Среди различных образцов прикладного программного обеспечения, включа ющих множество оригинальных разработок, фильтры Photoshop выделяются как одни из самых оригинальных. Они призваны экономить ваше время и деньги, а также обеспечивать подъем ваших созидательных возможностей на новый качественный уровень - и все это за счет простого щелчка кнопкой мыши после перемещения нескольких ползунков в окне диалога.
Фильтры служат для создания специальных графических эффектов. Слова "я применил фильтр к изображению" означают, что пользователь применил к изображению эффект размытия, освещения или один из группы эффектов имитации приемов живописи. Photoshop 4.0 включает в свой состав множество новых фильтров. В их число входят 99 средств создания эффектов, непосредственно встроенных в программу (часть из них представлена на рис. 12.1), а также бесчисленное множество дополнительных модулей, совместимых с программой Photoshop и разрабатываемых различными компаниями, например Xaos или Alien Skin.
В связи с очевидными ограничениями как по объему материала, так и по времени на его изучение в этой главе не будет приведено описание всех фильтров. Изложение, скорее, будет касаться наиболее популярных и наиболее полезных, и обещаю вам, что вы будете в восторге. Но к делу. После того как вы постепенно освоите использование фильтров, взгляните на их возможности пошире, не ограничиваясь основами, которые узнаете из этой главы.
Одним из важных моментов, которые следует помнить в процессе работы с фильтрами, состоит в том, что фильтры применяются не во всех цветовых режимах , поддерживаемых программой Photoshop. В частности, не допускается применение фильтров, если изображение находится в следующих режимах:
В режимах CMYK и Lab можно применять лишь некоторые фильтры, а в число тех, которые не могут быть использованы, входят фильтры следующих групп:
Фильтры группы Видео (Video) доступны в режиме Lab, но не могут использоваться в режиме CMYK.
Таким образом, если в ходе работы вы вдруг обнаружили, что команды вызова тех или иных фильтров недоступны (в меню они изображаются тусклым тоном символов), вам следует изменить текущий цветовой режим. Работая с фильтрами, устанавливайте цветовой режим RGB. В 9 случаях из 10-ти он оптимален для использования фильтров. Если планируется печатать результаты обработки изображения на бумаге, попробуйте оставаться в режиме CMYK и использовать те фильтры, с которыми допускается работа в данном режиме. Преобразование из режима CMYK в RGB и обратно никогда не приводит к хорошим результатам, поэтому такой вариант следует использовать только при крайней необходимости. За более подробными сведениями по цветовым режимам и взаимным преобразованиям обратитесь к главе "Урок 4: цветовые режимы и модели".
Несмотря на все оговорки, фильтры на самом деле очень просты в использовании. Основной проблемой, с которой вам придется столкнуться, станет отсутствие знаний о реальном предназначении того или иного фильтра. Надеюсь, что эта глава хотя бы отчасти поможет вам разобраться в этом вопросе, а ваш собственный дальнейший опыт покроет оставшиеся пробелы в знаниях. Следует, однако, иметь в виду, что существуют, образно говоря, тысячи, а то и миллионы различных вариаций эффектов действия фильтров.
Все, что требуется сделать для вызова того или иного фильтра, - это щелкнуть на пункте Фильтр (Filter) основного меню, выделить соответствующую группу фильтров и выбрать строку с названием нужного фильтра в раскрывшемся подменю. По умолчанию фильтр будет применен целиком ко всему изображению в активном окне документа, как показано на рис. 12.2.
Вы должны заметить, что хотя и не все, но большинство фильтров имеют окна диалога. Типичное окно обеспечивает возможность предварительного просмотра эффекта, демонстрируемого либо на примере небольшого по размерам поля просмотра, либо непосредственно в окне документа. Как правило, вы можете отключить режим предварительного просмотра, но я не рекомендую делать это. Предварительный просмотр - единственный способ заранее узнать, как будет выглядеть результат воздействия фильтра на конкретное изображение, да к тому же в поле просмотра эффект проявляется быстрее - ведь из-за больших объемов математических вычислений, которые требуется произвести компьютеру для получения результатов в окне документа, иногда приходится подолгу ждать окончания операции.
Ниже поля просмотра в окне диалога вы можете видеть две маленькие кнопки со значками "+" и "-", как показано на рис. 12.3. С их помощью можно менять масштаб части документа, отображаемой в поле просмотра. Для увеличения масштаба следует щелкнуть на кнопке со значком "+", а для уменьшения - на кнопке со значком "-".
