Тот факт, что программа Photoshop является мировым бестселлером в семей стве программного обеспечения компьютерной графики, служит причиной написания столь большого числа книг, посвященных этой программе. Моя последняя попытка окинуть взглядом раздел литературы по компьютерной графике привела к обнаружению в печати 112 книг, главной темой для которых послужила программа Photoshop. Таким образом, у вас вполне есть повод задаться следующим вопросом: чем таким особенным может эта книга заставить вас предпочесть ее другим изданиям? Вот в нескольких словах ответ на данный вопрос: эта книга — краткое и доступное руководство, раскрывающее секреты наиболее часто используемых усовершенствованных графических эффектов Photoshop (тех самых, которые обозначаются термином f/x в индустрии кино).
Если вы посвящаете хотя бы часть своего времени созданию или редактированию изображений при помощи программы Photoshop, то, несомненно, сочтете приобретение этой книги выгодным вложением средств. Когда перед вами встанет необходимость быстро подготовить изображение, основанное на одном или нескольких заданных графических эффектах, то можно с большой вероятностью ожидать, что эта книга научит вас способам их применения, даже если никогда прежде вам не приходилось иметь с этими эффектами дело. Сказанное, разумеется, не означает, что каждый из тех эффектов, которые могут быть созданы программой Photoshop, нашел свое описание на страницах этой книги. Photoshop — программа с неограниченными возможностями. Следствием из этого утверждения является то, что с ее помощью можно создать и такие графические эффекты, которые пока еще даже не изобретены. Однако более важно то, что существуют тысячи крайне редко применяемых эффектов или, напротив, таких, которые настолько часто применялись разными художниками, что вы вряд ли захотите попользоваться ими еще раз. Надеюсь, что мне удалось отобрать описания именно тех эффектов, которые смогут послужить для вас средствами решения практических проблем, обычно возникающих при коммерческой обработке изображений.
Для начала в главе 1 мы охарактеризуем все основные новшества программы Photoshop 4.0. Некоторые из новинок, наподобие палитры Actions (Операции) или введенных фирмой Adobe новых корректирующих слоев, знаменуют собой существенные улучшения гибкости и производительности при работе с программой. В главе 2, «Размышления о цветовых режимах», мы вкратце рассмотрим основы использования цвета при создании специальных графических эффектов.
Все остальные главы книги посвящены секретам создания специальных графических эффектов, упорядоченных по степени нарастания сложности — от простых и наиболее широко употребительных до наиболее изощренных и специализированных.
Глава 3, «Секреты фотографических спецэффектов», включает описание практически всего того, что мы обычно называли «специальными эффектами» в те времена, когда большая часть приемов обработки фотографий вроде кадрирования, цветокоррекции или контрастирования снимков выполнялась с помощью либо фотоаппарата, либо оборудования фотолаборатории.
Глава 4, «Секреты имитации линз объектива и пленки», демонстрирует методы устранения дефектов снимка, часто возникающих в процессе экспозиции, а также имитации таких сопровождающих фотосъемку явлений, как ореолы линз объектива или смаз, обусловленный движением объекта съемки.
Глава 5, «Секреты выделения областей», представляет вам множество достаточно сложных методов выделения областей изображения, призванных ускорить работу над графическими эффектами и повысить ее эффективность.
Глава 6, «Секреты имитации освещения и эффектов окружающей среды», показывает, как можно воздействовать на эмоциональный настрой сцены за счет подбора освещения или имитации таких природных эффектов, как пламя или пыль.
Глава 7, «Секреты преобразований и деформаций», охватывает эффекты, связанные с изменением ориентации или формы, а также с перспективными преобразованиями редактируемых элементов изображения.
Глава 8, «Секреты имитации текстур и создания узоров», показывает приемы усиления выразительности изображений за счет применения текстур и повторяющихся узоров.
Глава 9, «Секреты стилизации изображений под живопись», объясняет, как средствами Photoshop можно создать живописное полотно «с нуля» или выполнить стилизацию обычной фотографии под живопись.
Глава 10, «Секреты создания монтажей и коллажей», включает описание методов, предназначенных для создания составных изображений, таких как коллажи или монтажи.
Глава 11, «Секреты создания текстовых эффектов», описывает графические эффекты наподобие узоров или теней, предназначенные для усиления зрительного впечатления от текстовых фрагментов изображения.
Глава 12, «Секреты графики для Web-узлов», содержит описание имеющихся в программе Photoshop методов, с помощью которых можно наилучшим образом выполнить графическое оформление вашего Web-узла.
