Назад | Оглавление | Домой | Далее
Каждую из проекций можно описать матрицей 4´4. Этот способ оказывается удобным, поскольку появляется возможность объединить матрицу проецирования с матрицей преобразования.
Центральная (перспективная) проекция получается путем перспективного преобразования и проецирования на некоторую двухмерную плоскость «наблюдения». Перспективная проекция на плоскость Z = 0 обеспечивается преобразованием
[X Y Z H] = [x y z 1]* | = [x y 0 (rz+1)]. |
Рис. 3.14. Вычисление одноточечной перспективы
или
x* = | = |
; |
y* = | = |
; |
z* = | = |
, |
где
r = | . |
Центр проекции находится в точке с координатами (0,0,-k) (рис.3.14.), плоскость проецирования Z = 0. Соотношения между x, y и x*, y* остаются теми же самыми. Рассматривая подобные треугольники, получим, что
= | , или | x*= | ; |
аналогично
y* = | . |
Координаты x*, y* являются преобразованными координатами. В перспективном проектировании преобразованное пространство не является евклидовым, так как ортогональность осей не сохраняется. При k = ¥ получим аксонометрическое преобразование.
Аффинное преобразование есть комбинация линейных преобразований, сопровождаемых переносом.
Последний столбец в обобщенной матрице 4´4 должен быть равен, в этом случае H = 1.
Перспективному преобразованию может предшествовать произвольная последовательность аффинных преобразований. Таким образом, чтобы получить перспективные изображения из произвольной точки наблюдения вначале используют аффинные преобразования, позволяющие сформировать систему координат с осью Z вдоль желаемой линии визирования. Затем применяется перспективное преобразование.
Аналогично перспективное преобразование, когда картинная плоскость перпендикулярна оси Z и совпадает с плоскостью Z = 1/r. Центр проекции находится в центре координат:
[X Y Z H] = [x y z 1] * | = [x y z (rz+1)] — одноточечная перспектива (точка схода Z); |
— точка схода X. |
Двухточечная (угловая) перспектива. Для получения двухточечной перспективы в общей матрице преобразования устанавливают коэффициенты p и q:
(x', y', z', 1) = (x, y, z, 1) | =[x, y, 0, (px+qu+1)]; |
(x', y', z', 1) = | . |
Такое преобразование приводит к двум точкам схода. Одна расположена на оси X в точке (, 0, 0, 1), другая на оси Y в точке (0, , 0, 1).
Рассмотрим это преобразование на получение проекции единичного куба (рис. 3.15.).
Рис. 3.15. Единичный куб для получения двухточечной проекции
.
В результате получаем проекцию вида, представленного на рис. 3.16.
Рис. 3.16. Двухточечная проекция единичного куба
=[x y z (px+qy+rz+1)] — трехточечная (косая) перспектива. |
Для того чтобы создать диметрическую проекцию, необходимо выполнить следующее условие:
sin2φ=sin2θ/(1- sin2θ).
Одним способом выбора sinθ является сокращение оси Z в фиксированное число раз. При этом единичный вектор на оси Z, равный [0 0 1 1], преобразовывается к виду
[X Y Z H] = [sinφ -cosφ×sinθ cosφ×cosθ 1]
или x* = sinφ;
y*= - cosφ sinθ.
Таким образом, для диметрической проекции получаем
φ = 20,705°:
θ = 22,208°.
Для образования изометрической проекции нужно в одинаковое число раз сократить все три оси. Для этого необходимо, чтобы выполнялось условие
sin2φ=sin2θ/(1- sin2θ) и sin2φ=(1-2sin2θ)/(1- sin2θ).
Таким образом,
φ = 35,26439°;
θ = 45°.
Рассмотрим теперь косоугольную проекцию (рис. 3.17.), матрица может быть записана исходя из значений a и l.
Проекцией точки P(0,0,1) является точка P¢(l cosa, l sina, 0), принадлежащая плоскости xy. Направление проецирования совпадает с отрезком РР¢, проходящим через две эти точки. Это направление есть Р¢-Р = (l cosa, l sina, -1). Направление проецирования составляет угол b с плоскостью xy.
Теперь рассмотрим проекцию точки x, y, z и определим ее косоугольную проекцию (xp yp) на плоскости xy:
xp = x + z(l cosa);
yp = y + z(l sina).
Таким образом, матрица 4´4, которая выполняет эти действия и, следовательно, описывает косоугольную проекцию, имеет вид
Мкос= | . |
Рис. 3.17. Вычисление косоугольных проекций
Применение матрицы Мкос приводит к сдвигу и последующему проецированию объекта: плоскости с постоянной координатой z = z1 переносятся в направлении x на z1 l cosa и в направлении y на z1 l sina и затем проецируется на плоскость z = 0. Сдвиг сохраняет параллельность прямых, а также углы и расстояния в плоскостях, параллельных оси z.
Для проекции Кавалье l = 1, поэтому угол b = 45°. Для проекции Кабине l=½, а b = arctg(2) = 63,4°. В случае ортографической проекции l = 0 и b = 90°, поэтому матрица ортографического проецирования является частным случаем косоугольной проекции.
Назад | Оглавление | Домой | Далее