Имеется возможность выполнять прокрутку изображения в поле просмотра. Для этого поместите указатель мыши в поле просмотра; указатель примет вид руки. Щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте изображение до тех пор, пока в пределы поля не попадет интересующая вас часть изображения.
Наконец, следите за мерцающей линией в окне диалога (обычно она подчеркивает коэффициент масштаба между кнопками увеличения и уменьшения под полем просмотра или флажок Просмотр - Preview). Если линия мерцает, значит, компьютер производит вычисления, требующиеся для реализации эффекта фильтра. Прекращение мерцания линии означает, что вычисления, связанные с эффектом фильтрации, завершены.
Если получившийся в результате настройки параметров эффект оказывается все же не таким, на какой вы рассчитывали, нажмите клавишу Alt (в системе Windows) или Command (в системе Mac OS), и надпись на кнопке Отменить (Cancel) изменится на Восстановить (Reset). Щелчок на ней восстанавливает значения параметров, принятые по умолчанию.
Иногда вы можете оказаться в ситуации, когда вам не хотелось бы, чтобы текущий фильтр был применен ко всему изображению. Ограничить участок действия фильтра очень просто - достаточно лишь выделить область, окружив ее мерцающей рамкой, как показано на рис. 12.4.
Проделайте следующее упражнение:
Еще один оригинальный прием, с помощью которого можно повысить интерес к изображению, состоит в манипулировании фокусировкой зрительского внимания на определенном объекте. Пусть, скажем, вам требуется привлечь внимание зрителей к нескольким цветкам в центре снимка и в то же время отвлечь внимание от остальной части изображения.
Следуйте для этого приведенным ниже инструкциям.
Перед тем как начать делать что-то иное над изображением, работа над которым была завершена в предыдущем разделе, выберите команду меню Фильтр - Ослабить (Filter - Fade). Если вы уже закрыли файл, не расстраивайтесь. Просто примените фильтр целиком ко всему изображению из файла 12file01.jpg или к любому другому на свое усмотрение. Выбрав команду Ослабить (Fade), вы увидите окно диалога, показанное на рис. 12.9.
Команда Ослабить (Fade) позволяет ослаблять эффект действия фильтра, только что примененного к изображению, управляя его прозрачностью. Кроме того, данное окно диалога позволяет выбрать для эффекта один из режимов наложения пикселей.
В примере, приведенном на рис. 12.10, я уменьшил прозрачность эффекта действия фильтра до 50%, а также установил режим наложения пикселей Исключение (Exclusion). Установите в окне диалога Ослабить эффект (Fade) флажок Просмотр (Preview) и попробуйте изменять значения прозрачности и режимов наложения пикселей. Подробнее о режимах наложения вы можете прочесть в главе "Урок 7: цифровая живопись".
В оставшейся части главы мы собираемся немного исследовать широкие просторы фильтров Photoshop. Мы не сможем изучить все, но постараемся рассмотреть наиболее интересные экземпляры. На самом деле, уловив общий смысл использования некоторых фильтров, вы сможете уверенно применять любой из них. Фильтры могут стать вашими великолепными помощниками, с их помощью вы сможете взять изображение среднего качества и, затратив на удивление мало труда, придать ему действительно оригинальный вид. В нашем мире предельных сроков и ситуаций, в которых результат почти всегда должен быть получен "вчера", фильтры действительно можно считать благодатью, ниспосланной свыше. Для начала давайте обратим внимание на семейство Размытие (Blur), с которыми вы уже отчасти знакомы по главе "Урок 10: ретушь старых снимков и спецэффекты".
Не так уж сложно определить назначение фильтров данного семейства исходя из его названия. Очевидно, эти фильтры служат для размытия изображения. Однако в подменю Размытие (Blur) имеется ряд интересных команд, среди которых вы можете выбрать одну из следующих:
Перед тем как мы продолжим, откройте находящийся на сопроводительном компакт-диске файл 12file02.jpg, чтобы у нас было изображение, на котором можно испытывать действие упомянутых фильтров (см. рис. 12.11). Не забывайте, что, если результат действия фильтра вам не понравился, следует выбрать команду Редактирование - Отменить (Edit - Undo) сразу же после применения фильтра. Это позволит вернуться к оригиналу. Разумеется, незачем даже говорить, что эффект одного фильтра может накладываться поверх другого. Вы можете применять к одному изображению фильтр за фильтром сколько вашей душе будет угодно. Я следил, чтобы каждый представленный в книге эффект применялся к исходному изображению, что дает возможность рассмотреть действие фильтра "в чистом виде", однако вы вольны самостоятельно распоряжаться сведениями, представленными в этой книге, программой Photoshop и своим временем. Поэтому не стесняйтесь и побольше экспериментируйте.
