15
Особенности Photoshop 5

Компания Adobe не стоит на месте - и вот, когда книга уже была близка к завершению, на рынке программного обеспечения появилась версия 5.0 Photoshop. В соответствии с лучшими традициями разработчиков программ данная версия сохранила все возможности версии 4.0, рассмотрению которой посвящены первые 14 уроков книги, что позволяет вам в полной мере использовать приобретенные знания и навыки при переходе к Photoshop 5.0. В то же время в новой версии, естественно, появился и ряд новинок, призванных улучшить качество и повысить эффективность работы компьютерных художников и дизайнеров. В ходе данного урока мы постараемся вкратце познакомить вас с этими новшествами, пояснив, каким образом они могут дополнить уже знакомый вам по предыдущим урокам инструментарий. Начнем с рассмотрения отличий интерфейса программы Photoshop 5.0 на примере оригинальной англоязычной версии.

Основные новшества интерфейса Photoshop 5

При беглом взгляде на экран программы Photoshop 5.0, показанный на рис. 15.1, вы не заметите никаких отличий: на тех же местах остались знакомые строка меню, панель инструментов, палитры, строка состояния. И это хорошо: ведь как-никак, а глаза и руки уже привыкли к определенному расположению команд и кнопок. Однако более внимательное изучение интерфейса показывает, что в меню появился ряд новых команд, некоторые старые знакомые команды поменяли "место жительства", с панели инструментов исчезло несколько привычных кнопок, зато появился ряд новых, а в правой части экрана мы видим новую палитру - History (Протокол). В каждой новой версии программных продуктов компании Adobe появляются новые клавиатурные комбинации и частично изменяются старые. Не является в этом смысле исключением и Photoshop 5.0.


Рис. 15.1. Вид экрана программы Photoshop 5.0

Отличия в меню

Строка меню программы Photoshop 5.0, как видно из рис. 15.1, содержит те же девять пунктов, что и в прежней версии: File (Файл), Edit (Редактирование), Image (Изображение), Layer (Слой), Select (Выделение), Filter (Фильтр), View (Просмотр), Window (Окно) и Help (Помощь). Вместо подробного перечисления всех команд, входящих в состав отдельных пунктов меню, позволим себе остановиться только на отличиях этих меню от версии 4.0.

Меню File (Файл)

В меню File (Файл), показанном на рис. 15.2, появились две новые команды: Automate (Автоматизировать) и Adobe Online (Новости от Adobe).


Рис. 15.2. Меню File (Файл)

Команда Automate (Автоматизировать) вызывает подменю, состоящее из пяти команд, призванных обеспечивать упрощение и автоматизацию работы с файлами, а также пакетную обработку изображений, о чем подробнее будет рассказано в разделе "Автоматизация операций над файлами".
Команда Adobe Online (Новости от Adobe) вызывает окно диалога, показанное на рис. 15.3 и предназначенное для настройки параметров соединения и подключения к Web-серверу компании Adobe с целью получения постоянно обновляемой справочной информации о программе Photoshop. Это же окно вызывается теперь щелчком на кнопке с изображением логотипа Photoshop, размещающейся в верхней части панели инструментов. Ранее для обращения к Web-серверу компании Adobe служила команда Adobe Photoshop Home Page (Домашняя страница Adobe Photoshop) меню Help (Помощь), которая теперь удалена.


Рис. 15.3. Окно диалога Adobe Online (Новости от Adobe) служит для подключения к Web-серверу компании Adobe

Из меню File (Файл) пропала команда Send (Отправить почту), поскольку средства отправки электронной почты входят в состав стандартных инструментов последних версий операционных систем Windows и Mac OS.
Изменился состав подменю Color Settings (Параметры цветов). Теперь в него входят команды RGB Setup (Настройка RGB), CMYK Setup (Настройка CMYK), Grayscale Setup (Настройка градаций серого) и Profile Setup (Настройка цветовой конфигурации), подробное рассмотрение которых выходит за рамки данной книги.
Для ускоренного вызова команды Open As (Открыть как) теперь можно использовать комбинацию клавиш Alt+Shift+O.

Меню Edit (Редактирование)

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении меню Edit (Редактирование), показанного на рис. 15.4, - это "переехавшие" сюда команды Free Transform (Свободное трансформирование) и Transform (Трансформирование), которые ранее размещались в меню Layer (Слой). Чем вызвано такое перемещение? Видимо тем, что действие данных команд распространяется не только на слои в целом, но и на выделенные области изображения. Как бы там ни было, вам следует привыкнуть к новому месту размещения этих столь часто используемых команд.


Рис. 15.4. Меню Edit (Редактирование)

В подменю Transform (Трансформирование) появилась теперь команда Again (Повторить), обеспечивающая повторное применение последнего выполненного преобразования с теми же значениями параметров, причем для ускоренного вызова этой команды служит комбинация клавиш Shift+Ctrl+T, ранее предназначавшаяся для входящей в это же подменю команды Numeric (Числовые значения).
Помимо названного приобретения, в меню Edit (Редактирование) имеется и "потеря": исчезли команды Take Snapshot (Сделать снимок) и Take Merged Snapshot (Сделать совмещенный снимок). В программе Photoshop 5.0 вместо этих команд используются аналогичные средства новой палитры History (Протокол), о чем речь пойдет ниже в разделе "Многоуровневая отмена действий".
Подменю Purge (Удалить из памяти) дополнено командой All (Все), позволяющей за один прием очистить буфер обмена Clipboard, а также удалить из оперативной памяти копию изображения, предназначенную для отмены последней операции, образец узора и снимок изображения.

Меню Image (Изображение)

Внешне меню Image (Изображение) выглядит точно так же, как и в версии 4.0 (рис. 15.5). Изменения коснулись состава команд подменю Mode (Режим) и Adjust (Коррекция).


Рис. 15.5. Меню Image (Изображение)

Так, в подменю Mode (Режим) появилась команда Profile to Profile (Преобразовать цветовую конфигурацию), позволяющая преобразовать открытое изображение из любого произвольного цветового пространства в одно из тех, которые задаются с помощью команд RGB Setup (Настройка RGB), CMYK Setup (Настройка CMYK) и Grayscale Setup (Настройка градаций серого). Подробное рассмотрение этой команды выходит за рамки данной книги.
В подменю Adjust (Коррекция) добавлена команда Channel Mixer (Смеситель каналов), предназначенная для настройки цвета в любом из каналов изображения путем смешивания в регулируемой пропорции цветов из других каналов этого же изображения. Об использовании этой команды вы прочтете ниже в разделе "Новое в работе с цветом".

Меню Layer (Слой)

Меню Layer (Слой), показанное на рис. 15.6, потеряв команды Free Transform (Свободное трансформирование) и Transform (Трансформирование), которые перекочевали в меню Edit (Редактирование), в наибольшей мере обогатилось новыми командами.


Рис. 15.6. Меню Layer (Слой)

В первую очередь следует указать на появившееся в меню Layer (Слой) подменю Effects (Эффекты), содержащее целый набор команд для создания типовых графических эффектов. К числу таких эффектов относятся, например, тени, отбрасываемые объектами на задний план изображения, или скошенных кромок, придающих рельефность объектам наподобие текстовых строк. О возможностях и использовании команд этого подменю вы сможете прочесть в разделе "Реализация специальных графических эффектов".
Нельзя не упомянуть о подменю Type (Текст). Его команды позволяют изменять ориентацию текстовых строк с горизонтальной на вертикальную, а также преобразовывать редактируемые текстовые объекты в элементы изображения. Об использовании данной команды подробнее рассказывается ниже в разделе "Новые возможности работы с текстом".
Подменю Align Linked (Выровнять связанные слои) содержит ряд команд, предназначенных для выравнивания набора связанных слоев относительно выделенного слоя как по вертикали, так и по горизонтали. Если на изображении имеется выделенная область, то данная команда приобретает вид Align to Selection (Выровнять по выделенной области). Подменю Distribute Linked (Распределить связанные слои) включает команды, аналогичные командам выравнивания, но предназначенные для равномерного распределения связанных слоев в пределах холста.

Меню Select (Выделение)

В меню Select (Выделение), показанном на рис. 15.7, место команды None (Ничего не выделено) теперь заняла команда Deselect (Отменить выделение). Назначение этой команды осталось тем же, что и у ее предшественницы: сделать так, чтобы на изображении не осталось выделенных областей. Помимо этого отличия, меню дополнено двумя новыми командами: Reselect (Повторить выделение) и Transform Selection (Трансформировать выделение).


Рис. 15.7. Меню Select (Выделение)

Команда Reselect (Повторить выделение) служит для восстановления последнего отмененного выделения областей изображения. Для ее ускоренного вызова можно использовать комбинацию клавиш Shift+Ctrl+D.
Команда Transform Selection (Трансформировать выделение) позволяет изменять размеры, форму и ориентацию рамки выделенной области. Обратите внимание на то, что данная команда никак не воздействует на пиксели изображения в пределах рамки.