В каждой главе обсуждение предмета строится вокруг решения той или иной типичной проблемы обработки изображений и приводятся упражнения, в процессе выполнения которых демонстрируется метод решения поставленной задачи. Например, процесс придания нового качества обычной фотографии может включать операции смещения точки фиксации зрительского внимания, корректировки неудачной экспозиции исходного снимка и построения виньетки с целью выделения главного объекта изображения.
Структура всех упражнений одинакова:
В дополнение к тому, что составляет основное содержание книги и о чем говорилось выше, она включает целый ряд дополнительных разделов, имеющих самостоятельную ценность, в том числе:
Некоторые из лучших и наиболее известных художников-мастеров Photoshop по нашей просьбе демонстрируют на страницах цветной вклейки свое умение использовать те или иные эффекты для создания выразительных произведений на основе графического материала, который изначально выглядит совершенно буднично. В пояснительных подписях к цветным иллюстрациям эти художники делятся с вами секретами применения графических эффектов и рассказывают, почему именно эти эффекты в каждом конкретном случае обеспечивают успех при визуальном восприятии изображений зрителем.
Описание всех возможностей программы Photoshop 4.0 потребовало бы не просто отдельного тома приложения, а, пожалуй, нескольких дополнительных томов. Однако в связи с тем, что эта программа столь сложна, всегда удобно иметь под рукой краткий справочник по командам и функциональным возможностям Photoshop, которые вам наиболее часто понадобятся в работе над графическими эффектами. Подобный краткий справочник помещен в конце данной книги.
Особенно ценным в «Кратком справочнике по Photoshop 4.0» является раздел, представляющий собой таблицу клавиатурных комбинаций программы. Изменение основной части традиционных клавиатурных комбинаций в Photoshop 4.0 является особенностью, в наибольшей мере затрудняющей переход к использованию данной версии программы. Фирма Adobe называет две причины, заставившие ее пойти на такой шаг: желание добавить новые комбинации к набору имевшихся ранее и стремление в наибольшей степени приблизить состав клавиатурных комбинаций программы Photoshop к другим программным продуктам этой фирмы (таким, как Adobe Illustrator).
Данная книга поможет вам сократить время на освоение новой совокупности клавиатурных комбинаций, предоставляя справочную таблицу, которую можно просто положить рядом с компьютером во время работы. Кроме того, файл таблицы помещен и на сопроводительный компакт-диск, так что вы сможете открыть этот файл в любом подходящем текстовом процессоре и при желании распечатать.
Часть цветной вклейки книги представляет собой наглядное справочное пособие по использованию коммерческих фильтров, совместимых с программой Photoshop 4.0. Миниатюрные изображения, представленные в виде таблицы, иллюстрируют результаты применения различных функций фильтрации к одной и той же исходной фотографии. Каждое изображение в таблице снабжено перечнем параметров фильтра, использованных при формировании данного эталона. Так как многие фильтры имеют практически неограниченное число комбинаций допустимых параметров, то приведенный под изображением эталона перечень может служить хорошей отправной точкой для подбора собственных значений. Хочется надеяться, что это поможет вам сберечь многие часы, которые потребовались бы для «экспериментирования» наугад.
Компакт-диск, сопровождающий книгу, полон ценных подарков. Вот перечень лишь некоторых из них:
Одним из главных критериев, применяемых большинством людей при подборе подходящего справочного компьютерного издания, является естественное требование возможности воспроизведения описываемых в книге действий на компьютере читателя. Если вы владеете компьютером Macintosh с операционной системой Mac OS версии 7.0 (или более поздней) либо IBM-совместимым компьютером с операционной системой Windows 95 — эта книга для вас. Разумеется, предполагается, что работа будет вестись с программой Photoshop 4.0 (именно этой версии посвящена книга), так что ваш компьютер должен отвечать минимальным требованиям, предъявляемым к оборудованию со стороны Photoshop 4.0.
Эти минимальные требования программы Photoshop 4.0 к компьютеру типа Macintosh включают в себя: процессор модели 68030 или более поздней (рекомендуется компьютер типа Power Macintosh), операционную систему Mac OS версии не ниже 7.1, 16 Мбайт ОЗУ (рекомендуется 32 Мбайта), наличие 25 Мбайт свободного пространства на жестком диске для размещения программного обеспечения и еще 20 Мбайт — для нормального функционирования программы, графическую плату с глубиной цвета в 8 бит (256 цветов), хотя настоятельно рекомендуется обзавестись графической платой с глубиной цвета в 24 бита, обеспечивающей более 16 миллионов оттенков, и, наконец, дисковод для чтения компакт-дисков.