Только фильтры Размытие (Blur) и Размытие+ (Blur More) воздействуют на изображение непосредственно, минуя этап настройки параметров в окнах диалога. Они великолепно служат для сглаживания всего изображения в целом или его части, хотя их использование ограничено в том смысле, что параметры жестко фиксированы. Попробуйте испытать эти фильтры в действии. Сначала примените Размытие (Blur), а затем, если произведенного сглаживания будет недостаточно, попытайтесь воспользоваться им еще раз или примените фильтр Размытие+ (Blur More). Результаты представлены на рис. 12.12 и 12.13.
Фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur), окно диалога которого представлено на рис. 12.14, обеспечивает более высокий уровень возможностей управления. Обратите внимание на то, что по мере изменения величины параметра Радиус (Radius) за счет перетаскивания ползунка или ввода числового значения в соответствующее текстовое поле меняется вид изображения в поле просмотра окна диалога, но в то же время производимые изменения отображаются и в окне документа, как показано на рис. 12.15. Не все фильтры обладают таким свойством, однако я действительно благодарен разработчикам тех из них, которые поддерживают возможность предварительного просмотра эффекта в окне документа. В этом случае вы на самом деле можете видеть, что получится, и тем самым сэкономите время, затрачиваемое на отмену команд и исправление ошибок. Используйте возможность предварительного просмотра в тех случаях, когда она реализуется.
Фильтр Размытие в движении (Motion Blur) служит для имитации эффекта движения объектов изображения. Он дает отличные результаты, если его применять к надписям или использовать при создании анимационных GIF-файлов, предназначенных для публикации в World Wide Web. За более подробными сведениями об анимации в формате GIF обратитесь к главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц". На рис. 12.16 приведено исходное изображение текстовой строки, к которой будет применен эффект размывания, имитирующий движение.
В окне диалога Размытие в движении (Motion Blur), показанном на рис. 12.17, параметр Расстояние (Distance) задает дистанцию, на которую будет тянуться шлейф, имитирующий связанное с движением размытие изображения. Параметр Угол (Angle) задает направление, в котором будет тянуться шлейф. Для настройки направления перетащите линию диаметра в значке в виде круга или введите точное числовое значение в поле параметра. Для этого примера я выбрал расстояние в 10 пикселей и угол в 45°, как показано на рис. 12.17. На рис. 12.18 представлен результат применения фильтра к текстовой строке.
Этот фильтр отличается от предыдущих тем, что не обеспечивает предварительного просмотра эффекта точно в том виде, в каком он будет проявляться на итоговом изображении. Однако в окне диалога приводится схема размытия, как показано на рис. 12.19. Как подсказывает название фильтра, создаваемый им эффект состоит в размытии изображения вдоль радиальных направлений или вдоль окружностей, что иллюстрируется на приведенных ниже изображениях.
Имеется возможность выбрать один из двух эффектов, установив переключатель Метод (Blur Method) в положение Кольцевой (Spin) или Линейный (Zoom). Рассмотрите рис. 12.20, где представлен пример эффекта кольцевого размытия изображения, и рис. 12.21, иллюстрирующий эффект линейного размытия. Кольцевое размытие имитирует вращение сцены вокруг центра, а линейное создает впечатление, что наблюдатель стремительно несется вглубь изображения.
Воспроизведение эффекта такого типа требует множества вычислений, так что приготовьтесь подождать минуту-другую, пока увидите результат.
Последним из фильтров этого семейства является "Умное" размытие (Smart Blur). Этот фильтр ищет границы областей сравнительно однородного цвета и размывает участки изображения, заключенные внутри этих границ, оставляя края областей нетронутыми. Устанавливайте меньшие значения параметра Порог (Threshold) в окне диалога фильтра, показанном на рис. 12.22, если хотите, чтобы было найдено больше границ между областями. Результат применения фильтра с параметрами, показанными на рис. 12.22, представлен на рис. 12.23. Чтобы цветовые области изображения выглядели более однородно, устанавливайте высокие значения порога. Параметр Радиус (Radius) задает расстояние от границ областей, начиная с которого будет производиться размытие изображения.
