Бывают ситуации, когда фотография не может служить решением проблемы, потому что выглядит слишком реалистично, или когда нужно, чтобы созданное на компьютере изображение выглядело так, словно оно было нарисовано настоящей кистью на обычном холсте. Иногда у вас может возникнуть желание просто создать образец графики "с нуля", используя методы рисования и раскраски, а не сканируя или оцифровывая готовую фотографию. Хотя Photoshop и не является приложением, воспроизводящим "естественную живописную среду", подобно программе Painter компании Fractal Design, и в Photoshop нет кистей, имитирующих "натуральные кисти художника", как в программах xRes компании Macromedia или PhotoPaint 7.0 корпорации Corel, с помощью Photoshop можно достичь многого на пути создания истинно художественных произведений. В этой главе вам будут продемонстрированы некоторые из методов, пригодных для решения этой задачи.
В традиционной живописи и иллюстративной графике термин "живописный" означает очевидное присутствие следов живой руки художника, таких, например, как явно видимые мазки кистью. И хотя программа Photoshop была создана для манипуляций с фотографиями, она представляет собой замечательную среду для создания художественных произведений "с чистого листа", если у вас есть намерение заниматься рисованием и живописью. Просто беритесь за инструменты рисования - и вперед, или, что обычно позволяет быстрее добиться результата, отсканируйте оригинал художественного полотна, созданного в традиционной манере, и обработайте его в программе Photoshop. Комбинация обоих этих методов позволяет достичь очень выразительных результатов. Можно также нанести на фотографию следы "мазков кисти", превратив тем самым обычное фото в живое художественное произведение. Наконец, можно начать с фотографии, а затем применить к ней или к ее отдельной части различные встроенные фильтры программы Photoshop, позволяющие имитировать ту или иную технику живописи: угольный карандаш, пастельные мелки, акварельные или масляные краски. Но еще более увлекательно то, что никто не мешает вам применять упомянутые методы рисования в комбинации друг с другом, добавлять эффекты, производимые дополнительными фильтрами, подобными Paint Alchemy компании Xaos Tools, или даже передавать вашу работу в программы имитации "естественной живописной среды", такие как Painter компании Fractal Design или xRes (Macromedia).
Начало главы посвящается обсуждению вопроса о том, почему среди всех существующих в мире программ компьютерного рисования вам все же стоит отдать первое место программе Photoshop. Затем изложение переключится на различные инструменты и методы, способные заставить Photoshop действовать в "живописной" манере. Относящиеся к этой части главы разделы включают описание способов создания специальных кистей, которые проявляют себя как традиционные живописные инструменты (наподобие каллиграфических перьев) или позволяют одним прикосновением создавать готовые формы, вроде листьев дерева. Затем мы поговорим о том, как сделать цифровую фотографию похожей на произведение живописи. Естественно, следом за этим разговор пойдет о методах преобразования фотографии в нечто, больше напоминающее рисунок от руки. Заканчивается глава несколькими короткими упражнениями, демонстрирующими различные приемы придания изображениям Photoshop "живописных" черт.
Большая часть упражнений этой главы была написана Робертом Догерти, преподавателем курса по Photoshop в колледже College of Marin, зарабатывающим, кроме того, себе на жизнь рисованием картин с помощью этой же программы.
Хотя программа Photoshop никогда не рекламировалась в качестве средства имитации естественных приемов живописи, ее признание на широком потребительском рынке, мощные возможности редактирования, а также глубокое знание этой программы Робертом Догерти позволили ему разработать методы, позволяющие "живописать" в рамках любимого приложения. А теперь предоставим слово самому Роберту: "Я счел полезным создать большую коллекцию специальных кистей, показанных на рис. 9.1, и использовать инструменты тонирования Dodge и Burn (Осветлитель и Затемнитель), Rubber Stamp (Штамп) и Eraser (Ластик) в живописной манере. Конечно, намного легче имитировать мазки, наносимые кистью, с помощью электронного карандаша и графического планшета, однако это не догма".
Рис. 9.1. Результаты рисования кистями специальной формы
Как это ни странно, одним из веских доводов в пользу рисования с помощью программы Photoshop 4.0 является скорость выполнения работы. Работая в Photoshop, вы можете потратить какое-то время на небольшое число деталей, а затем многократно повторить их в виде текстур с незаметными стыками или скопировать участок разработанной текстуры и продублировать его в случайной манере, а также сколь угодно сложным образом скомбинировать слои текстур с применением градиентных и других разновидностей масок.
Наличие слоев в программе Photoshop 4.0 обеспечивает беспредельные возможности для редактирования изображения. Добавляя к изображению каждый новый элемент, как полученный методом сканирования, так и нарисованный заново, помещайте его на отдельный слой. Перемещайте слои, корректируйте их окраску, скрывайте их от просмотра, пока не добьетесь желаемого результата, после чего сохраните все слои изображения в формате документа Photoshop. Затем выберите команду Image <> Duplicate (Изображение <> Создать копию) и установите флажок Merged Layers Only (Только совмещенные слои), чтобы создать копию с единственным слоем. Выберите команду Layer <> Flatten Image (Слой <> Выполнить сведение) и сохраните изображение в подходящем формате.
СОВЕТ
Изображения могут включать 50 и более слоев, однако если вы работаете в условиях ограничений по памяти, приходится идти на компромисс, состоящий в создании набора слоев, совмещении их в один, создании нового набора и т. д.
