оказывают цветовые пятна, расположенные в непосредственной близости от него. Так, например, пятно синего цвета на белом фоне выглядит совсем иначе, чем, скажем, на светло-желтом фоне.
Далее, следует убедиться, что условия освещенности рабочего места не отличаются от обычных. Постарайтесь настроить яркость и контрастность изображения на экране монитора таким образом, чтобы наблюдать изображение не было утомительно для глаз. Настроив все должным образом, следует как-либо отметить положение элементов управления монитором, чтобы иметь возможность быстро восстановить настройки, если они случайно будут сбиты (помните, как часто говорят: "Не трогай эту ручку!"). В процессе подготовки следует также принять меры для устранения бликов на экране от офисных ламп и окон.
Теперь можно приступить собственно к калибровке.
Добившись удовлетворительного качества калибровки, необходимо сохранить набор калибровочных параметров. Щелкните на кнопке Сохранить настройки (Save Settings) на панели управления Гамма-коррекция (Gamma) в системе Mac OS или на кнопке Сохранить (Save) в окне диалога Калибровка (Calibrate) системы Windows, определите имя файла параметров и щелкните на кнопке Да (OK). Такой прием позволяет создавать различные наборы калибровочных параметров для разных пользователей, разных сортов бумаги и различного назначения графических материалов (просмотр на экране или печать на бумаге).
Если вы ранее не представляли себе всей сложности вопросов не только воспроизведения цвета с помощью световых лучей или цветных чернил, но и природы цвета как такового, то, надеюсь, данная глава открыла вам глаза на отдельные аспекты этой таинственной отрасли знаний. Разбираться с тонкостями воспроизведения цвета можно годами, так что, полагаю, вы не остановитесь на полученном уровне знаний и углубите их самостоятельно. Надеюсь также, что прочитанного материала будет достаточно, чтобы включить компьютер и начать работу с цветом.
Итак, в этой главе мы рассмотрели различные модели воспроизведения цвета и цветовые режимы, реализованные в программе Photoshop. Мы рассмотрели также несколько характерных вопросов, имеющих отношение к преобразованию одних цветовых режимов в другие. Необходимо запомнить, что, хотя для взаимного преобразования цветовых режимов программа Photoshop использует в качестве промежуточного эталона режим Lab с самой широкой гаммой цветов, тем не менее в ходе преобразования, как правило, происходит потеря определенных цветовых оттенков. Поэтому старайтесь всегда, когда это возможно, сразу начинать работу в том режиме, в котором будет использоваться итоговое изображение.
В заключительной части урока мы кратко обсудили средства цветовой калибровки программы Photoshop. Не всегда просто добиться точного соответствия цвета электронной версии изображения и его печатных копий или даже тех же электронных форм, но представленных на компьютерах других типов или под управлением других операционных систем. Однако последовательная реализация методов калибровки может в значительной мере помочь в преодолении наблюдаемых расхождений.
На следующем уроке вы еще глубже погрузитесь в мир цвета, занявшись изучением того, как выполняется коррекция тона и общая цветовая коррекция изображений.