Для получения совершенно иного эффекта можно изменить режим в одноименном раскрывающемся списке в нижней части окна диалога на Только края (Edge Only), как показано на рис. 12.24. В этом случае на изображении будут представлены только края однородных цветовых областей, как показано на рис. 12.25. Этот фильтр также требует интенсивных вычислений. Приготовьтесь к небольшой задержке появления результатов в окне документа.
Эффект действия фильтров семейства Резкость (Sharpen) полностью противоположен эффекту фильтров Размытие (Blur), хотя и нельзя сначала размыть изображение фильтром Размытие (Blur), а затем вернуть исходную резкость с помощью фильтра Резкость (Sharpen): алгоритмы действия все-таки различаются. Однако для наших целей на данном уровне можно считать, что приведенное выше обобщение достаточно близко к истине. Фильтры семейства Резкость (Sharpen) служат для повышения резкости и улучшения контраста на изображениях.
Откройте файл 12file03.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске, чтобы иметь возможность выполнять практические примеры вместе с нами (см. рис. 12.26). Я, как видите, слегка размыл это изображение, чтобы результаты нашей работы с различными фильтрами настройки резкости были видны более отчетливо.
Примените к изображению фильтр Резкость (Sharpen), выполнив команду меню Фильтр - Резкость - Резкость (Filter - Sharpen - Sharpen), и обратите внимание на то, как улучшается фокусировка изображения (см. рис. 12.27). Попробуйте также использовать фильтры Резкость на краях (Sharpen Edges) и Резкость+ (Sharpen More), результаты действия которых приведены на рис. 12.28 и 12.29. Эти фильтры великолепно действуют, когда требуется откорректировать слегка расфокусированные фотографии или цифровые изображения, немного смазанные в результате некачественного сканирования, однако не возлагайте на них слишком много надежд. Они способны только на то, о чем сказано выше. С их помощью нельзя вернуть изображению качества, полностью утраченные в момент съемки, - скажем, фокусировку и контраст. Тем не менее определенную помощь эти фильтры оказывают.
Фильтр Контурная резкость (Unsharp Mask), окно диалога которого приведено на рис. 12.30, является, по всей видимости, наилучшим выбором в тех случаях, когда требуется точная работа по восстановлению резкости изображения. Он реально предоставляет вам все возможности управления. Устанавливайте требуемый уровень резкости с помощью ползунка Эффект (Amount). Параметр Радиус (Radius) задает размеры области в пикселях, в пределах которой применяется эффект повышения резкости. Советую вам устанавливать достаточно малые значения этого параметра - около 2 (см. рис. 12.31). Параметр Порог (Threshold) соответствует разнице цветов пикселей, подвергающихся обработке. Чем ниже значение порога, тем более близкими должны быть цвета пикселей. Чем выше порог, тем больше допустимая разница в цвете. Разумеется, как и во всех остальных случаях, чувствуйте себя совершенно раскованно и пробуйте самые разные варианты сочетаний параметров, как, скажем, в примере на рис. 12.32. Это лучший способ научиться правильно использовать фильтры.
Теперь мы подошли к моим самым любимым фильтрам - фильтрам искажения из семейства Деформация (Distort). Я пользуюсь ими постоянно. На мой взгляд, это совершенно фантастические фильтры. С их помощью, да при наличии воображения... кто знает, где предел возможного.
Откройте файл 12file04.tif, находящийся на сопроводительном компакт-диске и содержащий изображение, показанное на рис. 12.33, и проделывайте вместе с нами действия, описанные в данном разделе.
Первый из фильтров данной группы, который мы будем рассматривать, - это фильтр Рассеянный свет (Diffuse Glow). С его помощью вокруг объектов создается сияние, постепенно сливающееся с исходным изображением. Трудно сказать, почему этот фильтр оказался в группе Деформация (Distort), но от этого он не становится хуже.
Фильтр имеет следующие параметры, позволяющие производить настройку эффекта: Зернистость (Graininess), Эффект (Glow Amount) и Оригинал (Clear Amount), как видно из рис. 12.34.
Для большей реалистичности результатов фильтрации советую устанавливать малые значения параметра Зернистость (Graininess). Чем выше значение параметра, тем более будет заметна зернистость на изображении. Старайтесь подобрать разумный баланс между значениями параметров Эффект (Glow Amount) и Оригинал (Clear Amount). Для получения эффекта, показанного на рис. 12.35, я использовал следующие значения:
Я решил объединить обсуждение этих двух фильтров, поскольку оба они оказывают сходное действие на изображение. В результате их применения отдельные участки изображения смещаются, из-за чего создается впечатление, что изображение помещено под неровное стекло или слой воды, покрытой мелкой рябью.