Элементы естественной техники рисования, такие как угольный карандаш или шероховатая бумага, акварельные или масляные краски, обладают определенной долей случайности, которая и придает им неповторимость и живое очарование. На мой взгляд, лежащая на большей части созданных в Photoshop изображений некая "печать омертвления" является следствием, главным образом, их излишней гладкости, их как бы "пластикового" качества, подобного блестящей лаковой окраске, нанесенной краскопультом, того качества, которое достигается при использовании встроенных кистей Photoshop. Мне удавалось придать живость результатам применения кистей за счет рисования поверх выделенной области, образованной на основе канальной маски какой-либо сложной текстуры (см. раздел, посвященный текстурам, в главе 8, "Секреты имитации текстур и создания узоров"). Когда в этом случае вы применяете чувствительный к нажиму электронный карандаш и графический планшет для того, чтобы наносить штрихи на изображение, эти штрихи приобретают легкую "текстурную окраску". Этот прием подобен рисованию по маске имитации окружающей среды (см. главу 6, "Секреты имитации освещения и эффектов окружающей среды"), однако в данном случае маска не только не размыта и не сглажена, но, напротив, обладает резко выраженными деталями.
Вы вовсе не обязаны держаться двумя руками за те кисти, которые предоставляются вам программой Photoshop 4.0 по умолчанию. Существуют два способа создания собственных заказных кистей.
Вы можете создать такие кисти, которыми никогда больше не захотите воспользоваться, - что ж, превосходно. С другой стороны, если есть необходимость в сохранении изменений, внесенных в параметры кистей, следует создать собственную палитру Brushes (Кисти). Возможно, вы пожелаете также разработать специализированные палитры кистей, предназначенных для решения конкретных задач. Чтобы добиться этого, удалите из текущей палитры все кисти, кроме специальных, и сохраните оставшийся набор под уникальным именем. Если затем загрузить такую сохраненную палитру, то ее кисти будут добавлены к набору кистей текущей палитры.
Для вызова палитры Brushes (Кисти), показанной на рис. 9.2, выберите команду меню Window <> Show Brushes (Окно <> Показать Кисти). Дважды щелкните на значке одной из кистей, чтобы вызвать окно диалога Brush Options (Параметры кисти). Это окно диалога слегка различается для случаев текстурных кистей, созданных пользователем, и встроенных кистей программы Photoshop. В последнем случае окно диалога, представленное на рис. 9.3, позволяет настраивать такие параметры кисти, как Diameter (Диаметр), Hardness (Жесткость), Spacing (Интервалы), Angle (Угол) и Roundness (Форма). С другой стороны, текстурные кисти создаются из выделенных областей изображения и в связи с этим могут иметь только тот размер, форму и ориентацию, которые были им приданы при создании. В этом случае окно диалога Brush Options (Параметры кисти) имеет более простой вид и позволяет задавать только лишь интервал между пятнами, или штрихами, оставляемыми кистью, в процентах от диаметра пятна, а также указывать, следует ли применять сглаживание к нанесенным кистью мазкам, устанавливая флажок Anti-aliased.
Рис. 9.2. Палитра Brushes (Кисти)
Рис. 9.3. Окно диалога Brush Options (Параметры кисти)
Как и большинство других палитр, палитра Brushes (Кисти) имеет собственное меню. Назначение отдельных команд этого меню будет рассмотрено в этой главе ниже, в разделе "Создание собственных текстурных кистей".
СОВЕТ
Если вам потребуется иметь набор собственных кистей разных размеров, то вначале создайте образец кисти большого размера, а затем выполните его масштабирование, получив несколько кистей меньших размеров. В заключение поочередно выделяйте каждую из кистей и выбирайте команду Define Brush (Определить кисть) в меню палитры Brushes (Кисти). Если вы сохраните кисти в порядке возрастания их размеров, то сможете выбирать нужную кисть в палитре, нажимая клавишу левой квадратной скобки ([) для перемещения по ячейкам палитры влево или клавишу правой квадратной скобки (]) для перемещения вправо. Любители пользоваться мышью для выполнения аналогичного выбора будут действовать традиционным способом - в конце концов, пока еще не существует мыши, чувствительной к силе нажатия на клавишу.
Ниже перечисляются параметры окна диалога Brush Options (Параметры кисти) и указывается их назначение.
Ползунок Diameter (Диаметр). Определяет диаметр пятна (ширину) кисти в пикселях.
Ползунок Hardness (Жесткость). Определяет размер жесткого центра кисти в процентах от ее диаметра. Чем меньше значение жесткости, тем более размыто пятно кисти.
Флажок Spacing (Интервалы). Установка флажка позволяет с помощью ползунка управлять величиной интервала нанесения рисунков кистью. При перетаскивании указателя кисти или при перемещении электронного карандаша отдельные отпечатки пятна кисти будут разнесены на установленный интервал.
Ползунок Spacing (Интервалы). Задает величину интервала между штрихами (отпечатками пятен кисти) в мазке в процентах от диаметра пятна. Чем выше величина, тем больше интервал.
Параметр Angle (Угол). Задает угол ориентации главной оси эллипса, характеризующего форму пятна кисти. Если форма кисти не овальная, то изменение этого параметра не приведет к видимым результатам.
Параметр Roundness (Форма). Задает форму пятна кисти в процентах отношения малой и большой осей эллипса. Чем меньше величина, тем более овальным становится пятно. Значение 100% соответствует круглому пятну.
Поле просмотра угла/формы. Перетаскивая линию со стрелкой, можно наглядно изменять угол ориентации эллипса пятна, а перетаскивая одну из точек - менять форму пятна.
Поле просмотра кисти. Позволяет видеть, как выглядит пятно кисти при выбранных значениях параметров.
Используя текстурные кисти собственного изготовления, можно создать целый ряд специальных эффектов, особенно в части имитации частиц атмосферных осадков и придания изображению живописного характера. Я применяю термин "текстурные кисти", чтобы различать кисти фиксированного размера, созданные пользователем на основе выделенных областей изображения, и установленные по умолчанию кисти, которые можно варьировать по размеру, пропорциям овальной формы и ориентации.