Меню Filter (Фильтр)

Меню Filter (Фильтр), показанное на рис. 15.8, пополнилось только одним новым фильтром. Это 3D Transform (Трехмерное преобразование) из группы Render (Освещение). Вы сможете прочесть некоторые подробности о назначении, параметрах и использовании этого фильтра в разделе "Реализация специальных графических эффектов".


Рис. 15.8. Меню Filter (Фильтр)
Меню View (Просмотр)

Единственным отличием меню View (Просмотр), показанного на рис. 15.9, является расширение команды CMYK Preview (Просмотр в режиме CMYK) до уровня подменю из шести команд, вызываемого командой Preview (Просмотр).


Рис. 15.9. Меню View (Просмотр)

В подменю входят команды, предназначенные для предварительного просмотра перед многослойной четырехцветной печатью как изображений в целом (команда CMYK), так и отдельных цветоделенных клише, соответствующих одному из составных цветов: Cyan (Бирюзовый), Magenta (Пурпурный), Yellow (Желтый) и Black (Черный), а также варианта оттиска изображения без черного цвета (команда CMY).

Меню Window (Окно)

Отличия в меню Window (Окно) сводятся к появлению новой команды Show/Hide History (Показать/Скрыть Протокол), обязанной своим присутствием включению в программу новой палитры History (Протокол), и некоторой перегруппировке команд, управляющих присутствием на экране остальных палитр программы Photoshop (рис. 15.10).


Рис. 15.10. Меню Window (Окно)
Меню Help (Помощь)

Изменились последние две команды меню Help (Помощь), показанного на рис. 15.11. Вместо прежних Adobe Photoshop Home Page (Домашняя страница Adobe Photoshop) и Open Image URL (Открыть URL) появились команды Export Transparent Image (Экспорт прозрачного изображения) и Resize Image (Изменить размер изображения).


Рис. 15.11. Меню Help (Помощь)

Почему эти новые команды, первая из которых явно "просится" в меню File (Файл), а вторая - в меню Image (Изображение), попали в меню Help (Помощь)? Видимо, дело в том, что обе они не реализуют никаких новых функций, а всего лишь вызывают программы-мастера (wizard), которые шаг за шагом помогают вам выполнить действия по созданию и экспорту изображений с областями прозрачности (рис. 15.12) или наилучшим образом изменить размер изображения для печати или отображения на экране (рис. 15.13). А где еще и находиться таким помощникам, как не в меню Help (Помощь)!


Рис. 15.12. Первая страница окна диалога Export Transparent Image Wizard (Мастер экспорта прозрачных изображений)

Рис. 15.13. Первая страница окна диалога Resize Image Wizard (Мастер изменения размеров изображения)

Исчезновение команды Open Image URL (Открыть URL) связано с теми же причинами, что и удаление команды Send (Отправить почту) из меню File (Файл): средства для работы с Интернетом входят в состав стандартных инструментов последних версий операционных систем Windows и Mac OS.

Обновленная панель инструментов

Как и в предыдущей версии программы, кнопки панели инструментов Photoshop 5.0 объединены в семь групп, как видно из рис. 15.14. Первые четыре служат для выполнения отдельных операций редактирования изображений, а остальные - для выбора основного и фонового цветов, переключения режимов редактирования изображений и отображения их на экране.


Рис. 15.14. Панель инструментов Photoshop 5.0

Как и при рассмотрении меню, остановимся лишь на отличиях панели инструментов Photoshop 5.0 от предыдущей версии программы.

Инструмент Magnetic Lasso (Магнитное лассо)

Семейство инструмента Lasso (Лассо), предназначенного для выделения областей произвольной формы, пополнилось еще одним достойным представителем (рис. 15.15) - Magnetic Lasso (Магнитное лассо).


Рис. 15.15. Инструменты Lasso (Лассо), Poligon Lasso (Многоугольное лассо) и Magnetic Lasso (Магнитное лассо)

Новый инструмент предназначен для облегчения задачи выделения контуров объектов изображения. О параметрах и особенностях использования инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо) вы сможете прочесть ниже в разделе "Новое в выделении областей".

Инструмент Pattern Stamp (Узорный штамп)

Инструмент Rubber Stamp (Штамп), раскрытая панель которого показана на рис. 15.16, приобрел себе компаньона в лице инструмента Pattern Stamp (Узорный штамп).


Рис. 15.16. Инструменты Rubber Stamp (Штамп) и Pattern Stamp (Узорный штамп)

Инструмент Pattern Stamp (Узорный штамп) предназначен для раскрашивания изображения узором из повторяющихся копий выделенной прямоугольной области того же или любого другого открытого изображения. Подробнее об использовании инструмента Pattern Stamp (Узорный штамп) читайте ниже в разделе "Рисование узоров".

Инструмент History Brush (Кисть с памятью)

Инструмент History Brush (Кисть с памятью), кнопка которого показана на рис. 15.17, занял место кнопки инструмента Smudge (Палец), сменившей адрес своего расположения на панели инструментов.


Рис. 15.17. Инструмент History Brush (Кисть с памятью)

Нанесение мазков инструментом History Brush (Кисть с памятью) позволяет раскрашивать изображение фрагментами копии сохраненного в памяти программы снимка или в сочетании с новой палитрой History (Протокол) восстанавливать выбранное предыдущее состояние изображения.
Об использовании этого нового инструмента вы сможете прочесть ниже в разделе "Многоуровневая отмена действий".

Инструменты Pencil (Карандаш) и Line (Линия)

В программе Photoshop 5.0 инструмент Pencil (Карандаш) объединен с инструментом Line (Линия), как показано на рис. 15.18. Пожалуй, это логично - ведь карандаш также служит для рисования линий, только произвольной формы. Свойства этих инструментов не изменились.


Рис. 15.18. Инструменты Pencil (Карандаш) и Line (Линия)
Инструмент Smudge (Палец)

Исчезнувшая с панели кнопка инструмента Smudge (Палец) обнаруживается на панели инструмента Blur (Размытие), показанной на рис. 15.19, что также представляется логичным - ведь все три инструмента служат для воздействия на резкость цветовых переходов выбранного участка изображения.


Рис. 15.18. Инструменты Pencil (Карандаш) и Line (Линия)
Инструмент Magnetic Pen (Магнитное перо)

В группе инструмента Pen (Перо), показанной на рис. 15.20, также пополнение: в ее состав вошел новый инструмент Magnetic Pen (Магнитное перо), кнопка которого на рисунке является второй слева.
О параметрах и использовании этого нового инструмента, предназначенного для облегчения задачи точной обводки контуров объектов рисунка, вы прочитаете ниже в разделе "Пополнение арсенала средств рисования контуров".


Рис. 15.20. Группа инструмента Pen (Перо)
Инструменты Vertical Type (Вертикальный текст) и Vertical Type Mask (Маска вертикального текста)

Группа инструмента Type (Текст) дополнена двумя новыми кнопками, соответствующими инструментам Vertical Type (Вертикальный текст) и Vertical Type Mask (Маска вертикального текста), как показано на рис. 15.21.
Новые инструменты служат для ввода и построения огибающих текстовых символов, располагающихся не вдоль горизонтальной строки, а друг под другом вдоль вертикальной линии.


Рис. 15.21. Группа инструмента Type (Текст)
Инструмент Measure (Измеритель)

В соответствии со своим названием, новый инструмент Measure (Измеритель), кнопка которого показана на рис. 15.22, призван в совокупности с палитрой Info (Инфо) обеспечивать возможности измерения расстояний между двумя произвольными точками изображения, а также углов наклона линий, соединяющих выбранные пары точек.


Рис. 15.22. Инструмент Measure (Измеритель)
Инструмент Gradient (Градиент)

На месте привычной по прежней версии кнопки инструмента Gradient (Градиент) теперь располагается целых пять инструментов, предназначенных для построения градиентных заливок различных типов, как показано на рис. 15.23. Это инструменты Linear Gradient (Линейный градиент), Radial Gradient (Радиальный градиент), Angle Gradient (Угловой градиент), Reflected Gradient (Зеркальный градиент) и Diamond Gradient (Ромбический градиент).
О параметрах и использовании этих инструментов вы узнаете ниже в разделе "Новые типы градиентных заливок".


Рис. 15.23. Группа инструментов семейства Gradient (Градиент)
Инструмент Color Sampler (Пробник цвета)

Даже старый добрый инструмент Eyedropper (Пипетка), как показано на рис. 15.24, приобрел теперь помощника в лице инструмента Color Sampler (Пробник цвета).


Рис. 15.24. Инструменты Eyedropper (Пипетка) и Color Sampler (Пробник цвета)

Он обеспечивает возможность нанести на изображение до четырех меток в точках, сведения о цвете которых требуется получить. Эти сведения отображаются в палитре Info (Инфо). Более подробно о работе с инструментом Color Sampler (Пробник цвета) вы сможете прочитать ниже в разделе "Новое в работе с цветом".
Теперь, когда вы знакомы с основными новинками интерфейса программы Photoshop 5.0, перейдем к более подробному рассмотрению отдельных новшеств.