Фильтр Стекло (Glass) обеспечивает более высокую степень управления. С его помощью можно выбрать несколько заготовок текстур воображаемых неровностей стекла: Блоки (Blocks), Холст (Canvas), Изморозь (Frosted) и Сетка (Tiny Lens) или загрузить файл собственной разработки в качестве текстуры. Для этого достаточно выбрать вариант Загрузить (Load Texture) в раскрывающемся списке Текстура (Texture) в нижней части окна диалога, показанного на рис. 12.36.
Ползунок Смягчение (Smoothness) позволяет повысить или понизить гладкость рельефного узора. При малых значениях параметра Искажение (Distortion) и больших - параметра Смягчение (Smoothness) эффект искажения будет незначительным. Если же поступить наоборот, то результатом станет сильно искаженное изображение, подобное показанному на рис. 12.37.
Установка флажка Инверсия (Invert) в нижней части окна диалога ведет к замене светлых участков изображения на темные и наоборот.
Я бы хотел сказать еще пару слов о фильтре Океанские волны (Ocean Ripple). Окно диалога этого фильтра показано на рис. 12.38. После его применения кажется, словно изображение помещено под слой воды, покрытой мелкой рябью, как показано на рис. 12.39. Этот фильтр достаточно эффективен и более прост в использовании, чем Стекло (Glass). Представляется, что два переменных параметра этого фильтра, Размер волн (Ripple Size) и Сила ряби (Ripple Magnitude), делают управление более понятным. В зависимости от результата, который вы хотите получить, можете использовать данный фильтр, однако, если требуется более высокий уровень управления, определенно стоит применять Стекло (Glass).
Этот фильтр отлично подходит для окончательной отделки фотографий. При его использовании почти всегда возникает необходимость выделения области снимка, поскольку обычно он служит для того, чтобы подсобрать отдельные детали изображения, а не исказить снимок в целом.
Обратите внимание на сетку в нижней части окна диалога, показанного на рис. 12.40. Она, подобно режиму предварительного просмотра, поможет лучше представить схему эффекта, который должен возникнуть на изображении.
Этот фильтр довольно сильно искажает изображение, но он, тем не менее, займет достойное место в вашем арсенале инструментов редактирования изображений. При случае он может оказаться очень полезным, но не пытайтесь форсировать производимый им эффект. Если результат выглядит не вполне правильно, попытайтесь применить другой способ деформации.
Можно также использовать отрицательные значения параметра Степень (Amount), при которых изображение проецируется на выпуклую, а не на вогнутую поверхность. Если же такой вариант вас все же не удовлетворяет, попробуйте фильтр Сферизация (Spherize).
Про назначение большей части фильтров можно судить по их названиям, но этот фильтр не из таких. Фильтр Искривление (Shear) деформирует изображение относительно вертикальной оси. Щелкните на вертикальной линии в левой части окна диалога Искривление (Shear), показанного на рис. 12.42, и перетащите ее влево или вправо. Следите за изображением в поле предварительного просмотра. Можно добавить к линии искажения дополнительные управляющие точки, щелкая на ее участках. Управляющие точки похожи по свойствам на узлы и позволяют изменять направления изгиба кривой траектории искажения.
Ниже на рис. 12.43 представлен результат применения фильтра Искривление (Shear). Этот эффект отлично подходит для анимации в формате GIF для Web-узлов. За подробностями по данному вопросу обратитесь к главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц".
Этот фильтр создает почву для определенных "злоупотреблений". Действие его противоположно фильтру Дисторсия (Pinch): с его помощью можно создать впечатление сферического вспучивания средней части изображения. Только представьте, на что способен такой инструмент в плохих руках... Мда... В главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц" нам предстоит использовать этот фильтр для создания объемных кнопок для Web-страниц.
Пока же, если вы откроете файл 12file04.tif, мы увидим, что можно сделать с помощью фильтра, окно диалога которого показано на рис. 12.44.
Обратите внимание, что в нижней части окна диалога находится раскрывающийся список, позволяющий изменить режим действия эффекта на цилиндрический, применяемый только по вертикали (Vertical Only) или только по горизонтали (Horizontal Only). Результат работы фильтра Сферизация (Spherize) приведен на рис. 12.45.