Текстурные кисти могут иметь любую форму - фактически для использования в качестве таких кистей пригодны любые графические объекты, которые могут быть созданы в программе Photoshop. Создав набор специальных кистей, их можно организовать в палитру. Простейший способ изготовления текстурных кистей состоит в том, чтобы создать новый файл с фоном белого цвета, а затем открыть файл векторного рисунка формата программы Illustrator (.AI) или Encapsulated PostScript (.EPS). Хороши в качестве кистей четко оконтуренные объекты векторной графики с черной заливкой, однако любые объекты почти наверняка сработают. Практически все программы векторной иллюстративной графики (например, CorelDRAW!, Adobe Illustrator, Freehand компании Macromedia, Canvas компании Deneba, Exspression компании MetaCreations) способны экспортировать свои файлы в формате AI или EPS, так что имеется возможность поэкспериментировать в качестве кисти с любым из рисунков, поступающих в составе перечисленных программ.
Ниже перечисляются шаги по созданию заказной кисти на основе векторного рисунка.
СОВЕТ
Я воспользовался файлом из набора образцов графики программы Adobe Illustrator 6.0. Для этого файлы были скопированы с компьютера семейства Macintosh на IBM-совместимую дискету, дискета была прочитана с помощью приложения Windows Explorer, и файлам было присвоено расширение имен .EPS, чтобы программа Photoshop 4.0 могла их распознать.
Рис. 9.4. Окно диалога Rasterize Adobe Illustrator Format (Растрироване формата Adobe Illustrator)
Рис. 9.5. Растрированный векторный рисунок формата .ЕPS после заливки черным цыетом, заливки с эффектом градиента и вставки содержимого буфера обмена
Один из способов применить к кисти естественную текстуру состоит в том, чтобы открыть изображение текстуры в отдельном окне или загрузить его на отдельный слой, который затем можно будет удалить. После этого нужно растянуть прямоугольную выделяющую рамку таких размеров, чтобы изображение текстуры могло заполнить весь контур кисти, и скопировать содержимое выделенной области в буфер обмена (нажав Cmd/Ctrl+C).
Для вставки текстурного заполнения в контур кисти сначала выберите инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) и щелкните кнопкой мыши внутри контура, чтобы выделить его. Затем выполните команду меню Edit<> Paste Into (Правка<> Вставить в). Контур заполнится изображением текстуры.
Рис. 9.6. Определение новой кисти
Рис. 9.7. Окно диалога Brush Options (Параметры кисти)в варианте текстурной кисти
В следующем упражнении мы создадим стандартную кисть, которую применим в этой главе ниже. Описываемые действия могут с таким же успехом применяться просто для того, чтобы изменить размер и форму кисти, принятой по умолчанию.
Рис. 9.8. Окно диалога New Brush (Новая кисть)
Теперь в вашем распоряжении имеется новая кисть. Можно вновь перенастроить любую ее характеристику, как описано на шаге 2, - стоит всего лишь дважды щелкнуть на значке кисти в палитре Brushes (Кисти) и изменить значения параметров.
В связи с тем, что так несложно создавать столь разнообразные по форме и текстурной заливке кисти, может оказаться по-настоящему затруднительно искать нужную кисть в палитре, приобретшей огромные размеры, - ведь число кистей в палитре не ограничивается ничем. Гораздо разумнее упорядочить кисти по категориям в зависимости от их формы и текстурного заполнения (например, кисти-капли дождя, искры или элементы текстурных узоров). Чтобы уметь пользоваться таким приемом, вы должны научиться создавать и загружать специальные палитры кистей.
Создание совершенно нового файла палитры
Выберите в меню палитры Brushes (Кисти) команду Load Brushes (Загрузить кисти). Выполните просмотр папок диска в поисках файла, содержащего те кисти, которые нужно добавить к исходной палитре, и щелкните на кнопке OK.
Выберите в меню палитры Brushes (Кисти) команду Reset Brushes (Восстановить кисти). Появится окно диалога Reset Brushes (Восстановление кистей), показанное на рис. 9.9. Щелкните на кнопке OK, чтобы заменить всю текущую палитру на исходную, или щелкните на кнопке Append (Добавить), чтобы добавить кисти из принятой по умолчанию палитры к текущей.
Рис. 9.9. Окно диалога Reset Brushes (Восстановление кистей)
Практичные художники, такие как Роберт Догерти, написавший большую часть упражнений для этой главы, знают о существовании нескольких категорий специальных кистей, оказывающихся иногда полезными. Компания Adobe поставляет только малую часть таких кистей на компакт-диске, сопровождающем программу Photoshop 4.0. В этом разделе вы найдете кое-какие дополнительные специальные кисти из числа тех, которые больше других нравятся мне и Роберту. Некоторые из приведенных ниже кистей являются текстурными, а некоторые представляют собой вариации на тему стандартных кистей.
Почти каждая команда и инструмент программы Photoshop могут использоваться для создания той или иной разновидности специальных эффектов. Заказные кисти не являются в этом смысле исключением. Например, вы можете создать кисти, которые я называю "атмосферными", предназначенные для имитации капель дождя, снежинок, языков пламени, искрящихся блесток, пыли - список может быть практически беспредельным. Кисти могут иметь цвет и обладать прозрачностью, ими можно рисовать на прозрачных слоях, а наносить изображение с помощью кистей можно в любом из 17 режимов наложения пикселей. Рисунок 9.10 иллюстрирует использование одной из "атмосферных" кистей при имитации бликов, возникающих на поверхности воды и на окнах буровой платформы.
Вы должны сделать кисть этого типа нескольких размеров и с разным числом лучей. Создав палитру подобных кистей, добавьте ее в свою библиотеку или пришлите мне, и я помещу ее на свой Web-узел (http://www.dijidezign.com), где к ней получат доступ пользователи со всего мира.