Автоматизация операций над файлами

По мере того как программа Photoshop становится сложнее и изощреннее, все очевиднее оказывается потребность упрощения и автоматизации отдельных типовых операций, необходимость выполнения которых многократно возникает в ходе работы над изображениями. Первый шаг на пути такой автоматизации был сделан разработчиками программы Photoshop 4.0, включившими в арсенал средств этой программы палитру Actions (Операции). Действия пользователя, записываемые в виде последовательности, именуемой операцией, могут теперь быть многократно воспроизведены, в том числе и другими пользователями программы. В меню палитры Actions (Операции) программы Photoshop 4.0 была включена команда Batch (Пакетная обработка), позволяющая организовать пакетную обработку последовательности файлов из выбранной папки диска. В программе Photoshop 5.0 идея упрощения и автоматизации действий пользователя обрела еще более четкие контуры, выразившиеся в появлении в меню File (Файл) команды Automate (Автоматизировать).

Использование команды Automate (Автоматизировать)

В подменю, раскрывающемся после выбора команды Automate (Автоматизировать), содержится пять команд: Batch (Пакетная обработка), Conditional Mode Change (Условная смена режима), Contact Sheet (Обзорный лист), Fit Image (Подгонка изображения) и Multi-Page PDF to PSD (Многостраничный PDF в PSD).

Команда Batch (Пакетная обработка)

Опыт применения команды Batch (Пакетная обработка), находившейся в меню палитры Actions (Операции), оказался настолько удачным, что ее "ранг" повысился и она была перенесена в главное меню программы. Чтобы произвести пакетную обработку файлов изображений, выполните следующие действия:

  1. Выберите команду Batch (Пакетная обработка) в подменю Automate (Автоматизировать) меню File (Файл). На экране появится окно диалога, показанное на рис. 15.25.

Рис. 15.25. Окно диалога Batch (Пакетная обработка)
  1. В раскрывающемся списке Set (Набор) раздела Play (Воспроизведение) выберите наименование нужного набора операций. По умолчанию в него включается единственный набор - Default Actions (Исходные операции). В раскрывающемся списке Action (Операция) выберите операцию, которую предполагается использовать для пакетной обработки. Если, предположим, это будет Custom RGB to Grayscale (Преобразовать RGB в градации серого), то каждое из обрабатываемых цветных изображений будет преобразовано в градации серого тона.

ЗАМЕЧАНИЕ Чтобы в списке Set (Набор) окна диалога Batch (Пакетная обработка) появились наименования различных наборов операций, файлы этих наборов требуется предварительно загрузить в программу с помощью команды Load Actions (Загрузить операции) меню палитры Actions (Операции). Файлы наборов операций Photoshop имеют расширение ATN. В комплект поставки программы Photoshop 5.0 входит ряд файлов с наборами операций, хранящихся в папке \Goodies\Actions.
  1. В раскрывающемся списке Source (Источник) выберите вариант Folder (Папка). Щелкнув на кнопке Choose (Выбрать), вы сможете произвести типичную операцию просмотра дисков компьютера с целью выбора папки, содержащей нужные файлы. Если установить флажок Override Action "Open" Commands (Игнорировать команды "Открыть"), то процедура пакетной обработки будет игнорировать имена папок, указанные в теле выполняемой операции, открывая вместо этого файлы из папки, указанной в списке Source (Источник). Установка флажка Include All Subdirectories (Включая вложенные папки) ведет к тому, что обрабатываться будут также изображения из папок, вложенных в выбранную в списке Source (Источник).
  2. В раскрывающемся списке Destination (Результат) выберите вариант None (Отсутствует), если требуется, чтобы программа Photoshop обрабатывала изображения одно за другим и оставляла их окна открытыми. Это может быть полезным в случаях, когда требуется визуально проконтролировать качество результатов перед сохранением файлов. При выборе варианта Save and Close (Сохранить и закрыть) каждое изображение после окончания обработки сохраняется в ту же папку, из которой оно было загружено. Это обеспечивает экономию дискового пространства, но не оставляет возможности для второй попытки при получении неудовлетворительных результатов. Наконец, при выборе варианта Folder (Папка) обработанные изображения будут сохраняться на диске в папке, которую вы можете указать, щелкнув на кнопке Choose (Выбрать). Установка флажка Override Action "Save In" Commands (Игнорировать команды "Сохранить в") ведет к тому, что процедура пакетной обработки будет игнорировать имена папок, указанные в теле выполняемой операции, сохраняя вместо этого файлы в папке, указанной в списке Destination (Результат).
  3. В раскрывающемся списке Errors (Ошибки) выберите вариант Stop for Errors (Стоп при ошибках), если хотите, чтобы пакетная обработка прерывалась при возникновении ошибок, или вариант Log Errors to File (Записывать ошибки в файл).
  4. Щелкните на кнопке OK, чтобы запустить пакетную обработку файлов изображений.
Команда Conditional Mode Change (Условная смена режима)

Вы уже знаете, что изменение цветового режима изображения с целью превращения его из цветного в черно-белое, подготовки для многослойной печати или для публикации на страницах Web-узлов производится при помощи команд подменю Mode (Режим) меню Image (Изображение). Команда File - Automate - Conditional Mode Change (Файл - Автоматизировать - Обусловленная смена режима) одна заменяет собой все подменю Mode (Режим) с помощью окна диалога, появляющегося на экране при выборе этой команды и показанного на рис. 15.26.


Рис. 15.26. Окно диалога Conditional Mode Change (Условная смена режима)

С помощью одного из флажков раздела Source Mode (Режим источника) выбираются режимы, подлежащие преобразованию. Щелчок на кнопке All (Все) ведет к установке всех флажков, а на кнопке None (Ничего) - к сбросу всех флажков. В раскрывающемся списке Mode (Режим) раздела Target Mode (Режим результата) выбирается цветовой режим, в который должно быть преобразовано изображение. Преобразование выполняется после щелчка на кнопке OK.
Основное назначение этой команды - использоваться в составе операций палитры Actions (Операции). Если вы предполагаете применять разработанную вами операцию для обработки изображений с различными цветовыми режимами, то включение в ее состав команды Conditional Mode Change (Условная смена режима) застрахует вас от возникновения ошибок, связанных с несоответствием цветового режима изображения выполняемым действиям, так как все изображения будут преобразованы в требуемый режим.

Команда Contact Sheet (Обзорный лист)

Когда коллекция разрабатываемых вами изображений становится довольно большой, для ознакомления с ней удобно иметь под рукой обзорные листы, содержащие наборы миниатюрных копий графических работ. Создавать их можно и вручную, однако команда File - Automate - Contact Sheet (Файл - Автоматизировать - Обзорный лист) позволяет автоматизировать этот процесс, обеспечивая построение миниатюрных копий заданного размера для каждого изображения из указанной вами папки и определенное размещение этих копий в пределах листа графического документа. Чтобы создать обзорный лист, выполните следующие действия:

  1. Выберите команду Contact Sheet (Обзорный лист) в подменю Automate (Автоматизировать) меню File (Файл). На экране возникнет окно диалога, показанное на рис. 15.27.

Рис. 15.27. Окно диалога Contact Sheet (Обзорный лист)
  1. Щелкните на кнопке Choose (Выбрать) в разделе Source Directory (Папка-источник) и выберите папку диска, содержащую изображения, для которых требуется построить обзорный лист.
  2. В разделе Contact Sheet Options (Параметры обзорного листа) задайте требуемую ширину (параметр Width), высоту (параметр Height), необходимое разрешение (Resolution), а также цветовой режим миниатюр (если предполагается печатать обзорный лист, то это должен быть режим CMYK Color, если просматривать на экране - RGB Color). Чтобы задать порядок расположения миниатюр, установите переключатель Place Across First (Размещать по строкам) или Place Down First (Размещать по столбцам) - назначение этих параметров очевидно из их названий.
  3. В разделе Layout (Макет) укажите число колонок (Columns) и строк (Rows) миниатюрных копий в макете обзорного листа, графическая схема которого показана в правой части окна. При изменении этих параметров автоматически будут меняться размеры миниатюр, указанные в разделе Thumbnails (Миниатюры). Можно изменять высоту и ширину миниатюр, тогда автоматически будет рассчитываться число строк и столбцов макета.
  4. Щелкните на кнопке OK, чтобы запустить процесс создания обзорных листов с миниатюрами всех изображений из выбранной папки.
Команда Fit Image (Подгонка изображения)

Команда File - Automate - Fit Image (Файл - Автоматизировать - Подгонка изображения), так же как и Conditional Mode Change (Обусловленная смена режима), в первую очередь предназначена для включения в состав операций палитры Actions (Операции) и обеспечивает автоматическое преобразование размеров серии изображений под заданные ширину и высоту.