Как я уже говорил, мы еще вернемся к этому фильтру в главе "Урок 14: возможности Photoshop для оформления Web-страниц", поскольку он великолепно подходит для создания кнопок (и других элементов оформления), имеющих объемный вид или создающих впечатление объемности. Используйте его в сочетании с фильтром Эффекты освещения (Lighting Effects) для придания окончательного блеска трехмерному изображению.
Фильтр Скручивание (Twirl) служит именно для того, о чем говорит его название, - для закручивания групп пикселей, располагающихся вдоль радиальных лучей изображения, относительно центра. Степенью скручивания можно управлять с помощью ползунка Угол (Angle) в окне диалога, показанном на рис. 12.46.
Этот фильтр - великолепный инструмент для создания специальных эффектов. Я пока нашел не слишком много вариантов его использования, но если вы сумеете это сделать, то фильтр к вашим услугам. С его помощью имитируется очаровательный эффект в стиле калейдоскопа, как показано на рис. 12.47.
Фильтры семейства Стилизация (Stylize) предлагают целый набор замечательных эффектов оформления. Они очень выразительны и помогают придать изображению окончательный вид на завершающем этапе редактирования. В этом разделе мы коснемся наиболее интересных из этих фильтров, таких как Выделение краев (Find Edges), Свечение краев (Glowing Edges) и Ветер (Wind). На рис. 12.48 показано изображение, с которым мы будем экспериментировать в этой главе.
Сам по себе данный фильтр мало на что пригоден. Он совсем не имеет элементов управления. Вы выбираете команду меню, и вместо ожидаемого окна диалога видите результат в окне документа (см. рис. 12.49). Однако данный фильтр может служить отправной точкой целого ряда эффектов. Например, после нахождения краев попробуйте выполнить инверсию изображения, выбрав команду меню Изображение - Коррекция - Негатив (Image - Adjust - Invert). Кроме того, попробуйте использовать на этом этапе некоторые из фильтров группы Имитация (Artistic). За более подробными сведениями об этих фильтрах обратитесь к главе "Урок 7: цифровая живопись".
Разумеется, если вам нравится результат, используйте только этот фильтр и больше ничего.
Здесь мы рассмотрим действительно выдающийся фильтр. Он способен за несколько секунд превратить ваше изображение в фантастическую флюоресцирующую картину, достойную любого Web-узла, - работа, которая в случае попытки выполнить ее вручную может потребовать от меня или от вас... ну, скажем, значительно больше времени.
Задавайте ширину кромок с помощью верхнего ползунка, Ширина краев (Edge Width), окна диалога, показанного на рис. 12.50. Чем большее значение вы установите, тем шире будут сияющие края объектов, создаваемые Photoshop. В данном случае я установил значение 3. На мой взгляд, оно дает лучший результат.
Ползунок Яркость (Edge Brightness) управляет яркостью найденных программой Photoshop краев цветовых областей. При высоких значениях данного параметра линии краев больше напоминают сияющие нити всемирной "паутины" World Wide Web, как показано на рис. 12.51. В данном случае я установил значение параметра Яркость (Edge Brightness) в 12. Величина параметра Смягчение (Smoothness) определяет количество краев цветовых областей, которые программа Photoshop обнаружит в пределах изображения. Увеличивайте значение этого параметра, чтобы было найдено больше краев. В данном примере для параметра Смягчение (Smoothness) я также использовал значение 12.
Фильтр Ветер (Wind) смазывает изображение. Картина хотя и выглядит довольно странно, призвана имитировать действие ветра. Вы можете управлять силой и направлением "урагана" с помощью окна диалога, показанного на рис. 12.52. Этот фильтр отлично подходит для создания иллюзии движения, как показано на рис. 12.53.
Не забывайте использовать выделенные области, чтобы указать, с какого места и до каких пределов должно простираться действие фильтра Ветер (Wind), как, впрочем, и остальных фильтров.
В заключение я хотел бы обсудить ряд фильтров, принадлежащих к семействам Шум (Noise), Оформление (Pixelate) и Текстура (Texture). Я объединил их под одним заголовком по той причине, что хотел бы ограничиться их общим описанием и рассмотрением одного-двух примеров фильтров из каждого семейства.