В описываемой ниже процедуре будет использоваться новая "стандартная" кисть, которую вы создали в упражнении из раздела "Персональная настройки кисти, принятой по умолчанию". Если вы не выполняли этого упражнения, то проделайте, пожалуйста, его сейчас, чтобы иметь возможность приступить к выполнению следующих действий:
Рис. 9.10. Для имитации сверкающих бликов на этой фотографии была использована специальная кисть (источник изображения: компак-диск "Промышленность и техника" - "Industry and Technology" из серии Digital Vision Series компании Image Club Graphics)
Рис. 9.11. Первая пара лучиков будущего сверкающего блика
Рис. 9.12. Восьмиконечная звездочка блика
Рис. 9.13. Кисти в форме сверкающих звездочек разнообразных размеров
Полученные кисти можно применять для усиления выразительности редактируемых изображений в бессчетном количестве вариантов - от добавления сияющих бликов на хромированный бампер автомобиля до нанесения созвездий на черный бархат ночного неба или передачи лучистого сияния глаз влюбленных. Можно также бесконечно разнообразить кисти-звездочки (как и любые другие кисти имитации эффектов окружающей среды): цвет, степень прозрачности, режимы наложения пикселей, фильтрация слоя с изображением кистей или использование средств коррекции слоя - вот лишь немногое из того, о чем стоит упомянуть. Кроме того, такие кисти отлично работают в сочетании с фильтром Lens Flare (Блик). Ну, а теперь поразмышляйте об имитации клубов дыма, капель дождя, снежинок, лучей лазера...
Даже если у вас нет графического планшета с электронным карандашом, от установленных по умолчанию кистей можно добиться большего эффекта, создав на их основе некий аналог каллиграфических перьев, которые при рисовании удерживаются под углом в 45° к краю рисунка. Чтобы получить такое перо, выполните следующие шаги:
Рис. 9.14. Настройка параметров каллиграфической кисти
Если вы обладаете навыками правописания, то с помощью полученной кисти сможете вручную добиться вполне приемлемых результатов. Попробуйте приготовить каллиграфические кисти различных размеров, чтобы сравнить производимые ими эффекты (рис. 9.15). Рисуя такой кистью, вы, возможно, будете раздосадованы невозможностью вращать ее, изменяя наклон. Но на самом деле это возможно за счет выбора кисти нужной ориентации.
Рис. 9.15. Использование каллиграфической кисти
Рассматриваемый ниже набор продолговатых кистей можно создать на основе построенных вами кистей с любой формой штриха и применить для достижения некоторых интересных эффектов. Мне удалось подготовить ряд кистей, мазки которых напоминают штриховку карандашом с обломленным грифелем, особенно в сочетании с чувствительным к нажиму графическим планшетом (рис. 9.16). Что мне нравится в таких кистях, так это возможность нарисовать пять "линий" за
Рис. 9.16. Рисование специальной кистью-гребешком
раз. Ниже приводится перечень действий, необходимых для создания набора из шести ориентированных под разными углами кистей-гребешков.
Рис. 9.17. Палитра Info (Инфо) с информацией о выделенной области диаметром 60 пикселей
Рис. 9.18. Настройка параметров численного преобразования для перемещения и масштабирования объекта
Рис. 9.19. Выбор команды Merge Visible (Совместить видимые слои) в меню палитры
Рис. 9.20. Подготовка оригинала кисти-гребешка
Рис. 9.21. Оригинал кисти-гребешка после размывания краев пятен
Рис. 9.22. Уменьшенная кисть-гребешок скопирована и повернута на 30°
Рис. 9.23. Каждая из шести кистей перед ее добавлением в палитру выделяется прямоугольной рамкой
Рис. 9.23. Набор из шести кистей-гребешков в палитре Brushes (Кисти)
Бывают ситуации, когда изображение нуждается в гораздо более высоком уровне абстракции, чем тот, которым характеризуется обычная фотография, - в частности, когда требуется создать определенную эмоциональную атмосферу или передать зрителю определенное настроение. Художники всегда в той или иной мере абстрагируют свои произведения, чтобы внимание фокусировалось только на тех элементах, в которых, по мнению автора, сосредоточена наиболее важная часть обращенного к зрителю послания. Такой метод полезен и для вас, даже если вы никогда не брали ни одного урока художественного творчества. Работая с программой Photoshop, вы всегда можете создать художественное произведение, начав с обычной фотографии. (Сказанное не означает, разумеется, что не потребуется определенной практической тренировки перед тем, как ваши усилия начнут выражаться в чем-то, похожем на реальную картину, или что опытные художники не добьются тех же результатов быстрее нас с вами.)
Вам предложено подготовить изображение узловатого корявого дерева, свисающего с утеса над морскими волнами, в качестве рекламного символа курортного отеля вашего клиента, однако беда в том, что заказчик не смог подобрать подходящую фотографию. Кроме того, заказчик пожелал, чтобы работа выглядела, как нарисованная вручную картина, но отведенные на работу сроки и бюджет не позволяют тотчас же нанять художника-иллюстратора. Себя вы считаете в большей мере дизайнером, чем иллюстратором, однако не без определенных способностей к рисованию. Имеющемуся в вашем распоряжении выразительному эскизу искореженного бурями ствола дерева не достает массы буйной листвы. Вы собираетесь применить специальные кисти и гибкие средства редактирования изображений программы Photoshop, чтобы выполнить работу за считанные часы, а не дни. Данное упражнение, разработанное Робертом Догерти, покажет, как это можно сделать.
Палитра Layers (Слои), инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), команда Expand (Расширить), команда Image<> Mode (Изображение<> Режим), команда Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), инструменты тонирования с использованием специальных кистей, палитра Color (Цвет), инструмент Paintbrush (Кисть) с применением специальных кистей, инструмент Pen (Перо), команда Fill Subpath (Залить подконтур), инструмент Free Transform (Произвольное преобразование), инструмент Marquee (Область), команда Define Brush (Определить кисть), цветовое пространство HSB, палитра Swatches (Каталог), команда Duplicate Layer (Повторить слой), инструмент Eraser (Ластик) с применением специальных кистей, ползунок Spacing (Интервалы) в окне диалога Brush Options (Параметры кисти), инструмент Airbrush (Аэрограф), инструмент Rubber Stamp (Штамп) с применением специальных кистей.