Команда Multi-Page PDF to PSD (Многостраничный PDF в PSD)

Если вы попытаетесь открыть многостраничный документ формата Portable Document Format - PDF (документы такого формата широко распространены в сети Интернет) с помощью команды Open (Открыть) меню File (Файл) программы Photoshop, вам придется повторить эту команду столько раз, сколько страниц будет в документе. Команда File - Automate - Multi-Page PDF to PSD (Файл - Автоматизировать - Многостраничный PDF в PSD) автоматизирует преобразование многостраничных документов формата PDF в стандартный документ Photoshop формата PSD. Выполните следующие действия:

  1. Выберите команду Multi-Page PDF to PSD (Многостраничный PDF в PSD) в подменю Automate (Автоматизировать) меню File (Файл). На экране появится окно диалога, показанное на рис. 15.28.

Рис. 15.28. Окно диалога Convert Multi-Page PDF to PSD (Преобразовать многостраничный PDF в PSD)
  1. Щелкните на кнопке Choose (Выбрать) в разделе Source PDF (Источник PDF) и выберите документ формата PDF, требующий преобразования.
  2. В разделе Page Range (Диапазон страниц) укажите, какие страницы документа должны быть преобразованы в формат PSD. Если требуется преобразовать все страницы, установите переключатель All (Все). Если нужно преобразовать лишь часть страниц, установите переключатель From (С) и укажите номера начальной и конечной страниц диапазона в текстовых полях From (С) и To (По).
  3. В разделе Output Options (Параметры результата) укажите требуемое разрешение (Resolution) и цветовой режим (Mode) результирующего документа. При необходимости установите флажок Anti-aliased (Со сглаживанием).
  4. В разделе Destination (Результат) укажите основу имен файлов создаваемых документов Photoshop в поле параметра Base Name (Базовое имя). К этой основе затем будут добавляться порядковые номера. Так, если в качестве базового имени файла указано Actions, то страницы документа будут сохраняться в файлах Actions0001, Actions0002, Actions0003 и т. п. Щелкнув на кнопке Choose (Выбрать), выберите папку для размещения файлов.
  5. Щелкните на кнопке OK, чтобы начать процесс преобразования.

Многоуровневая отмена действий

На протяжении многих лет пользователи программы Photoshop мечтали о возможности восстанавливать состояния изображения, предшествующие текущему, когда оказывалось, что выполненная цепочка действий не привела к желаемому результату. Ведь слишком часто бывает так, что команда Undo (Отмена) не решает проблемы, так как отменяет только последнее выполненное действие, а восстановление ранее сохраненной версии изображения с помощью команды Revert (Восстановить) может означать потерю многих часов работы.
Новая палитра программы Photoshop 5.0, History (Протокол), показанная на рис. 15.29, является средством автоматического протоколирования действий пользователя, выполненных над изображением, в целях многоуровневой отмены этих действий. Фактически, она позволяет восстановить любое промежуточное состояние из числа тех, какие принимало изображение в ходе обработки.


Рис. 15.29. Палитра History (Протокол)

ЗАМЕЧАНИЕ Действия общепрограммного характера, такие как изменения установок параметров, размеров окон документов или настроек цвета, не являются действиями над изображением и не запоминаются палитрой History (Протокол).

Включение в состав инструментов программы Photoshop 5.0 палитры History (Протокол) привело к необходимости активного использования для хранения промежуточных состояний редактируемого изображения дисковой памяти, выделяемой программе на так называемых рабочих дисках (Scratch Disks). Photoshop 5.0 позволяет указать до четырех рабочих дисков, на которых будут размещаться временные файлы программы.


ЗАМЕЧАНИЕ Назначение рабочих дисков производится в окне диалога, вызываемом командой меню File - Preferences - Plug-Ins & Scratch Disks (Файл - Установки - Дополнения и рабочие диски).

Возможности палитры History (Протокол) дополняются новым инструментом History Brush (Кисть с памятью), который позволяет восстанавливать выбранное состояние изображения только там, где будут нанесены мазки такой кистью.

Использование палитры History (Протокол)

Чтобы эффективно пользоваться палитрой History (Протокол), следует к ней привыкнуть. Считайте, что в этой палитре запоминаются не ваши действия по редактированию изображения, а состояния изображения после каждого выполненного действия. Им в списке палитры присваиваются имена, соответствующие названиям инструментов или команд, посредством которых изображение было приведено в соответствующее состояние. Для восстановления любого из сохраненных состояний достаточно щелкнуть на соответствующей строке в списке палитры. Попробуйте выполнить следующее упражнение, чтобы представить себе действие палитры History (Протокол).

  1. Откройте файл 02file03.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске. Выберите команду меню Window - Show History (Окно - Показать Протокол), чтобы отобразить палитру History (Протокол).
  2. Выберите инструмент Paintbrush (Кисть) с большим размытым пятном диаметром 100 пикселей, переключите основной цвет на белый и нарисуйте широкую кайму вокруг цветка лилии.
  3. Теперь выберите инструмент Pencil (Карандаш), установите для него гораздо меньшую ширину пятна, переключите основной цвет на черный и обведите цветок лилии поверх белой каймы.
  4. Снова выберите инструмент Paintbrush (Кисть) с пятном диаметром 100 пикселей и нарисуйте еще одну широкую черную кайму вокруг той белой, которая была нарисована на шаге 2. На данный момент изображение должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 15.30.

Рис. 15.30. Изображение из файла 02file03.jpg после нескольких шагов "редактирования"
  1. Из опыта работы с программой Photoshop 4.0 вы знаете, что использование команды Undo (Отмена) в данный момент может обеспечить отмену только результатов последнего действия - рисования широкой черной каймы. Щелкните в палитре History (Протокол) на строке списка состояний с именем Paintbrush (Кисть), расположенной сразу же под строкой состояния Open (Открыть). В результате будет восстановлено состояние изображения на момент после первого действия кистью, а результаты обводки контура лилии карандашом и нанесения широкой черной каймы исчезнут, как показано на рис. 15.31. Соответствующие двум последним действиям строки списка в палитре History (Протокол) будут изображены тусклым тоном, указывающим на то, что данные состояния изображения неактивны.

Рис. 15.31. Восстановленное состояние изображения, соответствующее одному из промежуточных шагов редактирования

Если в данный момент выполнить какое-либо действие по редактированию изображения, то вся неактивная часть списка состояний, расположенная ниже строки текущего активного состояния изображения, будет утрачена.


ЗАМЕЧАНИЕ Утраченную часть списка палитры History (Протокол), расположенную ниже строки текущего активного состояния, можно восстановить, если сразу же выполнить команду меню Undo (Отмена).

Настройка параметров палитры History (Протокол)

Для настройки параметров палитры History (Протокол) выполните следующие действия:

  1. Щелкните на кнопке со стрелкой, указывающей вправо, в правом верхнем углу палитры History (Протокол), чтобы раскрыть ее меню, показанное на рис. 15.32. Выберите команду History Options (Параметры Протокола). Появится окно диалога с параметрами палитры, показанное на рис. 15.33.

Рис. 15.32. Меню палитры History (Протокол)

Рис. 15.33. Окно диалога с параметрами палитры History (Протокол)
  1. В поле параметра Maximum History States (Максимальное число состояний) укажите число состояний, которые будут запоминаться палитрой History (Протокол). По умолчанию записывается максимум 20 состояний, после чего наиболее старые состояния (то есть те, что располагаются в верхней части списка) автоматически удаляются в целях освобождения памяти.
  2. Не сбрасывайте установленный по умолчанию флажок Automatically Create First Snapshot (Автоматически создавать первый снимок), если хотите иметь в начале списка палитры миниатюру обрабатываемого изображения в исходном состоянии до редактирования.
  3. Установите флажок Allow Non-Linear History (Разрешить нелинейный протокол), если хотите, чтобы при удалении выделенного состояния не удалялись все состояния, расположенные в списке ниже удаляемого. По умолчанию данный флажок сброшен, и одновременно с выделенным состоянием удаляется и вся лежащая ниже его часть списка палитры History (Протокол).
  4. Закончив настройку, щелкните на кнопке OK.

Чтобы зафиксировать какие-то промежуточные состояния изображения и иметь возможность обращаться к ним на протяжении всего сеанса редактирования вне зависимости от ограничений объема списка палитры History (Протокол), делайте снимки изображения. Миниатюры снимков помещаются в верхнюю часть списка действий, ниже миниатюры исходного состояния изображения.
Для создания снимка изображения в промежуточном состоянии выполните следующие действия:

  • Выделите строку требуемого состояния.
  • Щелкните на кнопке Create New Snapshot (Создать новый снимок) в нижней части палитры (это вторая кнопка слева со значком в виде листа с загнутым уголком) или выберите команду New Snapshot (Новый снимок) в меню палитры.
  • В случае использования команды меню появляется возможность ввести имя снимка в поле параметра Name (Имя) окна диалога New Snapshot (Новый снимок). Раскрывающийся список From (Источник) позволяет выбрать варианты изготовления снимка только текущего слоя документа (Current Layer), всех совмещенных слоев (Merged Layers) или всего документа в целом (Full Document).
    ЗАМЕЧАНИЕ Снимки не сохраняются вместе с изображением и удаляются при его закрытии.

