Назад | Оглавление | Домой | Далее
Рассмотрим трехмерную декартовую систему координат, являющуюся правосторонней. Примем соглашение, в соответствии с которым будем считать положительными такие повороты, при которых (если смотреть с конца полуоси в направлении начала координат) поворот на 90° против часовой стрелки будет переводить одну полуось в другую. На основе этого соглашения строится следующая таблица, которую можно использовать как для правых, так и для левых систем координат:
Если ось вращения |
Положительным будет направление поворота |
X |
От y к z |
Y |
От z к x |
Z |
От x к y |
Рис. 3.6. Трехмерная система координат
Аналогично тому, как точка на плоскости описывается вектором (x,y), точка в трехмерном пространстве описывается вектором (x,y,z).
Как и в двухмерном случае, для возможности реализаций трехмерных преобразований с помощью матриц перейдем к однородным координатам:
[x,y,x,1] или [X,Y,Z,H]
[x*,y*,z*1] = [], где Н¹1, Н ¹0.
Обобщенная матрица преобразования 4´4 для трехмерных однородных координат имеет вид
Т = |
Эта матрица может быть представлена в виде четырех отдельных частей:
.
· Матрица 3´3 осуществляет линейное[1] преобразование в виде изменения масштаба, сдвига и вращения.
· Матрица 1´3 производит перенос.
· Матрица 3´1- преобразования в перспективе.
· Скалярный элемент 1´1 выполняет общее изменение масштаба.
Рассмотрим воздействие матрицы 4´4 на однородный вектор [x,y,z,1]:
1. Трехмерный перенос – является простым расширением двумерного:
T(Dx,Dy,Dz)= |
т. е. [x,y,z,1]*T(Dx,Dy,Dz)=[x+Dx,y+Dy,z+Dz,1].
2. Трехмерное изменение масштаба.
Рассмотрим частичное изменение масштаба. Оно реализуется следующим образом:
S(Sx,Sy,Sz)= |
т. е. [x,y,z,1]*S(Sx,Sy,Sz)=[Sx*x,Sy*y,Sz*z,1].
Общее изменение масштаба получается за счет 4-го диагонального элемента, т. е.
[x y z 1] * | = [x y z S] = [x* y* z* 1] = []. |
Такой же результат можно получить при равных коэффициентах частичных изменений масштабов. В этом случае матрица преобразования такова:
S= |
3. Трехмерный сдвиг
Недиагональные элементы матрицы 3´3 осуществляют сдвиг в трех измерениях, т. е.
[x y z 1] * | =[x+yd+hz, bx+y+iz, cx+fy+z, 1]. |
4. Трехмерное вращение
Двухмерный поворот, рассмотренный ранее, является в то же время трехмерным поворотом вокруг оси Z . В трехмерном пространстве поворот вокруг оси Z описывается матрицей
Rz()= |
Матрица поворота вокруг оси X имеет вид
Rx()= |
Матрица поворота вокруг оси Y имеет вид
Ry()= |
Результатом произвольной последовательности поворотов вокруг осей x, y, z является матрица
A= |
Подматрицу 3´3 называют ортогональной, так как ее столбцы являются взаимно ортогональными единичными векторами.
Матрицы поворота сохраняют длину и углы, а матрицы масштабирования и сдвига нет.
[1] Линейное преобразование трансформирует исходную линейную комбинацию векторов в некоторую линейную их комбинацию.
Назад | Оглавление | Домой | Далее