Требования программы Photoshop 4.0 к IBM-совместимому компьютеру: процессор Intel 386 или более поздней модели, программный интерфейс Microsoft Windows 3.1 с операционной системой DOS 5.0, либо операционная система Windows 95, либо операционная система Windows NT 3.51 или более поздней версии, 16 Мбайт ОЗУ (рекомендуется 32 Мбайта), наличие 25 Мбайт свободного пространства на жестком диске для размещения программного обеспечения, графическая плата с глубиной цвета как минимум 8 бит (256 цветов) и дисковод для чтения компакт-дисков.
Существует и версия программы Photoshop 4.0 для рабочих станций семейства Silicon Graphics. Однако ни автор, ни его помощники, ни технические редакторы, работавшие над данной книгой, не располагали подобным оборудованием. В результате мы не можем утверждать, что эта книга подойдет также и для пользователей рабочих станций Silicon Graphics. Однако все советы, процедуры и секреты, описанные в этой книге, останутся в силе и применительно к версии программы Photoshop, предназначенной для операционной системы UNIX. Нужно лишь помнить, что не для всех упоминаемых вспомогательных программ найдутся UNIX-версии. В то же время следует иметь в виду, что операции, зависящие от набора команд конкретной операционной системы (наподобие сохранения или открытия файлов), нарабочих станциях Silicon Graphics будут реализовываться иначе по сравнению с приведенным в данной книге описанием, ориентированным на компьютеры типа Macintosh или IBM.
В русском переводе эквиваленты английских названий инструментов, окон диалога и прочих понятий в основном соответствуют локализованной версии программы Photoshop 3.0. Переводы отдельных терминов приведены в соответствие с локализованной версией операционной системы Windows 95. — Примеч. перев.
В книге использованы главным образом те наименования инструментов, операций, палитр и других компонентов Photoshop, которые реально введены фирмой Adobe. Исключение составляют случаи, когда использованное в программе Photoshop наименование не дает возможности однозначно идентифицировать инструмент, который следует применить для выполнения той или иной операции. Поэтому, скажем, в книге используются наименования инструментов наподобие Rectangle Marquee (Прямоугольная область), в то время как в программе Photoshop инструменты выделения как прямоугольных, так и эллиптических областей именуются просто Marquee (Область).
Когда наступает необходимость воспользоваться инструментом, командой, слоем или любым другим элементом управления программы Photoshop, вам будет предлагаться выбрать соответствующий элемент "Выбор инструментов и команд". При этом, как правило, будет указано также, где он расположен. Например, так: «Выберите команду меню Image Adjust Levels (Изображение Коррекция Уровни)». Исключением из этого правила служат только ситуации, в которых многократные повторения того, где отыскать нужную команду, выглядели бы просто надоедливо.
В тех случаях, когда вам будет предлагаться выделить нечто, это будет означать необходимость обозначить определенную область изображения, изображение в целом или один из его компонентов (таких, как канал или слой) с целью применения к выделенному элементу той операции, которая была вами заранее выбрана. Выделение части слоя изображения обычно выполняется при помощи одного из инструментов выделения, в то время как выделение слоя, контура или канала, как правило (с учетом того, что для осуществления практически любой операции в Photoshop имеется несколько способов), производится посредством щелчка на имени нужного объекта в соответствующей палитре.
В приведенном выше примере упомянута цепочка команд меню, разделенных вертикальными линиями. Это значит, что после выбора первой команды цепочки появится доступ к следующей совокупности команд, в которой необходимо выбрать вторую названную команду, раскрыв тем самым новое меню, где нужно выбрать третью команду цепочки. Такая запись будет использоваться для всех команд основного и контекстных меню.
В программе Photoshop имеется великое множество клавиатурных комбинаций. Так как использование таких комбинаций обычно представляет собой наиболее быстрый способ выполнения той или иной команды, вам будут предлагаться варианты использования клавиатурных комбинаций всегда, когда это возможно. Запоминание и практическое освоение клавиатурных комбинаций будет проходить проще, если знать эквивалентные клавиши-модификаторы компьютеров, использующих операционные системы Mac OS и Windows 95/NT. Заучив эти эквиваленты, вы сможете, не особенно задумываясь, переключаться от работы с программой Photoshop 4.0 в среде Mac OS к работе в Windows 95/NT и обратно. В данной книге при упоминании клавиатурных комбинаций вначале будет называться управляющая клавиша Mac, а затем, через слэш (/), — клавиша IBM-совместимого компьютера.
Эквивалентными для программы Photoshop являются следующие клавиши:
Клавиши, которые в обоих типах компьютеров идентичны, наподобие Shift, Пробел или любой из алфавитно-цифровых клавиш, приводятся в записи клавиатурных комбинаций однократно. Предполагается, что вы имеете общее представление об операционной системе, установленной на вашем компьютере. Приводимые в данной книге инструкции не будут включать детального описания таких действий, как, например, создание папки для файлов на диске.