    Использование инструмента History Brush (Кисть с памятью)

    Итак, как вы видели, с помощью палитры History (Протокол) можно восстанавливать состояния изображения, предшествующие текущему. Однако только она одна не позволяет восстановить предыдущие состояния части изображения. Тут-то и приходит на выручку новый инструмент History Brush (Кисть с памятью). Благодаря ему вы сможете восстановить предыдущие состояния тех частей изображения, на которых будут нанесены мазки такой своеобразной кистью.
    Двойной щелчок на кнопке инструмента History Brush (Кисть с памятью) вызывает появление на экране палитры History Brush Options (Параметры Кисти с памятью), показанной на рис. 15.34.


    Рис. 15.34. Палитра History Brush Options (Параметры Кисти с памятью)

    Все параметры этой палитры соответствуют аналогичным параметрам инструмента Paintbrush (Кисть) за исключением флажка Impressionist (Импрессионизм). Если установить этот флажок, то нанесение кистью с памятью мазков на изображении будет приводить к восстановлению "вариаций на тему" предыдущего состояния этого изображения.
    Чтобы научиться пользоваться инструментом History Brush (Кисть с памятью), проделайте следующие действия:

    1. Щелкните в списке палитры History (Протокол) на строке списка состояний, предшествующей тому состоянию, которое планируется частично восстановить.
    2. Щелкните на квадратной ячейке в левой части строки восстанавливаемого состояния. В ячейке появится значок инструмента History Brush (Кисть с памятью), как показано на рис. 15.35.

    Рис. 15.35. Палитра History (Протокол) с состоянием Pencil (Карандаш), подготовленным для восстановления инструментом History Brush (Кисть с памятью)
    1. Выберите инструмент History Brush (Кисть с памятью) и наносите с его помощью мазки на изображение, восстанавливая состояние "раскрашиваемых" участков.

    Использование инструмента Eraser (Ластик) с палитрой History (Протокол)

    С появлением палитры History (Протокол), наш старый знакомый инструмент Eraser (Ластик) приобрел новое качество: теперь он способен стирать изображение до определенного состояния, выбранного в списке палитры History (Протокол). Чтобы воспользоваться этой возможностью, следует установить флажок Erase to History (Стирать по протоколу) в палитре Eraser Options (Параметры Ластика).

    Новое в выделении областей

    Инструмент Lasso (Лассо) всегда был не слишком удобен для выделения объектов сложной формы, так как построить точный контур объекта с его помощью нельзя. Границу области, выделенной инструментом Lasso (Лассо), приходилось "подчищать" с помощью инструментов Eraser (Ластик) или Magic Wand (Волшебная палочка). Однако разработчики программ из компании Adobe постоянно думают о том, как упростить и облегчить работу пользователей, и вот в программе Photoshop 5.0 появляется новый инструмент - Magnetic Lasso (Магнитное лассо). В нем объединены свойства двух знакомых вам средств выделения областей: Lasso (Лассо) и Magic Wand (Волшебная палочка). При использовании инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо) не требуется очень точно следовать контуру выделяемого объекта. Если объект имеет достаточно хороший контраст по отношению к окружающему его фону, то линия границы выделяемой области будет сама магическим образом притягиваться к краю объекта, как иголка к магниту.

    Использование инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо)

    Чтобы научиться пользоваться инструментом Magnetic Lasso (Магнитное лассо), проделайте следующее упражнение:

    1. Откройте файл 01file02.tif на сопроводительном компакт-диске.
    2. Выберите инструмент Magnetic Lasso (Магнитное лассо). Щелкните у края бейсбольной перчатки и перетаскивайте курсор, следуя вдоль контура объекта, но не стараясь повторять все его мелкие изгибы - Magnetic Lasso (Магнитное лассо) сделает это за вас, как показано на рис. 15.36.

    Рис. 15.36. Процедура выделения области инструментом Magnetic Lasso (Магнитное лассо)
    1. Чтобы закончить выделение области, подведите курсор к началу границы области и дважды щелкните кнопкой мыши или установите курсор в точку начала границы (возле курсора должен при этом появиться маленький кружок) и отпустите кнопку мыши.

    Точность выделения контура объекта инструментом Magnetic Lasso (Магнитное лассо) зависит от выбора его параметров.

    Параметры инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо)

    Дважды щелкните на кнопке инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо), чтобы вызвать появление на экране палитры параметров этого инструмента, показанной на рис. 15.37.


    Рис. 15.37. Палитра Magnetic Lasso Options (Параметры Магнитного лассо)

    Помимо параметров Feather (Растушевка) и Anti-aliased (Сглаживание), знакомых вам по опыту работы с инструментами Lasso (Лассо) и Poligon Lasso (Многоугольное лассо), рассматриваемый инструмент имеет и ряд специфических параметров:

    • Lasso Width (Ширина границы). Данный параметр задает в пикселях радиус области с центром в точке расположения курсора инструмента, в пределах которой программа будет пытаться отыскать границу контура выделяемого объекта. Параметр может меняться от 1 до 40 пикселей. Для объектов с четко очерченными резкими краями можно использовать большие значения параметра Lasso Width (Ширина границы). Если же объект имеет нечеткие размытые края, следует устанавливать меньшие значения.

    ЗАМЕЧАНИЕ Вы можете увеличивать значение параметра Lasso Width (Ширина границы) на 1 пиксель в процессе выделения области, нажимая клавишу [, и уменьшать этот параметр на один пиксель, нажимая клавишу ].
    • Frequency (Частота). Указывает, насколько часто будут располагаться вдоль границы выделяемой области автоматически вставляемые узлы. Параметр может меняться от 0 до 100, причем чем выше его значение, тем чаще будут располагаться узловые точки, фиксирующие положение границы области.
    • Edge Contrast (Контраст кромки). Задает чувствительность инструмента к автоматически обнаруживаемому перепаду цвета, воспринимаемому как край объекта. Может меняться от 1 до 100%. Большие значения параметра ведут к обнаружению только краев объектов, имеющих значительный контраст по отношению к окружающему фону. Для выделения объектов с нечеткими размытыми контурами следует устанавливать малые значения параметра Edge Contrast (Контраст кромки).

    Пополнение арсенала средств рисования контуров

    Инструмент Magnetic Pen (Магнитное перо), пополнивший славное семейство средств рисования и редактирования контуров, обладает свойствами, во многом сходными со свойствами инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо). При его использовании для построения контура объекта, имеющего достаточный контраст по отношению к фону, вам также не требуется слишком точно следовать вдоль края объекта: линия контура будет сама притягиваться к этому краю. Если же края объекта полностью или частично сливаются с фоном, инструмент Magnetic Pen (Магнитное перо) вряд ли окажется полезным. Контуры таких объектов следует строить традиционными методами.

    Параметры инструмента Magnetic Pen (Магнитное перо)

    Дважды щелкните на кнопке инструмента Magnetic Pen (Магнитное перо), чтобы вызвать появление на экране палитры его параметров, показанной на рис. 15.38.


    Рис. 15.38. Палитра Magnetic Pen Options (Параметры Магнитного пера)

    Параметр Pen Width (Ширина контура) соответствует по своему назначению и использованию параметру Lasso Width (Ширина границы) инструмента Magnetic Lasso (Магнитное лассо). Параметры Frequency (Частота) и Edge Contrast (Контраст кромки) также не отличаются от аналогичных параметров Magnetic Lasso (Магнитное лассо).
    С помощью параметра Curve Fit (Радиус закруглений), изменяющегося от 0,5 до 10, задается в пикселях величина минимального радиуса закругления кривой контура, определяющая чувствительность линии контура к изгибам границы края объекта. При увеличении этого параметра линия контура будет более плавной, с меньшим числом узловых точек.

    Использование инструмента Magnetic Pen (Магнитное перо)

    Для использования инструмента Magnetic Pen (Магнитное перо) проделайте следующее:

    1. Щелкните на кнопке инструмента Magnetic Pen (Магнитное перо), чтобы выбрать его.
    2. Щелкните на краю объекта, чтобы установить точку первого узла контура. Перемещайте курсор вблизи края объекта, не удерживая кнопку мыши. Контур будет автоматически строиться точно вдоль края, отыскиваемого программой в пределах области шириной Pen Width (Ширина контура). Узлы контура будут размещаться автоматически.
    3. Для завершения линии и построения замкнутого контура дважды щелкните вблизи от первого узла или щелкните один раз, установив курсор на точку первого узла.

    Новые типы градиентных заливок

    В программе Photoshop 4.0 с помощью инструмента Gradient (Градиент) можно было построить только два типа цветовых переходов: линейный и радиальный. Photoshop 5.0 в дополнение к этому предлагает инструменты для создания еще трех типов цветовых переходов: углового, зеркального и ромбического. Приемы использования новых инструментов не отличаются от тех, с которыми вы познакомились в главе "Урок 3. Инструменты рисования и раскрашивания".