Если хотите, можете считать, что фильтры названных семейств создают на изображениях родственные эффекты. Они не искажают форму, хотя при передозировке могут сделать изображения почти неузнаваемыми, не скручивают изображения и не поворачивают их. Они дают тонкие и достаточно изощренные результаты, которые могут стать прекрасным дополнением к гамме графических эффектов, рассмотренной нами к данному моменту.
Фильтры семейства Шум (Noise) служат в основном для сглаживания следов пыли и царапин на фотографиях. Исключение составляет фильтр Добавить шум (Add Noise), имеющий прямо противоположную цель и предназначенный для добавления зернистости и неоднородностей на изображения, которые в мире цифровой живописи выглядят иногда чересчур совершенными, а потому недостаточно реальными. В состав данного семейства он попал только из соображений удобства.
Если вы откроете файл 12file06.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске, то сможете вместе с нами попробовать добавить следы пыли на изображение, которое в исходном виде выглядит совершенно чистым, как показано на рис. 12.54.
Фильтр Добавить шум (Add Noise), окно диалога которого приведено на рис. 12.55, может использоваться для добавления мелких пятнышек в состав изображения. Результат представляет собой одну из разновидностей проблемы недостаточной резкости в виде туманной взвеси мелких частиц-зерен. В данном случае мы применили зернистость ко всему изображению (см. рис. 12.56).
Рекомендую использовать данный фильтр при установке переключателя Распределение (Distribution) в положение Равномерное (Uniform). Вариант По Гауссу (Gaussian) дает чрезмерный эффект.
Отмените действие фильтра или воспользуйтесь командой меню Файл - Восстановить (File - Revert), если после его применения вы уже успели выполнить какую-то операцию, и давайте предоставим слово фильтру Пыль и царапины (Dust & Scratches).
Для этого фильтра следует выбирать малые значения параметра Радиус (Radius) - порядка 1 или 2. В противном случае мелкие детали размоются и тонкость эффекта будет утрачена (см. рис. 12.57).
Для достижения наилучших результатов параметр Порог (Threshold) оставляйте равным 0 или 1. В этом случае в обработку будут вовлечены практически все пиксели изображения и результаты применения фильтра будут очевидны. Если же вы установите величину этого параметра свыше 10 или 20, то, вполне вероятно, вообще не заметите изменений.
Теперь переключим внимание на фильтры семейства Оформление (Pixelate). Они создают на изображениях великолепные текстурные эффекты, а также могут использоваться для имитации некоторых оригинальных, хотя и далеких от реальности (реализм в данном случае не является необходимым) графических эффектов, навевающих вопрос, что мог бы подумать о фильтрах Photoshop такой великий художник, как Пикассо. Кроме того, данные фильтры могут служить для создания наиболее жутких и откровенно неприятных на вид графических эффектов. Таким образом, эта семейка довольно забавна. Доверьтесь при изучении этих фильтров своему художественному чутью, а я помолчу.
Если вы откроете находящийся на сопроводительном компакт-диске файл 12file07.psd с изображением, исходный вид которого представлен на рис. 12.58, мы сможем начать обсуждение одного из фильтров семейства Оформление (Pixelate).
Выберите команду меню Фильтр - Оформление - Кристаллизация (Filter - Pixelate - Crystallize). Этот фильтр анализирует цвета пикселей изображения и преобразует их в участки однородного цвета, называемые ячейками. Чем выше значение параметра Размер ячейки (Cell Size), тем крупнее ячейки. Если величина данного параметра превышает 20, фильтр утрачивает всякую полезность, а изображение приобретает вид совокупности цветных пятен, как на экране компьютера Atari выпуска примерно 1982 года (см. рис. 12.59).
Ниже представлена фотография верблюда при установке параметра Размер ячейки (Cell Size) в 4 (см. рис. 12.60).
А на рис 12.61 то же изображение обработано фильтром Кристаллизация (Crystallize) при значении параметра Размер ячейки (Cell Size) 24.
Видите? Картина становится совершенно неразборчивой. После этого можно только удивляться, зачем программисты компании Adobe (дай бог им здоровья и всяческих успехов) заложили возможность изменения этого параметра до 300.
