Назад | Оглавление | Домой | Далее

1.4.        Графические файловые форматы

Как уже говорилось ранее, при хранении растровых изображений, как правило, приходится иметь дело с файлами большого размера. В этой связи важной задачей является выбор соответствующего формата файла.

Форматов графических файлов существует великое множество и выбор приемлемого отнюдь не является тривиальной задачей. Для облегчения выбора воспользуемся классификациями.

1.     По типу хранимой графической информации:

·        растровые (TIFF, GIF, BMP, JPEG);

·        векторные (AI, CDR, FH7, DXF);

·        смешанные/универсальные (EPS, PDF).

Следует учитывать, что файлы практически любого векторного формата позволяют хранить в себе и растровую графику. Однако часто это приводит к искажениям в цветопередаче, поэтому если изображение не содержит векторных объектов, то предпочтительнее использовать растровые форматы.

 

 

 

Рис. 1.10. Графические файловые форматы

 

Скажем несколько слов о наиболее популярных форматах растровой графики.

 

TIFF

Предложенный компанией Aldus формат TIFF (Tagged Image File Format) на сегодняшний день ближе всех к статусу стандартного. Помимо прочих достоинств формат TIFF позволяет сохранять растровые изображения с компрессией без потери качества. Помимо традиционных цветов CMY формат поддерживает цветоделение с большим числом красок, в частности систему Hexahrome компании Pantone. Этот формат поддерживает сжатие без потери качества по алгоритму LWZ-компрессии. Наиболее предпочтителен для полиграфии. Принцип хранения данных основан на использовании специальных маркеров (тэгов) в сочетании с битовыми последовательностями кусков растра.

 

GIF

Первая версия формата GIF (Graphics Interchange Format, «Формат для обмена графической информацией») была разработана в 1987 г. специалистами компьютерной сети CompuServe. Этот формат сочетает в себе редкий набор достоинств, неоценимых при той роли, которую он играет в WWW. Сам по себе формат содержит уже достаточно хорошо упакованные графические данные.

Как и у программ-архиваторов, степень сжатия графической информации в GIF сильно зависит от уровня ее повторяемости и предсказуемости, а иногда еще и от ориентации картинки; поскольку GIF сканирует изображение по строкам, то, к примеру, плавный переход цветов (градиент), направленный сверху вниз, сожмется куда лучше, чем тех же размеров градиент, ориентированный слева направо, а последний – лучше, чем градиент по диагонали.

GIF может иметь любое количество цветов от двух до 256-ти, и если в изображении используется, скажем, 64 цвета (26), то для хранения каждого пиксела будет использовано ровно шесть бит и ни битом больше.

Изменив порядок следования данных в файле, создатели GIFa заставили картинку рисоваться не только сверху вниз, но и, если можно так выразиться, «с глубины к поверхности», – то есть становиться все четче и детальнее по мере подхода из сети новых данных.

Для этого файл с изображением тасуется при записи так, чтобы сначала шли все строки пикселов с номерами, кратными восьми (первый проход), затем четырем (второй проход), потом двум и, наконец, последний проход – все оставшиеся строки с нечетными номерами. Во время приема и декодирования такого файла каждый следующий проход заполняет «дыры» в предыдущих, постепенно приближая изображение к исходному состоянию. Поэтому такие изображения были названы чересстрочными (interlaced).

Другой полезной возможностью формата является использование прозрачности.

Формат может быть использован для создания анимационных изображений. Для создания таких файлов используется утилита GIFConstractionSet.

 

BMP

Формат BMP (от слова bitmap) был создан компанией Microsoft и широко используется в операционных системах семейства Windows для растровой графики. Вам необходимо записать изображение в этом формате, если вы хотите использовать его в качестве фона вашего рабочего стола. Хотя в этом формате может применяться компрессия, большинство программ ее не используют.

В файлах BMP информация о цвете каждого пиксела кодируется 1, 4,               8, 16 или 24 бит (бит/пиксел).