Это упражнение делится на три части. В первой части мы начнем с того, что откроем находящийся на компакт-диске файл под названием trunk.tif, содержащий сканированное изображение корявого древесного ствола, показанного на рис. 9.25. Мы отделим изображение дерева от его фона и применим к нему цветовое подкрашивание. Затем мы усилим тени на стволе дерева с помощью инструментов тонирования Dodge и Burn (Осветлитель и Затемнитель) и созданных ранее специальных кистей-гребешков. Далее мы применим инструмент Paintbrush (Кисть) и те же специальные кисти-гребешки для нанесения холодных цветовых оттенков в области теней и теплых - в тех местах, на которые падают лучи от воображаемого источника света.
Во второй части упражнения мы создадим набор из шести кистей для рисования листьев. Наконец, в третьей части мы нарисуем на отдельном слое часть зеленой массы листьев и разместим этот слой позади слоя с изображением ствола дерева. В заключение потребуется создать еще один слой для массы листьев переднего плана и поместить более светлые листья на ветки, обращенные к свету, а более темные - на ветки, расположенные в тени.
Рис. 9.25. Оригинал сканированного рисунка голого ствола дерева
Рис. 9.26. Результаты отделения ствола дерева от фона с помощью инструмента Magic Wand (Волшебная палочка)
Рис. 9.27. Окрашивание ствола дерева с помощью окна диалога Hue/Saturation (Цветовой тон /Насыщенность)
СОВЕТ
Двойной щелчок на любой кнопке панели инструментов открывает палитру параметров этого инструмента или вызывает ее на передний план окна программы Photoshop.
Рис. 9.28. Палитра Color (Цвет) с ползунками HSB
Рис. 9.29. Рисование контура формы листа
Рис. 9.30. Залейте черным цветом контур листа рядом с отметкой кисти-гребешка
Рис. 9.31. Набор из шести кистей в форме листьевв палитре Brushes (Кисти)
Рис. 9.32. Кисти в форме групп листьев
СОВЕТ
Можно именовать и сохранять целые наборы кистей с помощью команды Save Brushes (Сохранить кисти) меню палитры Brushes (Кисти), а также загружать другие наборы с помощью команды Load Brushes (Загрузить кисти).
СОВЕТ
Указатель мыши приобретает вид ведерка с краской при его установке над одной из пустых ячеек палитры Swatches (Каталог), так что вы можете добавить в палитру любой цвет, который в данный момент является основным. Отделите палитру Swatches (Каталог) от палитры Color (Цвет), перетаскивая ее за ярлычок, пока обе палитры не окажутся видимыми. Выполните команду Save Swatches (Сохранить каталог) из меню палитры, чтобы сохранить созданные оттенки цвета.
Рис. 9.33. Плотная масса листьев и ветви плакучей ивы
Рис. 9.34. Создание группы листьев одной из ветвей на отдельном слое
Рис. 9.35. Копирование и вращение группы листьев
СОВЕТ
Вы можете перетаскивать и копировать выделенную область при использовании любого из инструментов выделения без необходимости переключаться на инструмент Move (Перемещение). Просто удерживайте клавишу Cmd/Ctrl и перетаскивайте выделенную область или удерживайте клавиши Cmd+Opt в системе Mac OS (Ctrl+Alt в системе Windows) и перетаскивайте копию выделенной области.
Рис. 9.36. Клонирование пучка листьев с помощью штампа
СОВЕТ
Можно использовать кисть в форме пучка листьев (или любую другую созданную пользователем текстурную кисть) в качестве инструмента Eraser (Ластик), выбрав в палитре Eraser Options (Параметры ластика) вариант Paintbrush (Кисть), а в палитре Brushes (Кисти) - нужную кисть. Если есть несколько одинаковых по форме кистей, различающихся размерами, то можно рисовать кистью большего размера, а стирать - кистью меньшего размера, чтобы получить вырезку по границе контура.
Рис. 9.37. Настройка интервала между штрихами кисти и пример рисования повторяющихся образцов
Рис. 9.38. Формирование группы листьев с использованием светлых и темных оттенков зеленого цвета
Рис. 9.39. Затемнение листьев слоя Background leaves с помощью аэрографа
СОВЕТ
Можно адаптировать описанные в данном упражнении методы с тем, чтобы иметь возможность "распылять" по изображению любое количество элементарных естественных объектов, таких как камешки гальки, листья плюща, травинки или пряди меха. Для этого просто подготовьте вырезку из фотографии с изображением нужного объекта, придайте ему требуемый масштаб и определите в качестве кисти. Установите достаточно большую величину параметра Spacing (Интервалы), чтобы отдельные копии объектов, появляющиеся как штрихи в мазке кисти, не перекрывались. В заключение подберите цвет, соответствующий природе объекта, и рисуйте на нескольких слоях, чтобы иметь затем возможность варьировать степень затенения слоев либо за счет изменения их прозрачности, либо с помощью команды меню Image<> Adjust (Изображение<> Коррекция).
Рис. 9.40. Законченное изображение дерева с листьями
То, что рассмотрено выше - это заказные кисти, и, строго говоря, нет таких фильтров, которые могли бы создать их для вас. Однако многие фильтры, производящие текстуры (такие, как Kai's Power Tools компании MetaCreations или Eye Candy компании Alien Skin) или предназначенные для имитации мазков кисти художника (такие, как Paint Alchemy компании Xaos Tools), могут применяться для генерации текстуры в пределах выделенной области небольшого размера, которую затем можно использовать в качестве специальной кисти.
Многие эффекты, применяемые к сканированным фотографиям с помощью фильтров программы Photoshop, выглядят всего лишь как эффекты, примененные к сканированной фотографии с помощью фильтра программы Photoshop. Разъясняемые в данном разделе методы в большей мере напоминают традиционные приемы упрощения фотографического изображения для размножения методом шелкографии. Мы жалуемся на то, что нам приходится использовать всего 256 цветов при подготовке изображений для Web-узлов, в то время как художники, разрабатывающие плакаты и издания ограниченного тиража традиционными методами, считают слишком расточительным использовать даже дюжину цветов! Они знают способы создания интересных в графическом отношении изображений при строго ограниченной цветовой палитре. Достоинства этих знаний становятся совершенно неоспоримыми при разработке файлов в формате GIF и других изображений с ограниченной палитрой цветов с целью ускорения их загрузки по сети Internet.