Итак, все просто. Фильтры могут использоваться совместно (не всегда, но часто). Погружение в данную область несколько выходит за пределы круга вопросов, обсуждаемых в этой книге, но если уж вы дочитали книгу до этого места, то должны быть готовы к самостоятельному рассмотрению некоторых тем. Фильтр Кристаллизация (Crystallize) с параметром Размер ячейки (Cell Size), равным 24, сам по себе не дает выдающихся результатов, однако попробуйте-ка "скрестить" его с фильтром Свечение краев (Glowing Edges), как показано на рис. 12.62. Предлагаю вам по окончании главы не останавливаться, а продолжить эксперименты. Испытайте фильтры, которые мы не обсуждали, а также попробуйте использовать их в сочетании с другими фильтрами. Возможно, иногда в результате вы получите некое месиво из красок, но не огорчайтесь. Выполните команду Редактирование - Отменить (Edit - Undo) и попробуйте что-нибудь другое.
Большинство фильтров группы Оформление (Pixelate) оказывают на изображение действие, весьма похожее на эффект фильтра Кристаллизация (Crystallize): они разбивают его на куски, или блоки, больших или меньших размеров.
Еще один фильтр, производящий довольно оригинальный эффект, был уже рассмотрен нами ранее в главе "Урок 4: цветовые режимы и модели". Это фильтр Цветные полутона (Color Halftone), окно диалога которого показано на рис. 12.63. Он разбивает цвета изображения на компоненты, изображаемые в виде точек (круглых пятнышек), максимальный радиус которых можно задавать с помощью параметра Макс. радиус (Max. Radius). Кроме того, можно задавать углы ориентации линий, вдоль которых располагаются точки каждого из цветовых каналов.
Попробуйте выделить область изображения. Например, примените инструмент Многоугольное лассо (Polygon Lasso) и выделите верхнюю часть тестовой фотографии. Теперь выберите команду меню Фильтр - Оформление - Цветные полутона (Filter - Pixelate - Color Halftone). Установите минимальный радиус цветовых точек - 4 пикселя. Щелкните на кнопке Да (OK). Результат представлен на рис. 12.64.
Результат действия множества фильтров семейства Текстура (Texture) очень напоминает эффект, производимый фильтрами из групп Оформление (Pixelate) и Шум (Noise). Так, Витраж (Stained Glass) делает с изображением примерно то же, что и Кристаллизация (Crystallize), Зерно (Grain) напоминает фильтр Шум (Noise), а эффект фильтра Мозаика (Mosaic Tiles) схож с эффектом фильтра Кракелюры (Craquelure), также относящегося к семейству текстурных фильтров.
С фильтра Кракелюры (Craquelure) мы и начнем. Окно диалога этого фильтра показано на рис. 12.65 и на данный момент должно уже выглядеть для вас совершенно привычно.
С помощью этого окна можно задавать интервал "трещин" (Crack Spacing), их глубину (Crack Depth) и яркость (Crack Brightness). Эффект напоминает черное дело, творимое временем, - износ и разрывы "красочного слоя", как показано на рис. 12.66. Вы можете поэкспериментировать, применив далее к этому же изображению фильтр Пыль и царапины (Dust & Scratches).
Похожий, но, на мой взгляд, более элегантный эффект дает фильтр Цветная плитка (Patchwork), окно диалога которого показано на рис. 12.67. Он имитирует на изображении текстуру рельефной кладки, состоящей из квадратных блоков. Это поистине фантастический эффект, который можно использовать для создания выдающихся графических работ, имеющих полностью законченный вид.
Задавайте размер блоков в окне диалога с помощью параметра Размер квадратов (Square Size). Ползунок Рельефность (Relief) управляет выпуклостью текстуры. Чем ниже значение, тем более гладко выглядит поверхность кладки. При более высоких значениях параметра Рельефность (Relief) кладка выглядит более неоднородной, как показано на рис. 12.68.
Итак, вы получили общие сведения о некоторых фильтрах программы Photoshop. На самом деле их гораздо больше. Используйте полученные знания в качестве основы и исследуйте остальные фильтры самостоятельно. Смешивайте и подбирайте подходящие сочетания. Применяйте один из фильтров, а затем добавляйте эффект второго.
Фильтры способны существенно экономить ваше время и создавать неограниченное число самых оригинальных графических эффектов. Не забудьте также испытать продукцию компаний Xaos (произносится "Хаос") и Alien Skin (если ограничиваться лишь парой названий), которые выпускают дополнительные модули, совместимые с Photoshop.
Так что, как говорил мой редактор в ходе работы над этой книгой: "Фильтры должны возбуждать воображение". Не могу ничего добавить к этому высказыванию. Начинайте прямо сейчас. Используйте свое воображение в сочетании с мощью инструментальных средств Photoshop.
Увидимся на следующем уроке!