    Инструмент Angle Gradient (Угловой градиент)

    Инструмент Angle Gradient (Угловой градиент) служит для создания переходов цвета в пределах углового сектора в 360° вокруг начальной точки, обозначенной щелчком кнопкой мыши. Пример углового перехода от основного цвета к фоновому приведен на рис. 15.39. Положение границы между начальным и конечным цветами градиента задается линией, нарисованной с помощью инструмента Angle Gradient (Угловой градиент).


    Рис. 15.39. Результат применения инструмента Angle Gradient (Угловой градиент) к слою изображения

    Если при помощи знакомого вам окна диалога Gradient Editor (Редактор градиентов) построить переход цвета от основного к фоновому и вновь к основному, то, пользуясь инструментом Angle Gradient (Угловой градиент), можно создать имитацию конической заливки, показанной на рис. 15.40.


    Рис. 15.40. Переход цвета, имитирующий игру теней и бликов на поверхности конуса

    Инструмент Reflected Gradient (Зеркальный градиент)

    Инструмент Reflected Gradient (Зеркальный градиент) строит обычный линейный переход цвета вдоль нарисованной вами линии и одновременно создает зеркальную копию этого перехода в противоположную сторону от начальной точки градиента. Данный инструмент можно использовать для имитации цветовой заливки цилиндрического типа. На рис. 15.41 показан пример зеркального перехода от белого цвета к черному.


    Рис. 15.41. Результат применения инструмента Reflected Gradient (Зеркальный градиент) к слою изображения

    Инструмент Diamond Gradient (Ромбический градиент)

    Инструмент Diamond Gradient (Ромбический градиент) служит для построения цветовых переходов от начальной точки сразу в четырех взаимно перпендикулярных направлениях, как показано на рис. 15.42.


    Рис. 15.42. Результат применения инструмента Diamond Gradient (Ромбический градиент) к слою изображения

    Рисование узоров

    В программе Photoshop 4.0 для создания узора в пределах слоя изображения или выделенной области служит команда Fill (Выполнить заливку) при выборе в качестве варианта заливки параметра Pattern (Образец). Фрагмент изображения, составляющий основу узора, задается предварительно командой Define Pattern (Определить образец). Такой вариант создания узоров рассматривался нами в главе "Урок 14. Возможности Photoshop для оформления Web-страниц". В Photoshop 5.0 появилась дополнительная возможность создавать узоры с использованием нового инструмента - Pattern Stamp (Узорный штамп). Если при выполнении узорной заливки с помощью команды Fill (Выполнить заливку) узор целиком заполняет слой или выделенную область изображения, то при использовании инструмента Pattern Stamp (Узорный штамп) узор появляется только в тех областях изображения, где наносятся мазки этим инструментом.

    Использование инструмента Pattern Stamp (Узорный штамп)

    Чтобы научиться пользоваться инструментом Pattern Stamp (Узорный штамп), выполните следующее упражнение:

    1. Подготовьте образец узора. Для этого создайте новый документ размером 5 на 3 см, выбрав в раскрывающемся списке Mode (Режим) вариант RGB Color (RGB) и установив переключатель Contents (Содержимое) в положение Background Color (Фоновый цвет). Залейте фон изображения голубым цветом. Нанесите на этом фоне символами белого цвета надпись "PS 5.0", использовав шрифт Brush Script MT курсивного начертания (Italic) размером 48 пунктов. У вас должно получиться что-то похожее на рис. 15.43.

    Рис. 15.43. Образец будущего узора
    1. Выделите целиком все изображение образца узора и выполните команду меню Edit - Define Pattern (Редактирование - Определить образец).
    2. Создайте еще одно изображение размером 300 на 300 пикселей в режиме RGB с заливкой содержимого фоновым цветом. В окне этого изображения мы будем рисовать узор.
    3. Выберите инструмент Pattern Stamp (Узорный штамп). Раскройте палитру Brushes (Кисти) и выберите кисть нужного размера. В палитре Pattern Stamp Options (Параметры Узорного штампа) установите требуемый режим наложения пикселей и степень непрозрачности.
    4. Перейдите в окно изображения, где должен появиться узор, щелкните кнопкой мыши и, удерживая кнопку, рисуйте мазки на изображении. В местах нанесения мазков будут появляться фрагменты узора, как будто вы стираете пыль со стекла, под которое подложен узорный фон (рис. 15.44).

    Рис. 15.44. Процесс рисования узора инструментом Pattern Stamp (Узорный штамп)

    Новое в работе с цветом

    В данном разделе мы остановимся на рассмотрении двух новинок, пополнивших арсенал средств работы с цветом в программе Photoshop 5.0: команды меню Channel Mixer (Смеситель каналов) и инструмента Color Sampler (Пробник цвета).

    Использование команды Channel Mixer (Смеситель каналов)

    Команда Channel Mixer (Смеситель каналов) позволяет в одном окне диалога выполнить коррекцию информации, содержащейся в каждом из цветовых каналов. При этом оказывается возможным не только изменять относительную интенсивность отдельных цветовых составляющих, но и определять долю вклада в тот или иной цветовой компонент информации из остальных цветовых каналов, то есть выполнять смешивание цветов. Это позволяет производить с помощью команды Channel Mixer (Смеситель каналов) цветовую коррекцию изображения, которую было бы не так просто выполнить ранее использовавшимися средствами коррекции цвета.
    Команда Channel Mixer (Смеситель каналов) может, в частности, использоваться для решения следующих задач:

    Для использования команды Channel Mixer (Смеситель каналов) выполните следующие действия:

    1. Щелкните в палитре Channels (Каналы) на строке объединенного канала RGB, чтобы выделить его.
    2. Выберите команду меню Image - Adjust - Channel Mixer (Изображение - Коррекция - Смеситель каналов). На экране появится окно диалога, показанное на рис. 15.45.

    Рис. 15.45. Окно диалога Channel Mixer (Смеситель каналов)
    1. Выберите канал для коррекции в раскрывающемся списке Output Channel (Выходной канал).
    2. Откорректируйте долю вклада каждого цветового компонента в выходной цветовой канал с помощью ползунков. Смещение ползунка влево уменьшает долю вклада, вправо - увеличивает. Диапазон относительной доли каждого компонента изменяется от -200 до 200%. При вводе отрицательных значений интенсивности цветового компонента режима RGB цвет этого компонента меняется на дополнительный, то есть ввод отрицательных значений красного компонента означает добавление бирюзовой составляющей, отрицательных значений зеленого - добавление пурпурного, а отрицательных значений синего - добавление желтого.

    ЗАМЕЧАНИЕ Помните о том, что в окне диалога Channel Mixer (Смеситель каналов) указываются относительные значения интенсивностей цветовых компонентов. Если вы, скажем, уменьшите интенсивность какого-то компонента до 80%, закроете окно, а затем раскроете его вновь, то обнаружите. что интенсивность данного цветового канала вновь обозначена как 100%, хотя визуально изображение уже будет выглядеть не так, как до коррекции.
    1. При необходимости переместите ползунок Constant (Уровень яркости). Положительные значения этого параметра повышают долю белого цвета в выходном канале, отрицательные - долю черного цвета, увеличивая или уменьшая тем самым яркость изображения.
    2. Установите флажок Monochrome (Монохромный), чтобы уравнять интенсивности всех цветовых каналов и преобразовать изображение в черно-белое.
    3. Закончив корректировку, щелкните на кнопке OK.

    Использование инструмента Color Sampler (Пробник цвета)

    Инструмент Color Sampler (Пробник цвета), в отличие от знакомого вам прототипа инструмента Eyedropper (Пипетка), не предназначен для установления основного или фонового цветов программы Photoshop в соответствии с образцом, взятым с изображения. Вместо этого он позволяет установить на изображении до четырех меток в точках, полная информация о цвете которых будет отображаться в палитре Info (Инфо). Метки пробника цвета сохраняются вместе с изображением, так что ими можно пользоваться даже после закрытия и повторного открытия файла графического документа. Эти метки можно перемещать, а при необходимости - удалять с изображения.
    Чтобы научиться пользоваться инструментом Color Sampler (Пробник цвета), выполните следующие действия:

    1. Щелкните на кнопке инструмента Color Sampler (Пробник цвета).
    2. Перейдите в окно документа и щелкните на тех точках, информацию о цвете которых хотите получить. В этих точках появятся пронумерованные по порядку метки инструмента Color Sampler (Пробник цвета), показанные на рис. 15.46. Одновременно может быть нанесено не более 4 меток.