Представьте, что вы - художник-постановщик в команде разработчиков Web-узлов. Художественный руководитель только что вручил вам сканированную рекламную фотографию одного известного клиента, который хотел бы видеть на своей домашней Web-странице нечто привлекательное, художественное и БОЛЬШОЕ. Руководитель группы поведал вам о кошмарных проблемах, связанных с большими по объему изображениями, пожирающими время сетевой загрузки и отпугивающими потенциальных посетителей Web-узла. Вы предлагаете технику постеризации1, подобную методу шелкографии Энди Уорхола, но более привлекательную. Однородные цвета при сохранении в формате GIF допускают очень высокую степень сжатия и ведут к получению файлов малого размера. Ниже описывается процедура получения таких изображений.
Палитра Layers (Слои), палитра Channels (Каналы), инструмент Gradient (Градиент), команда Levels (Уровни), фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), фильтр Find Edges (Выделение краев), инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), клавиатурная комбинация Cmd/Ctrl+J (создание плавающей выделенной области), инструмент Lasso (Лассо), инструмент Eyedropper (Пипетка), основные цвета, палитра Color (Цвет), специальные цвета, команда Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), палитра Tool Options (Параметры инструмента), инструмент Eraser (Ластик), команда Select<> All (Выделение<> Выделить все), инструмент Marquee (Область), команда Inverse (Инверсия), параметр Opacity (Непрозрачность) слоя.
Начните работу со сканированного портрета среднего разрешения, хранящегося в файле под именем lorain.tif на сопровождающем книгу компакт-диске, и отделите контур персонажа от окружающего фона. Затем скопируйте в отдельный канал черно-белое изображение из канала красного цвета (Red). После повторного дублирования этого изображения и использования команды меню Image<> Adjust<> Levels (Изображение<> Коррекция<> Уровни) с целью увеличения контраста примените небольшую размывку по Гауссу и запустите фильтр постеризации цветовой гаммы изображения на восемь уровней. После этого скопируйте изображение в буфер обмена, переключитесь вновь к полноцветному RGB-изображению и вставьте содержимое буфера обмена на новый слой. С помощью инструмента Magic Wand (Волшебная палочка) при значении параметра Tolerance (Допуск), равном 1, и установленном флажке Anti-aliased (Сглаживание) выделите область серого цвета, примените команду Select<> Similar (Выделение<> Подобные оттенки) для добавления к выделенной области всех остальных участков этого цветового оттенка и преобразуйте выделенную область в плавающую на отдельном слое, нажав клавиши Cmd/Ctrl+J. Подобную операцию нужно будет повторить для всех восьми цветовых оттенков, не забывая устанавливать на каждом слое флажок Preserve Transparency (Сохранить прозрачные области).
Следом за этим выберите один за другим все восемь замещающих цветов, заливая каждый слой выбранным однородным цветом. Вернувшись к копии канала красного цвета, сохраненной в качестве альфа-канала, резко усильте контраст. Продублируйте этот канал, выполните команду меню Filter<> Stylize<> Find Edges (Фильтр<> Стилизация<> Выделение краев), слегка размойте края с помощью фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) и загрузите канал в качестве выделенной области. Снова вернитесь к полноцветному RGB-изображению и создайте новый слой, на котором залейте контур выделенной области темным или контрастным цветом. В завершение откорректируйте степень непрозрачности слоя и подберите режим наложения пикселей с помощью палитры Layers (Слои).
Для получения более традиционного эффекта постеризации (рис. 9.41 и файл lorain_1.gif) используйте близкие оттенки цвета, от светлого к темному, и понизьте заметность слоя выделенных краев за счет уменьшения его прозрачности.
1Термин "постеризация" происходит от слова "poster" - "плакат" и означает метод снижения количества цветов за счет замены близких оттенков одним цветом. - Примеч. перев.
Рис. 9.41. Традиционная постеризованная версия фотографии
Чтобы обеспечить более интересный в зрительном отношении вид портрета (рис. 9.42 и файл lorain_2.gif), я добавил еще один слой выделенных краев с однородной цветовой заливкой поверх всех остальных. Для этого вначале был скопирован высококонтрастный альфа-канал, к нему была применена размывка, а затем с помощью команды Levels (Уровни) еще раз был сильно повышен контраст изображения. Затем этот канал был загружен в качестве выделенной области и к нему была применена заливка темно-синим цветом на новом RGB-слое. Тем самым были перекрыты некоторые из ранее созданных более темных слоев.
Рис. 9.42. Более интересная в зрительном отношении постеризованная версия портрета
Ниже приводится подробное описание шагов, направленных на постеризацию изображения lorain.tif.
Рис. 9.43. Просмотр отдельных цветовых каналов
Рис. 9.44. Сохранение силуэта персонажа в канале #5
Рис. 9.45. Коррекция канала #6 с помощью команды Levels (Уровни)
Рис. 9.46. Прямоугольник с градиентной заливкой перед постеризацией
Рис. 9.47. Прямоугольник с градиентной заливкой после постеризации
Рис. 9.48. Выделение оттенков серого цвета с помощью инструмента Magic Wand (Волшебная палочка)
Рис. 9.49. Загрузка каталогов с помощью меню палитры Swatches (Каталог)
СОВЕТ
Можно создать собственную CLUT-таблицу, изменив цветовой режим изображения на Indexed Color (Индексированный цвет), применив палитру Web-типа в качестве источника цветовых оттенков, выбрав затем команду меню Image<> Mode<> Color Table (Изображение<> Режим<> Цветовая таблица) и сохранив созданную CLUT-таблицу на жестком диске.