 

JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Строго говоря, JPEG называется не  формат, а алгоритм сжатия, основанный не  на поиске одинаковых элементов, как в RLE  и LZW, а на разнице между пикселами. JPEG  ищет плавные цветовые переходы в квадратах  9´9 пикселов. Вместо действительных  значений JPEG хранит скорость изменения  от пиксела к пикселу. Лишнюю с его точки  зрения цветовую информацию он  отбрасывает, усредняя некоторые значения.  Чем выше уровень компрессии, тем больше  данных отбрасывается и тем ниже качество.  Используя JPEG, можно получить файл в  10–500 раз меньше, чем ВМР. Формат  аппаратно независим, полностью  поддерживается на РС и Macintosh, однако он  относительно нов и не понимается старыми  программами (до 1995 г.).   Из сказанного можно сделать следующие  выводы. С помощью JPEG лучше сжимаются  растровые картинки фотографического  качества, чем логотипы или схемы – в них  больше полутоновых переходов, среди же однотонных заливок появляются  нежелательные помехи. Изображения с  высоким разрешением (200–300 и более dpi) сжимаются с меньшими потерями, чем с низким (72–150 dpi), так как в каждом  квадрате 9´9 пикселов переходы получаются  более мягкие за счет того, что их (квадратов)  в файлах высокого разрешения больше. В  формате JPEG следует сохранять только конечный  вариант работы, потому что каждое  пересохранение приводит ко все новым  потерям (отбрасыванию) данных и  превращению исходного изображения в кашу.   Как это ни парадоксально, возможности  алгоритма сжатия JPEG реализованы в  формате JPEG не полностью.

 

PDF

Формат PDF (Portable Document Format) предложен фирмой Adobe как независимый от платформы формат, в котором могут быть сохранены и иллюстрации (векторные и растровые), и текст, причем со множеством шрифтов и гипертекстовых ссылок. Для достижения продекларированной в названии переносимости размер PDF-файла должен быть малым. Для этого используется компрессия (для каждого вида объектов применяется свой способ). Например, растровые изображения записываются в формате JPEG. Для работы с этим форматом компания Adobe выпустила пакет Acrobat.   Бесплатная утилита Acrobat Reader позволяет читать документы и распечатывать их на принтере, но не дает возможности создавать или изменять их. Acrobat Distiller переводит в этот формат PostScript-файлы. Многие программы (Adobe PageMaker, CorelDraw, FreeHand) позволяют экспортировать свои документы в PDF, а некоторые – еще и редактировать графику, записанную в этом формате. Обычно в этом формате хранят документы, предназначенные только для чтения, но не для редактирования. Файл в формате PDF содержит все необходимые шрифты. Это удобно и позволяет не передавать шрифты для вывода (передача шрифтов не вполне законна с точки зрения авторского права).

PostScript

Это язык описания страниц, предназначеный для формирования изображений произвольной сложности и вывода их на печать. Для этого в языке имеется широкий набор графических операторов, используемых в произвольной комбинации. Все графические операторы языка, формирующие изображение, можно разделить на три группы. Это:

·     векторная графика,      позволяющая рисовать прямые линии, дуги, кривые произвольного размера,     ориентации, ширины, закрашивать площади любого размера, формы, цвета;     цвет для линий или заливок может задаваться в любом из цветовых     пространств языка; любой описанный на языке контур может быть границей клипирования изображения; контур клипирования задаёт границы рисуемого     изображения;

·     работа с текстом – для вывода текста произвольного размера в различных гарнитурах,     размещая его с произвольной ориентацией в произвольном месте страницы;     текст полностью интегрирован с графикой – все текстовые символы     трактуются как графические фигуры и могут обрабатываться любым из     графических операторов;

·     растровые изображения      позволяют выводить на листе сканированные рисунки или фотографии с     масштабированием и ориентацией, источником растра может быть как     текущий файл, содержащий программу на PostScriptе, так и внешний;     считывание цветовых слоев может вестись как из одного файла, так и из     нескольких сепарированных.   Изображение, описываемое на языке PostScript, никак не зависит от разрешающей способности выходного устройства и его цветовой глубины (числа цветов). Приближение к конкретным разрешающим возможностям выходного устройства – это процесс, не связанный с описанием изображения на языке PostScript, и выполняется для каждого выходного устройства по-своему. В этом и заключается устройство-независимость языка PostScript. Качество изображения определяется конкретным выходным устройством, его физическими ограничениями.

Формирование изображения на выходном устройстве является двухступенчатым процессом:   

1. Приложение генерирует устройство независимое изображение на языке PostScript.

2. Cистема обработки изображения (интерпретатор) интерпретирует изображение (программу) и приближает его к характеристикам конкретного выходного устройства.

Назад | Оглавление | Домой | Далее