    Рис. 15.46. Метки, установленные на изображении инструментом Color Sampler (Пробник цвета)

    Рис. 15.47. Информация о цвете точек, помеченных инструментом Color Sampler (Пробник цвета)
      Информация о цвете точек, помеченных инструментом Color Sampler (Пробник цвета), появится в нижней части палитры Info (Инфо), как показано на рис. 15.47.
    1. Чтобы временно сделать метки невидимыми, раскройте меню палитры Info (Инфо) и выберите команду Hide Color Samplers (Скрыть метки пробника). Для восстановления видимости меток используйте команду Show Color Samplers (Показать метки пробника) меню палитры.
    2. Для перемещения любой метки щелкните на ней при выбранном инструменте Color Sampler (Пробник цвета) и перетащите метку на новое место. Чтобы удалить ту или иную метку, либо перетащите ее инструментом Color Sampler (Пробник цвета) за пределы окна документа, либо щелкните на метке при удерживаемой клавише Alt (Option в системе MacOS).

    Новые возможности работы с текстом

    Работая в программе Photoshop 4.0, вы должны были свыкнуться с той мыслью, что текст, помещенный на изображение, перестает быть текстовым объектом, превращаясь в графический образ. Естественно, при этом утрачивалась и возможность редактировать его подобно тому, как это делается в программах текстовых редакторов, то есть изменять гарнитуру шрифта, кегль, стиль, интервалы и другие параметры.
    Photoshop 5.0 преподносит вам приятный сюрприз: теперь вы можете редактировать ранее введенный в изображение текст, даже если это было сделано несколько дней или месяцев назад! Такое нововведение по праву считается одним из самых замечательных отличий Photoshop 5.0 от предыдущих версий этой программы.

    Редактируемые текстовые объекты

    Как и в прежних версиях, в Photoshop 5.0 каждый новый текстовый объект помещается на отдельный слой изображения. Однако текстовый слой в Photoshop 5.0 отличается от остальных слоев: текст на нем хранится не в виде совокупности точек-пикселей, а в виде векторных структур, подобных тем, что создаются в программах иллюстративной графики типа Illustrator, Freehand или CorelDraw. Чтобы зафиксировать это отличие, текстовые слои в программе Photoshop 5.0 помечаются значком в виде буквы "T" в палитре Layers (Слои), как показано на рис. 15.48. Двойной щелчок на значке в виде буквы "T" вызывает появление окна диалога Type Tool (Инструмент <Текст>), с помощью которого можно выполнять редактирование текста, размещенного на текстовом слое, даже если после ввода текста документ сколь угодно раз сохранялся и открывался заново.


    Рис. 15.48. Палитра Layers (Слои) с текстовым слоем, содержащим редактируемый текстовый объект

    ЗАМЕЧАНИЕ Чтобы отредактировать текст в окне диалога Type Tool (Инструмент <Текст>), необходимо выделить всю строку текста или ее часть в поле просмотра окна диалога.

    Для работы на текстовом слое, помеченном значком в виде буквы "T", нельзя использовать другие инструменты Photoshop, такие как Paintbrush (Кисть), Pencil (Карандаш) и т. д., до тех пор, пока этот слой не будет преобразован в слой точечного изображения текстовой строки с помощью команды меню Layer - Type - Render (Слой - Текст - Растеризация). После выполнения такой команды значок "T" исчезает со строки текстового слоя в палитре Layers (Слои), а одновременно с этим исчезает и возможность дальнейшего редактирования текста, размещенного на данном слое.

    Текстовые строки горизонтальной и вертикальной ориентации

    Помимо этого усовершенствования, в программе Photoshop 5.0 появилось еще одно небольшое, но полезное нововведение в арсенале средств работы с текстом. Речь идет о появившейся возможности вводить текст не по горизонтали, в виде строки, а по вертикали, в виде колонки, как показано на рис. 15.49. Для этого предназначены новые инструменты Vertical Type (Вертикальный текст) и Vertical Type Mask (Маска вертикального текста). Преобразовать ранее введенный редактируемый текст из строки в колонку можно также при помощи команд меню Layer - Type - Horizontal (Слой - Текст - Горизонтальный) и Layer - Type - Vertical (Слой - Текст - Вертикальный).


    Рис. 15.49. Вертикальная и горизонтальная ориентация текстовых строк

    ЗАМЕЧАНИЕ Когда текст на определенном слое изображения преобразуется из редактируемого текстового объекта в набор пикселей, команда меню Layer - Type (Слой - Текст) оказывается недоступной, если данный слой выделен в палитре Layers (Слои).

    Реализация специальных графических эффектов

    Сегодня трудно представить себе, чтобы при оформлении, скажем, домашней страницы Web-узла не были использованы такие графические эффекты, как тени, отбрасываемые объектами на задний план изображения, разноцветные ореолы вокруг объектов, освещенные и затененные скосы на краях объектов, придающие им рельефность, и т. п. Использование таких эффектов стало настолько привычным делом, что компания Adobe даже включила в меню Photoshop 5.0 подменю Effects (Эффекты), содержащее ряд команд для реализации подобных эффектов.
    Помимо графических эффектов, при оформлении Web-узлов не обойтись без таких элементов, как рамки, виньетки, круглые и прямоугольные кнопки... Создание подобных типовых элементов теперь облегчается включением в комплект поставки программы Photoshop ряда готовых к использованию операций палитры Actions (Операции).
    Наконец, нельзя не упомянуть и о включении в набор фильтров программы Photoshop 5.0 нового фильтра 3D Transform (3-мерное преобразование), позволяющего реализовывать интересные объемные преобразования двумерных изображений.

    Подменю Effects (Эффекты)

    Команды подменю Layer - Effects (Слой - Эффекты) служат для создания на изображении следующих графических эффектов:

    При создании графических эффектов важно соблюдать единство стиля. Компания Adobe позаботилась об этом. После того как к какому-либо объекту определенного слоя изображения применен любой из перечисленных эффектов, он будет автоматически применяться к каждому новому объекту, помещаемому на данный слой. Параметры эффектов могут быть изменены в любой необходимый момент, а сами эффекты можно добавлять и удалять по вашему желанию. Слой изображения, содержащий объекты с примененными к ним графическими эффектами из подменю Effects (Эффекты), помечается в палитре Layers (Слои) значком в виде буквы "f", как показано на рис. 15.50.


    Рис. 15.50. Палитра Layers (Слои) со слоем, содержащим объект с примененным к нему графическим эффектом
    Эффект типа Drop Shadow (Отбрасываемая тень)

    Эффект типа Drop Shadow (Отбрасываемая тень), в соответствии со своим наименованием, создает мягкую, размытую тень, отбрасываемую объектом на задний план изображения, как показано на рис. 15.51. Чаще всего тень такого типа применяется к строкам текста.


    Рис. 15.51. Эффект типа Drop Shadow (Отбрасываемая тень)

    Чтобы создать эффект отбрасываемой тени, выполните следующие действия:

    1. Выберите команду меню Layer - Effects - Drop Shadow (Слой - Эффекты - Отбрасываемая тень). Появится окно диалога Effects (Эффекты), показанное на рис. 15.52.

    Рис. 15.52. Окно диалога Effects (Эффекты) для эффекта типа Drop Shadow (Отбрасываемая тень)

    ЗАМЕЧАНИЕ Основные элементы окна диалога Effects (Эффекты) остаются неизменными для всех типов эффектов, реализуемых с помощью команды меню Layer - Effects (Слой - Эффекты).
    1. В раскрывающемся списке Mode (Режим) выберите режим наложения пикселей из списка, совершенно аналогичного тем, что находятся в окнах диалога известных вам команд Photoshop. Правее списка режимов находится образец цвета тени. Щелкните на нем, если хотите изменить цвет.
    2. Задайте нужный уровень непрозрачности тени с помощью параметра Opacity (Непрозрачность).
    3. Установите величину угла, под которым будет отбрасываться тень, в поле параметра Angle (Угол). Если установить флажок Use Global Angle (Использовать глобальное значение угла), будет использован угол, задаваемый командой меню Layer - Effects - Global Angle (Слой - Эффекты - Глобальное значение угла).
    4. Задайте величину смещения (в пикселях) тени относительно объекта с помощью параметра Distance (Сдвиг), который может изменяться от 0 до 30 000.
    5. С помощью параметра Blur (Размывка) задайте число пикселей тени, отсчитываемое внутрь от ее наружного края, которые будут создавать эффект размытой кромки. Это число может меняться от 0 до 50.
    6. Настройте относительную "густоту" тени с помощью параметра Intensity (Интенсивность), изменяющегося в пределах от 0 до 600%.
    Эффект типа Inner Shadow (Внутренняя тень)

    Эффект типа Inner Shadow (Внутренняя тень) реализует эффект, противоположный предыдущему. Если отбрасываемая тень как бы приподнимает объект над фоном, то благодаря данному эффекту создается впечатление, что объект вдавлен в задний план изображения, как показано на рис. 15.53.


    Рис. 15.53. Эффект типа Inner Shadow (Внутренняя тень)

    Чтобы создать эффект отбрасываемой тени, выберите команду меню Layer - Effects - Inner Shadow (Слой - Эффекты - Внутренняя тень). Параметры данного эффекта не отличаются от параметров эффекта типа Drop Shadow (Отбрасываемая тень).