Рис. 9.50. Выбор цвета в окне диалога Custom Colors (Библиотеки цветов)
Рис. 9.51. Канал EDGES после применения команды Filter <> Stylize <> Find Edges (Фильтр <> Стилизация <> Выделение краев)
Рис. 9.52. Портрет Лорэйн после двенадцатого шага упражнения
Рис. 9.53. Слой LINES 2
Рис. 9.54. Итоговый вид портрета Лорэйн
СОВЕТ
Чтобы создать файл формата GIF без необходимости отказа от слоев или закрытия изображения-оригинала, выберите команду меню Image<> Duplicate (Изображение<> Создать копию). Установите флажок Merged Layers Only (Только совмещенные слои), чтобы создать копию со сведенными слоями, которую затем можно экспортировать в формате GIF89a, выбрав команду меню File<> Export<> GIF89 (Файл<> Экспорт<> GIF89).
Можно пойти в своих поисках еще дальше. Попробуйте продублировать штриховой контур изображения, сменить цвет дубликата и сдвинуть контур на несколько пикселей (рис. 9.55). Продублируйте слои и поэкспериментируйте с более фантастическими цветами. На этом пути можно зайти и в тупик, но в таком случае достаточно будет всего лишь вернуться к более ранней версии: слои в Photoshop - это вариант решения проблемы многоуровневых отмен.
Рис. 9.55. Вид портрета с добавленной копией слоя LINES
В ходе преподавания на курсах по изучению программы Photoshop в колледже College of Marin и взаимодействия с многочисленными коммерческими клиентами Роберт Догерти разработал определенное число многоцелевых "советов и секретов", соответствующих по содержанию предмету стилизации изображений под живопись. Некоторые из этих советов и секретов помещены ниже.
Этот метод был разработан, когда потребовалось создать иллюстрацию процессов эрозии скальных пород для телевизионной научной программы. Все начиналось с создания файла программы Photoshop 4.0 в режиме RGB, выполнения черновых набросков крупных фрагментов скальной поверхности, подверженной эрозии, с использованием песочных оттенков цвета, затенения расселин, проточенных потоками воды, и применения фильтра Add Noise (Зернистость) для придания изображению большей неоднородности. Тем не менее изображение в целом оставалось чересчур сглаженным (рис. 9.56). Скальная порода должна была выглядеть натурально, а в нашем распоряжении имелось лишь несколько видеокадров реальной горной породы при резком освещении прямыми лучами света. Имеющиеся изображения были слегка расфокусированными и обладали размытой цветовой гаммой, что исключало возможность непосредственного копирования, однако скальная текстура просматривалась достаточно отчетливо (рис. 9.57).
Рис. 9.56. Нарисованные скальные породы слишком гладкие
Рис. 9.57. Изображение текстуры скальной породы, сформированное устройством ввода видеосигнала
Было открыто несколько зафиксированных видеокадров и из каналов зеленого цвета (Green) скопировано достаточно графического материала для того, чтобы сформировать плитку повторяющегося текстурного узора, показанного на рис. 9.58.
Рис. 9.58. Текстура скальной породы в виде плитки узора
После повышения контраста была выполнена заливка полученной бесшовной текстурой альфа-канала, который затем был загружен в качестве выделенной области нарисованного изображения скалы. После создания временной выделенной области на основе черно-белого изображения в одном из каналов принятые по умолчанию установки параметров обеспечили преобразование темных участков в замаскированные (защищенные) фрагменты, а белых - в активные выделенные фрагменты изображения скальной текстуры. Это означает, что выделенные области соответствовали ярко освещенным участкам скальной текстуры. Затем было произведено переключение к полноцветному RGB-каналу изображения нарисованной скалы, а рамка выделенной области в виде "колонны марширующих муравьев" была скрыта нажатием клавиш Cmd/Ctrl+H. С помощью инструмента Dodge (Осветлитель) было выполнено осветление участков нарисованной скалы в пределах выделенных областей бликов текстуры скальной породы - это напоминало раскрашивание сквозь трафарет. Затем возникла идея, что можно сделать на базе этой же текстуры еще один трафарет, предназначенный для раскрашивания темных участков. Для этого выделенная область была сброшена, а затем в палитре Channels (Каналы) был продублирован канал текстурной маски. После этого была произведена инверсия цвета в новом канале (нажатием клавиш Cmd/Ctrl+I), содержимое канала было загружено в качестве выделенной области, "колонны марширующих муравьев" были скрыты от просмотра, и вновь был активизирован объединенный RGB-канал изображения. В итоге создавалась возможность применения инструмента Burn (Затемнитель), выбора подходящей кисти и добавления некоторых деталей темно-красного цвета путем раскрашивания сквозь маску, как показано на рис. 9.59. Применяя мягкую растушеванную кисть и графический планшет, чувствительный к нажиму, можно было накладывать текстурную окраску на исходное нарисованное изображение достаточно свободно и в интуитивном режиме, буквально "вылепляя" фантастически достоверные, со множеством естественных деталей формы скальной породы. Рисование аналогичной картины целиком вручную заняло бы дни - данный процесс потребовал лишь нескольких часов.
Рис. 9.59. Рисование сквозь маску текстуры скальной породы
Ниже описывается еще один секрет стилизации, ориентированный на придание изображениям типа портрета из файла lorain_2.psd более отстраненного от реальности и, хотелось бы верить, более интересного облика за счет использования повторяющихся образцов узора, накладывающегося на изображение, и заливки отдельных блоков изображения цветом. Откройте одну из плиток узора, сохраненных вами ранее или тех, что имеются на сопровождающем книгу компакт-диске. Для тренировки хорошо подойдет плитка узора tile_10.psd, показанная на рис. 9.60. Нажмите клавиши Cmd/Ctrl+A, чтобы выделить все изображение. Выберите команду меню Edit<> Define Pattern (Правка<> Определить образец) и проследите, чтобы слой изображения, к которому должна быть применена узорная заливка, был активен. Продублируйте слой, установите флажок Preserve Transparency (Сохранить прозрачные области) в палитре Layers (Слои) и нажмите клавиши Shift+Delete/Backspace, чтобы раскрыть окно диалога Fill (Заливка). Выберите в раскрывающемся списке Use (Заполнитель) вариант Pattern (Образец), оставьте принятые по умолчанию значения режима наложения пикселей (Normal) и степени непрозрачности (100%) и щелкните на кнопке OK, чтобы заполнить непрозрачные области изображения фрагментами узора. После этого можно уменьшить степень непрозрачности слоя или изменить режим наложения пикселей в палитре Layers (Слои), чтобы увидеть эффект, оказываемый такими действиями на лежащий ниже слой оригинала изображения.