    Эффект типа Outer Glow (Наружное сияние)

    Эффект типа Outer Glow (Наружное сияние) создает вокруг объекта мягкий размытый светлый ореол, напоминающий свечение неоновой рекламы, как показано на рис. 15.54.


    Рис. 15.54. Эффект типа Outer Glow (Наружное сияние)

    Чтобы создать эффект сияния вокруг объекта, выберите команду меню Layer - Effects - Outer Glow (Слой - Эффекты - Наружное сияние). Данный эффект имеет параметры Mode (Режим), Opacity (Непрозрачность), Blur (Размывка) и Intensity (Интенсивность), аналогичные параметрам эффекта типа Drop Shadow (Отбрасываемая тень).

    Эффект типа Inner Glow (Внутреннее сияние)

    Как можно догадаться, эффект типа Inner Glow (Внутреннее сияние) действует противоположно предыдущему и имитирует сияние в пределах контура объекта. В результате объект кажется частично прозрачным и слегка светящимся изнутри, как показано на рис. 15.55.


    Рис. 15.55. Эффект типа Inner Glow (Внутреннее сияние)

    Чтобы создать эффект сияния внутри объекта, выберите команду меню Layer - Effects - Inner Glow (Слой - Эффекты - Внутреннее сияние). Его параметры не отличаются от параметров эффекта типа Outer Glow (Наружное сияние); добавлены лишь два переключателя:

    Эффект типа Bevel and Emboss (Скос и рельеф)

    Данный эффект призван придавать объектам рельефный вид, как показано на рис. 15.56. Чаще всего он применяется к текстовым надписям.


    Рис. 15.56. Эффект типа Bevel and Emboss (Скос и рельеф)

    Чтобы создать у объекта эффект скошенных кромок, выберите команду меню Layer - Effects - Bevel and Emboss (Слой - Эффекты - Скос и рельеф). Группа параметров Highlight (Блик) задает характеристики освещенных скошенных кромок, а группа Shadow (Тень) - характеристики кромок, оказывающихся в тени. Раскрывающийся список Style (Стиль) позволяет выбрать одну из четырех разновидностей данного эффекта: Outer Bevel (Скос наружу), Inner Bevel (Скос внутрь), Emboss (Рельеф) и Pillow Emboss (Рельефные кромки). Параметр Depth (Глубина) задает степень объемности эффекта и имеет диапазон изменения от 1 до 20. Два переключателя - Up (Вверх) и Down (Вниз) - изменяют направленность объемного эффекта.
    Помимо рассмотренных выше, подменю Effects (Эффекты) имеет еще ряд команд, предназначенных для копирования и вставки эффектов, разделения слоя с несколькими эффектами на отдельные слои, а также скрытия и показа эффектов. Постарайтесь изучить действие этих очевидных команд самостоятельно.

    Стандартные операции палитры Actions (Операции)

    Как уже говорилось, в комплект поставки Photoshop 5.0 входит несколько наборов операций палитры Actions (Операции), позволяющих с легкостью создавать довольно сложные элементы графического оформления документов и применять разнообразные визуальные эффекты к текстовым объектам, слоям и выделенным областям изображения. При запуске программы Photoshop 5.0 автоматически загружается набор Default Actions (Исходные операции), включающий в себя операции, названия которых говорят сами за себя: Large Rectangular Button (Большая прямоугольная кнопка), Large Square Button (Большая квадратная кнопка), Large Round Button (Большая круглая кнопка), Vignette (Виньетка), Wood Frame (Деревянная рамка) и целый ряд других. Все эти операции можно применять как к новому документу, так и к редактируемому изображению.
    Помимо набора исходных операций, загружаемых по умолчанию, вы можете загрузить и использовать еще несколько стандартных наборов операций. Все наборы операций оформлены в виде файлов с расширением ATN, которые при установке программы помещаются в папку \Goodies\Actions, вложенную в основную папку Photoshop. Для загрузки набора операций следует выполнить команду Load Actions (Загрузить операции) меню палитры Actions (Операции). Вот лишь некоторые из наборов операций Photoshop 5.0: Buttons (Кнопки) - содержит операции создания графических образов самых различных кнопок; Frames (Рамки) - позволяет имитировать различные типы рамок вокруг изображений; Text Effects (Текстовые эффекты) - обеспечивает применение разнообразных графических эффектов к текстовым строкам.
    Чтобы получить общее представление о результатах действия той или иной операции Photoshop 5.0, вы можете просмотреть хорошо иллюстрированный документ Actions.pdf, располагающийся в той же папке, что и файлы операций. Для его просмотра вам потребуется программа Acrobat Reader компании Adobe.

    Новый фильтр 3D Transform (Трехмерное преобразование)

    Фильтр 3D Transform (Трехмерное преобразование), входящий в группу Render (Освещение) меню Filter (Фильтр), представляет собой уникальное средство преобразования изображений, не имеющее аналогов среди других инструментов Photoshop 5.0. Этот фильтр позволяет обращаться с двумерной фотографией трехмерного объекта так, как если бы это был реальный трехмерный объект: перемещать его, поворачивать, располагать в другом ракурсе и т. п. Естественно, возможности этого фильтра не безграничны: с его помощью нельзя увидеть затылок персонажа, смотрящего на фотографии прямо в объектив. Кроме того, данный фильтр позволяет манипулировать только объектами сравнительно простой формы, типа прямоугольных параллелепипедов, цилиндров или сфер. Впрочем, он справляется и с более сложными по форме объектами, скажем, такими, как бутылки.

    Использование фильтра 3D Transform (Трехмерное преобразование)

    Рассмотрим возможности фильтра 3D Transform (Трехмерное преобразование) на примере.

  • Откройте файл 01file02.tif на сопроводительном компакт-диске. На рис. 15.57 показан фрагмент изображения из этого файла, содержащий фотографию бейсбольного мяча. Наша цель будет состоять в том, чтобы слегка "повернуть" мяч вокруг оси. Это должно быть видно по изменившемуся положению шнуровки на поверхности мяча.

    Рис. 15.57. Исходное изображение бейсбольного мяча перед применением фильтра
    1. Выберите команду меню Filter - Render - 3D Transform (Фильтр - Освещение - Трехмерное преобразование). На экране появится окно диалога 3D Transform (Трехмерное преобразование), показанное на рис. 15.58.

    Рис. 15.58. Окно диалога 3D Transform (Трехмерное преобразование)
    1. Щелкните в окне диалога на кнопке Sphere (Сфера) - это вторая кнопка сверху в правой колонке. Щелкните на левом краю мяча в поле просмотра окна диалога и растяните круглую рамку, стараясь плотно охватить ею мяч, как это сделано на рис. 15.58. Неточности построения рамки можно устранить, перемещая ее инструментом Selection (Выбор) со значком в виде черной стрелки или корректируя размер рамки, перетаскивая ее узлы инструментом Direct Selection (Прямой выбор).
    2. Выберите в окне диалога инструмент Trackball (Трекбол) - это вторая кнопка снизу в правой колонке. Укажите курсором на мяч, щелкните кнопкой мыши и, удерживая кнопку, перетаскивайте курсор вправо, наблюдая, как мяч "поворачивается" вокруг своей оси подобно реальному трехмерному объекту, как показано на рис. 15.59.

    Рис. 15.59. Выполняем "трехмерный" поворот мяча
    1. Щелкните на кнопке OK, чтобы подготовленное преобразование было применено к изображению. Полученная картина представлена на рис. 15.60.

    Рис. 15.60. Результат применения фильтра 3D Transform (Трехмерное преобразование) к изображению бейсбольного мяча

    Если вас заинтересовали нетривиальные возможности фильтра 3D Transform (Трехмерное преобразование), попробуйте продолжить их изучение самостоятельно, опираясь на тот опыт, который вы приобрели за время изучения этой книги.

    Резюме

    Разумеется, в ходе одного урока невозможно было рассмотреть все новшества, отличающие Photoshop 5.0 от предыдущих версий этой программы. Надеемся, однако, что вы получили представление об основных нововведениях, призванных сделать вашу работу над изображениями более продуктивной и в то же время более легкой.
    Итак, вы завершили начальный курс из 15 уроков и теперь, скорее всего, знаете о программе Photoshop версий 4.0 и 5.0 больше, чем знали до начала работы с этой книгой, а может быть, даже больше, чем хотели узнать. Полагаю, вы смогли усвоить все, что планировали узнать о Photoshop, и сумели разрешить все проблемы и найти ответы на все вопросы, которые могли вам повстречаться.
    Надеюсь, вы продолжите изучение и практическое освоение богатых возможностей, предлагаемых Photoshop. За пределами нашего курса осталось еще очень много того, что следовало бы обсудить и знать, однако теперь вы вооружены необходимым для самостоятельной работы инструментарием, основу которого составляют ваше воображение, созидательные способности, а также базовые знания по программе Photoshop.
    Продолжайте двигаться вперед, не забывайте, сколько еще знаний и графических работ ждут вас, и... всегда находите в своей работе что-то интересное и забавное, чтобы она не стала рутиной.

    Содержание