Рис. 9.60. Плитка узора, выделенная целиком для определения образца
Образцы узора совсем не обязаны быть полностью непрозрачными. Имеется возможность помещать интересные экземпляры узора на свободные участки изображения (на прозрачный или пустой слой) и создавать из них плитки повторяющихся образцов наподобие показанной на рис. 9.61. При использовании таких плиток для заливки нового слоя изображения пустые участки узора образуют нечто напоминающее кружево, сквозь которое будет виден расположенный ниже слой (рис. 9.62). После этого можно создать еще один частично прозрачный слой с плитками узора иного размера и поместить его ниже или выше первого. Поскольку размеры двух узоров не совпадают, образуемая ими совместная картина выглядит гораздо менее регулярно, а следовательно, более реалистично.
Чтобы создать на новых слоях изображения узорный рисунок, нет необходимости на самом деле заливать цветовые области лежащих ниже слоев узором. Вместо этого можно просто сгруппировать слои изображения, создав макетную группу, в
Рис. 9.61. Плитка узора с удаленными участками фона
Рис. 9.62. Слой, залитый повторяющимся узором
которой изображение самого нижнего (базового) слоя играет роль маски для всех лежащих выше слоев. Поместите слой с узором, который должен быть виден только в пределах некоторой маски, поверх базового слоя с формой, играющей роль такой маски. Затем щелкните на линии, разделяющей строки этих слоев в палитре Layers (Слои), при нажатой клавише Opt/Alt. Сплошная черная линия превратится в штриховую, а наименование базового слоя изобразится подчеркнутым шрифтом, как показано на рис. 9.63. Если дважды щелкнуть на строке самого верхнего слоя палитры Layers (Слои), то в появившемся окне диалога Layer Options (Параметры слоя) будет виден установленный флажок Groop with Previous Layer (Сгруппировать с предыдущим слоем). В данном случае слово "предыдущий" означает слой, лежащий на один уровень ниже данного в очереди слоев палитры Layers (Слои).
Рис. 9.63. Создание макетной группы слоев в палитре Layers (Слои)
Если требуется применить одну и ту же маску сразу к нескольким объектам, обеспечив их фигурную обрезку, то разместите эти объекты на отдельных слоях поверх базового слоя с маской и сгруппируйте их все, щелкая на линиях, разделяющих строки этих слоев в палитре Layers (Слои) при нажатой клавише Opt/Alt. Аналогичный прием можно использовать также для того, чтобы на пустом слое нанести произвольные, ничем не ограниченные мазки кистью, а затем сгруппировать слой с нанесенными мазками с базовым слоем, содержащим изображение-маску. Мазки в этом случае окажутся обрезанными ровно по границе маски и будут видны только в ее пределах. Попробуйте рисовать некоторыми из ранее созданных специальных кистей на слое, сгруппированном с изображением-маской, которое обеспечит передачу раскованности цветовых мазков, но ограничит их проявление строго определенной областью. Этот эффект наиболее ярко проявляется в том случае, если использовать один из двух контрастных цветов для нанесения мазков в пределах одной маски, а затем применить второй контрастный цвет, выбрав в качестве маски другой базовый слой. Границы масок будут в этом случае проявляться за счет того, что на них обрываются цветовые мазки.
Если нужно сделать так, чтобы частично прозрачный узор принял форму (силуэт) изображения, присутствующего на другом слое, но при этом сам слой с опорным изображением требуется удалить, - создайте слой-маску. Для этого сначала загрузите слой с опорным изображением в качестве временной выделенной области, щелкнув на имени слоя в палитре Layers (Слои) при удерживаемой клавише Cmd/Ctrl. Затем активизируйте слой с узором, изображение которого должно быть замаскировано, и выберите команду меню Layer<> Add Layer Mask<> Reveal Selection (Слой<> Добавить слой-маску<> Показать область). Теперь будут видны только участки узора в пределах областей прозрачности слой-маски, и в то же время слой с изображением, послужившим основой для слой-маски, можно будет сделать невидимым или полностью удалить (рис. 9.64).
Рис. 9.64. Изображение повторяющегося узора постепенно угасает под действием слой-маски
Для получения эффекта, показанного на предыдущем рисунке, создайте новый слой и примените к нему градиентную заливку, выбрав инструмент Gradient (Градиент) и установив режим Foreground to Background (От основного к фоновому) в палитре Gradient Tools Options (Параметры инструмента Градиент), как показано на рис. 9.65. Затем загрузите этот слой в качестве временной выделенной области, активизируйте слой узора и выберите команду меню Layer<> Add Layer Mask<> Reveal Selection (Слой<> Добавить слой-маску<> Показать область).
Рис. 9.65. Слой-маска с градиентной заливкой
Вооружившись методами стилизации "под живопись", вы можете привнести в фотографию элементы одухотворяющей ее случайности, сделать очевидными следы касавшейся изображения живой руки художника (подобные мазкам кисти), создать картину целиком вручную и усилить визуальное впечатление от нее (если, конечно, умеете рисовать), или просто применить несколько проверенных приемов для создания выразительных эффектов на обычной фотографии. Это не живопись в прямом понимании, но нечто увлекательное, а лучше сказать - нечто такое, чего невозможно достичь никакими иными средствами.
Следующая глава приоткроет перед вами секреты наиболее сложной и многообещающей стороны программы Photoshop - ее способности создавать реалистичные фотографии мест, предметов и событий, которые никогда не существовали. Иными словами, вы узнаете о методах, необходимых для эффективной разработки композиций, известных как фотоколлажи и монтажи.